Постановление №01-11/5507 постановление по делу № ОШ 44-06/18 от 9 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № ОШ 44-06/18

об административном правонарушении

 

 

08 августа 2018 года

 

г. Сыктывкар    

 

 

№ 01-111/5507

 

 

Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160а) <...>, рассмотрев протокол от 26.06.2018 об административном правонарушении № ОШ 44-06/18 и материалы дела об административном правонарушении № ОШ 44-06/18, возбужденные в отношении <...>, являвшегося должностным лицом, по  части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в отношении Администрации муниципального района «Печора» (далее – Администрация МР «Печора») рассмотрено дело № АО 02-01/17,  возбужденное в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции после невыполнения Администрацией МР «Печора» предупреждения от 16.11.2016 № 01-107/10754 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выданного на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции по результатам проведенной в период с 18.07.2016 по 12.08.2016 плановой выездной проверки соблюдения Администрацией МР «Печора» требований Закона о защите конкуренции.

Между Администрацией МР «Печора» и МУП «Ритуал» заключено соглашение № 2-1/16 от 29.12.2015 о предоставлении субсидий на возмещений затрат организации, осуществляющей погребение  умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей умершего и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществлять погребение умершего, а также осуществлять доставку умерших (погибших) для проведения судебно-медицинской экспертизы за счет средств бюджета муниципального образования городского поселения «Печора» (далее – Соглашение о предоставление субсидий).

В соответствии со статьей 1 Соглашения о предоставление субсидий МУП «Ритуал» принимает на себя обязанности по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей умершего и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществлять погребение умершего, а также осуществлять доставку умерших (погибших) в паталогоанатомическое отделение.

По пункту 2.1 Соглашения о предоставлении субсидий Администрация МР «Печора» в целях организации ритуальных услуг выделяет субсидии на покрытие убытков, возникающих вследствие предоставления услуг по погребению  умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей умершего и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществлять погребение умершего по цене, равной разнице между фактической стоимостью данной услуги и утвержденной стоимостью на гарантированный перечень услуг по погребению, за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского поселения «Печора» на 2016 год на покрытие убытков по содержанию спецслужбы по вопросам похоронного дела. А также осуществлять доставку умерших (погибших) в паталогоанатомическое отделение по цене равной разнице между фактической стоимостью услуг и тарифом, утвержденным Советом городского поселения «Печора».

По пункту 3.1 Соглашения о предоставлении субсидий срок его действия с 01.01.2016 по 31.12.2016.

В соответствии с письмом Администрации МР «Печора» № 01-43-647 от 14.02.2017 (вх. № 565э от 15.02.2017, вх. № 822 от 17.02.2017) сумма субсидий, перечисленных в адрес МУП «Ритуал» за оказание услуг по доставке тел умерших в морг за 2016 год составила 4 567 947 руб. 78 коп.

По письменной информации Администрации МР «Печора» от 05.08.2016 № 01-09-9046 (вх. № 4062 от 10.08.2016) указанное Соглашение о предоставлении субсидий заключено именно Администрацией МР «Печора» в силу следующего. В соответствии с решением Совета городского поселения «Печора» от 19.10.2012 № 3-1/4 «О ликвидации администрации городского поселения «Печора», в соответствии с частью 4 статьи 37 Устава МР «Печора», принятого Советом народных депутатов муниципального образования «Город Печора» 21.02.2006, полномочия администрации городского поселения «Печора» по решению вопросов местного значения исполняются Администрацией МР «Печора» с 01.01.2013.

Согласно части 4 статьи 37  Устава МР «Печора» в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) Администрация муниципального района исполняет полномочия администрации городского поселения «Печора».

Согласно статье 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу части 2 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 37 Устава МР «Печора» Администрация муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Администрация муниципального района является юридическим лицом.

По пункту 17 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся  содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Аналогично по пункту 16 части 1 статьи 9 Устава МР «Печора» к вопросам местного значения муниципального района «Печора» относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Аналогичные положения об отнесении указанных вопросов к ведению органов местного самоуправления закреплены соответствующими нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле), регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

По пункту 2 статьи 25 Закона о погребении и похоронном деле организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с ранее действовавшим ГОСТ Р 53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 516-ст и действовавшим до 01.01.2016, и действующим в настоящее время с 01.01.2016 ГОСТ 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», утвержденным приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 551-ст «Об утверждении межгосударственного стандарта»:

к основным видам ритуальных услуг (пункт 2.3) относится, в том числе, транспортирование останков и праха умерших или погибших (подпункт 2.3.9). При этом в пункте 2.3.9 указано, что под транспортированием останков и праха умерших или погибших понимается перевозка тел, останков умершего или погибшего в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства.

Следовательно, к вопросам местного значения муниципального района по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения относится, в том числе организация транспортирования останков и праха умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания.

В статье 9 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. В указанной статье предусмотрено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункт 1). Услуги по погребению, указанные в пункте 1, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 2).

Исходя из положений Закона о погребении и похоронном деле такая услуга, как транспортировка (перевозка) тел умерших (погибших) в морги города, не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о погребении и похоронном деле при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о погребении и похоронном деле погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

 При этом к услугам, оказываемым специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанным в пунктах 1 и 2 названной статьи, относится оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.

Из анализа указанных норм также следует, что услуги по транспортировке в морг тел умерших лиц не входят в перечень услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при отсутствии у умершего родственников или иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение тела.

Перевозка тел граждан умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение к функциям специализированной службы по вопросам похоронного дела, не относится.

Как указано выше организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения, а значит, является функцией соответствующего органа местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

По пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно общему правилу, установленному Законом о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – конкурсы, аукционы, запросы котировок, предложений (статья 24 Закона о контрактной системе).

Применение других способов закупок рассматривается как исключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных указанным законом.

По пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Сумма перечисленных субсидий по рассматриваемому соглашению именно на оплату услуг по транспортировке тел умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение по одной сделке превысила сто тысяч рублей (письма Администрации МР «Печора» от 05.08.2016 № 01-09-9046, от 14.10.2016 № 01-09-11132 (вх. № 5215 от 17.10.2016), от 14.02.2017 № 01-43-647, письма МУП «Ритуал» от 10.10.2016 № 286 (вх. № 5157 от 14.10.2016), от 08.02.2017 № 35 (вх. № 773 от 14.02.2017)) и составила 4 567 947 руб. 78 коп. Это подтверждается представленными сторонами копиями расчетов, актов, платежных поручений в материалы настоящего дела.

В связи с этим, Соглашение о предоставлении субсидий не могло быть заключено без проведения торгов на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Отношения между Администрацией МР «Печора» и МУП «Ритуал» - получателем субсидий по Соглашению о предоставлении субсидий подпадают под сферу действия законодательства о контрактной системе, их нельзя квалифицировать как «субсидия» (то есть применять порядок, предусмотренный статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Организация ритуальных услуг необходима для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления. Расходные обязательства по решению данных вопросов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны предусматриваться в бюджете на соответствующий финансовый год в качестве самостоятельных расходных обязательств, следовательно, расходы на них не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.

Постановлением Администрации МР «Печора» от 31.12.2015 № 1584 «О мерах по реализации решения Совета МР «Печора» от 14.12.2015 № 6-4/43 «О бюджете МР «Печора» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» и решений Советов поселений «О бюджете муниципального образования … на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» утвержден порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организаций, осуществляющих погребение умерших (погибших): не имеющих родственников либо законного представителя, в случае если умерший не подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае  рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего пенсионера, не подлежавшего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, также осуществляющих доставку умерших, погибших в патологоанатомическое отделение за счет средств бюджета МО ГП «Печора».

В соответствии с данным порядком субсидии предоставлялись организации на возмещение затрат по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение. МУП «Ритуал», получающее субсидию в соответствии с данным порядком, самостоятельно не определяло вид, объем услуг. В целях подтверждения оказанных услуг и произведенных затрат МУП «Ритуал» предоставляли расчеты, акты оказанных услуг (в которых Администрация МР «Печора» указана как заказчик). Фактически со стороны Администрации МР «Печора» выполнялся заказ на определенный вид услуг – транспортирование трупов в морг, а МУП «Ритуал» оказывало эти услуги и предъявляло требование об их оплате за счет субсидий.

Отношения между Администрацией МР «Печора» и исполнителем услуг – МУП «Ритуал» носили возмездный и возвратный характер, так как бюджетные средства выделялись взамен оказанных услуг, поэтому такие отношения нельзя квалифицировать как предоставление субсидий.

Бюджетные средства, предоставленные в адрес МУП «Ритуал», явились оплатой за оказанные услуги для органа местного самоуправления (транспортировка тел умерших в морг) в целях решения им вопросов местного значения (оказание ритуальных услуг).

Поскольку оказанные услуги носили возмездный характер, их финансирование не соответствует понятию субсидий, приведенному в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции:

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Администрация МР «Печора» была не согласна с наличием в ее действиях нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (письмо от 14.02.2017 № 01-43-647). По ее мнению, необходимо установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и такими  последствиями.

Комиссия не согласилась с доводами ответчика.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Для квалификации действий по части 1 статья 15 Закона о защите конкуренции достаточно угрозы наступления соответствующих последствий.

Непроведение конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по транспортировке тел умерших в морги города для решения вопроса местного значения, не могло не повлиять на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке оказания таких услуг.

Таким образом, рассматриваемые действия Администрации МР «Печора» по заключению Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке оказания услуг по доставке умерших (погибших) в морг (патологоанатомическое отделение).

Заключение Администрацией МР «Печора» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения конкурентных процедур могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по перевозке умерших (погибших) в морг. Ограничение конкуренции выразилось в создании преимущественных условий деятельности МУП «Ритуал», исключении доступа иным хозяйствующим субъектам к доступу на указанный товарный рынок.

Также, Администрация МР «Печора» указывала (письмо от 14.02.2017 № 01-43-647), что бюджетные средства на цели доставки тел умерших в морг были предусмотрены в бюджете городского поселения «Печора» и выделены для конкретного юридического лица.

Ранее была представлена выписка из бюджетной сметы городского поселения «Печора» на 2016 год, в которой указано, что предусмотрены субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе на доставку тел умерших в морг, в размере 4 000 000 руб. При этом конкретное юридическое лицо в данной выписке не указано.

По пункту 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

  1. на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

При этом цель предоставления муниципальной преференции должна соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Предоставление субсидий хозяйствующему субъекту можно рассматривать в качестве предоставления муниципальной преференции. При этом цель предоставления преференции должна соответствовать части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Предоставление преференций возможно с предварительного согласия антимонопольного органа (статья 20 Закона о защите конкуренции), либо без предварительного согласия в случае, если такая преференция предоставляется в частности в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

У Администрации МР «Печора» запрошены дополнительные материалы (определением от 21.02.2017 № 01-107/1671 об отложение рассмотрения дела № АО 02-01/17): копия нормативного правового акта органов местного самоуправления муниципального района «Печора» или городского поселения «Печора» о бюджете на 2016 год, содержащего размер субсидий на доставку тел умерших в морг и ее конкретного получателя; копию акта, о котором идет речь в пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Такие материалы Администрацией МР «Печора» не представлены.

Таким образом, в бюджете городского поселения «Печора» субсидии на цели транспортировки умерших в патологоанатомическое отделение именно для МУП «Ритуал» не предусматривались. Такого получателя субсидий для этих целей определила Администрация МР «Печора».

Результатом заключения Администрацией МР «Печора» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение стало установление конкретного получателя бюджетных средств без проведения публичных процедур. Такие действия Администрации МР «Печора» могли привести к ограничению прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных заказов по оказанию соответствующих услуг.

Действия Администрации МР «Печора» по заключению с МУП «Ритуал» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов явилось передачей прав унитарному предприятию на бесконкурсной основе на оказание соответствующих услуг, что нарушило принцип самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов, желающих участвовать в конкурентной борьбе на соответствующем товарном рынке и исключило возможность последних оказывать указанные услуги.

Для МУП «Ритуал» были созданы преимущественные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

Администрация МР «Печора» сообщила, что иные хозяйствующие субъекты субсидии на доставку тел умерших (погибших) в морг не получали в связи с отсутствием заявлений иных лиц.

Однако, лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены желающие осуществлять данный вид услуг за счет бюджетных средств. Непоступление таких заявлений не свидетельствует о том, что такие потенциальные хозяйствующие субъекты, оказывающие аналогичные услуги, не имеются, и не желают оказывать такие услуги.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми по запросу Коми УФАС России предоставил информацию от 24.04.2017 № МК-11-14/550-ТС, что на территории МО МР «Печора» зарегистрировано 2 хозяйствующих субъекта (помимо МУП «Ритуал») и 7 индивидуальных предпринимателей, заявивших при государственной регистрации в качестве основного или дополнительного вида деятельности – деятельность по коду ОКВЭД 96.03 «Организация похорон и предоставление связанные с ними услуг.

Открытая процедура по отбору поставщиков таких услуг обеспечивает соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке, и органа местного самоуправления, получающего такую услугу (в виде, в том числе, экономии бюджетных средств).

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», при заключении Соглашения о предоставлении субсидий установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2016 по 31.12.2016.

2. Продуктовые границы товарного рынка - Услуги похоронных бюро (транспортирование трупов в патологоанатомическое отделение) - код ОКПД2 96.03.12.

3. Географические границы товарного рынка – административные границы городского поселения «Печора».

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий – создание преимущественных условий деятельности для МУП «Ритуал», ограничение конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

Действие Администрации МР «Печора» в виде заключения с МУП «Ритуал» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг похоронных бюро (транспортирования трупов в патологоанатомическое отделение) - код ОКПД2 96.03.12, в том числе, путем создания преимущественных условий деятельности на таком товарном рынке МУП «Ритуал», ограничению доступа к такому товарному рынку иным хозяйствующим субъектам.

В действиях Администрации МР «Печора» по заключению с МУП «Ритуал» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Предписание выдаче не подлежало в связи с истечением срока действия Соглашения о предоставлении субсидий.

Решением Коми УФАС России от 04.08.2017 по делу № АО 02-01/17 Администрация МР «Печора» признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части заключения с МУП «Ритуал» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов.

Частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс об административных правонарушениях) предусмотрено, что действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 2.4 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно статье 38 Устава МР «Печора»:

1. <…> является высшим должностным лицом муниципального района "Печора", наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

8. <…>в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом, в том числе:

- представляет муниципальный район в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района;

- осуществляет общее руководство деятельностью администрации муниципального района, ее структурных подразделений, в том числе отраслевых (функциональных) и территориальных органов по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации;

- обеспечивает осуществление администрацией муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми;

- заключает от имени администрации муниципального района договоры и соглашения в пределах своей компетенции;

Соглашение № 2-1/16 от 29.12.2015 заключено <…>.

<…> на дату соглашения <…>  (это следует из решение Совета МР «Печора» от 23.11.2015 № 6-3/33 «О назначении на должность <…>», распоряжения Администрации МР «Печора» от 01.12.2015 № 662-лс «О вступлении в должность <…>»,  контракта с <…> от 01.12.2015, распоряжения Администрации МР «Печора» № 8-у от 06.12.2018 «Об увольнении <…>»).

<…> как <…> являлся должностным лицом в понимании Кодекса об административных правонарушениях.

<…>, являвшийся должностным лицом, допустил нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части заключения с МУП «Ритуал» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов.

Тем самым, <…> совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях.

Место совершения правонарушения: Республика Коми, город Печора, улица Ленинградская, дом 15.

Время совершения правонарушения: 29.12.2015.

Частью 6 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение по делу № АО 02-01/17 изготовлено в полном объеме 10.08.2017.

Частями 1, 2 статьи 25.1 Кодекса об административных правонарушения определено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Определением от 26.06.2018 № 01-111/4432 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № ОШ 44-06/18, вызове лица, истребования дополнительных материалов по делу назначено рассмотрение соответствующего дела на 10.07.2018.

Копия указанного определения с копией протокола от 26.06.2018 об административном правонарушении № ОШ 44-06/18 направлены <…> по месту жительства заказным письмом с уведомлением.

В материалах дела № ОШ 44-06/18 отсутствовали доказательства извещения <…> о дате, времени и месте рассмотрения дела. В связи с этим, срок рассмотрения дела № ОШ 44-06/18 продлен, рассмотрение дела отложено, назначено к рассмотрению на 08.08.2018.

Впоследствии письмо с указанными документами вернулось в Коми УФАС России по истечении срока хранения 07.08.2018.

Копия определения от 10.07.2018 № 01-111/4769 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении № ОШ 44-06/18, отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лица, истребовании дополнительных материалов по делу и повторно копия протокола об административном правонарушении № ОШ 44-06/18 направлены <…> по месту жительства. Уведомление о вручении почтового отправления в Коми УФАС России до настоящего времени не вернулось.

При этом, <…> дополнительно направлена по месту жительства  телеграмма от 11.07.2018 о времени, дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Телеграмма не доставлена по причине закрытой квартиры, не явки адресата за телеграммой по извещению.

Коми УФАС России приняты достаточные и все возможные меры для извещения <…> в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № ОШ 44-06/18.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

В целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодексом об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

С учетом частей 1, 2 статьи 25.15 Кодекса об административных правонарушениях, применяя по аналогии закона части 4, 5 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, <…> считается извещенным в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

<…> не предпринял всех мер по получению документов, направленных в его адрес несмотря на то, что они направлялись ему в установленные законом сроки.

<…> на рассмотрении дела не явился, защитника не направил. Дело об административном правонарушении № ОШ 44-06/18 рассмотрено в отсутствии <…>.

Ходатайство об отложении рассмотрения дела <…>, иные ходатайства, отводы не заявлены, не поступили.

Обстоятельства, исключающие возможность соблюдения <…> требований антимонопольного законодательства, а также свидетельствующие о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению указанных требований, не усматриваются.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также смягчающие, отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Документы, свидетельствующие о неудовлетворительном имущественном положении <…>, в материалах дела отсутствуют.

Основания для освобождения <…>  от административной ответственности в силу статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют ввиду следующего.

Статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

По пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности.

Описанное в настоящем постановлении нарушение в виде заключения с МУП «Ритуал» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг похоронных бюро (транспортирование трупов в патологоанатомическое отделение) в границах городского поселения «Печора», в том числе, путем создания преимущественных условий деятельности на таком товарном рынке МУП «Ритуал».

Статьей 1.2 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 14.9 Кодекса об административных правонарушениях включена в главу 14 Кодекса об административных правонарушениях, объединяющую административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за несоблюдение требований антимонопольного законодательства имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере предпринимательской деятельности.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

   Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция части 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая применение к должностным лицам административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 1 статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом этого, привлечение <…> к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях преследует своей целью также предупреждение совершения новых правонарушений (также и другими лицами) и надлежащее заключение органами местного самоуправления соглашений о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение по результатам проведения торгов.

   На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях, учитывая характер совершенного <…> административного правонарушения, личность <…>, отсутствие обстоятельств смягчающих, отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.9, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать <…>, являвшегося должностным лицом, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, выразившегося в нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части заключения с МУП «Ритуал» Соглашения о предоставлении субсидий в части оплаты услуг по доставке умерших (погибших) в патологоанатомическое отделение без проведения торгов.
  2. Назначить <…> наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам для уплаты штрафа:

 

ГРКЦ НБ РЕСП. КОМИ БАНКА РОССИИ Г.СЫКТЫВКАР

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

16111602010016000140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ПО ДЕЛУ №_______ ОТ ___________ СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ № _______ ОТ ______________

 
                       

 

 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

  В силу статей 30.2, 30.3 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению составляет 2 года.

 

 

Должностное лицо <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны