Решение №02-01/11255 Решение по делу № А 34-11/15 от 24 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

№ 02-01/11255

г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена     «10» декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено     «18» декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № А 34-11/15, возбужденное приказом Коми УФАС России от 23.11.2015 № 277 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах», адрес юридического лица: 140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3, в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Коми, адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 19, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Закон  о защите конкуренции),

в присутствии:

<…>а В.В. – представителя ООО «Росгосстрах», действующего по  доверенности от 01.07.2015 № 316 серии 11 АА 0704777,

в отсутствие:

заявителя <…>а Е.М., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799191785933 от 01.12.2015, 

УСТАНОВИЛА:

1. Настоящее дело возбуждено приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23.11.2015 № 277 в отношении ООО «Росгосстрах».

Основанием для возбуждения антимонопольного дела № А 34-11/15 послужило заявление <…>а Е.М. (далее – Заявитель) от 05.08.2015, направленное  Отделением – Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации письмом от 12.08.2015 № Т287-48-13-15/8550 (вх. № 4556 от 14.08.2015), на неправомерные, по мнению Заявителя, действия ООО «Росгосстрах» в части неприменения при расчете страховой премии по договору ОСАГО от 13.12.2013 понижающего коэффициента за безаварийное вождение.

Определением о назначении дела № А 34-11/15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 24.11.2015 № 02-01/10472 рассмотрение дела назначено на 10.12.2015.

2. Комиссия, изучив материалы антимонопольного дела № А 34-11/15, заслушав представителя ООО «Росгосстрах»,  пришла к нижеследующим выводам.

2.1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

ООО «Росгосстрах» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) под страховщиком понимается страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с Уставом ООО «Росгосстрах» основными видами деятельности Общества являются страхование и перестрахование, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и специальным разрешением (лицензией), включая дополнения к специальному разрешению (лицензии), получаемым в установленном законодательством РФ порядке.

ООО «Росгосстрах» осуществляет страхование на основании  Лицензии серии С № 0977 50 от 07.12.2009, выданной Федеральной службой страхового надзора, в том числе страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (№ 0977 50-14).  

Таким образом, ООО «Росгосстрах» является страховой организацией, оказывающей страховые услуги, и, в силу пунктов 2, 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является финансовой организацией.

Решением от 25.07.2014 № 02-01/6885 по антимонопольному делу № А 25-12/13, оставленным в силе Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015 по делу № А 29-9364/2014, Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу № А 29-9364/2014, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.08.2015 по делу № А 29-9364/2014, положение ООО «Росгосстрах» на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми в 2011-2013 г.г. признано доминирующим.

В связи с рассмотрением обращений граждан, поступивших в адрес антимонопольного управления в 2014-2015 г.г., антимонопольных дел, возбужденных в отношении ООО «Росгосстрах» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в целях актуализации вопроса доминирующего положения Общества на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми проведен анализ состояния конкуренции на указанном рынке за 2014 год, 9 месяцев 2015 года.

При проведении анализа Коми УФАС России руководствовалось:

- Условиями признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) (далее - Условия), Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359 (далее  - Правила);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220).

По результатам проведённого анализа состояния конкуренции на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми установлено следующее.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования, договор ОСАГО) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

 При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

Таким образом, обязательное страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств является обязанностью владельца транспортного средства и не может быть заменено иными видами страхования, в том числе добровольным страхованием ответственности владельцев транспортных средств, страхованием жизни.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, страхование ответственности классифицируется по коду ОКВЭД 66.03.3, куда включено страхование  гражданской  ответственности владельцев автотранспортных  средств.

Продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуга по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, код ОКВЭД 66.03.3 (далее – услуга ОСАГО).

Согласно пункту 4.2 Порядка при определении географических границ товарного рынка использована информация, в том числе о регионе, в котором действует ООО «Росгосстрах», о ценообразовании на рынке услуги ОСАГО.

В соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию подлежат регулированию посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно пункту 1, подп. «а» пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина.

Исходя из сроков исследования и доступности информации, географические границы товарного рынка определены методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), что предусмотрено абзацем 2 пункта 4.5 Порядка.

Заявители, обратившиеся в антимонопольное управление по поводу неправомерных действий ООО «Росгосстрах», проживают на территории Республики Коми, в том числе в городах Сыктывкар, Воркута, Ухта, Сосногорск, в районах Сысольский, Прилузский, Сыктывдинский, Усть-Куломский, Усть-Вымский, Троицко-Печорский, Княжпогостский, Удорский. Как следует из заявлений, граждане  обратились в адрес Общества, осуществляющего деятельность в Республике Коми, за заключением договора ОСАГО по месту их жительства и (или) по месту продажи услуги ОСАГО.  

Согласно сведениям, представленным ООО «Росгосстрах» письмом от 11.02.2015 № 160/07, Общество оказывает услуги ОСАГО в 9 городах (из 10), в 13 муниципальных  районах (из 14), то есть практически на всей территории Республики Коми.  

В ходе исследования товарного рынка установлено, что в связи с тем, что  Общество в период с 2013 года по первое полугодие 2015 года заключало с отдельными гражданами договоры ОСАГО при условии заключения ими договора добровольного страхования, что вело к дополнительным расходам в виде страховой премии по договору добровольного страхования, страхователи вынуждены были искать другие страховые организации в других городах (районах) Республики Коми.   При этом расходы на поиск и приобретение услуги ОСАГО, в том числе транспортные расходы, составляли более 10 % от страховой премии по договору ОСАГО.

Кроме того, установлено, что статистические данные об обязательном страховании, включая данные о размере собранных страховых премий, формируются страховщиками в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, в связи с чем, обязательный учет сведений по договорам ОСАГО ведётся страховщиками по отдельным субъектам РФ, в том числе по Республике Коми.   

На основании вышеуказанного, учитывая место предоставления услуги, местоположение приобретателей услуги,  доступности информации географические границы рынка услуги ОСАГО определены территориальными границами Республики Коми.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Правил в целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке основными показателями (в стоимостном выражении) в отношении услуг, оказываемых страховщиком и обществом взаимного страхования, является объем собранной финансовой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный период.

Согласно пункту 5 статьи 8 Закона об ОСАГО ежегодные статистические данные об обязательном страховании, включая данные о размере собранных страховых премий по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию Банком России.

Из материалов, представленных Северо-Западным главным управлением Центрального банка Российской Федерации письмом от 14.08.2015 № Т2-39-6-5/31409, Отделением – Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации письмом от 19.06.2015 № Т287-48-13-18/6175 в материалы исследования товарного рынка, статистическая информация о деятельности страховых организаций размещается Банком России на официальном сайте www.cbr.ru., которая находится в открытом доступе в каталоге «Статистические показатели и информация об отдельных субъектах», путь размещения: «Финансовые рынки»/«Надзор за участниками финансовых рынков»/«Субъекты страхового рынка».

В соответствии с официальными данными, опубликованными Банком России, объем услуги ОСАГО на территории Республики Коми составил в 2014 году 783 481 тыс. рублей, за 9 месяцев 2015 года 814 864 тыс. рублей.

Доля ООО «Росгосстрах» на рынке услуги ОСАГО составила в 2014 году 37,91 %, за 9 месяцев 2015 года – 32,99 %, что превышает 20 %.

Доля ближайших конкурентов ООО «Росгосстрах» в Республике Коми составила в 2014 году: ОАО «СОГАЗ» 19,27 %, ОСАО «РЕСО-Гарантия» 11,72 %, за 9 месяцев 2015 года: АО «СОГАЗ» 23,55 %, САО «ВСК» 12,31 %.                          

По показателям коэффициента рыночной концентрации (45 % > CR3 < 70%), индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (1000 >HHI<2000) рынок услуги ОСАГО в Республике Коми относится к товарному рынку с умеренным  уровнем концентрации.

По результатам исследования рынка услуги ОСАГО установлены экономические и административные барьеры входа на рынок, в том числе:

   - преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка,

- условия лицензирования страховой деятельности,

- надзор за деятельностью страховых организаций,

- государственное регулирование страховых тарифов на услуги ОСАГО. 

Согласно информации Отделения – Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, направленной письмом от 19.06.2015 № Т287-48-13-18/6175 в материалы исследования указанного рынка, ситуация в сфере обращения услуги ОСАГО в 2014 году, первом квартале 2015 года характеризуется наличием напряженности, что подтверждается большим количеством обращений граждан, связанных с навязыванием дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО, отказом в заключении договоров ОСАГО без заключения дополнительного договора страхования, неприменением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений, произошедших в период действия  за безаварийное вождение.

В силу положений Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), исходя из неизменности доли ООО «Росгосстрах», превышающей 20 процентов, с учетом относительного размера долей на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми, принадлежащих конкурентам ООО «Росгосстрах», положение ООО «Росгосстрах» на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми за 2014 год, 9 месяцев 2015 года является доминирующим.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми.

2.2. В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 1 Закона об ОСАГО под страховыми тарифами понимаются ценовые ставки, установленные в соответствии с Законом об ОСАГО, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Закона об ОСАГО, в редакции Федерального закона № 251-ФЗ от 23.07.2013, действующей в период с 01.09.2013 по 30.06.2014, регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости, в том числе от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - Постановление № 739), действующим с 01.01.2006 по 10.10.2014, утверждены значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. 

Пунктом 3 раздела 1 Постановления № 739 утверждены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО (КБМ).

В случае отсутствия дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине страхователя, либо лиц, указанных в страховом полисе в качестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в период действия предыдущего договора ОСАГО, при расчете страховой премии при заключении договора страхования на следующий срок, страховщиком должен быть применен понижающий коэффициент КБМ.  

В соответствии с Постановлением № 739 коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.      

Таким образом, при расчете страховой премии по договору ОСАГО применяются базовый страховой тариф и коэффициенты страховых тарифов, в том числе коэффициент КБМ, утвержденные Постановлением № 739.     

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»  (далее – Закон № 267-ФЗ) с 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно страховщик при заключении договора ОСАГО в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Закона об ОСАГО и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора ОСАГО необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора ОСАГО в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования. В этом случае значение коэффициента в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей, не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах ОСАГО.

Согласно части 10 статьи 15 Закона об ОСАГО при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании).

Согласно абз. 2, 3 пункта 20 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263, действующих в период с 01.07.2003 по 10.10.2014 (далее – Правила ОСАГО), сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика. При заключении договора обязательного страхования, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями (ограниченное использование), страхователь представляет страховщику сведения о страховании в отношении каждого указанного им водителя.

Согласно пункту 11 Правил ОСАГО расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования, с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО (далее – АИС ОСАГО).

Из материалов антимонопольного дела № А 34-11/15 следует, что Заявитель ежегодно заключает договор ОСАГО со страховой компанией.

Из письменных пояснений <…>а Е.М. от 05.08.2015, от 17.09.2015, имеющихся в материалах данного дела, следует, что Заявитель в период 2011-2014 г.г. заключал договоры ОСАГО с ООО «Росгосстрах». При заключении с Обществом 13.12.2013 договора ОСАГО при расчете страховой премии ему не был применен понижающий коэффициент за безаварийное вождение. После заключения договора ОСАГО <…> Е.М. обратился к руководителю филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Коми по вопросу внесения изменений в договор ОСАГО в части класса страхования и КБМ, который остался без ответа.  

Из материалов антимонопольного дела № А 34-11/15 следует, что между <…>ым Е.М. и ООО «Росгосстрах» (далее – Страховщик) 13.12.2013 заключён договор ОСАГО серии ССС № 0666811579 (далее – договор ОСАГО от 13.12.2013), в соответствии с которым страховая премия установлена Страховщиком в размере 3801,60 рублей исходя из класса страхования 3, коэффициента КБМ=1, то есть без применения понижающего коэффициента за безаварийное вождение.

ООО «Росгосстрах» письмом от 21.09.2015 № 1508/07, имеющимся в материалах антимонопольного дела А 34-11/15, пояснило, что при заключении договора ОСАГО Страховщик при расчете страховой премии по договору ОСАГО, при применении КБМ основывается на сведениях о страховании, предоставленных  страхователем при заключении договора, на сведениях, имеющихся у Страховщика, а также на сведениях, содержащихся в АИС ОСАГО. При этом, КБМ определяется по каждому лицу, допущенному  к управлению транспортным средством. В случае отсутствия информации, указанным лицам присваивается класс страховании 3, КБМ=1. В отношении Заявителя значение КБМ по договору ОСАГО получено Обществом из АИС РСА.

Из письменных объяснений страхового агента <…>ой Е.И. от 29.09.2015  следует, что при расчете страховой премии по договору ОСАГО от 13.12.2013 она основывалась на сведениях, имеющихся в базе данных АИС РСА, по ранее заключенному договору ОСАГО.

 Данные доводы Общества, страхового агента Общества Комиссией рассмотрены и не могут быть приняты в обоснование правомерности действий в силу нижеследующего.

В силу  пункта 3 статьи 6 Закона № 267-ФЗ страховщик при заключении договора ОСАГО в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

В соответствии с Законом об ОСАГО, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2005 № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (раздел 1), страховщик обязан вносить в АИС ОСАГО сведения о страховании ОСАГО, в том числе о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО.

Из материалов, представленных Заявителем, Обществом в антимонопольное дело № А 34-11/15, следует, что Заявитель последовательно в период 2011-2014 г.г. заключал (перезаключал) договоры ОСАГО с ООО «Росгосстрах».

Согласно письменной информации, представленной Российским Союзом Автостраховщиков письмом от 04.09.2015 № И-62658 в материалы данного антимонопольного дела, в базе данных АИС ОСАГО содержатся следующие сведения в отношении <…>а Е.М. по договорам ОСАГО, заключенным с ООО «Росгосстрах»:

- серии ВВВ № 0593545505 на срок действия с 17.12.2011 по 16.12.2012, класс страхования 10, КБМ=0,65, сведения о страховых выплатах отсутствуют;

- серии ВВВ № 0624010199 на срок действия с 17.12.2012 по 16.12.2013, класс страхования 11, КБМ=0,6, сведения о страховых выплатах отсутствуют.

Таким образом, Общество (страховой агент <…>а Е.И.) на дату заключения с Заявителем договора ОСАГО 13.12.2013 располагало(а) необходимыми сведениями для расчета страховой премии, в том числе о классе страхования и КБМ. 

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Постановления № 739 в отсутствие страховых выплат по предыдущему договору ОСАГО расчет страховой  премии по договору ОСАГО от 13.12.2013 производится исходя из базовой ставки 1980 рублей, класса страхования 12, КБМ=0,55. В связи с чем, страховая премия по договору ОСАГО от 13.12.2013 составляет 2090,88 рублей.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» при расчете страховой премии по договору ОСАГО от 13.12.2013 не применило понижающий коэффициент за безаварийное вождение КБМ=0,55 (класс страхования 12), установленный пунктом 3 раздела 1 Постановления № 739, что привело к завышению страховой премии на 1710,72 рубля.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные в соответствии с данным Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя их системного толкования положений статей  3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, необходимо доказать, что хозяйствующий субъект умышленно злоупотребил своими правами, чем причинил вред другим лицам. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Из материалов антимонопольного дела следует, что <…> Е.М. произвел оплату страховой премии по договору ОСАГО от 13.12.2013, заключенному между ООО «Росгосстрах» и Заявителем, в размере 3801,60 рублей, рассчитанной Обществом исходя из базовой ставки 1980 рублей, коэффициента КБМ 1,0, что документально подтверждено квитанцией на получение страховой премии (взноса) № 17554323 от 13.12.2013.   

Из письменных пояснений <…>а Е.М. от 17.09.2015, имеющихся в материалах антимонопольного дела № А 34-11/15, следует, что в результате   неприменения Обществом при расчете страховой премии по договору ОСАГО от 13.12.2013 понижающего коэффициент за безаварийное вождение (КБМ), Заявитель  вынужден был переплатить страховую премию в размере 1710,72 рублей. Кроме того, при заключении договора ОСАГО на срок страхования с 17.12.2014 по 16.12.2015 на основании указанных данных, переданных ООО «Росгосстрах» по договору ОСАГО от 13.12.2013 в базу АИС ОСАГО, страховой компанией ОАО «СОГАЗ» неверно применен класс страхования и КБМ.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что бездействие ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми, выразившееся в  неприменении при расчете страховой премии по договору ОСАГО серии ССС № 0666811579 от 13.12.2013, заключенному между ООО «Росгосстрах» и <…>ым Е.М., понижающего коэффициента за безаварийное вождение КБМ=0,55, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739, что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов (возможному ущемлению интересов) <…>а Е.М., противоречит требованиям пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из материалов, имеющихся в антимонопольном деле № А 34-11/15, следует, что по результатам проверки, проведенной ООО «Росгосстрах» по факту неприменения в отношении <…>а Е.М. КБМ при расчете страховой премии по договору ОСАГО от 13.12.2013, заключенному между Обществом и Заявителем, <…>у Е.М. произведен перерасчет и возврат излишне начисленной ему страховой премии, что документально подтверждено платежным поручением от 18.09.2015 № 127 о возврате <…>у Е.М. излишне начисленной страховой премии по договору ОСАГО от 13.12.2013 в размере 1710,72 рублей.

Таким образом, учитывая, что ООО «Росгосстрах» устранило нарушение антимонопольного законодательства до вынесения Комиссией решения, Комиссия не усматривает основания для выдачи ООО «Росгосстрах» предписания.  

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ООО «Росгосстрах».

Согласно Положению о филиале ООО «Росгосстрах» в Республике Коми, доверенностью  № 1713-Дхк от 13.12.2013, выданной ООО «Росгосстрах» директору филиала ООО «Росгосстрах» <…>ой Т.А., дополнительному соглашению к трудовому договору № 14 от 23.07.2009, руководство филиалом Общества в Республике Коми осуществляет директор филиала <…>а Т.А., на которую возложены все права и обязанности, вытекающие из финансово-хозяйственной деятельности филиала. 

Таким образом, ответственность за действия страховых агентов в Республике Коми несёт ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Коми, должностное лицо ООО «Росгосстрах» <…>а Т.А.

Из материалов антимонопольного дела № А 34-11/15 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ООО «Росгосстрах», директором филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Коми <…>ой Т.А. требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ООО «Росгосстрах», директором филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Коми <…>ой Т.А всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ООО «Росгосстрах», должностного лица Общества в нарушении требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Росгосстрах», занимающее доминирующее положение на рынке услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Коми, нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части бездействия, выразившегося:

в  неприменении при расчете страховой премии по договору ОСАГО серии ССС № 0666811579 от 13.12.2013, заключенному между ООО «Росгосстрах» и <…>ым Е.М., понижающего коэффициента за безаварийное вождение КБМ=0,55, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739, что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов (возможному ущемлению интересов) <…>а Е.М.

2. Прекратить рассмотрение дела № А 34-11/15 в отношении ООО «Росгосстрах» в связи с добровольным устранением Обществом нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Не выдавать ООО «Росгосстрах» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения, указанного в пункте 1 данного решения, и его последствий.

Передать материалы дела № А 34-11/15 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Росгосстрах»,  должностного лица ООО «Росгосстрах» дел об административном правонарушении, ответственность за нарушение которого предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

            Председатель Комиссии                            __________________ <…>

 

            Члены Комиссии                                        ___________________  <…>

    

                                                                              ___________________ <…>

 

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Связанные организации

Связанные организации не указаны