Решение №01-107/934 решение по делу № АО 08-07/18 (АМР Печора) от 11 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 февраля 2019 года

 

В полном объеме решение изготовлено 11 февраля 2019 года

 

        г. Сыктывкар

 

                                           
                                          

№ 01-107/934

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 08-07/18 по признакам нарушения Администрацией муниципального района «Печора» (далее – Администрация МР «Печора»), место нахождения: Республика Коми, город Печора, улица Ленинградская, дом 15, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в определении рабочего места ведущего эксперта по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства администрации МР «Печора» в здании по адресу: Республика Коми, город Печора, Печорский проспект, дом 12а, в котором располагается МУП «Ритуал»,  осуществляющий деятельность в сфере организации похорон и предоставления связанных с ними услуг,  ритуальных услуг, что могло обеспечить данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичные услуги в границах ГП «Печора»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № АО 08-07/18 возбуждено по результатам рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя <…>, поступившего с сайта Федеральной антимонопольной службы, а также из Отдела обращений граждан Управления обращений граждан Администрации Главы Республики Коми, в отношении Администрации муниципального района «Печора» (далее – Администрация МР «Печора»), касающегося создания для МУП «Ритуал» преимущественных условий деятельности на рынке ритуальных услуг в границах городского поселения «Печора» (далее – ГП «Печора»), и после невыполнения  Администрацией МР «Печора» предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация МР «Печора», место нахождения: Республика Коми, город Печора, улица Ленинградская, дом 15.

К участию в деле в качестве заявителя привлечен индивидуальный предприниматель <…>.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП Ритуал», место нахождения: Республика Коми, город Печора, Печорский проспект, дом 12а.

Решением Совета ГП «Печора» от 12.05.2017 № 4-6/27 «Об организации ритуальных услуг и содержания мест погребения на территории муниципального образования городского поселения «Печора» (далее – решение Совета ГП «Печора» от 12.05.2017) были утверждены:

1)Положение об организации ритуальных услуг и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования городского поселения «Печора» (далее – Положение об организации ритуальных услуг);

2)Порядок содержания мест погребения на территории муниципального образования городского поселения «Печора» (далее - Порядок содержания мест погребения).

Согласно Положению об организации ритуальных услуг и Порядку содержания мест погребения в редакции, действовавшей до 28.12.2017, общественные кладбища г. Печора находись в ведении МУП «Ритуал», места для захоронений выделял данный хозяйствующий субъект.

В действиях Совета ГП «Печора» по принятию некоторых пунктов Положения об организации ритуальных услуг и Порядка содержания мест погребения были установлены признаки нарушения частей 3, 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Совета ГП «Печора» выдано предупреждение от 07.09.2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем исключения из Положения об организации ритуальных услуг и Порядка содержания мест погребения спорных положений.

О выдаче предупреждения была проинформирована также Администрация МР «Печора».

Предупреждение Советом ГП «Печора» выполнено.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14, пункту 17 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района относится организация ритуальных услуг.

Согласно части 4 статьи 37 Устава МР «Печора» в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального района исполняет полномочия администрации городского поселения «Печора».

Согласно внесенным изменениям в решение Совета ГП «Печора» от 12.05.2017 функции по выделению мест под захоронение в соответствии с действующим законодательством переданы от МУП «Ритуал» органу местного самоуправления - Администрации МР «Печора».

Согласно представленной Советом ГП «Печора» информации решение Совета ГП «Печора» № 4-10/47 от 25.12.2017, на основании которого в Положение об организации ритуальных услуг и Порядок содержания мест погребения внесены соответствующие изменения, вступило в силу с 28.12.2017.

Индивидуальный предприниматель <…> указывал, что несмотря на принятый акт, для МУП «Ритуал» по-прежнему созданы преимущественные условия деятельности в настоящее время со стороны Администрации МР «Печора».

После невыполнения Администрацией  МР «Печора» предупреждения Коми УФАС России от 17.05.2018 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено настоящее дело № АО 08-07/18.

Согласно части 2 стати 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются, в том числе:

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

8) создание дискриминационных условий.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции:

1) товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

7) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

8) дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

17) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно  Административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Выделение земельного участка на кладбище для захоронения", утвержденному постановлением Администрации МР «Печора» от 30.03.2018 № 303:

1.2. Заявителями являются физические лица: супруг, близкие родственники, иные родственники либо законный представитель умершего, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

2.2. Предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией муниципального района "Печора", через ведущего эксперта по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального района "Печора".

2.3. Результатом предоставления муниципальной услуги является:

- выделение земельного участка на кладбище для захоронения (удостоверение о месте захоронения, далее - решение о предоставлении муниципальной услуги), уведомление о предоставлении муниципальной услуги;

- решение об отказе в выделении земельного участка на кладбище для захоронения (далее - решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги); уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

2.4. Общий срок предоставления муниципальной услуги составляет 1 рабочий день, исчисляемый со дня регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги ведущим экспертом по организации похоронного дела.

По пункту 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выделение земельного участка на кладбище для захоронения», утвержденного постановлением администрации муниципального района «Печора» от 30.03.2018 № 303, документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, предоставляются заявителем следующим способом:

- лично (по адресу: Печорский проспект, д. 12 "а", Печора, Республика Коми, 169600).

Рабочее место ведущего эксперта по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства Администрации МР «Печора» располагается в здании, занимаемом МУП «Ритуал», по адресу: Республика Коми, г. Печора, Печорский проспект, д. 12 А.

Отдел городского хозяйства и благоустройства располагается в  Администрации МР «Печора» по адресу: Республика Коми, г. Печора, улица Ленинградская, д. 15.

Из материалов заявления следует, что на здании имеется вывеска: «Ведущий эксперт по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства администрации МР «Печора» под вывеской: «МУП «Ритуал» Организация похорон и связанных с ними услуг».

Администрацией МР «Печора» представлена следующая позиция по делу.

Здание по адресу: Республика Коми, г. Печора, Печорский проспект, дом 12а, находится в муниципальной собственности. МУП «Ритуал» владеет данным зданием на праве хозяйственного ведения. Орган местного самоуправления вправе свободно распоряжаться муниципальным имуществом по своему усмотрению.

Ведущий эксперт по организации похоронного дела в данном здании располагается на основании заключенного договора безвозмездного пользования между Администрацией МР «Печора» и МУП «Ритуал» от 13.06.2018 (договор распространяет свое действие на отношения, возникшие с 24.04.2018).

Администрация МР «Печора» пояснила, что расположение ведущего эксперта по организации похоронного дела в здании по адресу: Печорский проспект, д. 12 «а», связано с целесообразностью, оперативностью и удобством предоставления населению муниципальной услуги (рядом располагается морг).

Также, Администрацией МР «Печора» указано, что в г. Печора имеется хозяйствующий субъект – ООО «Вечность», осуществляющий свою деятельность также на товарном рынке ритуальных услуг. Расположение его объекта является более выгодным по сравнению с МУП «Ритуал» и может привлечь большее количество потенциальных потребителей. Объект ООО «Вечность» располагается в непосредственной близости к городскому моргу, где родственники умершего получают тело и справку о смерти.

В здании по адресу: Республика Коми, г. Печора, Печорский проспект, дом 12а, располагается МУП «Ритуал», ведущий эксперт по организации похоронного дела,  также флюорографическая лаборатория. Объекты и ведущий эксперт располагаются в отдельных помещениях с отдельными входами с улицы, маршруты следования к ним не пересекаются.

В материалы дела представлены снимки г. Печора со спутника, на которых указаны здание, в котором располагается МУП «Ритуал», обозначены входы в здание в МУП «Ритуал», в  флюорографическую лабораторию, к ведущему эксперту  по организации похоронного дела; здание морга; объект, находящийся во владении (пользовании) ООО «Вечность»; иные объекты медицинского назначения. На снимках видно расположение объектов относительно друг друга.

Также Администрация МР «Печора» указывает, что родственники умерших или иные лица, взявшие на себя обязанности по погребению, обращаются к  ведущему эксперту  по организации похоронного дела за выделением земельного участка после того, как ими выбрана организация, которой будут предоставлены ритуальные услуги. Заявители уведомляют ведущего эксперта  по организации похоронного дела о дате захоронения и организации, в которой они оформили заказ на подготовку могилы.

МУП «Ритуал» также отмечает на отдельный вход к ведущему эксперту  по организации похоронного дела в здании. Расположение в одном здании с МУП «Ритуал» такого специалиста, по мнению МУП «Ритуал», не создает ему преимущественные условия деятельности на товарном рынке ритуальных услуг, не ограничивает права потребителей по выбору организации при заказе услуг по погребению. Также отмечено о более выгодном месторасположении объекта, принадлежащего (либо находящегося в пользовании) ООО «Вечность».

Коми УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела проведен опрос хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг (товарном рынке ритуальных услуг)  в границах города Печора.

У территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми запрошена письменная информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, с местом нахождения, местом жительства на территории города Печора, заявивших при государственной регистрации следующий вид деятельности (в качестве основного и (или) дополнительного вида деятельности):  организация похорон и предоставление связанных с ними услуг – код ОКВЭД 96.03 по ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми такая информация представлена о следующих хозяйствующих субъектах:

МУП «Ритуал», г. Печора, Печорский проспект, дом 12а,

ООО «Вечность», г. Печора, ул. Строительная, дом 20, квартира 75,

ООО «Пратоптер», г. Печора, улица Комсомольская, дом 25, квартира 116,

ООО «Фарн», г. Печора», улица Гагарина, дом 35, кв. 51-55,

индивидуальный предприниматель <…>,

индивидуальный предприниматель <…>,

индивидуальный предприниматель <…>,

индивидуальный предприниматель  <…>,

индивидуальный предприниматель <…>.

В адрес данных хозяйствующих субъектов направлены опросные листы по исследованию их деятельности по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг (деятельности по предоставлению ритуальных услуг) на территории города Печора с перечнем вопросов (информация запрошена за 2017 год, за период с 01.01.2018 по 30.06.2018).

Также у данных лиц запрашивалась информация об известных им организациях, оказывающих аналогичные услуги по организации похорон и предоставления связанных с ними услуг (ритуальные услуги) в городе Печора. 

Одним из хозяйствующих субъектов представлена информация об индивидуальном предпринимателе <…>. В ее адрес также направлен опросный лист.

Хозяйствующие субъекты, представившие информацию, оказывают следующие услуги: по изготовлению предметов похоронного назначения - изготовление памятников, венков, услуги по захоронению, проведение обряда прощания.

Из барьеров входа на товарный рынок отмечены:

- экономические ограничения в виде транспортных ограничений; при этом, указано, что барьер является преодолимым; экономические ограничения в виде необходимости осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе: препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений; условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд; барьер являются не преодолимым;

- наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе: создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка; барьер являются не преодолимым.

У хозяйствующих субъектов запрошена информация о том, является ли расположение ведущего эксперта по организации похоронного дела Администрации МР «Печора» в одном здании с МУП «Ритуал» выгодным для МУП «Ритуал» по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том же товарном рынке, ведет ли это к увеличению для МУП «Ритуал» объемов продаж своих товаров, работ, услуг на товарном рынке  деятельности по организации похорон и представлению связанных с ними услуг. Необходимо было обосновать свой ответ.

Некоторые хозяйствующие субъекты, представившие информацию, ответили положительно, т.е. посчитали, что расположение ведущего эксперта по организации похоронного дела Администрации МР «Печора» в одном здании с МУП «Ритуал» является выгодным для МУП «Ритуал» по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том же товарном рынке.

Отмечено, что специалист Администрации МР «Печора» направляет родственников умерших в МУП «Ритуал». Указанное лишает других участников рынка получать заказы на оказание ритуальных услуг.

У Администрации МР «Печора», МУП «Ритуал» запрошены сведения о количестве выделенных земельных участках на кладбищах г. Печора для захоронения в 2017 году, первом полугодии 2018 года за период с начала оказания данной услуги  Администрацией МР «Печора», количестве захоронений, произведенных МУП «Ритуал».

Представлены следующие сведения – в 2017 году выделено 529 участков для захоронений, захоронения осуществлены МУП «Ритуал», в период с 26.02.2018 по 30.06.2018 выделено 180 земельных участков на кладбищах, 169 захоронений осуществлено МУП «Ритуал», 11 – индивидуальным предпринимателем <…>.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, собранные по настоящему делу материалы бесспорно не свидетельствуют о том, что расположение в здании МУП «Ритуал» ведущего эксперта по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства администрации МР «Печора» препятствует в осуществлении деятельности другим хозяйствующим субъектам.

Сам по себе факт размещения специалиста Администрации МР «Печора» в здании, в котором располагается также МУП «Ритуал», не подтверждает того, что для предприятия созданы преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере ритуальных услуг, поскольку не выявлено фактов прямого препятствования потребителям в выборе организации, оказывающей ритуальные услуги. Действий со стороны Администрации МР «Печора» на ограничение в доступе на рынок других хозяйствующих субъектов и осуществления ими деятельности в области похоронного дела в ходе рассмотрения дела № АО 08-07/18 не установлено.

В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что размещение специалиста Администрации МР «Печора» в одном здании с МУП «Ритуал» привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке ритуальных услуг, росту или снижению цены на ритуальные услуги, привело к отказу хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, создало возможность  для МУП «Ритуал» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», при определении рабочего места ведущего эксперта по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства администрации МР «Печора» в здании по адресу: Республика Коми, город Печора, Печорский проспект, дом 12а, в котором располагается МУП «Ритуал»,  установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2017 по 30.06.2018.

2. Продуктовые границы товарного рынка - услуги по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 96.03).

3. Географические границы товарного рынка – административные границы городского поселения «Печора».

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий – создание преимущественных условий деятельности для МУП «Ритуал», недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рассматриваемом товарном рынке не установлено.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, с учетом собранных материалов нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых действиях Администрации МР «Печора» не подтвердилось.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № АО 08-07/18 в отношении Администрации МР «Печора» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

                                  

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны