Определение №01-107/9181 определение об отложении рассмотрения дела № АО 11-05/16 от 3 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

Определение

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № АО 11-05/16

 

 

30 сентября 2016 года

 

 

№ 01-107/9181

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 11-05/16 по признакам нарушения Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Коммунистическая,  дом 8, государственным унитарным предприятием Республики Коми «Региональный Центр ценообразования в строительстве», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Куратова, дом 83, некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», место нахождения: город Москва, улица Строителей, дом 6, корпус 4, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены:

- Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой Республики Коми), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Коммунистическая,  дом 8;

- государственное унитарное предприятие Республики Коми «Региональный Центр ценообразования в строительстве» (далее – ГУП РК «РЦЦС»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Куратова, дом 83;

- некоммерческая организация «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее – НО «НАСИ»), место нахождения: город Москва, улица Строителей, дом 6, корпус 4.

Определением от 29.07.2016 № 01-107/7037 об отложении рассмотрения дела № АО 11-05/16 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено автономное учреждение Республики Коми «Управление государственной экспертизы Республики Коми» (далее – АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Ленина, дом 48.

По пункту 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утверждено  Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, в соответствии с которым:

7. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

28. Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.

30. Сметная документация, предусмотренная в пункте 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.

Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерациии от 08.06.2015 № 413/пр «Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников» утверждена Классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, в соответствии с которой территориальные сметные нормативы и индексы изменения сметной стоимости подразделяются на следующие виды:

3.1. Территориальные элементные сметные нормативы

3.1.1. Территориальные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции

3.1.2.Территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств

3.1.3. Территориальные сметные цены на оборудование

3.1.4. Территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства

3.1.5. Территориальные единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы

5. Индексы изменения сметной стоимости строительства:

5.1. Прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования

5.2. Индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индивидуальные индексы изменения сметной стоимости оборудования

Аналогичная классификация была также установлена ранее действовавшей Классификацией сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденной приказом Минрегиона России от 20.08.2009 № 353, и Классификацией сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденной Приказом Госстроя от 04.12.2012 № 76/ГС «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2010 № 1006 в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», были внесены изменения, согласно которым сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» утверждено Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (введенное в действие с 1 января 2010 г.), в соответствии с которым:

18. Предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

22. Организация по проведению проверки оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, если:

б) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии со сметными нормативами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов.

Постановлением Правительства Республики Коми от 13.11.2014 № 445 «О Министерстве архитектуры и строительства Республики Коми» было утверждено Положение о Министерстве архитектуры и строительства Республики Коми, действовавшее до 01.01.2016, в соответствии с которым:

9. Для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет следующие государственные функции:

17) обеспечивает разработку проектов нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Республике Коми, учитывающих региональные условия выполнения работ (территориальный сметный норматив), и представляет их в установленном порядке Правительству Республики Коми;

18) обеспечивает в установленном порядке мониторинг цен производителей и поставщиков строительных ресурсов, применяемых на территории Республики Коми, и представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информацию о стоимости строительных ресурсов на территории Республики Коми для включения в интерактивную информационно-справочную базу данных о стоимости основных (ценообразующих) строительных материалов, изделий, конструкций, механизмов и оборудования.

Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2015 № 574 «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми», вступившим в силу с 01.01.2016, утверждено Положение о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, в соответствии с которым:

1. Для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет следующие государственные функции, в том числе:

17) обеспечивает разработку проектов нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Республике Коми, учитывающих региональные условия выполнения работ (территориальный сметный норматив), и представляет их в установленном порядке Правительству Республики Коми;

17-1) представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информацию о стоимости строительных ресурсов на территории Республики Коми для включения в интерактивную информационно-справочную базу данных о стоимости основных (ценообразующих) строительных материалов, изделий, конструкций, механизмов и оборудования;

18) исполняет функции организатора проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, связанных со строительством, реконструкцией, техническим перевооружением (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства), капитальным ремонтом объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми;

19) организует проведение проверок достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности (кроме объектов, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии республиканскому бюджету Республики Коми (в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности), за исключением случая предоставления указанных субсидий в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий.

14. Министр в рамках своих полномочий:

12) издает на основании законодательства приказы, распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.

Территориальные сметные нормативы, подлежащие включению в Федеральный реестр сметных нормативов, разрабатываются в особом порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минрегион России, Госстрой, Минстрой России):

- в период с 13.06.2008 по 30.03.2013 действовал порядок, утвержденный Приказом Минрегиона России от 11.04.2008 № 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности» (далее - Порядок разработки нормативов от 11.04.2008);

- в период с 31.03.2013 по настоящее время действует порядок, утвержденный Приказом Госстроя от 04.12.2012 № 75/ГС «Об утверждении Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (далее - Порядок разработки нормативов от 04.12.2012).

Согласно пункту 27 Порядка разработки нормативов от 11.04.2008 территориальные сметные нормативы должны быть разработаны в соответствии с государственными сметными нормативами.

Согласно действующему Порядку разработки сметных нормативов от 04.12.2012 разработка проектов сметных нормативов осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами, внесенными в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, т.е. в том числе в соответствии с государственными сметными нормативами.

Согласно пункту 27 Порядка разработки нормативов от 11.04.2008 проекты территориальных и отраслевых сметных нормативов до их утверждения подлежат согласованию с Минрегионом России на предмет их соответствия утвержденным в установленном порядке государственным сметным нормативам.

Представление проектов территориальных сметных нормативов на согласование в Минрегион России могло осуществляться только органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 28).

Согласование нормативов осуществлялось Минрегионом России в форме проверки (экспертизы) на предмет соответствия государственным сметным нормативам (пункт 27), комплектности представленных материалов (пункт 15), правильности расчетных обоснований (пункт 15).

По итогам проверки (экспертизы) проектов территориальных сметных нормативов оформлялось экспертное заключение (положительное, отрицательное) (пункт 19).

В случае оформления положительного экспертного заключения Минрегион России вносил территориальные сметные нормативы в Реестр нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, действующих на территории Российской Федерации (пункт 34); в случае оформления отрицательного экспертного заключения – направлял заявителю уведомление об отказе во внесении нормативов в соответствующий реестр сметных нормативов (пункт 30).

Действующий Порядок разработки нормативов от 04.12.2012 содержит аналогичные положения. Вместе с тем, в указанном Порядке изменилась процедура предоставления проектов территориальных сметных нормативов на согласование в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), а именно – теперь проекты территориальных сметных нормативов на согласование может предоставить любое заинтересованное лицо.

В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (далее – Минархстрой Республики Коми) от 07.04.2014 № 138-ОД «О разработке и актуализации территориальных сметных нормативов» ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» был наделен полномочиями по разработке проектов нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Республике Коми.

В соответствии с Приказом Минстроя Республики Коми от 08.04.2016 № 197-ОД «О разработке и актуализации территориальных сметных нормативов», вступившем в силу с 01.05.2016, во исполнение подпункта 17 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2015 № 574, полномочиями по разработке проектов нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Республике Коми, учитывающих региональные условия выполнения работ (территориальный сметный норматив) наделено АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми»; приказ Минархстроя Республики Коми от 07.04.2014 № 138-ОД признан утратившим силу.

Правило о необходимости при составлении сметной документации на объекты, финансируемые за счет бюджетных средств, применять сметные нормативы, включенные в Федеральный реестр сметных нормативов, содержится в нормативных правовых актах Республики Коми в отношении расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 522 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми» утвержден Порядок проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми согласно приложению № 6, в соответствии с которым:

 1. Настоящий Порядок регулирует вопросы проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, связанных со строительством, реконструкцией, техническим перевооружением (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства), финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми (далее - проверка сметной стоимости).

17. Предметом проверки сметной стоимости являются изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, порядку определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен, утвержденному Министерством и размещенному в установленном порядке на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной (сметной) документацией.

22. Организация по проведению проверки оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, если:

2) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии со сметными нормативами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов, и с порядком определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен, утвержденным Министерством и размещенным в установленном порядке на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Минархстроя Республики Коми от 30.03.2015 № 71-ОД «Об утверждении Порядка определения стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен» утвержден Порядок определения стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен согласно приложению № 1, согласно которому:

4. Основанием для определения сметной стоимости работ в текущем уровне цен (расчетных индексов) является смета (акт выполненных работ), разработанная на основе территориальных сметных нормативов Республики Коми и государственных сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.

7. При расчете сметной стоимости работ в текущем уровне цен на территории Республики Коми могут применяться следующие методы определения стоимости работ:

7.1. Ресурсный;

7.2. Ресурсно-индексный;

7.3. Базисно-индексный.

8. Для осуществления расчетов сметной стоимости работ в текущем уровне цен методами, указанными в п. 7 Порядка, используется информация о стоимости ресурсов в текущем уровне цен и об индексах изменения стоимости строительно-монтажных работ (далее - База данных) для строительной зоны расположения объектов строительства, реконструкции и ремонта.

9. Формирование и реализация Базы данных возлагается на ГУП РК «РЦЦС» (пункт 9 в настоящей редакции действовал до 01.05.2016).

9. Формирование и реализация Базы данных возлагается на АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми» (пункт 9 в настоящей редакции действует с 01.05.2016).

10. Для определения стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в текущем уровне цен, финансируемых за счет бюджетных средств, доходов от платных услуг, а также в рамках государственно-частного партнерства, применение ресурсного или ресурсно-индексного методов является обязательным.

11. Ресурсный метод основан на калькулировании стоимости работ с использованием текущих цен на ресурсы, необходимые для реализации проектного решения. Применяемые для этого метода сметные нормативы:

11.1. Территориальные сметные нормативы Республики Коми, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов;

11.2. Государственные сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов.

12. Ресурсно-индексный метод основан на сочетании ресурсного метода с системой индексов:

12.1. На стоимость материально-технических ресурсов, по которым отсутствует информация о текущих ценах;

12.2. На стоимость прочих работ и затрат в составе сводного сметного расчета.

16. Базисно-индексный метод определения стоимости работ основан на использовании индексов к стоимости работ в базисном уровне цен.

16.1. Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ к ТЕР-2001 согласно письмам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) для 1 строительной зоны Республики Коми.

Применяются для укрупненных расчетов стоимости строительства, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере, формирования начальной (максимальной) цены при подготовке конкурсной документации для объектов капитального строительства 1 строительной зоны.

16.2. Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ к ТЕР-2001, для 5 строительных зон Республики Коми, разрабатываются ежеквартально ГУП РК «РЦЦС» (пункт 16.2 в настоящей редакции действовал до 01.05.2016).

16.2. Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ к ТЕР-2001, для 5 строительных зон Республики Коми, разрабатываются ежеквартально АУ РК «Управление государственной экспертизы Республики Коми» (пункт 16.2 в настоящей редакции действует с 01.05.2016).

По пункту 2 Приказа Минархстроя Республики Коми от 20.04.2011 № 115-ОД «О проведении проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми» сметная документация, направляемая заказчиками для проведения проверки на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми, должна быть составлена по рабочей документации в базисном и текущем уровнях цен ресурсным методом с использованием утвержденной территориальной сметно-нормативной базы, включенной в федеральный реестр сметных нормативов.

При составлении сметной документации в базисном уровне цен на объекты строительства, финансируемые за счет бюджетных средств, в обязательном порядке применяются сметные нормативы, включенные в Федеральный реестр сметных нормативов.

Территориальные сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости и средние сметные цены Республики Коми обязательны к применению, являются официальной информацией, поскольку служат для определения сметной стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств Российской Федерации и Республики Коми. Доступ к ним не должен быть ограничен.

Территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, утвержденные приказами Минархстроя Республики Коми в 2010-2011 годах, были размещены на сайте органа спустя год-полтора с даты их утверждения, изменения в территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, утвержденные приказом Минархстроя Республики Коми от 12.07.2011 № 191-ОД, были опубликованы спустя полгода с даты их утверждения,  изменения в территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, утвержденные приказом Минархстроя Республики Коми от 21.03.2012 № 94-ОД были размещены 18.07.2012. При этом файлы опубликованы с ограничением функции поиска по тексту, с дополнительным текстом поверх нормативов, препятствующим копированию текста.

Изменения в территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, внесенные в Федеральный реестр сметных нормативов приказом Госстроя от 07.11.2013 № 418/ГС, на сайте Минархстроя Республики Коми не опубликованы.

Индексы изменения сметной стоимости и средние сметные цены Республики Коми на сайте Минархстроя Республики Коми не размещены.

По информации Минстроя Республики Коми от 01.07.2016 № 17-18-08/2646 (вх. № 3408 от 05.07.2016) с 10.05.2015 по настоящее время на территории Республики Коми действуют территориальные сметные нормативы (ТСН РК), утвержденные приказом Минархстроя Республики Коми от 03.02.2015 № 27-ОД.

Указанные территориальные сметные нормативы, внесенные в Федеральный реестр сметных нормативов приказом Минстроя России от 31.12.2014 № 937/пр, были размещены 12.02.2015. При этом файлы опубликованы с ограничением функции поиска по тексту, с дополнительным текстом поверх нормативов, препятствующим копированию текста.

Из представленных материалов следует, что прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ утверждаются Минстроем Республики Коми, индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ согласовываются Минстроем Республики Коми; средние сметные цены не согласовываются и не утверждаются Минстроем Республики Коми.

Неразмещение информации, неактуальное ее опубликование с ограничением функции поиска по тексту, с дополнительным текстом поверх нормативов препятствующим копированию текста, может ограничивать возможность использования этих документов третьими лицами.

Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов) одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является  свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии со статьей 1 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов:

информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов установлено, что основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в том числе:

1) достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.

Согласно части 1 статьи 10 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанной нормы Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации издан приказ от 27.06.2013 № 149 «Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования» (далее – Приказ об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами в сети «Интернет»), по пункту 1 которого общедоступная информация, размещаемая государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) в форме открытых данных, должна иметь формат, допускающий ее автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного использования.

«Автоматизированная обработка данных включает в себя следующие операции, осуществляемые полностью или частично с помощью автоматизированных средств: хранение данных, осуществление логических и/или арифметических операций с этими данными, их изменение, уничтожение, поиск или распространение» (Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (ETS № 108). 

По пункту 2 Приказа об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами в сети «Интернет» общедоступная информация в форме открытых данных размещается на сайте в сети Интернет, в том числе на сайте государственного органа и органа местного самоуправления (далее - сайт), в формате CSV или XML либо в ином формате, позволяющем осуществлять автоматизированную обработку информации, который соответствует национальным и международным стандартам структурирования информации.

По пункту 9 Приказа об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами в сети «Интернет» государственный орган (орган местного самоуправления) обеспечивает условия свободного доступа пользователей к общедоступной информации, размещенной на специальной странице сайте в форме открытых данных.

Организация свободного доступа к общедоступной информации в форме открытых данных осуществляется в соответствии с требованиями:

б) пользование общедоступной информацией в форме открытых данных не может быть обусловлено требованием использования пользователями определенных веб-обозревателей или установки на технические средства пользователей специального программного обеспечения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Сметные нормативы являются составляющей (содержанием) сметных программ.

Источниками получения сметных нормативов для разработки строительной проектно-сметной документации, для разработки компьютерных программ по созданию строительной сметной документации являются органы власти, устанавливающие обязательность их применения. Обязательные к применению сметные нормативы должны размещаться органами власти в открытом доступе.

В рассматриваемом случае бездействие Минстроя Республики Коми в виде неразмещения на своем официальном сайте в установленном порядке территориальных сметных нормативов содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что это могло повлечь за собой ограничение возможности свободного использования данной информации третьими лицами и, как следствие, ограничение конкуренции на товарных рынках компьютерных программ по созданию строительной сметной документации; разработки  строительной проектно-сметной документации.

В материалах дела отсутствуют доказательства о размещении в установленном порядке территориальных сметных нормативов и предоставления уполномоченным органом – Минстроем Республики Коми (ранее Минархстроем Республики Коми) свободного доступа к территориальным сметным нормативам для неограниченного круга лиц.

С 05.01.2016 в Закон о защите конкуренции Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения.

Частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает  органу государственной власти субъекта Российской Федерации предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно части 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Данное дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции. Признаки нарушения  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции на момент возбуждения дела № АО 11-05/16 в действиях (бездействии) Минстроя Республики Коми не усматривались.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

При таких обстоятельствах, во избежание ухудшения положения ответчика (лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности) в адрес Минстроя Республики Коми необходимо выдать предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем размещения на своем официальном сайте в сети «Интернет» действующих на дату выдачи предупреждения территориальных сметных нормативов и утвержденных Минстроем Республики Коми прогнозных индексов изменения сметной стоимости за 1, 2 кварталы 2016 года (подлежащих применению для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Республике Коми) в соответствии с требованиями Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и Приказом об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами в сети «Интернет», в форме открытых данных, обеспечивающих свободный к ним доступ пользователей, без взимания платы, в формате, позволяющем осуществлять автоматизированную обработку информации: просмотр, чтение, поиск, копирование произвольных фрагментов текста, сохранение, печать, в формате, позволяющем после сохранения файла (файлов) осуществлять автоматизированную обработку информации, просмотр, чтение, поиск, копирование, печать.

В связи с изложенным, рассмотрение дела № АО 11-05/16 необходимо отложить.

В соответствии с частями 1.1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия определила:

  1. Отложить рассмотрение дела № АО 11-05/16.
  2. Выдать Минстрою Республики Коми предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
    1. Назначить рассмотрение дела № АО 11-05/16 на 16.11.2016 в 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.

4. Лица, участвующие в деле, в срок до 11.11.2016 вправе представить в адрес Коми УФАС России материалы, письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                     <…>

 

       <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны