Решение №02-01/11554 Решение по делу № А 01-03/15 от 31 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

№ 02-01/11554

Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена     «28» декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено     «30» декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 01-03/15, возбужденное по признакам нарушения ООО «Эко-Сфера», адрес места нахождения: 167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, местечко Дырнос,  д.  92/1, ИНН 1101075124, требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…>а Д.Ф. – директора ООО «Шнагундай плюс»,

<…>а И.А. - представителя ООО «Эко-Сфера» (по доверенности от 12.01.2015),

в отсутствие представителя Службы Республики Коми по тарифам (Служба Республики Коми по тарифам надлежащим образом извещена о месте, времени и дате рассмотрения дела, ходатайство об отложении рассмотрения антимонопольного дела в связи с невозможностью явки своего представителя по уважительным причинам не направила),

УСТАНОВИЛА:

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11.03.2015 № 57 возбуждено дело № А 01-03/15 по признакам нарушения ООО «Эко-Сфера» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Эко-Сфера»  в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Основанием для возбуждения дела № А 01-03/15 послужило заявление ООО «Шнагундай плюс» от 10.12.2014 (вх. № 3147эл от 11.12.2014) на неправомерное применение, по мнению заявителя, ООО «Эко-Сфера» тарифа на услуги по утилизации твердых бытовых отходов.

В целях сбора дополнительных доказательств рассмотрение дела неоднократно откладывалось,

24.12.2015 Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении дела № А 01-03/15 до 11 часов 30 минут 28.12.2015.

Комиссия в том же составе 28.12.2015 продолжила рассмотрение дела, и изучив материалы антимонопольного дела № А 01-03/15, заслушав представителей ООО «Эко-Сфера» и ООО «Шнагундай Плюс», пришла к нижеследующим выводам.

1. Коми УФАС России, руководствуясь пунктами 3.1.2, 3.3, 3.17 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее Регламент), в ходе рассмотрения дела № А 01-03/15 и на основании поручения Председателя Комиссии провело исследование товарного рынка услуг по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в административных границах МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский» за период с 01.06.2014 по 31.08.2015.

Анализ состояния конкуренции проведен  за  период с 01.06.2014 по 31.08.2015.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002  786, (действовал до 31.07.2014) к твердым коммунальным отходам (код 91000000 00 00 0) относятся:

-91100000 00 00 0 Отходы из жилищ;

-91100100 01 00 4 Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные);

-91100200 01 00 5 Отходы из жилищ крупногабаритные;

-91200000 00 00 0 Отходы потребления на производстве, подобные                  коммунальным;

-91200400 01 00 4 Мусор от бытовых помещений организаций                  несортированный (исключая крупногабаритный);

-91200500 01 00 5 Мусор от бытовых помещений организаций                  крупногабаритный;

-91200600 01 00 0 Мусор строительный;

-91200601 01 00 4 Мусор строительный от разборки зданий;

-91201000 00 00 0 Отходы кухонь и предприятий общественного питания;

-91201001 00 00 5 Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные;

-91201100 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов        оптово-розничной торговли продовольственными товарами;

-91201200 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов        оптово-розничной торговли промышленными товарами;

-91201300 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений                  учебно-воспитательных учреждений;

-91201400 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений                  культурно-спортивных  учреждений  и   зрелищных мероприятий;

-  91201500 01 00 5 Отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев.

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (действующего с 01.08.2014, в редакции от 28.08.2015) утверждена классификация твердых коммунальных, подобных коммунальным на производстве, отходов при предоставлении услуг населению (код 7 30 000 00 00 0).

В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения ГОСТ 30772-2001»:

отходы – остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Примечание. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.

Отходы производства – остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Примечание. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.

Отходы потребления – остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

Примечания.

1. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации.

2. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей.

3. В последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами - ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов часто используется термин "муниципальные отходы".

Бытовые отходы – отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.

Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996, согласованной письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля РФ от 10.06.1996 № 01-8/17-11, к твердым бытовым относятся отходы хозяйственной деятельности населения (приготовления пищи, уборки и текущего ремонта квартир и др.), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковку, смет с дворовых территорий, улиц, площадей, отходы ухода за зелеными насаждениями и другие.

Кроме того, согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (письмо от 03.07.2012 № 01-59/3143) и Управления Федеральной службы по надзору в сфере недропользования по Республике Коми (письмо от 17.07.2012 № 07-15/2996) строительный и крупногабаритный мусор от жилого фонда, образующийся в результате жизнедеятельности населения, в том числе мусор текущего ремонта и мусор от капитального ремонта жилого помещения, относится к категории твердых бытовых отходов.

Таким образом, твердые коммунальные (бытовые) отходы являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного питания и др.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по размещению отходов включены в группу 90 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги». При этом в подгруппе 90.02 объединены услуги по вывозу и размещению отходов на мусорных полигонах и  услуги по захоронению или запахиванию отходов.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по обращению с отходами в основном сконцентрирована в подразделе ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», код 90.02 «Сбор и обработка прочих отходов», которая включает в себя:

- эксплуатацию мусорных полигонов;

- размещение  отходов   на    земле,   захоронение   или запахивание отходов.

Размещение (обработка, обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение) отходов производится в местах размещения отходов.

Следовательно, услуги по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов, учитывая назначение, применение,  качественные и технические характеристики и другие параметры таких услуг, являются единственно возможными для потребления услугами и, соответственно, не имеют заменителей.

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами товарного рынка (услугой, формирующей исследуемый товарный рынок) будут являться услуги по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов (включают обработку, обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).

Как следует из представленных Администрацией МО ГО «Сыктывкар» в Коми УФАС России сведений на территории МО ГО «Сыктывкар» по состоянию на 01.01.2015 действует 1 полигон для размещения твердых бытовых отходов, расположенный в м. Дырнос г. Сыктывкара и обслуживаемый ООО «Эко-Сфера» на основании лицензии № ОТ-25-00511 (11).

Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено, что на основании апелляционного определения Верховного суда Республики Коми от 27.01.2014 года по делу № 33-328/2014 Эжвинский полигон ТБО ликвидирован с 01.01.2015.

Из представленных хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных (бытовых) отходов на территориях МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский», данных, следует, что твердые коммунальные (бытовые) отходы для последующего их размещения (утилизации) завозятся на полигоны ТБО в МО ГО «Сыктывкар», также и с населенных пунктов МО МР «Сыктывдинский».

В связи с чем, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в ходе проводимого исследования установлено, что географические границы рассматриваемого товарного рынка определены в пределах МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский» Республики Коми.

Как следует из материалов по изучению товарного рынка, предоставление услуг по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов напрямую связано с эксплуатацией полигона для размещения (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов, и наличием соответствующей лицензии.

В ходе проводимого исследования установлено, что в рассматриваемый период (с 01.06.2014 по 31.08.2015) продавцами услуг по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в рассматриваемых географических границах являлись:

- ООО «Эко-Сфера» (с 19.06.2014 и по настоящее время);

- ООО «Эко-Спектр» (до 18.06.2014; в связи с истечением срока действия выданной лицензии Общество перестало оказывать указанную услугу).

Потребителями на рассматриваемом товарном рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортировку твердых коммунальных (бытовых) отходов на территориях МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский» от населения, из офисов юридических лиц, торговых предприятий, школ, больниц, других муниципальных учреждений.

Доля ООО «Эко-Сфера» на товарном рынке услуг по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в административных границах МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский» за период с 01.06.2014 по 31.08.2015 составляет более 50 %.

Товарный рынок услуг по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в административных границах МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский» за период с 01.06.2014 по 31.08.2015 является рынком с высокой степенью концентрации.

По информации хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, барьеры входа на исследуемый товарный рынок отсутствуют.

Вместе с тем, как следует из фактически сложившихся правоотношений на рассматриваемом товарном рынке услуги по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов предоставляются  хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим необходимый для оказания таких услуг полигон и имеющим необходимую лицензию.

Коми УФАС России в соответствии с пунктом 3.24 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, письмом от 13.11.2015 № 02-04/10063 направило для ознакомления копию аналитического отчета в адрес ООО «Эко-Сфера» для представления замечаний, возражений, дополнений.

В соответствии с п. 3.23 Регламента хозяйствующий субъект может предоставлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим.

ООО «Эко-Сфера» письмом (вх. № 6624 от 19.11.2015) направило в Коми УФАС России свои возражения к аналитическом отчету, в которых указало, что Коми УФАС России неверно определило продуктовые и географические границы товарного рынка (письмо приобщено к материалам дела).

Из возражений ООО «Эко-Сфера» следует, что понятие «твердые коммунальные отходы» введено Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ. Норма закона, закрепляющая полномочия Российской Федерации в области основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами вступает в силу с 01.01.2016. В рамках настоящего дела исследованию подлежал рынок услуг по приему и размещению именно бытовых отходов, то есть тот вид деятельности, на который Службой Республики Коми по тарифам установлен соответствующий тариф.

Географические границы товарного рынка, по мнению Общества, должны определяться исходя из места нахождения лицензируемого вида деятельности, которым в рассматриваемом случае является м. Дырнос г. Сыктывкара, что соответствует территории МО ГО «Сыктывкар», и, что из границ исследуемого товарного рынка следует исключить МО МР «Сыктывдинский».

Коми УФАС России в целях сбора дополнительных доказательств и разрешения возникших вопросов по аналитическому отчету письмом от 26.11.2015 № 02-09/10500 направило запрос для дачи разъяснений в ФАС России.

Комиссия, изучив материалы дела, в том числе разъяснения ФАС России от 24.12.2015 (вх. № 3486эл. от 24.12.2015), пришла к следующим выводам.

Как следует из приведенных выше нормативных правовых актов и соответствующих разъяснений регулирующих органов власти, а также классификации отходов, исследуемые виды отходов имеют сходные характеристики и природу происхождения. Понятие твердые коммунальные отходы шире, чем твердые бытовые отходы, поскольку также включают в себя отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем, как следует из вывода в абз. 5 на стр. 8 Аналитического отчета, твердые коммунальные (бытовые) отходы являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Поэтому понятие коммунальные применяется в данном случае как синоним бытовым и используется в узком смысле, то есть без отходов, образующихся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данное подтверждается и полученными разъяснениями ФАС России.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п. 4.5 Порядка определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

- методом "тест гипотетического монополиста";

- методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

- сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

Как следует из представленных хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных (бытовых) отходов на территории МО МР «Сыктывдинский», в том числе ООО «Шнагундай Плюс», твердые бытовые отходы завозятся на полигоны в г. Сыктывкаре, поскольку альтернативных вариантов по их размещению у хозяйствующих субъектов не имеется. В соответствии с письменными пояснениями Администрации МО МР «Сыктывдинский», имеющимися в материалах по исследованию рассматриваемого товарного рынка, на территории МО МР «Сыктывдинский» отсутствует полигон для размещения твердых бытовых отходов.

В ходе исследования товарного рынка, в том числе с использованием «теста гипотетического монополиста», установлено, что географическими границами товарного рынка являются административные территории МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский».

Как следует из разъяснений ФАС России,  определение географических границ товарного рынка в пределах МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский» соответствует Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденному приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В связи с вышеизложенным, Комиссия, изучив материалы антимонопольного дела, материалы, собранные в ходе исследования товарного рынка услуг по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов, приходит к выводу, что положение ООО «Эко-Сфера» на товарном рынке услуг по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в административных границах МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский» за период с 01.06.2014 по 31.08.2015 (далее – рынок ТБО)  является доминирующим.

2. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.

Согласно ст. 2 Закона № 210-ФЗ организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 4 Основ ценообразования тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развитии Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 (далее – Методические указания)

Согласно пунктам 4, 8 Методических указаний органами регулирования устанавливаются тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. Тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются в виде одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.

В соответствии со ст. 4 Закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги коммунального комплекса устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 17 ст. 1 Закона № 210-ФЗ потребители услуг организаций коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством.

Таким образом, из содержания данной нормы следует, что потребителями услуг по утилизации твердых бытовых отходов являются, в частности юридические лица, приобретающие по договору, в том числе услуги по утилизации  (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. Данное подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2013 по делу № А60-16090/2012).

Исходя из вышеприведенных требований законодательства, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (отходов потребления, образующихся в результате жизнедеятельности населения, коммунальных отходов), должны оказывать (реализовывать) соответствующие услуги на территории Республики Коми по ценам (тарифам), установленным уполномоченным органом регулирования – Службой Республики Коми по тарифам.

Приказами Службы Республики Коми по тарифам от 07.11.2013 № 86/4, от 17.10.2014 № 63/1 для ООО «Эко-Сфера» были утверждены следующие тарифы на утилизацию твёрдых бытовых отходов:

- с 01.01.2014 по 30.06.2014 – 82,44 руб. за 1 куб.м.

- с 01.07.2014 по 30.11.2014 – 85,73 руб. за 1 куб.м.

- с 01.12.2014 по 30.06.2015 – 66,57 руб. за 1 куб.м.

Из материалов настоящего антимонопольного дела следует, что между ООО «Эко-Сфера» и ООО «Шнагундай плюс» заключен договор на оказание услуг по размещению прочих отходов от 09.06.2014 № 7091.

В соответствии с п. 1.1 вышеуказанного договора ООО «Эко-Сфера» обязуется обеспечивать размещение отходов 4-5 классов опасности на полигоне ТБО, расположенном в м. Дырнос в соответствии с представленными Заказчиком копиями паспортов отходов, подтверждающим их классы опасности.

Согласно приложению № 1 к договору от 19.06.2014 № 7091 стоимость оказываемых ООО «Эко-Сфера» ООО «Шнагундай плюс» услуг установлена в размере 144,50 руб. 1 куб.м.

Неправомерное, по мнению заявителя, применение ООО «Эко-Сфера» в отношении ООО «Шнагундай плюс» тарифа в размере 144,50 руб. за 1 куб. м. за предоставляемые услуги утилизации твердых бытовых отходов и послужило поводом для обращения заявителя в антимонопольный орган.

Из заявления ООО «Шнагундай плюс» следует, что Общество осуществляет деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов от населения, проживающего в сельских поселениях Выльгорт, Пажга, Ыб, Шошка, Зеленец, Часово, Палевицы на основании договоров с управляющими компаниями ООО «Расчетный центр» и ООО «Теплоэнергетика и коммунальные услуги», а также от иных юридических лиц МО МР «Сыктывдинский».

Как следует из пояснений ООО «Шнагундай Плюс», представленных письмом от 19.10.2015 № 79 (вх. № 5973 от 19.10.2015), Общество не осуществляло вывоз на полигон ТБО промышленных отходов, договоры заключены на вывоз ТБО.

В соответствии с пояснениями, представленными письмом ООО «Эко-Сфера» (вх. № 1020 от 20.02.2015), ООО «Эко-Сфера» не принимало от ООО «Шнагундай Плюс» твердые бытовые отходы, и в соответствии с заключенным между сторонами договором размещало прочие отходы 4-5 класса опасности, которые представляют собой остатки сырья, материалов веществ, изделий, предметов, образовавшихся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства, и являются самостоятельными отходами и к отходам от жилищ не относятся. Согласно письменным пояснениям ООО «Эко-Сфера» (вх. № 2568 от 05.05.2015) ООО «Шнагундай Плюс» является коммерческой организацией, в деятельность которой могут образоваться отходы, которые в свою очередь не являются отходами, образующими от жизнедеятельности населения в быту.

Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено следующее.

Между ООО «Шнагундай Плюс» и ООО «Теплоэнергетика и коммунальные услуги» заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов № 88 от 01.01.2012, согласно п. 1.1 которого ООО «Шнагундай Плюс» обязуется производить плановый вывоз твердых бытовых отходов (бытового мусора) с жилищного фонда, расположенного на территории сельского поселения Зеленец и находящегося в управлении заказчика. В соответствии с п. 1.1 договора № 86 от 01.01.2013, заключенного между ООО «Шнагундай Плюс» и ООО «Расчетный центр», ООО «Шнагундай Плюс» обязуется производить плановый вывоз твердых бытовых отходов (бытового мусора) с жилищного фонда, расположенного на территориях сельских поселений Выльгорт, Пажга, Ыб, Зеленец, Часово, Палевицы, Слудка, Шошка и находящегося в управлении заказчика.

Как следует из пояснений заявителя, указанные договоры на вывоз твердых бытовых отходов из жилого фонда с управляющим организациями не расторгнуты.

Таким образом, ООО «Шнагундай Плюс» оказывает, в том числе услуги по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов с жилого фонда Сыктывдинского района.

Из материалов антимонопольного дела Комиссией установлено, что между ООО «Шнагундай Плюс» и ООО «Эко-Сфера» был заключен договор № 382 от 01.01.2013 на оказание услуг по размещению отходов потребления на производстве на полигоне ТБО, согласно п. 1.1 которого ООО «Эко-Сфера» принимает для размещения отходы 4-5 класса опасности без перехода права собственности по перечню согласно приложению к договору, на полигон ТБО, расположенный в Эжвинском районе МО ГО «Сыктывкар».

В соответствии с приложением № 1 к указанному договору ООО «Эко-Сфера» приняло на себя обязательства по размещению на полигоне ТБО как отходов от жилищ по тарифу, утвержденному Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 16.11.2012 № 92/9, так и прочих отходов 4-5 класса опасности по нерегулируемой цене 144,5 руб. 1 куб. м.

Комиссией установлено, что договор № 382 от 01.01.2013 действовал наряду с договором на оказание услуг по размещению прочих отходов от 09.06.2014 № 7091.

Таким образом, ООО «Шнагундай Плюс» имело возможность вывоза твердых бытовых отходов в соответствии с договором № 382 от 01.01.2013 на Эжвинский полигон.

Кроме того, Комиссия при изучении материалов антимонопольного дела не установила наличие доказательств того, что ООО «Шнагундай Плюс» обращалось в ООО «Эко-Сфера» в целях заключения с 19.06.2014 именно договора на размещение ТБО. Из материалов антимонопольного дела достоверно установить, что Общество при заключении договора от 19.06.2014 № 7091 предоставляло в ООО «Эко-Сфера» копии паспортов на твердые бытовые отходы с жилого фонда, не представилось возможным, заявителем соответствующих доказательств не представлено, ответчик представление ему таких паспортов не подтвердил.

Договор № 7091 от 19.06.2014 был подписан сторонами без замечаний, протоколов разногласий. Доказательств того, что заявитель был лишен возможности внести необходимые изменения в договор № 7091 от 19.06.2014, ООО «Шнагундай Плюс» в материалы антимонопольного дела не представлено, и Комиссией таковых не установлено.

Кроме того, в ходе рассмотрения антимонопольного дела Комиссией установлено, что в рамках исполнения обязательств по договору № 7091 от 19.06.2014, ООО «Шнагундай Плюс» не предоставляло ООО «Эко-Сфера» копии паспортов отходов при размещении отходов на полигоне ТБО, а ООО «Эко-Сфера» их не требовало, поскольку заключен договор на прочие отходы, и все завозимые отходы на полигоне принимались именно как прочие отходы.

При таких обстоятельствах, Комиссией в ходе изучения материалов антимонопольного дела не установлено достаточных оснований полагать, что в рамках исполнения обязательств по договору № 7091 от 19.06.2014 со стороны ООО «Эко-Сфера» имеет место нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено, что в период с июня 2014 года по декабрь 2014 года при размещении отходов в соответствии с договором № 382 от 01.01.2013, ООО «Эко-Сфера» выставляло ООО «Шнагундай Плюс»  счета-фактуры на оплату услуги по размещению (утилизации) твердых бытовых отходов не по тарифам, установленным Службой Республики Коми по тарифам, а по цене на прочие отходы 4-5 класса опасности в размере 144,5 руб. за 1 куб. м., что подтверждается счетами-фактурами за указанный период, представленными письмом ООО «Эко-Сфера» (вх. 1020 от 20.02.2015).

В результате вышеуказанных действий ООО «Эко-Сфера» предъявило ООО «Шнагундай Плюс» в период с июня 2014 года по декабрь 2014 года к оплате сумму за оказанные услуги по размещению ТБО по договору № 382 от 01.01.2013 на 293 449,7 руб. превышающую необходимую в соответствии с действующими тарифами (подробная разбивка по месяцам представлена ниже).

 

Период

Примененный тариф, руб. за 1 м3

Тариф, подлежащий применению, руб. за 1 м3

Объем, м3

Выставленная плата, руб.

Плата, подлежащая выставлению, руб.

Переплата, руб.

Июнь 2014

144,5

82,44

734,8

106178,6

60576,91

45601,69

Июль 2014

144,5

85,73

761,8

110080,1

65309,11

44770,99

Август 2014

144,5

85,73

701,8

101410,1

60165,31

41244,79

Сентябрь 2014

144,5

85,73

667,8

96497,1

57250,49

39246,61

Октябрь 2014

144,5

85,73

641,8

92740,1

55021,51

37718,59

Ноябрь 2014

144,5

85,73

571,8

82625,1

49020,41

33604,69

Декабрь 2014

144,5

66,57

657,8

95052,1

43789,75

51252,35

 

Доводы ООО «Эко-Сфера» о том, что фактически ООО «Эко-Сфера» самостоятельно выявило ошибку в осуществленных между сторонами расчетах и произвело необходимые корректировки, по результатам которых стороны подписали свободный акт сверки, и что ошибка была обнаружена по договору № 382, который не являлся предметом рассмотрения дела, Комиссией отклоняются в связи со следующим.

Договор № 382 от 01.01.2013, заключенный между ООО «Эко-Сфера» и ООО «Шнагундай Плюс», был представлен ООО «Эко-Сфера» письмом (вх. № 5993 от 19.10.2015) и приобщен в материалы антимонопольного дела, и изучался Комиссией наряду с другими материалами дела. В ходе изучения материалов антимонопольного дела  на заседании Комиссией был выявлен факт выставления ООО «Эко-Сфера» заявителю счетов-фактур на оплату услуги по размещению (утилизации) твердых бытовых отходов по тарифам, не установленным Службой Республики Коми по тарифам, а по цене на прочие отходы 4-5 класса опасности в размере 144,5 руб. за 1 куб. м. Указанные действия подпадают под предмет рассматриваемых Комиссией действий, послуживших основанием для возбуждения антимонопольного дела дела № А01-03/15 к рассмотрению определением Коми УФАС России от 26.03.2015 № 02-1/2749.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, ООО «Эко-Сфера» при выставлении ООО «Шнагундай Плюс» в период с июня по декабрь 2014 года счетов-фактур на оплату услуг размещения твердых бытовых отходов, завозимых на полигон ТБО, применяло тарифы, не установленные Службой Республики Коми по тарифам, тем самым нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

В соответствии с абз. 3 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц.

Выставление ООО «Эко-Сфера» ООО «Шнагундай Плюс» в период с июня по декабрь  2014 года счетов-фактур за оказанные услуги по размещению твердых бытовых отходов на полигоне ТБО по тарифам, не установленным Службой Республики Коми по тарифам, повлекло за собой увеличение суммы задолженности ООО «Шнагундай Плюс» перед ООО «Эко-Сфера» на 293 449,7 руб., что могло привести к ущемлению интересов ООО «Шнагундай Плюс», в том числе финансовых.  

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Эко-Сфера», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в административных границах МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский» в период с 01.06.2014 по 31.08.2015, в части предъявления к оплате ООО «Шнагундай Плюс» в период с июня по декабрь  2014 года счетов-фактур за оказанные услуги по размещению твердых бытовых отходов на полигоне ТБО по тарифам, сверх установленных Службой Республики Коми по тарифам привели к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и могли привести к ущемлению интересов ООО «Шнагундай Плюс», и противоречат требованиям пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что до вынесения решения ООО «Эко-Сфера» произвело необходимые корректировки, перевыставило заявителю счета-фактуры, а также стороны подписали сводный акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2015 по 25.12.2015. Таким образом, ООО «Эко-Сфера» устранило нарушение антимонопольного законодательства до вынесения Комиссией решения, в связи с чем, Комиссия не усматривает основания для выдачи ООО «Эко-Сфера» предписания.  

Кроме того, между ООО «Шнагундай Плюс» и ООО «Эко-Сфера» заключен договор № 7797 от 01.03.2015 на оказание услуг по размещению отходов от жилищ. Как следует из договора стоимость услуг по размещению отходов от жилищ установлена в соответствии с утвержденными Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 17.10.2014 № 63/1 тарифами на утилизацию твёрдых бытовых отходов.

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ООО «Эко-Сфера».

В соответствии с пунктами 13.1 Устава ООО «Эко-Сфера»  единоличным исполнительным органом Общества является директор.

Согласно п. 13.3, 13.6 Устава директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, без доверенности действует от имени Общества, в том числе совершает сделки.

Комиссией установлено, что договор с ООО «Шнагундай Плюс» № 382 от 01.01.2013 от имени ООО «Эко-Сфера», счета-фактуры за период с июня по декабрь 2014 года подписаны директором <…>ым А.Г.

Таким образом, усматривается, что должностным лицом, виновным в совершении ООО «Эко-Сфера» нарушения антимонопольного законодательства, в рассматриваемом случае является  директор Общества <…> А.Г.

Из материалов антимонопольного дела № А 01-03/15 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ООО «Эко-Сфера»  и директором ООО «Эко-Сфера» <…>ым А.Г. требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ООО «Эко-Сфера и указанным должностным лицом всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ООО «Эко-Сфера» и директора ООО «Эко-Сфера» <…>а А.Г. в нарушении п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать положение ООО «Эко-Сфера» на товарном рынке услуг по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в административных границах МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский» в период с 01.06.2014 по 31.08.2015 доминирующим.

2. Признать ООО «Эко-Сфера», занимающего в период с 01.06.2014 по 31.08.2015 доминирующее положение на рынке услуг по размещению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в административных границах МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский», нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся в предъявлении к оплате ООО «Шнагундай Плюс» в период с июня по декабрь  2014 года счетов-фактур за оказанные услуги размещения твердых бытовых отходов на полигоне ТБО по тарифам, сверх установленных Службой Республики Коми по тарифам, что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и могло привести к ущемлению интересов ООО «Шнагундай Плюс».

3. Прекратить рассмотрение дела № А 01-03/15 в связи с добровольным устранением ООО «Эко-Сфера» нарушения антимонопольного законодательства.

4. В связи с тем, что на дату принятия Комиссией решения ООО «Эко-Сфера» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ООО «Эко-Сфера» не выдавать.

5.  Передать материалы дела № А 01-03/15 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Эко-Сфера», должностного лица ООО «Эко-Сфера», дел об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  

Председатель Комиссии                                                _________________ <…>

    

Члены Комиссии                                                       ____________________   <…>

 

                                                                                       _________________     <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны