Постановление №01-111/3939 постановление о назначении административного наказания по де... от 24 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № ОШ 30-04/17

об административном правонарушении

 

 

20 апреля 2017 года

 

 

 

                                     

г. Сыктывкар    

 

Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160а), рассмотрев протокол об административном правонарушении № ОШ 30-04/17 от 07.04.2017, материалы дела № ОШ 30-04/17 о совершении «..» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России рассмотрено дело № АО 08-03/16 в отношении Администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Славы, дом 1,  о нарушении части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В результате рассмотрения дела № АО 08-03/16 установлено следующее.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Основанием к возбуждению дела явились материалы плановой выездной проверки Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми  в период с  01.02.2016 по 29.02.2016 проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на предмет соблюдения, в том числе, требований статей 15-20 Закона о защите конкуренции.

В ходе проверки установлено, что в действиях Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» по заключению без проведения торгов договора аренды № 13/2015 от 09.06.2015 с ООО «Эльбрус» в отношении имущества, находящегося в собственности МО ГО «Сыктывкар», - нежилых помещений общей площадью 67 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Мира, дом 47, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Устав МО ГО «Сыктывкар»), принятого Советом МО ГО «Сыктывкар» 18.01.2006.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу части 2 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 54 Устава МО ГО «Сыктывкар» Администрация Эжвинского района является органом местного самоуправления городского округа в Эжвинском районе, наделенным в соответствии с настоящим Уставом исполнительно-распорядительными полномочиями на территории Эжвинского района.

Администрация Эжвинского района действует на основании настоящего Устава и решения Совета городского округа о создании администрации Эжвинского района.

Администрация Эжвинского района в соответствии с законодательством и настоящим Уставом является юридическим лицом, муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, имеет собственные средства, предусмотренные бюджетом городского округа для содержания и организации работы администрации Эжвинского района, в пределах своих полномочий вправе приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать, штампы, бланки, счета в уполномоченных организациях.

Постановлением главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.12.2008 № 12/5231 «Об утверждении Порядка заключения договоров аренды имущества, являющегося собственностью МО ГО «Сыктывкар» утвержден соответствующий Порядок (далее – Порядок заключения договоров аренды).

Пунктом 1.3.4 Порядка предусмотрено, что Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» выступает арендодателем по договору о передаче в аренду муниципального имущества в отношении имущества, расположенного на территории Эжвинского района и подведомственного администрации Эжвинского района, не закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями или на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» является органом местного самоуправления, который вправе распоряжаться муниципальным имуществом, расположенным на территории Эжвинского района.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в силу с 02.07.2008, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной нормой.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Исходя из изложенного договоры, которые были заключены до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, признаются действующими до установленного в них срока.

Согласно пункту 32 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора. Поэтому стороны не связаны условиями ранее действовавшего договора аренды.

Частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Согласно части 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев:

1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

По пункту 4.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – Постановление Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73) в силу части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного в порядке, предусмотренном частями 1 или 3 данной статьи, заключение договора с прежним арендатором на новый срок без проведения торгов возможно, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

Если законодательством Российской Федерации установлен максимальный срок, на который может быть заключен договор аренды, он исчисляется с даты заключения (статья 433 ГК РФ) договора аренды с этим арендатором (или его правопредшественником) на торгах. Поскольку по истечении такого срока проведение торгов для заключения нового договора аренды является обязательным, судам следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в пунктах 1 - 4 данного постановления.

Так, в пункте 1 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73 разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Из системного толкования частей 1, 9 статьи 17.1 Закона защите конкуренции следует, что продление договора аренды в порядке части 9 указанной статьи возможно только в отношении тех договоров, которые были первоначально заключены путем проведения торгов.

Администраций Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» заключен договор аренды № 13/2015 от 09.06.2015 с ООО «Эльбрус» в отношении нежилых помещений общей площадью 67 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Мира, дом 47, сроком с 01.07.2015 по 30.06.2025 (далее – договор аренды с ООО «Эльбрус»        № 13/2015 от 09.06.2015). Арендная плата по данному договору определена по результатам оценки рыночной стоимости годовой арендной платы.

Указанное имущество принадлежит на праве собственности МО ГО «Сыктывкар» (это следует из свидетельства о государственной регистрации права от 30.12.2008 11АА № 593862).

ООО «Эльбрус» арендовало муниципальное имущество площадью 67 кв. м. с 2006 года - договор аренды № 71 от 10.02.2006 сроком с 01.03.2006 по 31.12.2006, договор аренды № 14 от 18.12.2007 сроком с 01.01.2008 по 30.12.2008, договор аренды № 14 от 17.12.2008 сроком с 01.01.2009 по 30.11.2009, договор аренды № 5/2011 от 16.12.2010 сроком с 01.01.2011 по 30.12.2011, договор аренды № 5/2012 от 19.12.2011 сроком с 01.01.2012 по 30.12.2012, договор аренды № 5/2013 от 03.12.2012 сроком с 01.01.2013 по 01.07.2015).

На основании части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, утратившей силу с 01.07.2013, до 1 июля 2015 года разрешалось заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Договор аренды № 5/2013 от 03.12.2012 в отношении муниципального имущества был заключен сроком до 01.07.2015.

Предоставление до указанного срока (до 01.07.2015) муниципального имущества ООО «Эльбрус» без проведения торгов не противоречило положениям Закона о защите конкуренции.

Договор аренды с ООО «Эльбрус» № 13/2015 от 09.06.2015 заключен без проведения торгов.

Ранее между указанными лицами договор аренды по результатам торгов не заключался.

В связи с чем, договор аренды с ООО «Эльбрус» № 13/2015 от 09.06.2015 не мог быть заключен на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов.

Часть 9 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции, вступившая в силу с 06.01.2012, регламентирует порядок заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, на новый срок без проведения конкурса и аукциона по истечении срока действия ранее действовавшего договора аренды, который ранее был заключен по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения этих договоров.

Заключение с арендатором договора аренды на новый срок без проведения торгов в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, возможно при одновременном соблюдении следующих условий: наличие ранее заключенного договора аренды, срок действия которого истек; заключение такого договора в порядке, установленном частями 1, 3 статьи 17.1 Закона защите конкуренции – т.е. по результатам торгов; надлежащее исполнение арендатором обязанностей по договору аренды.

Согласно пункту 32 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора. Поэтому стороны не связаны условиями ранее действовавшего договора аренды.

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции введена законодателем в целях защиты интересов неопределенного круга лиц. Поэтому применительно к срочным договорам, заключенным до вступления в силу вышеуказанной статьи, положения части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не могут быть истолкованы как создающие возможность обхода правил об обязательности торгов в установленных законом случаях. Иное выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, что не отвечало бы целям Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.12.2013 № 12/4971 «Об утверждении муниципальной программы МО ГО «Сыктывкар» «Развитие экономики» утверждена муниципальная программа МО ГО «Сыктывкар» «Развитие экономики», в составе которой имеется подпрограмма 2 «Малое и среднее предпринимательство» (далее – Программа), согласно которой имущественная поддержка осуществляется путем предоставления в долгосрочную аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, включенных в Перечень муниципального имущества МО ГО «Сыктывкар», предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень).

Согласно Программе имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя, в том числе:

предоставление в аренду муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества, предоставленного во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в порядке, установленном в Приложении 5 к подпрограмме;

формирование и ведение перечня муниципального имущества, предоставленного во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Приложением № 5 к Программе является Порядок предоставления в аренду недвижимого имущества МО ГО «Сыктывкар», включенного в перечень муниципального имущества МО ГО «Сыктывкар», предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которому:

3. Недвижимое имущество МО ГО «Сыктывкар», включенное в Перечень, предоставляется в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

4. Для заключения договора аренды субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - Комитет) документы, определенные данным пунктом.

5. Комиссия Комитета в течение 3 дней со дня поступления документов рассматривает представленные документы, а также проверяет соответствие субъектов малого и среднего предпринимательства условиям, установленным пунктом 3 настоящего Порядка. По результатам рассмотрения Комиссия принимает решение о предоставлении муниципальной преференции путем предоставления в аренду недвижимого имущества МО ГО «Сыктывкар», включенного в Перечень, либо об отказе в предоставлении муниципальной преференции.

6. Комитет в течение 3 дней со дня принятия решения направляет субъекту малого и среднего предпринимательства уведомление о принятом в отношении него решении - о предоставлении преференции путем предоставления в аренду недвижимого имущества МО ГО «Сыктывкар», включенного в Перечень, либо об отказе в предоставлении муниципальной преференции.

В случае принятия решения о предоставлении в аренду недвижимого имущества МО ГО «Сыктывкар», включенного в Перечень, Комитет также направляет проект договора аренды имущества.

Таким образом, муниципальной программой предусмотрено предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального имущества, включенного в Перечень, в аренду без проведения торгов.

Представитель Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на заседании Комиссии поясняла, что муниципальное имущество, предоставленное в аренду ООО «Эльбрус» по договору аренды № 13/2015 от 09.06.2015, в Перечень не включено.

На сайте Администрации МО ГО «Сыктывкар» http://сыктывкар.рф в сети «Интернет» размещен Перечень по состоянию на 12.10.2015, 10.02.2016, 01.03.2016. Муниципальное имущество, предоставленное в аренду ООО «Эльбрус» по договору аренды № 13/2015 от 09.06.2015, в Перечень не включено.

Таким образом, муниципальное недвижимое имущество не могло быть передано в аренду ООО «Эльбрус» без торгов на основании исключения, предусмотренного пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В действиях Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» по заключению договора аренды № 13/2015 от 09.06.2015 с ООО «Эльбрус» без проведения торгов имеются нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Предоставление муниципального имущества ООО «Эльбрус» в аренду без проведения конкурсов или аукционов могло создать преимущественные условия деятельности такому хозяйствующему субъекту.

Предоставление в адрес ООО «Эльбрус» муниципального имущества в аренду без проведения торгов могло привести к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарных рынках в границах Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, в тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», при предоставлении муниципального имущества в аренду, установлено следующее.

1. Временной интервал настоящего исследования определен периодом с 01.07.2015 по 01.12.2016.

2. Предметом договора аренды, заключенного в отношении муниципального имущества, является передача муниципального недвижимого имущества в аренду в целях розничной торговли компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах (код 47.41 по ОКВЭД), ремонта компьютеров и периферийного компьютерного оборудования (код 95.11 по ОКВЭД).

Заключение с ООО «Эльбрус» договора аренды № 13/2015 от 09.06.2015 без проведения торгов могло привести к предоставлению ООО «Эльбрус» исключительного права на пользование и распоряжение полученного в аренду недвижимого муниципального имущества и лишению иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении указанного имущества на законных основаниях в ходе конкурентной борьбы. Доступ на товарный рынок деятельности, осуществляемой с использованием муниципального недвижимого имущества в границах Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», для них был закрыт, а для конкретного хозяйствующего субъекта – ООО «Эльбрус» – созданы преимущественные условия деятельности на товарных рынках розничной торговли компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах, ремонта компьютеров и периферийного компьютерного оборудования. Тем самым, это могло привести к ограничению конкуренции.

В действиях Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» имеется нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» согласилась  с наличием в своих действиях по заключению договора аренды № 13/2015 от 09.06.2015 с ООО «Эльбрус» без проведения торгов нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Решением Коми УФАС России от 31.01.2017 по делу № АО 08-03/16 Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» признана нарушившей часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части совершения действий в виде заключения с ООО «Эльбрус» договора аренды №13/2015 от 09.06.2015 без проведения торгов. Предписание не выдавалось.

Частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 2.4 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Договор аренды №13/2015 от 09.06.2015 с ООО «Эльбрус» заключен Администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» «..».

Таким образом, «..» являлся должностным лицом в понимании пункта 2.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Должностное лицо – «..» допустил нарушение требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части совершения действий в виде заключения с ООО «Эльбрус» договора аренды № 13/2015 от 09.06.2015 без проведения торгов ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях.

Место совершения правонарушения: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Славы, д. 1.

Время совершения правонарушения: 09.06.2015.

Частью 6 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение по делу № АО 08-03/16 изготовлено в полном объеме 31.01.2017

   В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Решение по делу № АО 08-03/16 не обжаловано.

Частью 1 статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Частью 1 статьи 25.1 Кодекса об административных правонарушениях определено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

«..» надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела № ОШ 30-04/17 об административном правонарушении, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении    № ОШ 30--04/17, вызове лица, истребовании дополнительных материалов по делу получена им лично.

Дело об административном правонарушении № ОШ 30-04/17 рассмотрено в присутствии «..».

 Обстоятельства, исключающие возможность соблюдения «..» требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а также свидетельствующие о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению указанных требований, не усматриваются.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также смягчающие, отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Довод «..», представленный в письменных пояснениях о том, что письмо ФАС России от 24 апреля 2014 г. N ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ввело в заблуждение администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» относительно заключения договоров аренды несостоятелен, поскольку заключение с ООО «Эльбрус» договора аренды № 13/2015 от 09.06.2015 без проведения торгов   напрямую противоречит части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В письменных пояснениях «..» ссылается на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.07.2016 по делу №А29-4159/2016 о том, что фактически правоотношения по передаче ООО «Эльбрус» во владение и пользование спорного объекта недвижимости возникли с 01.12.2004 с момента заключения договора аренды, то есть до введения в действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не состоятелен, поскольку данный вывод никак не опровергает выявленное Коми УФАС России нарушение администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Основания для освобождения «..» от административной ответственности в силу статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют ввиду следующего.

Статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

По пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности.

Предоставление в адрес ООО «Эльбрус» муниципального имущества в аренду без проведения торгов могло привести к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарных рынках в границах Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Проведение торгов при передаче муниципального имущества направлено на расширение возможности доступа хозяйствующих субъектов к данному ресурсу, является основой эффективного использования такого имущества и развития конкуренции.

Статьей 1.2 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 14.9 Кодекса об административных правонарушениях включена в главу 14 Кодекса об административных правонарушениях, объединяющую административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за несоблюдение требований антимонопольного законодательства имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере предпринимательской деятельности.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция части 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая применение к должностным лицам административного штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 1 статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

   На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1, учитывая характер совершенного «..» административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 3.1, 4.1, 4.2, 4.3, частью 1 статьи 14.9, статьями 23.83, 29.9, 29.10,

 

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать должностное лицо – «..» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, в части нарушения требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в виде заключения с ООО «Эльбрус» договора аренды № 13/2015 от 09.06.2015 без проведения торгов.
  2. Назначить «..» наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях, в части нарушения требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в виде заключения с ООО «Эльбрус» договора аренды № 13/2015 от 09.06.2015  без проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам для уплаты штрафа:

ГРКЦ НБ РЕСП. КОМИ БАНКА РОССИИ Г.СЫКТЫВКАР

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

16111602010016000140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ПО ДЕЛУ №_______ ОТ ___________ СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ № _______ ОТ ______________

 
                       

 

 

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В силу статей 30.2, 30.3 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны