Решение №01-107/9940 заключение об обстоятельствах дела № АО 31-12/16 от 19 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № АО 31-12/16

 

 

18 октября 2017 года

 

 

 

                         № 01-107/9940                 
                                           г. Сыктывкар

 

 

Администрация МО ГО «Воркута»

 

Центральная пл., д. 7, г. Воркута, Республика Коми, 169900

 

<…>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 31-12/16, возбужденное по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Воркута», место нахождения: Республика Коми, город Воркута, Центральная площадь, дом 7, Комитетом по  управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа МО ГО «Воркута», место нахождения: Республика Коми, город Воркута, Центральная площадь, дом 7, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка проведения аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества,

в отсутствии на заседании Комиссии представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела,

руководствуя статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом к возбуждению настоящего дела послужили поступившие в Коми УФАС России из Федеральной антимонопольной службы материалы (исх. №РП/63712/16 от 14.09.2016, вх. №4788 от 21.09.2016) для проведения проверки фактов, изложенных в заявлении <…> от 25.08.2016, на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона по лоту №6 на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» (извещение №100616/0103974/01 на сайте www.torgi.gov.ru в сети «Интернет») (далее – аукцион).

Согласно информации, изложенной в письме Федеральной антимонопольной службы, при проведении аукциона по лоту № 6 усматриваются факты нарушения Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 (далее – Правила  проведения конкурсов или аукционов, Правила), в части подачи предложений о цене договора, увеличенной более чем на «шаг аукциона» по сравнению с предыдущим предложением о цене договора.

На основании приказа от 20.11.2016 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело № АО 31-12/16 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Воркута», Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве заявителя привлечен <…>.

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Администрация МО ГО «Воркута»), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, Центральная площадь, дом 7, Комитет по  управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута», Комитет), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, Центральная площадь, дом 7.

Определением от 26.01.2017 о приостановлении рассмотрения дела № АО 31-12/16 рассмотрение соответствующего дела было приостановлено до принятия Коми УФАС России решения по антимонопольному делу № А 09-11/16.

Определением от 31.08.2017 о возобновлении рассмотрения дела № АО 31-12/16 рассмотрение соответствующего дела было возобновлено.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закона об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В статье 11 Устава МО ГО «Воркута» содержатся аналогичные положения.

Частью 1 статьи 51 определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной нормой.

Согласно части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Такой порядок определен Правилами проведения конкурсов или аукционов, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы № 67 от 10.02.2010.

По пункту 4 Правил организатором конкурсов или аукционов являются:

- при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», - собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее - собственник), или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

По пункту 5 Правил организатор конкурса или аукциона вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций. При этом создание комиссии по проведению конкурсов или аукционов, определение начальной (минимальной) цены договора, предмета и существенных условий договора, утверждение проекта договора, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий конкурсов или аукционов и их изменение, а также подписание договора осуществляются организатором конкурса или аукциона.

По пункту 6 Правил специализированная организация осуществляет указанные в пункте 5 настоящих Правил функции от имени организатора конкурса или аукциона. При этом права и обязанности возникают у организатора конкурса или аукциона.

По пункту 137 Правил аукцион проводится организатором аукциона в присутствии членов аукционной комиссии и участников аукциона (их представителей).

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 26.04.2013 № 255 «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута», в соответствии с которым:

5.1. Администрация МО ГО «Воркута»:

18) выступает организатором проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества, за исключением случаев, установленных настоящим положением.

6.1. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута»:

6) проводит конкурсы или аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества, за исключением случаев, установленных настоящим положением.

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 14.03.2013 № 228 «Об утверждении положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута», в соответствии с которым, в редакции, действующей в период проведения аукциона:

1.4. Комитет является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Коми, бланки с изображением Государственного герба Республики Коми и со своим наименованием на русском и коми языках, иные печати и штампы, бланки, счета, открываемые в установленном законодательством порядке.

3. В целях выполнения возложенных задач Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО «Воркута», в том числе:

3.2.11. в соответствии с делегированными полномочиями проводит торги на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества, входящего в состав казны МО ГО «Воркута», а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании постановления главы МО ГО «Воркута» от 09.11.2010 № 1431 «О проведении торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, создании постоянно действующей комиссии по их проведению» (далее – постановление № 1431 от 09.11.2010) создана единая постоянно-действующая комиссия по проведению конкурсов (аукционов) на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества при администрации МО ГО «Воркута» (далее также единая комиссия).

Согласно пункту 1 статьи 44 Устава МО ГО «Воркута» в редакции, действующей на дату принятия указанного постановления, глава городского округа являлся руководителем администрации городского округа.

В связи с этим, постановление № 1431 от 09.11.2010 принято Администрацией МО ГО «Воркута», единая комиссия создана Администрацией МО ГО «Воркута».

По пункту 6 постановления № 1431 от 09.11.2010 единой комиссии поручено определение начальной цены договора, предмета, существенных условий договора, утверждение документации об аукционе, определение условий аукционов.

Согласно порядку работы единой комиссии, утвержденному постановлением № 1431 от 09.11.2010, единая комиссия проводит торги на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, находящегося в собственности МО ГО «Воркута».

По пункту 4 постановления № 1431 от 09.11.2010 в редакции постановления Администрации МО ГО «Воркута» № 2783 от 15.08.2013 «О внесение изменений в постановление главы администрации МО ГО «Воркута» № 1431 от 09.11.2010», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» поручено выступать в качестве специализированной организации для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов – разработке конкурсной документации, документации об аукционе.

Документация для проведения аукциона № 179 с открытой формой подачи предложений по цене на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа «Воркута», утверждена решением единой комиссии от 10.06.2016 (протокол № 504) (далее – документация об аукционе).

Извещение о проведение аукциона, документация об аукционе размещены на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» 10.06.2016.

Согласно извещению о проведении аукциона, документации об аукционе организатор аукциона - Администрация МО ГО «Воркута»; согласно конкурсной документации Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» - специализированная организация по проведению аукциона.

Таким образом, именно Администрация МО ГО «Воркута» явилась организатором аукциона. В связи с этим, ответчиком по настоящему делу является только Администрация МО ГО «Воркута».

В  соответствии  с  частью  3 статьи 42 Закона о защите конкуренции Комиссия вынесла определение от 18.10.2017 о прекращении участия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» в рассмотрении дела, копия которого направлена лицам, привлеченным к участию в рассмотрении дела № АО 31-12/16.

Согласно пункту 2 извещения о проведении аукциона (приложение №4 к документации об аукционе) предмет аукциона по лоту № 6 - нежилое встроенное помещение, 1 этаж, номера на поэтажном плане: 1-15, общей площадью 101,9 кв.м, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 8 (далее – муниципальное имущество), целевое назначение: организация розничной торговли, срок договора – 5 лет, начальная (минимальная) цена договора (цена лота) - 4972,72 рублей.

В соответствии с таблицей, представленной в разделе №1 документации об аукционе, а также пунктом 5 раздела 10 документации об аукционе, «шаг аукциона» установлен в размере пяти процентов начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона.

Согласно пункту 4 документации об аукционе аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на «шаг аукциона».

Пунктом 6 документации об аукционе установлен порядок проведения аукциона:

1) аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует явившихся на аукцион участников аукциона (их представителей). В случае проведения аукциона по нескольким лотам аукционная комиссия перед началом каждого лота регистрирует явившихся на аукцион участников аукциона, подавших заявки в отношении такого лота (их представителей). При регистрации участникам аукциона (их представителям) выдаются пронумерованные карточки (далее - карточки);

2) аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона (лота), номера лота (в случае проведения аукциона по нескольким лотам), предмета договора, начальной (минимальной) цены договора (лота), «шага аукциона», после чего аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене договора;

3) участник аукциона после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с «шагом аукциона»  поднимает карточку в случае если он согласен заключить договор по объявленной цене;

4) аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с «шагом аукциона», а также новую цену договора, увеличенную в соответствии с «шагом аукциона» и «шаг аукциона», в соответствии с которым повышается цена;

5) если после троекратного объявления аукционистом цены договора ни один участник аукциона не поднял карточку, участник аукциона, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший организатора аукциона о желании заключить договор (далее - действующий правообладатель), вправе заявить о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора;

6) если действующий правообладатель воспользовался правом, предусмотренным подпунктом 5 , аукционист вновь предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене договора, после чего, в случае если такие предложения были сделаны и после троекратного объявления аукционистом цены договора ни один участник аукциона не поднял карточку, действующий правообладатель вправе снова заявить о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора;

7) аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом последнего предложения о цене договора или после заявления действующего правообладателя о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене договора, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора.

Указанные положения документации об аукционе согласуются с Правилами  проведения конкурсов или аукционов, а именно:

- пункт 138: аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на «шаг аукциона».

- пункт 139: «шаг аукциона» устанавливается в размере пяти процентов начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене договора ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более высокую цену договора, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (цены лота).

- подпункт 2 пункта 141: аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона (лота), номера лота (в случае проведения аукциона по нескольким лотам), предмета договора, начальной (минимальной) цены договора (лота), «шага аукциона», после чего аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене договора;

- подпункт 3 пункта 141: участник аукциона после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с «шагом аукциона» в порядке, установленном пунктом 139 настоящих Правил, поднимает карточку в случае если он согласен заключить договор по объявленной цене;

- подпункт 4 пункта 141: аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с «шагом аукциона», а также новую цену договора, увеличенную в соответствии с «шагом аукциона» в порядке, установленном пунктом 139 настоящих Правил, и «шаг аукциона», в соответствии с которым повышается цена;

- подпункт 5 пункта 141: если после троекратного объявления аукционистом цены договора ни один участник аукциона не поднял карточку, участник аукциона, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший организатора аукциона о желании заключить договор (далее - действующий правообладатель), вправе заявить о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора;

- подпункт 6 пункта 141: если действующий правообладатель воспользовался правом, предусмотренным подпунктом 5 пункта 141 настоящих Правил, аукционист вновь предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене договора, после чего, в случае если такие предложения были сделаны и после троекратного объявления аукционистом цены договора ни один участник аукциона не поднял карточку, действующий правообладатель вправе снова заявить о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора;

- подпункт 7 пункта 141: аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом последнего предложения о цене договора или после заявления действующего правообладателя о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене договора, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора.

По пункту 142 Правил победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора.

Таким образом, исходя из требований документации об аукционе и Правил проведения конкурсов или аукционов при проведении аукциона повышение цены должно осуществляться аукционистом последовательно в размере «шага аукциона», установленного пунктом 5 раздела 10 документации об аукционе, в соответствии с пунктами 138, 139, 141 Правил  проведения конкурсов или аукционов.

В соответствии с пунктом 2 решения, оформленного протоколом № 512 от 04.07.2016 заседания единой постоянно-действующей комиссии по проведению конкурсов (аукционов) на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества при администрации муниципального образования городского округа «Воркута», участниками аукциона по лоту № 6 были признаны: ООО «Компмастер», ООО «Город», ООО «КапиталЪ», ООО «СеверКапСтрой», ООО «ПартнерАвто».

Согласно пункту 3 протокола № 513 от 05.07.2016 заседания единой постоянно-действующей комиссии по проведению конкурсов (аукционов) на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества при Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Протокол №513), шаг аукциона составил 248,64  рублей, 5% от начальной (минимальной) цены договора.

Из Протокола №513 следует, что секретарь комиссии объявила о начале  проведения аукциона  по лоту № 6  и огласила следующие сведения:

  1. Предмет договора: Нежилое встроенное помещение,  1 этаж, номера на поэтажном плане: 1-15,  общей площадью 101,9 кв.м, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 8. Целевое назначение: организация розничной торговли.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  2. Начальная цена лота:  4972,72 руб.
  3. Шаг Аукциона: 248,64  руб. (5%) от начальной (минимальной) цены договора.

Секретарь комиссии предложила участникам аукциона заявить свои предложения о цене договора.

Из аудиозаписи аукциона, предоставленной Администрацией МО ГО  «Воркута» следует:

Объявлены претенденты, допущенные к участию в аукционе по лоту № 6; перечень зарегистрированных участников аукциона и номера выданных карточек:

Карточка № 1 выдана ООО «Компмастер»

Карточка № 2 – ООО «Город»

Карточка № 3 – ООО «КапиталЪ»

Карточка № 4 – ООО «СеверКапСтрой»

Карточка № 5 - ООО «ПартнерАвто».

Далее секретарь комиссии объявила о начале  проведения аукциона  по лоту № 6  и огласила: предмет договора, начальную цену лота - 4972,72 руб., шаг аукциона: 248,64  руб., стартовую цену – 5221, 36 руб.

Затем секретарь комиссии спросила участников, кто готов заключить договор по цене, не успев назвать цену, сообщила, что с ценой согласились все участники, сообщила, что первым поднял карточку участник № 2, назвала цену 5221, 36 руб.

Далее секретарь комиссии собиралась объявить следующую цену, однако, один из участников перебил ее и предложил цену 6000 руб. Секретарь комиссии объявила, что участник № 3 предложил цену 6000 руб. Другой участник предложил цену 7000 руб. Секретарь комиссии объявила, что участник № 4 предложил цену 7000 руб.

Затем другой участник предложил цену 9000 руб. Однако, кем-то из членов комиссии было сообщено ему, что карточку нужно поднимать после объявления секретарем последнего предложения.

Секретарь снова объявила, что участник № 4 предложил цену 7000 руб.

Далее кем-то из участников названа цена, которую расслышать на аудиозаписи не представляется возможным. Секретарь объявила, что участник № 5 предложил цену 80000 руб.

Секретарь комиссии спросила участников о желании заявлять следующую цену, затем троекратно повторила цену 80000 руб.

Впоследствии секретарь комиссии сообщила, что после троекратного объявления предложенной цены договора ни один из участников не поднял карточку; в ходе проведения аукциона цена, предложенная участником № 5, составила 80000 руб., предпоследнее предложение о цене договора внесено участником № 4 и составило 7000 руб.; объявила об окончании аукциона по лоту № 6; сообщила, что по итогам аукциона цена договора по лоту № 6, предложенная участником № 5 ООО «ПартнерАвто», составила 80000 руб., предложила комиссии признать победителем ООО «ПартнерАвто».

Затем сообщила, что комиссия единогласно приняла решение о признании ООО «ПартнерАвто» победителем аукциона по лоту № 6.

Таким образом, исследование аудиозаписи показало, что аукцион в нарушении требований пункта 138 Правил, пункта 4 документации об аукционе проводился единой комиссией путем повышения начальной цены не на «шаг аукциона».

Аукционист в нарушение требований подпункта 4 пункта 141 Правил, подпункта 4 пункта 6 документации после объявления начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с «шагом аукциона», не назвала новую цену договора, увеличенную в соответствии с «шагом аукциона».

Участники аукциона повышали начальную цену не на «шаг аукциона», а по своему усмотрению, вопреки установленным требованиям документации об аукционе и Правил  проведения конкурсов или аукционов.

Предпоследнее предложение о цене лота сделано участником ООО «СеверКапСтрой» в размере 7000 рублей. Победителем конкурса по лоту № 6 признано ООО «ПартнерАвто», повысившее начальную цену торгов сразу более чем на 301 «шаг аукциона» до 80000 рублей, а после предыдущего предложения о цене более чем на 293 «шага аукциона».

Такие действия ООО «СеверКапСтрой» и ООО «ПартнерАвто» стали возможными вследствие проведения организатором аукциона с нарушением пункта 138, подпункта 4 пункта 141 Правил.

ООО «ПартнерАвто» был объявлен победителем аукциона, однако впоследствии от заключения договора аренды отказался. В связи с чем, в соответствии с пунктом 7 раздела 11 документации об аукционе, пунктом 97  Правил  проведения конкурсов или аукционов договор мог быть заключен с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене, а именно с ООО «СеверКапСтрой».

Правилами установлено последовательное повышение аукционистом начальной цены торгов на величину, равную величине «шага аукциона», и ценовое предложение, многократно превышающее «шаг аукциона», не предусмотрено Правилами проведения конкурсов или аукционов.

На основании приказа Коми УФАС России от 28.11.2016 № 279 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело № А 09-11/16 по признакам нарушения ООО «ПартнерАвто», адрес места нахождения: 169906, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 32А, кв. 3 (ИНН 1103013765), ООО «СеверКапСтрой», адрес места нахождения: 169906, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 32А, кв. 3 (ИНН 1103012747), пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством участия в соглашении, которое могло привести к поддержанию цен на торгах при проведении Администрацией МО ГО «Воркута» аукциона (по лоту № 6).

В ходе рассмотрения дела № А 09-11/16, решение по которому изготовлено в полном объеме 17.08.2017 и до настоящего времени не обжаловано, установлено, что в действиях ООО «ПартнерАвто» и ООО «СеверКапСтрой» при участии в открытом аукционе имеет место заключение антиконкурентного соглашения в устной форме, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на торгах.

Заключение и участие ООО «ПартнерАвто» и ООО «СеверКапСтрой» в соглашении преследовало конкретную цель - получение по результатам проведенного аукциона права аренды муниципального имущества по минимально возможной цене, а именно при условии отсутствия конкурентной борьбы со стороны других участников торгов – ООО «Компмастер», ООО «Город», ООО «Капиталъ».

Отличительной особенностью процедуры проведения открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о цене, как и любых торгов, является конкуренция их участников.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 09-11/16 выяснялся вопрос о том, почему другие участники рассматриваемого аукциона   по лоту № 6 в период его проведения  предложили только одно   ценовое предложение.

Согласно письменным пояснениям ООО «КапиталЪ» исх. от 06.02.2017 (вх. № 713 от 10.02.2017), пауза между объявлением ценовых предложений ООО «СеверКапСтрой» (7000 рублей) и ООО «ПартнерАвто» (80 000 рублей) была слишком  коротка  для подачи Обществом предложения  в размере, превышающем  7000 рублей на шаг аукциона. Совершать ценовое предложение, превышающее 80 000 рублей, ООО «КапиталЪ» посчитало экономически не  целесообразным, и вследствие чего Общество в дальнейшем отказалось от участия в торгах.

Согласно  письменным пояснениям ООО «Компмастер» исх. от 07.02.2017 (вх. № 712 от 10.02.2017), Общество  намеревалось предложить за аренду  помещения по лоту № 6  максимальную  ставку   не более 20 000 рублей, но  сделать  этого не  успело, поскольку  стоимость арендной платы с 7 000 рублей  резко увеличилось  до 80 000 рублей. Данная ставка была сильно завышена и лишена здравого смысла.

Как следует из письменных пояснений ООО «Город» исх.  от 02.05.2017 (вх. № 2613 от 15.05.2017), после того, как  в процессе  аукциона одним из участников  был предложен размер  арендной платы, значительно  превышающий среднюю стоимость  аренды в городе Воркуте, а именно 80 000 рублей, Обществом  было принято решение  прекратить  участие в  аукционе.

Данное свидетельствует о добросовестности поведения других участников аукциона, поскольку они, подавая свои ценовые предложения, также полагали о добросовестности иных участников.

Из имеющихся материалов дела А 09-11/16 усматривается, что ООО «ПартнерАвто» после начала открытого аукциона сразу за ценовым предложением ООО «СеверКапСтрой» значительно  повысило начальную (минимальную) цену договора, тем самым ввело в заблуждение добросовестных участников открытого аукциона такой стратегией поведения, в результате чего остальные отказались от конкурентной борьбы.   

По результатам рассмотрения дела № А 09-11/16 ООО «СеверКапСтрой» и ООО «ПартнерАвто» признаны нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции путём заключения и участия в антиконкурентном соглашении (договоренности) которое привело (могло привести) к поддержанию (установлению) цен на торгах при проведении Администрацией МО ГО «Воркута» аукциона.

ООО «СеверКапСтрой», ООО «ПартнерАвто» после начала аукциона друг за другом осуществляли подачу ценовых предложений,  в процессе  которого ООО «ПартнерАвто» значительно  повысило начальную (минимальную) цену договора до 80 000 рублей, а в  последующем отказалось от заключения договора. Иные участники намеревались предложить более высокую цену, чем ООО «СеверКапСтрой», однако не имели возможность сделать свои предложения вследствие недобросовестного поведения ООО «ПартнерАвто», действовавшего в интересах ООО «СеверКапСтрой».

Такие действия участников аукциона стали возможны вследствие нарушения организатором аукциона порядка проведения аукциона. Организатор аукциона в нарушении требований пунктов 137, 138, 141 Правил, пункта 4 документации об аукционе проводил аукцион путем повышения начальной цены не на «шаг аукциона».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно пункту  статьи Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При проведении торгов была нарушена процедура проведения аукциона.

Действия организатора аукциона Администрации МО ГО «Воркута» в виде нарушения порядка проведения аукциона привели к возможности реализации ООО «ПартнерАвто» и ООО «СеверКапСтрой»  антиконкурентного соглашения (договоренности) и участия в нем, которое привело (могло привести) к поддержанию (установлению) цен на торгах, и, как следствие, к ограничению конкуренции при проведении аукциона, в т. ч. к лишению иных участников аукциона претендовать на право получения муниципального имущества в аренду.

В случае соблюдения организатором аукциона порядка проведения аукциона, установленного пунктами 138, 141 Правил, возможность указанного сговора была бы исключена.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», на открытом аукционе по лоту №6 на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» (извещение №100616/0103974/01 на сайте www.torgi.gov.ru в сети «Интернет») установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 10.06.2016 (дата  опубликования извещения  о проведении  аукциона № 100616/0103974/01) по 07.07.2016 (дата  признания ООО «Партнер-Авто»  уклонившимся от заключения договора).

2. Предмет торгов: аренда  имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа «Воркута»  (код 68.20.2. ОКДП).

Нарушения Администрацией МО ГО «Воркута» порядка проведения аукциона, вследствие которых стало возможным подача предложений, многократно превышающих начальную цену, не увеличенную на «шаг» аукциона, привело к лишению иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении муниципального имущества на законных основаниях в ходе конкурентной борьбы. Доступ на товарный рынок аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа «Воркута», для них был закрыт. Тем самым, это могло привести к ограничению конкуренции.

Признаками ограничения конкуренции при проведении аукциона явилось следующее:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а именно: сокращение количества участников аукциона имеющих возможность подать свои предложения;

– рост цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, а именно: предложение ООО «ПартнерАвто» арендной платы при участии в аукционе значительно превышающей начальную цену договора аренды муниципального имущества;

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, а именно: отказ иных участников аукциона (помимо ООО «ПартнерАвто» и ООО «СеверКапСтрой») от дальнейшего участия в аукционе вследствие предложения ООО «ПартнерАвто» цены договора аренды, значительно превышающей реальную рыночную стоимость арендной платы за муниципальное имущество, и принятия такого предложения аукционистом в ходе проведения аукциона в нарушении порядка его проведения, установленного Правилами.

Также нарушение порядка проведения аукциона создало возможность для хозяйствующих субъектов - ООО «ПартнерАвто» и ООО «СеверКапСтрой» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке – на возможность заключения договора аренды в отношении муниципального имущества. Данные обстоятельства также относятся к признакам ограничения конкуренции.

В связи с изложенным, в рассматриваемых действиях Администрации МО ГО «Воркута» содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии

 

                             <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

                                        <…>

 

 

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны