Решение №02-01/10034 Решение по делу № А 26-09/15 от 16 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                           г. Сыктывкар

 

 

 

 

 

№ 02-01/10034

 

Резолютивная часть решения оглашена     «30» октября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено     «12» ноября 2015 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело № А 26-09/15 по признакам нарушения муниципальным бюджетным учреждением «Стройсервис» (ИНН 1113008732), адрес места нахождения:  168020, Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Советская, д. 225 (далее – МБУ «Стройсервис»), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  

при участии:

<…> – заявителя,

<…> – руководителя МБУ «Стройсервис»,

<…> - представителя Службы Республики Коми по тарифам по доверенности от 05.08.2015 № 10,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 17.09.2015 № 201 в отношении МБУ «Стройсервис».

МБУ «Стройсервис» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление физического лица <…> от 17.06.2015 (вх. № Ф-112 от 17.06.2015) по факту применения МБУ «Стройсервис» необоснованного тарифа за услуги паромной переправы.

Комиссия Коми УФАС России, изучив материалы антимонопольного дела № А 26-09/15, пришла к нижеследующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Коми УФАС России, руководствуясь пунктами 3.1.1, 3.3 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее - Регламент), провело исследование товарного рынка услуг паромной переправы через р. Вычегда вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми по перевозке транспортных средств.

Анализ состояния конкуренции проведен  за 2014 год – период с 01.01.2015 по 30.09.2015.

В соответствии с ОКВЭД (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) деятельность, связанная с предоставлением услуг паромной переправы по перевозке транспортных средств, относится к классификационным группам 50.40 «Деятельность внутреннего водного грузового транспорта».

В соответствии с п. 2 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 № 129, паром представляет собой судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами.

Услуги по перевозке транспортных средств внутренним водным транспортом с помощью паромов осуществляется в специально установленных местах – на паромных переправах. Согласно п. 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623, под паромной переправой понимается участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами.

Услуга по перевозке транспорта паромом по функциональному предназначению представляет собой преодоление водного препятствия (реки, озера, канала и т.д.) на пути следования транспортных средств.

Исходя из вышеизложенного, услуга по перевозке транспорта паромом по своим техническим характеристикам и функциональному назначению не имеет товаров заменителей.

Согласно данным Администрации МР «Корткеросский», у потребителей имеется возможность заменить услуги паромной переправы в п. Подтыбок Корткеросского района иным способом перевозок. В с. Керес Корткеросского района и прилегающих к нему населенных пунктах имеется объездная дорога через Усть-Куломский район по маршруту: с. Усть-Кулом – д. Носим – д. Деревянск – д. Руч – д. Аныб – д. Эжол – с. Керес.

Однако расстояние по объездному маршруту составляет более 100 км (учитывая фактическое состояние дороги, более 2 часов езды), тем самым, учитывая предельные максимальные уровни тарифов на перевозки грузов (транспортных средств), утвержденные приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23, затраты увеличатся более чем на 10%, поскольку для преодоления такого расстояния потребуется в среднем около 8 литров  автомобильного топлива (при стоимости бензина в 35 руб. затраты на приобретение дополнительного объема топлива составят 280 руб., а самый высокий предельный тариф для легкового автомобиля составляет 202,5 руб.). Кроме того, потребители указали на неудобство указанного пути в связи со значительным расстоянием, а также затрачиваемым временем на его преодоление.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются услуги паромной переправы по перевозке транспортных средств.

Паром в районе переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми совершает рейсы по перевозке транспортных средств от одного берега р. Вычегды к противоположному с причаливанием в специально установленных местах, где происходит погрузка/разгрузка транспортных средств. Из этого следует, что услуги по перевозке транспортных средств оказываются непосредственно в пределах паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми. По имеющимся в Коми УФАС России данным, полученным от Администрации МР «Корткеросский», другой паромной переправы в этом районе нет.

В ходе опроса потребителей было установлено, что в случае повышения стоимости услуг паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми на 5-10 % потребители продолжат приобретать эту услугу, поскольку другой паромной переправы нет. 

Географические границы рассматриваемого товарного рынка определены в пределах паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми.

В 2014-2015 годах услуги паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми по перевозке транспортных средств оказывались МБУ «Стройсервис», иных хозяйствующих субъектов, которые бы предоставляли слуги паромной переправы, по данным Администрации МР «Корткеросский», нет.

Потребителями на рассматриваемом товарном рынке является неопределенный круг физических лиц, проживающих и (или) работающих в близлежащих населенных пунктах, прочие водители автотранспортных средств, а также организации (в т.ч. служба скорой медицинской помощи, пожарная служба, почтовая службы и др.).

Учитывая, что в исследуемый период услуги паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми по перевозке транспортных средств оказывались только МБУ «Стройсервис», доля МБУ «Стройсервис» в данных географических границах составляет 100 %.

Товарный рынок услуги паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми по перевозке транспортных средств является рынком с высокой концентрацией.

В ходе изучения товарного рынка услуги паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми по перевозке транспортных средств  выявлены барьеры входа на изучаемый товарный рынок, которые характеризующиеся экономическими ограничениями, а именно: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение барж-паромов, несамоходных паромов, буксирных теплоходов при длительных сроках окупаемости этих вложений. Указанный барьер является преодолимым.

С учетом вышеизложенного, на основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение на товарном рынке услуги паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми по перевозке транспортных средств занимает МБУ «Стройсервис», доля которого составляет 100 %.

В соответствии с п. 3.23 Регламента хозяйствующий субъект может предоставлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим.

МБУ «Стройсервис» не представило доказательств того, что его положение на вышеуказанном товарном рынке не может быть признано доминирующим, а также возражений по данным результатов анализа указанного товарного  рынка. На заседании Комиссии по рассмотрению антимонопольного дела 30.10.2015 руководитель МБУ «Стройсервис» <…> указал, что других паромных переправ в указанном районе нет, замечаний, возражений, дополнений по данным результатов анализа указанного товарного рынка <…> в ходе рассмотрения дела не представил.

2. В соответствии с п. 5 Приложения № 2 к Постановлению Правительства Республики Коми от 03.12.2002 № 196 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми» перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включены в перечень услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на территории Республики Коми осуществляется Службой Республики Коми по тарифам.

Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23 установлены единые предельные максимальные уровни тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом на территории Республики Коми.

Согласно п. 5 Приказа Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23 действие единых предельных максимальных уровней тарифов, установленных пунктами 1, 2, 3, 4 настоящего Приказа, распространяется на перевозчиков, осуществляющих на территории Республики Коми перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом, в отношении которых Службой Республики Коми по тарифам не установлены в индивидуальном порядке соответствующие тарифы и (или) их предельные уровни для отдельных перевозчиков. Перевозчики, осуществляющие на территории Республики Коми перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом, вправе обратиться в Службу Республики Коми по тарифам для установления соответствующих тарифов и (или) их предельных уровней в индивидуальном порядке.

Согласно пояснениям Службы Республики Коми по тарифам, представленным письмом от 31.07.2015 № 04-08/3109 (вх. № 4317 от 31.07.2015), МБУ «Стройсервис» в Службу за установлением индивидуальных уровней тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом на территории Республики Коми не обращалось.

В материалы антимонопольного дела № А 26-09/15 заявителем представлена копия применяемого МБУ «Стройсервис» прейскуранта цен на оказываемые МБУ «Стройсервис» услуги паромной переправы транспортных средств. Как следует из пояснений заявителя, МБУ «Стройсервис» применяет тарифы, которые не утверждены руководителем, не заверены печатью организации, нет согласования с администрацией Корткеросского района.

Комиссией в ходе изучения представленного прейскуранта тарифов установлено, что указанные в нем тарифы не соответствуют предельным максимальным уровням тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом на территории Республики Коми, утвержденным Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23.

Как следует из материалов антимонопольного дела № А 26-09/15, 12.06.2015 МБУ «Стройсервис» оказало заявителю услугу паромной переправы транспортного средства Нива Шевроле», регистрационный номер <…>, что подтверждается копией квитанции к приходному кассовому ордеру № 249 от 12.06.2015, выданной МБУ «Стройсервис» заявителю за перевозку транспортного средства. Согласно указанной квитанции плата за оказанную МБУ «Стройсервис» заявителю услугу составила 210 руб.

В соответствии с Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23, масса автомобиля определяется по массе автотранспортного средства без нагрузки.

В соответствии со свидетельством регистрации транспортного средства серии 11УУ № 707670 масса принадлежащего заявителю автомобиля «Нива Шевроле» без нагрузки составляет 1410 кг. Соответственно тариф за перевозку речным транспортом принадлежащего заявителю автомобиля «Нива Шевроле» в соответствии с вышеуказанным Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23 должен составлять 112,5 руб.

Таким образом, за перевозку автомобиля заявителя МБУ «Стройсервис» взяло плату, которая на 97,5 руб. больше, чем установленный Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23 тариф на перевозку грузов речным транспортом на территории Республики Коми.

Согласно пояснениям Службы Республики Коми по тарифам, представленным письмом от 15.10.2015 № 04-06/4043, вышеуказанные действия МБУ «Стройсервис» по взиманию платы за перевозку речным транспортом по тарифам, сверх допустимых предельных максимальных уровней тарифов на перевозки грузов речным транспортом на территории Республики Коми, утвержденных Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23, являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В ходе изучения материалов антимонопольного дела, Комиссией установлено, что в период с мая по июль 2015 года МБУ «Стройсервис» взимало за оказанные им услуги паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми по перевозке транспортных средств по тарифам, которые превышали допустимые предельные максимальные уровни тарифов на перевозки грузов речным транспортом на территории Республики Коми, утвержденные Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23. Данное подтверждается копиями приходных кассовых ордеров за май-июль 2015 года.

Так согласно Приказу Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23 самый предельный максимальный уровень тарифов (с НДС) за легковой автомобиль (для автомобилей массой свыше 2,6 тонн) составляет 202,5 руб.

Вместе с тем, как следует из имеющихся в материалах дела копий приходных кассовых ордеров, МБУ «Стройсервис» в рассматриваемый период за перевозку автомобиля «Волга», масса которого в зависимости от модели составляет 1,4 - 1,6 тонны, взимало 210 руб., что превышает самый предельный максимальный уровень тарифов для легковых автомобилей.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Из представленных в антимонопольное дело материалов и письменных пояснений заявителя, Комиссией установлено, что взимание с потребителей платы за оказанные услуги паромной переправы транспортных средств по тарифам, сверх допустимых предельных максимальных уровней тарифов на перевозки грузов речным транспортом на территории Республики Коми, утвержденных Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23, привело к ущемлению интересов потребителей, в том числе <…>.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия МБУ «Стройсервис», занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуги паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми по перевозке транспортных средств, в части предъявления и взимания в период с мая по июль 2015 года с потребителей, в том числе <…>, платы за оказанные услуги паромной переправы транспортных средств по тарифам, сверх допустимых предельных максимальных уровней тарифов на перевозки грузов речным транспортом на территории Республики Коми, утвержденных Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23, что привело (могло привести) к ущемлению интересов потребителей, в том числе <…>, противоречат требованиям пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководитель МБУ «Стройсервис» <…> в ходе рассмотрения дела 30.10.2015 пояснил, что он приступил к исполнению должностных обязанностей руководителя Учреждения с 03.08.2015, до указанной даты руководителем МБУ «Стройсервис» являлся <…>.

Как пояснил <…>, МБУ «Стройсервис» в августе-сентябре 2015 года применяло тарифы, утвержденные Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23. В подтверждение этого МБУ «Стройсервис» письмом от 14.09.2015 представило копию приходного кассового ордера от 04.08.2015, согласно которой за перевозку грузового автомобиля «Зил-130», масса которого превышает 5 тонн и не превышает 10 тонн, МБУ «Стройсервис» взяло плату в размере 525 руб., что не превышает предельный максимальный уровень тарифа на перевозки грузового автомобиля такой массы, утвержденного Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23.

Таким образом, МБУ «Стройсервис» устранило нарушение антимонопольного законодательства до вынесения Комиссией решения, в связи с чем, Комиссия не усматривает основания для выдачи МБУ «Стройсервис» предписания.  

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства МБУ «Стройсервис».

В соответствии с пунктами 4.1 Устава МБУ «Стройсервис» учреждение возглавляет руководитель.

Согласно пунктами 4.2 и 4.5 Устава к компетенции руководителя МБУ «Стройсервис» относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью учреждения, руководитель действует от имени учреждения без доверенности, совершает сделки от его имени.

Согласно пояснениям МБУ «Стройсервис», представленных письмом от 20.10.2015 (вх. № 6124 от 23.10.2015), за организацию административно-хозяйственной и финансовой деятельности Учреждения отвечает руководитель. В период с 20.03.2015 по 31.07.2015 руководителем МБУ «Стройсервис» являлся <…>, что подтверждается Распоряжением руководителя Администрации муниципального района «Корткеросский» от 20.03.2015 № 124-р.

Таким образом, усматривается, что должностным лицом, виновным в совершении МБУ «Стройсервис» нарушения антимонопольного законодательства, является  <…>, являвшийся в период с 20.03.2015 по 31.07.2015 руководителем МБУ «Стройсервис».

Из материалов антимонопольного дела № А 26-09/15 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения МБУ «Стройсервис» и <…>, являвшимся в период с 20.03.2015 по 31.07.2015 руководителем МБУ «Стройсервис»,  требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии МБУ «Стройсервис» и указанным должностным лицом всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина МБУ «Стройсервис», <…>, являвшегося в период с 20.03.2015 по 31.07.2015 руководителем МБУ «Стройсервис», в нарушении п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение МБУ «Стройсервис» на товарном рынке услуги паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми по перевозке транспортных средств в 2014 году – в период с 01.01.2015 по 30.09.2015 доминирующим.

2. Признать МБУ «Стройсервис», занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуги паромной переправы вблизи п. Подтыбок Корткеросского района Республики Коми по перевозке транспортных средств, нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части:

предъявления и взимания в период с мая по июль 2015 года с потребителей, в том числе <…>, платы за оказанные услуги паромной переправы транспортных средств по тарифам, сверх допустимых предельных максимальных уровней тарифов на перевозки грузов речным транспортом на территории Республики Коми, утвержденных Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 31.05.2011 № 32/23, что привело (могло привести) к ущемлению интересов потребителей, в том числе <…>.

3. Прекратить рассмотрение дела № А 26-09/15 в связи с добровольным устранением МБУ «Стройсервис» нарушения антимонопольного законодательства.

4. В связи с тем, что на дату принятия Комиссией решения МБУ «Стройсервис» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства МБУ «Стройсервис» не выдавать.

5.  Передать материалы дела № А 26-09/15 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении МБУ «Стройсервис», <…>, являвшегося в период с 20.03.2015 по 31.07.2015 руководителем МБУ «Стройсервис», дел об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                            <…>

Члены Комиссии                                                        <…>

                                                                                      <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны