Решение №02-01/11258 Решение по делу № А 37-11/15 от 24 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

№ 02-01/11258

г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена     «10» декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено     «21» декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № А 37-11/15, возбужденное приказом Коми УФАС России от 23.11.2015 № 280 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах», адрес юридического лица: 140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3, в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Коми, адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 19, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Закон  о защите конкуренции),

в присутствии:

<…>а В.В. – представителя ООО «Росгосстрах», действующего по  доверенности от 01.07.2015 № 316 серии 11 АА 0704777,

в отсутствие:

заявителя <…>а Е.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799191785964 от 01.12.2015, направившего письмом от 01.12.2015 ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, 

УСТАНОВИЛА:

1. Настоящее дело возбуждено приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23.11.2015 № 280 в отношении ООО «Росгосстрах».

Основанием для возбуждения антимонопольного дела № А 37-11/15 послужили заявления <…>а Е.А. (далее – Заявитель) б/д (вх. № Щ-216 от 10.10.2014), от 24.05.2015 (вх. № Щ-102 от 25.05.2015) на неправомерные, по мнению Заявителя, действия ООО «Росгосстрах» в части неприменения при расчете страховых премий по договору ОСАГО от 20.06.2014, по договору ОСАГО от  23.05.2015 понижающего коэффициента за безаварийное вождение.

Определением о назначении дела № А 37-11/15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 24.11.2015 № 02-01/10478 рассмотрение дела назначено на 10.12.2015.

2. Комиссия, изучив материалы антимонопольного дела № А 37-11/15, заслушав представителя ООО «Росгосстрах»,  пришла к нижеследующим выводам.

2.1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

ООО «Росгосстрах» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) под страховщиком понимается страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с Уставом ООО «Росгосстрах» основными видами деятельности Общества являются страхование и перестрахование, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и специальным разрешением (лицензией), включая дополнения к специальному разрешению (лицензии), получаемым в установленном законодательством РФ порядке.

ООО «Росгосстрах» осуществляет страхование на основании  Лицензии серии С № 0977 50 от 07.12.2009, выданной Федеральной службой страхового надзора, в том числе страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (№ 0977 50-14).  

Таким образом, ООО «Росгосстрах» является страховой организацией, оказывающей страховые услуги, и, в силу пунктов 2, 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является финансовой организацией.

Решением от 25.07.2014 № 02-01/6885 по антимонопольному делу № А 25-12/13, оставленным в силе Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.02.2015 по делу № А 29-9364/2014, Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу № А 29-9364/2014, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.08.2015 по делу № А 29-9364/2014, положение ООО «Росгосстрах» на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми в 2011-2013 г.г. признано доминирующим.

В связи с рассмотрением обращений граждан, поступивших в адрес антимонопольного управления в 2014-2015 г.г., антимонопольных дел, возбужденных в отношении ООО «Росгосстрах» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в целях актуализации вопроса доминирующего положения Общества на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми проведен анализ состояния конкуренции на указанном рынке за 2014 год, 9 месяцев 2015 года.

При проведении анализа Коми УФАС России руководствовалось:

- Условиями признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) (далее - Условия), Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359 (далее  - Правила);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220).

По результатам проведённого анализа состояния конкуренции на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми установлено следующее.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования, договор ОСАГО) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

 При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

Таким образом, обязательное страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств является обязанностью владельца транспортного средства и не может быть заменено иными видами страхования, в том числе добровольным страхованием ответственности владельцев транспортных средств, страхованием жизни.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, страхование ответственности классифицируется по коду ОКВЭД 66.03.3, куда включено страхование  гражданской  ответственности владельцев автотранспортных  средств.

Продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуга по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, код ОКВЭД 66.03.3 (далее – услуга ОСАГО).

Согласно пункту 4.2 Порядка при определении географических границ товарного рынка использована информация, в том числе о регионе, в котором действует ООО «Росгосстрах», о ценообразовании на рынке услуги ОСАГО.

В соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию подлежат регулированию посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно пункту 1, подп. «а» пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина.

Исходя из сроков исследования и доступности информации, географические границы товарного рынка определены методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), что предусмотрено абзацем 2 пункта 4.5 Порядка.

Заявители, обратившиеся в антимонопольное управление по поводу неправомерных действий ООО «Росгосстрах», проживают на территории Республики Коми, в том числе в городах Сыктывкар, Воркута, Ухта, Сосногорск, в районах Сысольский, Прилузский, Сыктывдинский, Усть-Куломский, Усть-Вымский, Троицко-Печорский, Княжпогостский, Удорский. Как следует из заявлений, граждане  обратились в адрес Общества, осуществляющего деятельность в Республике Коми, за заключением договора ОСАГО по месту их жительства и (или) по месту продажи услуги ОСАГО.  

Согласно сведениям, представленным ООО «Росгосстрах» письмом от 11.02.2015 № 160/07, Общество оказывает услуги ОСАГО в 9 городах (из 10), в 13 муниципальных  районах (из 14), то есть практически на всей территории Республики Коми.  

В ходе исследования товарного рынка установлено, что в связи с тем, что  Общество в период с 2013 года по первое полугодие 2015 года заключало с отдельными гражданами договоры ОСАГО при условии заключения ими договора добровольного страхования, что вело к дополнительным расходам в виде страховой премии по договору добровольного страхования, страхователи вынуждены были искать другие страховые организации в других городах (районах) Республики Коми.   При этом расходы на поиск и приобретение услуги ОСАГО, в том числе транспортные расходы, составляли более 10 % от страховой премии по договору ОСАГО.

Кроме того, установлено, что статистические данные об обязательном страховании, включая данные о размере собранных страховых премий, формируются страховщиками в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, в связи с чем, обязательный учет сведений по договорам ОСАГО ведётся страховщиками по отдельным субъектам РФ, в том числе по Республике Коми.   

На основании вышеуказанного, учитывая место предоставления услуги, местоположение приобретателей услуги,  доступности информации географические границы рынка услуги ОСАГО определены территориальными границами Республики Коми.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Правил в целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке основными показателями (в стоимостном выражении) в отношении услуг, оказываемых страховщиком и обществом взаимного страхования, является объем собранной финансовой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный период.

Согласно пункту 5 статьи 8 Закона об ОСАГО ежегодные статистические данные об обязательном страховании, включая данные о размере собранных страховых премий по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию Банком России.

Из материалов, представленных Северо-Западным главным управлением Центрального банка Российской Федерации письмом от 14.08.2015 № Т2-39-6-5/31409, Отделением – Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации письмом от 19.06.2015 № Т287-48-13-18/6175 в материалы исследования товарного рынка, статистическая информация о деятельности страховых организаций размещается Банком России на официальном сайте www.cbr.ru., которая находится в открытом доступе в каталоге «Статистические показатели и информация об отдельных субъектах», путь размещения: «Финансовые рынки»/«Надзор за участниками финансовых рынков»/«Субъекты страхового рынка».

В соответствии с официальными данными, опубликованными Банком России, объем услуги ОСАГО на территории Республики Коми составил в 2014 году 783 481 тыс. рублей, за 9 месяцев 2015 года 814 864 тыс. рублей.

Доля ООО «Росгосстрах» на рынке услуги ОСАГО составила в 2014 году 37,91 %, за 9 месяцев 2015 года – 32,99 %, что превышает 20 %.

Доля ближайших конкурентов ООО «Росгосстрах» в Республике Коми составила в 2014 году: ОАО «СОГАЗ» 19,27 %, ОСАО «РЕСО-Гарантия» 11,72 %, за 9 месяцев 2015 года: АО «СОГАЗ» 23,55 %, САО «ВСК» 12,31 %.                          

По показателям коэффициента рыночной концентрации (45 % > CR3 < 70%), индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (1000 >HHI<2000) рынок услуги ОСАГО в Республике Коми относится к товарному рынку с умеренным  уровнем концентрации.

По результатам исследования рынка услуги ОСАГО установлены экономические и административные барьеры входа на рынок, в том числе:

   - преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка,

- условия лицензирования страховой деятельности,

- надзор за деятельностью страховых организаций,

- государственное регулирование страховых тарифов на услуги ОСАГО. 

Согласно информации Отделения – Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, направленной письмом от 19.06.2015 № Т287-48-13-18/6175 в материалы исследования указанного рынка, ситуация в сфере обращения услуги ОСАГО в 2014 году, первом квартале 2015 года характеризуется наличием напряженности, что подтверждается большим количеством обращений граждан, связанных с навязыванием дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО, отказом в заключении договоров ОСАГО без заключения дополнительного договора страхования, неприменением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений, произошедших в период действия  за безаварийное вождение.

В силу положений Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), исходя из неизменности доли ООО «Росгосстрах», превышающей 20 процентов, с учетом относительного размера долей на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми, принадлежащих конкурентам ООО «Росгосстрах», положение ООО «Росгосстрах» на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми за 2014 год, 9 месяцев 2015 года является доминирующим.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми.

2.2. В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 1 Закона об ОСАГО под страховыми тарифами понимаются ценовые ставки, установленные в соответствии с Законом об ОСАГО, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.

   В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости, в том числе от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

В период с 01.01.2006 по 10.10.2014 действовали страховые тарифы по ОСАГО: базовый страховой тариф и коэффициенты страховых тарифов, в том числе коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО (КБМ), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739.

С 11.10.2014 действуют предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, в том числе коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО (КБМ), установленные Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У (далее – Указание № 3384-У).

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.      

Таким образом, при расчете страховой премии по договору ОСАГО применяются базовый страховой тариф и коэффициенты страховых тарифов, в том числе коэффициент КБМ, предусмотренные в период с 01.01.2006 по 10.10.2014  Постановлением № 739, в период с 11.10.2014 Указанием № 3384-У.       

Согласно части 10 статьи 15 Закона об ОСАГО при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании).

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Правила ОСАГО), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263, действующими в период с 01.07.2003 по 10.10.2014 (пункт 20), Правилами ОСАГО, утвержденными Банком России от 19.09.2014 № 431-П, действующими с 11.10.2014 (пункт 1.8), предусмотрено, что сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.

Из материалов антимонопольного дела № А 37-11/15 следует, что Заявитель ежегодно заключает договор ОСАГО с ООО «Росгосстрах».  

Из письменных пояснений <…>а Е.А. от 10.10.2014, от 24.05.2015, имеющихся в материалах данного дела, следует, что ООО «Росгосстрах» при заключении с Заявителем договора ОСАГО от 20.06.2014, договора ОСАГО от 23.05.2015 при расчете страховых премий не применило понижающий коэффициент за безаварийное вождение.

Из материалов антимонопольного дела № А 37-11/15 следует, что между <…>ым Е.А. и ООО «Росгосстрах» (далее – Страховщик) заключены:

- 20.06.2014 договор ОСАГО серии ССС № 0673471875 (далее – договор ОСАГО от 20.06.2014), в соответствии с которым страховая премия установлена Страховщиком в размере 3088,80 рублей исходя из класса страхования 3, коэффициента КБМ=1, то есть без применения понижающего коэффициента за безаварийное вождение,

- 23.05.2015 договор ОСАГО серии ЕЕЕ № 0338581266 (далее – договор ОСАГО от 23.05.2015), в соответствии с которым страховая премия установлена Страховщиком в размере  5086,22 рублей исходя из класса страхования 4, КБМ=0,95.

ООО «Росгосстрах» письмами от 19.12.2014 № 2552/07, от 24.06.2015 № 1121/07, имеющимися в материалах антимонопольного дела А 37-11/15, пояснило, что при заключении договора ОСАГО Страховщик при расчете страховой премии по договору ОСАГО, при применении КБМ основывается на сведениях о страховании, предоставленных страхователем при заключении договора, на сведениях, имеющихся у Страховщика, а также на сведениях, содержащихся в АИС ОСАГО. При заключении договоров ОСАГО Страховщиком обязательно осуществляется сверка представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО с информацией, содержащейся в АИС ОСАГО. В отношении Заявителя страховая премия по договорам ОСАГО была рассчитана исходя из сведений, предоставленных страхователем, данных АИС ОСАГО.

 Из письменных объяснений страхового агента <…> С.А., заключившей договор ОСАГО от 20.06.2014, письменных объяснений страхового агента <…> М.А., заключившей договор ОСАГО от 23.05.2015, следует, что при расчете страховых премий по указанным договорам ОСАГО страховые агенты использовали  сведения РСА, имеющиеся в базе данных АИС ОСАГО на дату заключения договоров ОСАГО.  

 Данные доводы Общества, страховых агентов Общества Комиссией рассмотрены и не могут быть приняты в обоснование правомерности действий в силу нижеследующего.

В силу пункта 10 статьи 15 Закона об ОСАГО сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с Правилами ОСАГО сведения о страховании не представляются лицом, ежегодно перезаключающим договор обязательного страхования у одного страховщика.

В соответствии с Законом об ОСАГО, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2005 № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (раздел 1), страховщик обязан вносить в АИС ОСАГО сведения о страховании ОСАГО, в том числе о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО.

Из материалов, представленных Заявителем, Обществом в антимонопольное дело № А 37-11/15, следует, что Заявитель последовательно в период 2011-2015 г.г. заключал (перезаключал) договоры ОСАГО со страховыми компаниями.  

Заявления о заключении договора ОСАГО от 20.06.2014, договора ОСАГО от 23.05.2015 оформлены страховым агентом <…> С.А., страховым агентом <…> М.А. соответственно.

Согласно письменной информации, представленной Российским Союзом Автостраховщиков письмами от 17.12.2014 № И-71043, от 23.06.2015 № И-42072 в материалы данного антимонопольного дела, в базе данных АИС РСА содержатся следующие сведения в отношении <…>а Е.А. по договорам ОСАГО, заключенным со страховыми компаниями:

-  серии ВВВ № 0575655819 на срок действия с 23.06.2011 по 22.06.2012, класс страхования 9, КБМ=0,7, страховая компания ЗАО «МАКС», сведения о страховых выплатах отсутствуют,

- серии ВВВ № 0615439772 на срок действия с 23.06.2012 по 22.06.2013, класс страхования 10, КБМ=0,65, страховая компания ОСАО «Ингосстрах», сведения о страховых выплатах отсутствуют,

- серии ВВВ № 0641560212 на срок действия с 23.06.2013 по 22.06.2014, класс страхования 11, КБМ=0,6, страховая компания ОСАО «Ингосстрах», сведения о страховых выплатах отсутствуют.

Таким образом, Общество (страховые агенты <…> С.А., <…> М.А.) на дату заключения с Заявителем договора ОСАГО 20.06.2014, договора ОСАГО 23.05.2015 располагало(и) необходимыми сведениями для расчета страховых премий, в том числе о классе страхования и КБМ. 

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Постановления № 739 в отсутствие страховых выплат по предыдущему договору ОСАГО расчет страховой  премии по договору ОСАГО от 20.06.2014 производится исходя из базовой ставки 1980 рублей, класса страхования 12, КБМ=0,55. В связи с чем, страховая премия по договору ОСАГО от 20.06.2014 составляет 1698,84 рублей.

В соответствии с пунктом 2 Приложения 2 к Указанию Банка России от 19.09.2014№ 3384-У в отсутствие страховых выплат по предыдущему договору ОСАГО от 20.06.2014 расчет страховой  премии по договору ОСАГО от 23.05.2015 производится из базовой ставки 3432 рублей, класса страхования 13, КБМ=0,5. В связи с чем, страховая премия по договору ОСАГО от 23.05.2015 составляет 2676,96 рублей

Таким образом, ООО «Росгосстрах»:

- при расчете страховой премии по договору ОСАГО от 20.06.2014 не применило понижающий коэффициент за безаварийное вождение КБМ=0,55 (класс страхования 12), установленный пунктом 3 раздела 1 Постановления № 739, что привело к завышению страховой премии на 1389,96 рублей,

- при расчете страховой премии по договору ОСАГО от 23.05.2015 не применило понижающий коэффициент за безаварийное вождение КБМ=0,5 (класс страхования 13),  установленный пунктом 2 Приложения 2 к Указанию Банка России от 19.09.2014№ 3384-У, что привело к завышению страховой премии на 2409,26 рублей.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные в соответствии с данным Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя их системного толкования положений статей  3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, необходимо доказать, что хозяйствующий субъект умышленно злоупотребил своими правами, чем причинил вред другим лицам. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Из материалов антимонопольного дела следует, что <…> Е.А. произвел оплату страховых премий по договору ОСАГО от 20.06.2014 в размере 3088,80 рублей, рассчитанной Обществом исходя из базовой ставки 1980 рублей, коэффициента КБМ 1,0, по договору ОСАГО от 23.05.2015 в размере 5086,22 рублей, рассчитанной Обществом из базовой ставки 3432 рублей, коэффициента КБМ=0,95, что документально подтверждено квитанциями на получение страховых премий (взноса) № 26955134 от 20.06.2014, № 739274 от 23.05.2015 соответственно.     

Из письменных пояснений <…>а Е.А. от 09.10.2014, от 24.05.2015, имеющихся в материалах антимонопольного дела № А 37-11/15, следует, что в результате неприменения Обществом при расчете страховых премий по договору ОСАГО от 20.06.2014, по договору ОСАГО от 23.05.2015 понижающего коэффициента за безаварийное вождение (КБМ) Заявитель вынужден был переплатить страховую премию на общую сумму 3799,22 рублей. При этом, Общество по факту неприменения КБМ при расчете страховой премии по договору ОСАГО от 20.06.2014 проводилась проверка и ему 14.11.2014 была возвращена излишне начисленная страховая премия. Однако, при заключении договора ОСАГО 23.05.2015 Общество вновь не применило понижающий коэффициент. В связи с чем, <…> Е.А. вынужден был повторно обратиться в антимонопольный орган по защите его нарушенного права на получение скидки. 

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что бездействие ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке услуги ОСАГО в Республике Коми, выразившееся:

- в неприменении при расчете страховой премии по договору ОСАГО серии  ССС № 0673471875 от 20.06.2014, заключенному ООО «Росгосстрах» с <…>ым Е.А., понижающего коэффициента за безаварийное вождение КБМ=0,55, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739,

- в неприменении при расчете страховой премии по договору ОСАГО серии ЕЕЕ № 0338581266 от 23.05.2015, заключенному ООО «Росгосстрах» с <…>ым Е.А., понижающего коэффициента за безаварийное вождение КБМ=0,5, утвержденного Указанием Банка России от 19.09.2014№ 3384-У,

что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов (возможному ущемлению интересов) <…>а Е.А., противоречит требованиям пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из материалов, имеющихся в антимонопольном деле № А 37-11/15, следует, что по результатам проверок, проведенных ООО «Росгосстрах» по фактам, указанным в заявлениях <…>а Е.А. от 09.12.2014, от 24.05.2015 в части неприменения в отношении Заявителя при расчете страховых премий по договору ОСАГО от 20.06.2014, по договору ОСАГО от 23.05.2015, заключенным между Обществом и Заявителем, <…>у Е.А. произведен перерасчет и возврат излишне начисленных ему страховых премий, что документально подтверждено платежными поручениями от 14.11.2014 № 476, от 03.07.2015 № 23 о возврате <…>у Е.А.  излишне начисленных страховых премий по договорам ОСАГО от 20.06.2014, от 23.05.2015 в размере 1389,96 рублей и 2409,26 рублей соответственно.

Таким образом, учитывая, что ООО «Росгосстрах» устранило нарушение антимонопольного законодательства до вынесения Комиссией решения, Комиссия не усматривает основания для выдачи ООО «Росгосстрах» предписания.  

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ООО «Росгосстрах».

Согласно Положению о филиале ООО «Росгосстрах» в Республике Коми, доверенностью  № 1713-Дхк от 13.12.2013, выданной ООО «Росгосстрах» директору филиала ООО «Росгосстрах» <…>ой Т.А., дополнительному соглашению к трудовому договору № 14 от 23.07.2009, руководство филиалом Общества в Республике Коми осуществляет директор филиала <…>а Т.А., на которую возложены все права и обязанности, вытекающие из финансово-хозяйственной деятельности филиала. 

Таким образом, ответственность за действия страховых агентов в Республике Коми несёт ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Коми, должностное лицо ООО «Росгосстрах» <…>а Т.А.

Из материалов антимонопольного дела № А 37-11/15 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ООО «Росгосстрах», директором филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Коми <…>ой Т.А. требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ООО «Росгосстрах», директором филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Коми <…>ой Т.А всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ООО «Росгосстрах», должностного лица Общества в нарушении требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Росгосстрах», занимающее доминирующее положение на рынке услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Коми, нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части бездействия, выразившегося:

- в неприменении при расчете страховой премии по договору ОСАГО серии  ССС № 0673471875 от 20.06.2014, заключенному ООО «Росгосстрах» с <…>ым Е.А., понижающего коэффициента за безаварийное вождение КБМ=0,55, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739,

- в неприменении при расчете страховой премии по договору ОСАГО серии ЕЕЕ № 0338581266 от 23.05.2015, заключенному ООО «Росгосстрах» с <…>ым Е.А., понижающего коэффициента за безаварийное вождение КБМ=0,5, утвержденного Указанием Банка России от 19.09.2014№ 3384-У,

что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов (возможному ущемлению интересов) <…>а Е.А.

2. Прекратить рассмотрение дела № А 37-11/15 в отношении ООО «Росгосстрах» в связи с добровольным устранением Обществом нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Не выдавать ООО «Росгосстрах» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения, указанного в пункте 1 данного решения, и его последствий.

Передать материалы дела № А 37-11/15 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Росгосстрах»,  должностного лица ООО «Росгосстрах» дел об административном правонарушении, ответственность за нарушение которого предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

            Председатель Комиссии                            __________________ <…>

 

            Члены Комиссии                                        ___________________  <…>

    

                                                                                  ___________________ <…>

 

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Связанные организации

Связанные организации не указаны