Постановление №01-111/6163 постановление о прекращении производства по делу № ОШ 55-06/... от 30 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № ОШ 55-06/17

об административном правонарушении

 

 

29 июня 2017 года

 

 

№ 01-111/6163

                                    г. Сыктывкар    

 

Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160а) <…>, рассмотрев протокол от 15.06.2017 об административном правонарушении № ОШ 55-06/17, материалы дела № ОШ 55-06/17 в отношении <…> по признакам нарушения части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в нарушении требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.206 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в виде установления в извещении, документации о закупке № 0107300011314000061  требования к участникам закупки о наличии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Перечнем видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624), требования о предоставлении в составе вторых частей заявок не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок документа, а именно: «копии собственного действующего свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность  объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта», что могло создать преимущественные условия участия в электронных аукционах отдельным хозяйствующим субъектам; часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части непредусмотренного действующим законодательством ограничения доступа к участию в электронном аукционе № 0107300011314000061 путем установления требования о наличии и предоставлении свидетельства,  выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, руководствуясь пунктами 1, 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России рассмотрено дело № АО 14-05/16 о нарушении Администрацией муниципального района «Сыктывдинский» (далее – Администрация МР «Сыктывдинский») частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)

Дело № АО 14-05/16 в отношении Администрации МР «Сыктывдинский» возбуждено по результатам рассмотрения материалов Контрольно-счетной палаты Республики Коми исх. 18.03.2016 № 05-21/189 (вх. № 1375 от 21.03.2016), указывающих, в том числе, на нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении закупок на участие в долевом строительстве многоквартирных домов.

Администрация МР «Сыктывдинский» явилась заказчиком и организатором закупок в форме электронных аукционов (номера извещений 0107300011314000061, 0107300011314000079 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» (далее – официальный сайт)  по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на участие в долевом строительстве жилых помещений в с. Зеленец Сыктывдинского района для муниципальных нужд для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

По пункту 1 части 1, частей 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе:

При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе:

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

По пункту 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе:

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Предметом закупки № 0107300011314000061 явилось участие в долевом строительстве жилых помещений в с.Зеленец Сыктывдинского района для муниципальных нужд для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Извещение о закупке, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте 22.07.2014.

В извещении о закупке к участникам установлено требование: застройщик должен иметь действующее свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Перечнем видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года № 624).

По пункту 28.1 информационной карты документации об электронном аукционе застройщик должен иметь действующее свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Перечнем видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года № 624).

В пункте 32.2 информационной карты документации об электронном аукционе содержались требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе:

Вторая часть заявки должна содержать документы и информацию, предусмотренные пунктом 5 части 13 раздела 1 настоящей документации, а именно:

4)  копию собственного действующего свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность  объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Свидетельство должно содержать допуски на следующие виды работ:

5.Свайные работы. Закрепление грунтов;

6.Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;

7.Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;

10.Монтаж металлических конструкций;

16.Устройство наружных сетей водопровода;

17.Устройство наружных сетей канализации;

18.Устройство наружных сетей теплоснабжения;

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3 Жилищно-гражданское строительство.

По протоколу № 0107300011314000061 – 1 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.08.2014 поступила одна заявка от ООО «СпбГлавСтройСнаб», которая была признана не соответствующей установленным требованиям, электронный аукцион признан несостоявшимся.

Предметом закупки № 0107300011314000079 также явилось участие в долевом строительстве жилых помещений в с.Зеленец Сыктывдинского района для муниципальных нужд для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

В извещении и документации о закупке № 0107300011314000079 содержались аналогичные положения.

По протоколу № 0107300011314000079 – 1 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.09.2014 поступила одна заявка от ООО «СпбГлавСтройСнаб», которая была признана соответствующей установленным требованиям.

По результатам данного электронного аукциона между Администрацией МР «Сыктывдинский» и ООО «СпбГлавСтройСнаб» заключен муниципальный контракт № 0107300011314000079-0147846-01 от 18.09.2014 на участие в долевом строительстве жилых помещений в с.Зеленец Сыктывдинского района для муниципальных нужд для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

По пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об участии в долевом строительстве) застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве  застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Согласно части 1 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Согласно позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 11 Постановления от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем», положения Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ являются специальными по отношению к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже будущей вещи.

По пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 2 названной статьи виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Предметом закупок, осуществленных Администрацией МР «Сыктывдинский», являлось оказание услуг – участие в долевом строительстве жилых помещений, а не выполнение работ - строительство многоквартирных домов.

В Перечень включены именно работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, и не включены услуги, явившиеся предметом закупок.

Законом об участие в долевом строительстве обязанность застройщика иметь свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, наличие у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации не требовалось.

Застройщиком может являться хозяйствующий субъект, который сам не осуществляет строительство, а привлекает для строительства иное лицо (у этого иного лица и должно быть свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства).

В статье 4 перечислены основные понятия, используемые в Законе о защите конкуренции, в том числе:

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

 Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Статьей 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 Закона о контрактной системе установлены принципы обеспечения конкуренции:

  1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
  2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При проведении указанных электронных аукционов Администрация МР «Сыктывдинский» ограничила количество участников закупки до таких участников, у которых имелись соответствующие свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, и создало им преимущественные условия участия в закупках. При этом, иные потенциальные хозяйствующие субъекты, имеющие возможность оказать для заказчика требуемые услуги, но не имеющие необходимого свидетельства саморегулируемой организации, не имели возможности принять участие в рассматриваемых закупках.

Указанные действия Администрации МР «Сыктывдинский» противоречат требованиям пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В рассматриваемых действиях Администрации МР «Сыктывдинский» имеются признаки ограничения конкуренции при проведении электронных аукционов – своими действиями (установление требований о предоставлении СРО) заказчик сократил число хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке услуг по покупке и продаже жилых зданий.

В рассматриваемой ситуации Администрация МР «Сыктывдинский» совершила действия, оказавшие негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного сокращения количества участников закупок.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Указание в извещениях о закупках и аукционных документациях требований о предоставлении СРО могло привести к  отказу от участия в аукционах тех заинтересованных лиц, которые эти услуги могли оказать, но не имели СРО.

Необеспечение равных условий потенциальным участникам закупок является нарушением антимонопольного законодательства.

Администрация МР «Сыктывдинский», установив условия о предоставлении СРО, создала преимущественные условия участия в аукционах отдельным хозяйствующим субъектам, что нарушило принцип равнодоступности при проведении аукционов, заранее исключило возможность участия в аукционах хозяйствующих субъектов, не имеющих СРО.

В действиях Администрации МР «Сыктывдинский» в части установления в извещениях, документациях о закупках №№ 0107300011314000061, 0107300011314000079  требований к участникам закупки о наличии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Перечнем видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года               № 624), требования о предоставлении в составе вторых частей заявок не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок документа, а именно: «копии собственного действующего свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность  объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта», могло создать преимущественные условия участия в аукционах отдельным хозяйствующим субъектам, что является прямым нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Такие действия Администрации МР «Сыктывдинский» явились не предусмотренным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничением доступа к участию в аукционах, что является нарушением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Решением Коми УФАС России от 21.09.2016 по делу № АО 14-05/16 Администрация МР «Сыктывдинский» признана нарушившей:

  1. часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в виде установления в извещениях, документациях о закупках №№ 0107300011314000061, 0107300011314000079  требований к участникам закупки о наличии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Перечнем видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624), требования о предоставлении в составе вторых частей заявок не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок документа, а именно: «копии собственного действующего свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность  объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта», что могло создать преимущественные условия участия в электронных аукционах отдельным хозяйствующим субъектам.
  2. часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части непредусмотренного действующим законодательством ограничения доступа к участию в электронных аукционах №№ 0107300011314000061, 0107300011314000079 путем установления требования о наличии и предоставлении свидетельства,  выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс об административных правонарушения) предусмотрено, что действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 2.4 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

С целью решения вопроса о привлечении должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях в адрес Администрации МР «Сыктывдинский» направлен запрос о предоставлении письменной информации о должностном лице, ответственном за установление в документациях об электронных аукционах рассматриваемых требований к участникам закупки.

Администрацией МР «Сыктывдинский» письмом от 26.04.2017 № 01-28/1957 (вх. № 2328 от 26.04.2017) представлена письменная информация о том, что таким должностным лицом по закупке № 0107300011314000061 явилась <…> отдела закупок <…>.

В отношении <…> составлен протокол от 15.06.2017 об административном правонарушении. <…> не согласилась с наличием в ее действиях состава административного правонарушения.

Частями 1, 2 статьи 25.1 Кодекса об административных правонарушениях определено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Дело № ОШ 55-06/17 рассмотрено в присутствии <…>.

Постановлением Администрации МР «Сыктывдинский» от 15.04.2014 № 4/752 «Об утверждении Положения об отделе закупок администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» утверждено Положение об отделе закупок администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», в соответствии с которым, в редакции по состоянию на даты осуществления закупки:

1.1. Отдел закупок (далее - Отдел) является структурным подразделением администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский".

1.3. Отдел является единственным уполномоченным органом муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" путем проведения закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1.4. На отдел возложены функции уполномоченного органа на размещение заказов получателей бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

1.8. Порядок взаимодействия Отдела с заказчиками муниципального района "Сыктывдинский" устанавливается решением Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский".

2.1. Основной целью деятельности Отдела является обеспечение муниципальных нужд в пределах своей компетенции, а также полномочий по формированию муниципальных закупок.

2.2. Основными задачами Отдела являются, в том числе:

2.2.4. Организация процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3. Функции отдела

В соответствии с возложенными на него задачами, Отдел выполняет следующие функции:

3.2. Проверяет заявки заказчиков на закупку товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям действующего законодательства.

3.3. Разрабатывает документацию о закупке (документацию об электронном аукционе, конкурсную документацию, документацию конкурса с ограниченным участием, документацию двухэтапного конкурса, документацию о проведении запроса предложений, извещение о проведении запроса котировок, извещение о проведении предварительного отбора участников закупки и т.д.).

3.5. Организует и проводит процедуру определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального района "Сыктывдинский".

3.10. Осуществляет подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (за исключением описания объекта закупки), изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках, приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами.

По пункту 1 решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25.12.2013 № 30/12-11 «Об уполномоченном органе на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков (независимо от способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)), определен отдел закупок администрации МО МР "Сыктывдинский".

Также указанным решением Совета МР «Сыктывдинский» утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков МО МР «Сыктывдинский» (далее – Порядок), в соответствии с которым:

1.2. Данный Порядок регулирует отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд МО МР "Сыктывдинский" в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд МО МР "Сыктывдинский".

1.3. В настоящем Порядке используются следующие понятия:

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд МО МР "Сыктывдинский" либо в установленных Федеральным законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение муниципальных нужд МО МР "Сыктывдинский". Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

Уполномоченный орган - орган, осуществляющий функции в соответствии положениями статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за исключением заключения контракта;

Муниципальный заказчик - муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский", уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" и осуществляющие закупки;

Заказчик - муниципальный заказчик либо в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения, автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

Заявка заказчика на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - заявка на закупку) - пакет документов, формируемый заказчиком на основании плана закупок и плана-графика, представляемый в уполномоченный орган и являющийся основанием для начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

Документация по осуществлению закупки - документация об электронном аукционе, конкурсная документация, документация открытого конкурса с ограниченным участием, документация открытого двухэтапного конкурса, документация о проведении запроса предложений, извещение о проведении запроса котировок, извещение о проведении предварительного отбора участников закупки.

3.1. Уполномоченный орган в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляет следующие функции:

3.1.1. разрабатывает и утверждает формы заявок на закупку, применяемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также требования к их заполнению;

3.1.2. принимает и рассматривает от заказчиков заявки на закупку и прилагаемые к ним документы: техническое задание (спецификация), проект контракта, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иную информацию о товарах, работах, услугах, предусмотренную законодательством о контрактной системе.

Направляет заказчикам замечания по заявкам на закупку для их устранения в сроки, предусмотренные настоящим Порядком.

По заявкам на закупку, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, организует проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством о контрактной системе;

3.1.3. разрабатывает документацию по осуществлению закупки и направляет заказчику для утверждения в части соответствия описания в документации о закупке объекта закупки, требованиям законодательства о контрактной системе. Техническое задание (спецификация), проект контракта, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) являются неотъемлемой частью документации по осуществлению закупки. Осуществляет размещение на официальном сайте документации по осуществлению закупки;

3.2. На уполномоченный орган не возлагаются полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.

4.1. Заказчики в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляют следующие функции:

4.1.1. разрабатывают и направляют в уполномоченный орган заявки на закупку по форме, утвержденной уполномоченным органом, на бумажном носителе и в электронном виде в соответствии с планом-графиком;

4.1.2. устраняют замечания, представленные уполномоченным органом по заявкам на закупку, направляют соответствующую информацию в сроки, предусмотренные настоящим Порядком;

4.1.5. утверждают документацию по осуществлению закупки, в части соблюдения правил описания объекта закупки, установленных законодательством о контрактной системе;

5.1. Заказчики подают в уполномоченный орган заявки на закупку для осуществления закупки товаров, работ, услуг в соответствии с планами-графиками.

Заказчики несут ответственность за соответствие характеристик, установленных ими в описании объекта закупки, а также требований, установленных к участникам закупки, действующему законодательству о контрактной системе.

5.2. Уполномоченный орган рассматривает поступившие от заказчиков заявки на закупку на соответствие законодательству о контрактной системе в течение 7 рабочих дней со дня их получения и принимает одно из следующих решений:

5.2.1. осуществляет проведение процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурса (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукциона (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока рассмотрения заявки на закупку заказчика, при этом заказчик утверждает документацию по осуществлению закупки в части соблюдения правил описания объекта закупки, установленных законодательством о контрактной системе;

5.2.2. отказывает в проведении процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчикам в случае несоответствия заявок на закупку требованиям к оформлению заявки на закупку, утвержденным уполномоченным органом, наличия положений, противоречащих действующему законодательству о контрактной системе, отсутствия согласования наличия лимитов бюджетных обязательств управлением финансов МО МР "Сыктывдинский".

Заявка на закупку, учитывающая замечания уполномоченного органа, подается заказчиком повторно в течение 5 рабочих дней со дня поступления мотивированного ответа об отказе в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). В случае подачи заявки, учитывающей замечания уполномоченного органа, по истечении указанного срока заявке присваивается новый номер <...> ее рассмотрение осуществляется в общем порядке.

Документация об электронном аукционе № 0107300011314000061 утверждена 22.07.2014.

Извещение об электронном аукционе, документация об электронном аукционе на официальном сайте размещены <…>22.07.2014.

В извещении о закупке <…>также указана в качестве ответственного должностного лица.

<…>явилась ответственным лицом за размещение рассматриваемой закупки.

Коми УФАС России в Администрацию МР «Сыктывдинский» направлялся дополнительный запрос от 14.06.2017 о предоставлении материалов (с целью установления наличия либо отсутствия вины в действиях <…>).

Из представленных материалов от 26.06.2047 № 01-28/2957 (вх. № 3527 от 26.06.2017) установлено следующее.

Администрацией МР «Сыктывдинский» в Отдел закупок направлялась заявка для проведения закупки.

Письмом от 02.07.2014 № 141 Отдел закупок в адрес Администрации МР «Сыктывдинский» возвратил пакет документов для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке «Участие в долевом строительстве жилых помещений в с. Зеленец Сыктывдинского района для муниципальных нужд для переселения граждан из аварийного жилищного фонда» по следующим причинам, в том числе:

2.пакет документов подлежит доработке;

3. исходя из предмета контракта, уточнить требования к участникам закупки (пункт 20 заявки).

Кроме того, просим указать, какие именно документы должен предоставить участник закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе (в составе первой части и в составе второй части).

В ответ Администрация МР «Сыктывдинский» письмом от 04.07.2014 б/н в адрес Отдела закупок (вх. № 162 от 18.07.2014) направила исправленный пакет документов, при этом указано следующее, в том числе:

Пакет документов доработан, требования к участникам оставить без изменения.

Вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:…

2) … свидетельство СРО о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, уполномоченный орган в соответствии с установленными полномочиями возвращал пакет документов на доработку. При этом, заказчик настоял на установление требований к участникам о наличии соответствующего свидетельства (СРО)

Требование к участникам о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлено именно заказчиком закупки, а не уполномоченным органом.

По пункту 5.1 Порядка заказчики несут ответственность за соответствие характеристик, установленных ими в описании объекта закупки, а также требований, установленных к участникам закупки, действующему законодательству о контрактной системе.

Таким образом, в действиях <…> отсутствует вина.

Согласно статье 26.1 Кодекса об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

На основании изложенного, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Производство по делу № ОШ 55-06/17 об административном правонарушении в отношении <…> прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

   В силу статей 30.2, 30.3 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

Должностное лицо Коми УФАС России

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны