Решение №02-01/1189 Заключение об обстоятельствах дела № А 13-07/15 от 8 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                            

 

                        Управление Федеральной антимонопольной службы

                                                     по республике Коми

 

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                   об обстоятельствах дела № А 13-07/15

 

                                                         г. Сыктывкар

06 февраля 2017 года                                                                                    № 02-01/1188                                                                                                                            

 

 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…> – заместителя  руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, председателя Комиссии, <…> – начальника отдела управления, члена Комиссии, <…> – главного специалиста-эксперта отдела управления, члена Комиссии,

рассмотрев дело № А 13-07/15 по признакам нарушения акционерным обществом по добыче угля «Воркутауголь» (далее – АО «Воркутауголь») (до 18.11.2014 ОАО «Воркутауголь»), адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 62, ОГРН 1021100807452, ИНН 1103019252, требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие:

представителя АО «Воркутауголь», надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799106985977 от 23.12.2016,  

представителя ОАО «Звезда - Энергетика», надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799106985984 от 23.12.2016, 

представителя Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799106985960 от 21.12.2016, 

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Антимонопольное дело № А 13-07/15 возбуждено в отношении АО «Воркутауголь» приказом Коми УФАС России от 22.07.2015 № 142.

Основанием для возбуждения дела послужили материалы проверки, проведенной Службой Республики Коми по тарифам (в настоящее время Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми) в отношении АО «Воркутауголь», по результатам которой выявлены нарушения Обществом установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов на подъездных путях, принадлежащих АО «Воркутауголь».

Решением Комиссии Коми УФАС России по делу № А 11-07/15 от 04.09.2015 № 02-01/7937, возбужденному по аналогичным в рассматриваемом деле обстоятельствам, АО «Воркутауголь», занимающее доминирующее положение на рынке услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования ОАО «РЖД», в МО ГО «Воркута» Республики Коми, признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся во взимании при оказании ООО «Фатум» транспортных услуг по подаче и уборке вагонов на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь» помимо установленного Службой приказом № 40/1 от 08.05.2008 тарифа на подачу и уборку вагонов в размере 3283,75 руб. (без НДС), в котором учтен весь комплекс затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности по оказанию Обществом транспортных услуг по подаче и уборке вагонов, платы за пользование вагоном парка ОАО «РЖД» в размере 4804,49 руб. (с НДС), что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, к ущемлению (возможному ущемлению) интересов ООО «Фатум».

В связи с обжалованием АО «Воркутауголь» в Арбитражный суд Республики Коми решения и предписания Коми УФАС России по делу № А 11-07/15 от 04.09.2015 № 02-01/7937, имеющих значение для рассмотрения дела № А 13-07/15, Определением от 24.11.2015 № 02-01/10537 производство по делу А 13-07/15 было приостановлено до принятия Арбитражным судом Республики Коми решения по делу № А 29-10087/2015.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.09.2016 по делу № А 29-10087/2015 в удовлетворении заявленных АО «Воркутауголь» требований о признании решения и предписания Коми УФАС России по делу № А 11-07/15 от 04.09.2015 № 02-01/7937 недействительными отказано.

Согласно постановлению Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 по делу № А29-10087/2015, вступившему в силу 24.11.2016, решение Арбитражного суда Республики Коми оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «Воркутауголь» - без удовлетворения.

Согласно резолютивной части постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.02.2017 по делу № А 29-10087/2015 решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.09.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 по делу № А 29-10087/2015 оставлены без изменения, кассационная жалоба АО «Воркутауголь» – без удовлетворения.

Определением от 28.10.2016 рассмотрение данного дела возобновлено,  Определением от 15.12.2016 рассмотрение дела отложено и назначено на 06.02.2017. 

2. В результате исследования материалов, представленных в антимонопольное дело № А 13-07/15, заслушав доводы АО «Воркутауголь», Комиссией установлено нижеследующее. 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в редакции, действующей с 05.01.2016, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, либо других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

АО «Воркутауголь» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

2.1. В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 13-07/15 и в соответствии с поручением, данным председателем Комиссии Коми УФАС России Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № А 20-07/15 от 23.11.2016 № 02-01/11161, отделом защиты конкуренции антимонопольного управления проведено исследование товарного рынка услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», за период с 01.01.2013 по 30.09.2016.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

В результате исследования товарного рынка определены параметры товарного рынка, предусмотренные пунктом 1.3 Порядка.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (статья 1).

В соответствии со статьей 2 Закона о железнодорожном транспорте и статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определённых пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

Транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях, включают комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездным путем и другие (Решение Верховного суда РФ от 14.02.2008 № ГКПИ07-1160, Постановление  ФАС Волго-Вятского округа от 22.08.2008 по делу № А 29-2591/2008).

В соответствии со статьей 60 Устава железнодорожного транспорта  на владельца  железнодорожных путей необщего пользования возложена обязанность по оказанию услуг по предоставлению в пользование железнодорожных путей необщего пользования контрагентам, имеющим на данных железнодорожных путях свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к данным железнодорожным путям свои железнодорожные пути.

Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.

   Уставом железнодорожного транспорта установлено, что в случае обслуживания владельцами железнодорожных путей необщего пользования грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. В данном случае операции по передаче вагонов выполняются между перевозчиками и владельцами железнодорожных путей необщего пользования на основании полномочий, переданных владельцам железнодорожных путей необщего пользования грузоотправителями, грузополучателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, в силу действующего законодательства использование железнодорожных путей необщего пользования в части подачи и уборки вагонов  в адрес грузополучателей, грузоотправителей, имеющим на данных железнодорожных путях свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к данным железнодорожным путям свои железнодорожные пути, без согласия владельцев железнодорожных путей необщего пользования невозможно.  

Из материалов, представленных АО «Воркутауголь» в рамках исследования товарного рынка письмом от 26.12.2016 № РС/3-36 (дело № А 20-07/15) следует, что АО «Воркутауголь» на праве собственности принадлежат подъездные железнодорожные пути общей протяженностью 248,94 км, расположенные в городе Воркуте Республики Коми.

Согласно техническому паспорту железнодорожного хозяйства СП АО «Воркутауголь» на территории МО ГО «Воркута» имеются подъездные пути необщего пользования, принадлежащие АО «Воркутауголь», №№ 1, 2, 3, 4, 4 а, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24,  25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 61, 63, 64, 66, 67, 67а, 68, 69, 71, 73, 74, 75, 86, 87, 88, 90, 92, 101, 102, 103, 104, 105,  расположенные на станциях Примыкания, Южная, Предшахтная, Аяч-Яга, ВЦЗ, шахта Северная, Центральная, Комсомольская, Мульда, Воргашорская.

В соответствии с договором № 8-24 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» по станции Воркута Северной железной дороги от 14.10.2009, заключенным между ОАО «РЖД» (перевозчик) и АО «Воркутауголь» (владелец), вагоны подаются локомотивом ОАО «РЖД» на выставочные пути №№ 1, 4, 6, 8, 10, 12, 14 станции Воркута, дальнейшее продвижение  вагонов осуществляется локомотивами АО «Воркутауголь» в адрес контрагентов АО «Воркутауголь», перечень которых установлен приложением № 1 к данному договору.

Дальнейшее продвижение вагонов в адрес контрагентов осуществляется АО «Воркутауголь» по принадлежащим Обществу железнодорожным путям необщего пользования в соответствии с договорами оказания услуг, заключенными между АО «Воркутауголь» и контрагентами, согласно которым Общество оказывает контрагентам услуги по подаче вагонов к месту погрузки, выгрузки и уборке вагонов по тарифам, установленным Службой Республики Коми по тарифам (в настоящее время Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.01.2017 в отношении АО «Воркутауголь» имеются сведения об осуществлении Обществом деятельности по коду ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС. ред. 2) 49.20 «Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки».

Таким образом, АО «Воркутауголь», оказывая контрагентам услуги по подаче и уборке вагонов, осуществляет железнодорожные перевозки по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги. 

В соответствии с Общероссийским  классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуга по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования классифицирована по коду ОКПД 49.20.1.

В связи с чем, предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, код ОКПД 49.20.1.

В соответствии с требованиями статьи 4 Закона о защите конкуренции, пункта 3.7 Порядка определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.

Согласно результатам опроса покупателей рассматриваемой услуги установлено, что доставка/отправка грузов в адрес отдельных контрагентов производится АО «Воркутауголь» по определенным железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим Обществу, примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги.  

Так, ООО «ЛСЕГ» использует принадлежащие АО «Воркутауголь» железнодорожные пути необщего пользования №№ 16, 87, 88, 90 на станции Предшахтная в целях доставки/отправки вагонов со строительными материалами, с трубами большого диаметра, с техникой; ФГКУ «Объединенный Арктический авиационный отряд ФСБ России» использует железнодорожные пути необщего пользования №№ 6, 7, 8 на станции Южная в целях доставки вагонов с топливом для их разгрузки; ООО «Унивекс» использует железнодорожные пути необщего пользования №№ 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57 на станции Предшахтная в целях доставки вагонов с товарами народного потребления, продовольственными товарами, строительными материалами, торговым оборудованием, поступающими в его адрес для их разгрузки.

Потребители услуг указали, что у них отсутствует возможность заменить рассматриваемую услугу на иную услугу, в том числе на услугу по перевозке грузов автомобильным транспортом, ввиду отсутствия автомобильных дорог, связывающих   г. Воркуту с другими городами Российской Федерации, отдаленности поставщиков (покупателей) товаров (грузов), расположенных за пределами г. Воркуты (в том числе в городах Москва, Санкт-Петербург, Киров), значительных объемов перевозимых товаров (грузов).

Предоставление железнодорожного пути необщего пользования в аренду также не может рассматриваться в качестве взаимозаменяемой услуги, поскольку в данном случае организация, получая в пользование такой путь, должна осуществлять доставку/отправку грузов (подачу и уборку вагонов) на этот путь самостоятельно (собственными силами) либо заключить договор с АО «Воркутауголь» на оказание такой услуги. 

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.7 Порядка, услуга по перевозке грузов автомобильным транспортом, услуга по предоставлению в аренду участка железнодорожного пути необщего пользования, не являются взаимозаменяемыми рассматриваемой услуги. 

Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить продуктовые границы товарного рынка как услуга по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», код ОКПД 49.20.1.

При определении географических границ исследуемого товарного рынка использован метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), предусмотренный абз. 3 пункта 4.5 Порядка, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4.7 Порядка.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности либо целесообразность приобретать покупателями  товар на определенной территории, учитывались:

- организационно-транспортные схемы доставки грузов железнодорожным транспортом со станции (на станцию) Воркута Северной железной дороги,

- наличие и расположение железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих АО «Воркутауголь», примыкающих к железнодорожным путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги,

- наличие складов, разгрузочных площадок, железнодорожных путей (тупиков), используемых контрагентами АО «Воркутауголь» (покупателями), к которым примыкают железнодорожные пути необщего пользования АО «Воркутауголь».

В результате определения географических границ товарного рынка было установлено, что доставка (отправка) грузов, поступающих контрагентам (отправляемых контрагентами) с использованием ими складов, разгрузочных площадок, железнодорожных путей (тупиков) возможна в границах железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих АО «Воркутауголь», примыкающих к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги, расположенных на территории МО ГО «Воркута».

Руководствуясь требованиями пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, разделом 4 Порядка, в том числе исходя из условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности либо целесообразность приобретать товар на иных территориях, географическими границами товарного рынка является:

- территория, в границах железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих АО «Воркутауголь», примыкающих к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги, расположенных в МО ГО «Воркута» (далее – МО ГО «Воркута»).

В результате исследования товарного рынка установлено, что АО «Воркутауголь» в период с 01.01.2013 по 30.09.2016 оказало услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутаугль», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», в объеме 28 242 вагонов. 

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Железнодорожные перевозки отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Для осуществления перевозки грузов необходимо оказание услуг по подаче и уборке вагонов (пропуску вагонов), перевозка грузов и оказание таких услуг в местах общего и необщего пользования предоставляют собой единый технологический процесс железнодорожных перевозок, подпадающий под сферу регулирования законодательства о естественных монополиях. 

В ходе исследования товарного рынка установлено, что АО «Воркутауголь» осуществляет железнодорожные перевозки на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги.

Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции положение АО «Воркутауголь» на товарном рынке услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», является доминирующим.

2.2. Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлены, в том числе основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в порядке, установленном для субъектов естественных монополий, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Согласно части 3 статьи 6 Закона о  естественных монополиях, перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» необходимо осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Право устанавливать порядок регулирования тарифов предоставлено Правительству РФ.

Согласно пункту 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643, государством регулируются тарифы на дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования (в том числе выполнение маневровой работы в пределах железнодорожных станций, подача и уборка вагонов; предоставление вагонов, контейнеров в пользование; обеспечение погрузки и выгрузки грузоотправителями, грузополучателями в местах общего пользования, необщего пользования и на путях необщего пользования).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 03.12.2002 № 196 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми» на территории Республики Коми государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляет Служба Республики Коми по тарифам (в настоящее время Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми).

Таким образом, хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, оказывающие на территории Республики Коми транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, могут оказывать такие услуги исключительно по ценам (тарифам), установленным Службой соответствующими нормативными правовыми актами.

Услуги, связанные с предоставлением вагонов, контейнеров в пользование,  также подлежат государственному регулированию.  

В силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Служба Республики Коми по тарифам приказом от 28.09.2012 № 77/1 (действующим в период с 14.10.2012 по 30.11.2015) утвердила предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые АО «Воркутауголь» на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь», расположенных на территории МО ГО «Воркута», в размере 3432,57 руб. (без НДС) за один вагон, единый для всех грузов.

Из письменных пояснений Службы Республики Коми по тарифам, представленных письмами от 20.08.2015 № 01-17/3335 (вх. № 4705 от 21.08.2015), от 28.09.2015 № 01-17/3772 (вх. № 5437 от 28.09.2015) в материалы антимонопольного дела № А 13-07/15, следует, что в указанном тарифе учтен весь комплекс затрат, связанных с осуществлением Обществом регулируемой деятельности по оказанию транспортной услуги по подаче и уборке вагонов, в том числе расходы, связанные с эксплуатацией собственных и арендованных (в том числе при необходимости, у ОАО «РЖД») вагонов, необходимых для оказания  регулируемых услуг надлежащего качества, в полном объеме (л.д. 24, 37-38 т. 1). 

Из материалов антимонопольного дела № А 13-07/15 следует, что между Обществом и ОАО «Звезда - Энергетика» заключен договор на оказание услуг № 17/11 от 01.07.2011, в соответствии с которым АО «Воркутауголь» предусмотрело оказание контрагенту услуги по подаче вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборки вагонов по тарифам, утвержденным Службой, а также почасовую оплату за пользование вагонами парка АО «Воркутауголь», ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных).     

Комиссией установлено, что АО «Воркутауголь» при расчетах с ОАО «Звезда - Энергетика» за транспортные услуги по подаче и уборке вагонов на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь» помимо тарифа на подачу и уборку вагонов, установленного Службой приказом от 28.09.2012 № 77/1 в размере 3432,57 руб. (без НДС), в котором учтен весь комплекс затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности по оказанию Обществом транспортных услуг по подаче и уборке вагонов, согласно счетам – фактурам № 100017237 от 05.08.2012, № 10003754 от 05.06.2013, № 10005954 от 05.09.2013 предъявило в адрес ОАО «Звезда - Энергетика» плату за пользование вагонами ОАО «РЖД» (собственными, привлеченными) 22 584,46 руб. (с НДС) (л.д. 13-21 т. 1).

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Поскольку с момента предъявления АО «Воркутауголь» к оплате ОАО «Звезда - Энергетика» за пользование последним вагонами парка ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных) согласно счётам-фактурам от 05.08.2012, от 05.06.2013, от 05.09.2013  истёк трёхгодичный срок, дело в указанной части подлежит прекращению.

Согласно условиям договора на оказание услуг № 17/11 от 01.07.2011 (л.д. 8-12 т. 1), далее – Договор № 17/11 от 01.07.2011, АО «Воркутауголь» оказывает ОАО «Звезда - Энергетика» услуги по подаче вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборки вагонов по тарифам, утвержденным Службой (пункты 1.1, 1.2, 1.2.1).

Комиссия Коми УФАС России, изучив порядок ценообразования АО «Воркутауголь» на транспортную услугу по подаче и уборке вагонов, установила, что   согласно пункту 4.1 Договора № 17/11 от 01.07.2011, в редакции дополнительного соглашения от 01.11.2012 к Договору  № 17/11 от 01.07.2011, плата за подачу и уборку вагонов производится АО «Воркутауголь» по тарифу, утвержденному Службой приказом № 77/1 от 28.09.2012, в размере 3432,57 руб. за один вагон (без учета НДС).

Кроме того, пунктом 4.9 Договора № 17/11 от 01.07.2011 Обществом предусмотрена почасовая оплата за пользование контрагентом вагонами ОАО «Воркутауголь», ОАО «РЖД» (собственными, привлеченными).

Из письменных пояснений Службы Республики Коми по тарифам, представленных письмами от 20.08.2015 № 01-17/3335 (вх. № 4705 от 21.08.2015), от 28.09.2015 № 01-17/3772 (вх. № 5437 от 28.09.2015) в материалы антимонопольного дела № А 13-07/15, следует, что плата за пользование вагонами, предъявленная АО «Воркутауголь» в адрес ОАО «Звезда - Энергетика» взималась дополнительно при оказании транспортных услуг по подаче и уборке вагонов на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь» помимо тарифа, установленного Службой, в котором учтен весь комплекс затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности по оказанию Обществом транспортных услуг по подаче и уборке вагонов, что является нарушением установленного нормативными правовыми актами (часть 1 статьи 424 ГК РФ и часть 1 приказа Службы № 77/1 от 28.09.2012) порядка ценообразования.

Представителем АО «Воркутауголь» на заседании Комиссии по рассмотрению дела № А 13-07/15 08.10.2015 заявлен довод о том, что Общество не включило в расчет тарифа на подачу и уборку вагонов расходы, связанные с оплатой за  пользование вагонами парка ОАО «РЖД», поскольку в соответствии со статьей 62  Устава железнодорожного транспорта РФ данные затраты компенсируются контрагентом.   

           В целях выяснения заявленного довода АО «Воркутауголь» Коми УФАС России Определениями по делу № А 13-08/15 от 08.10.2015 №  02-01/9064, от 15.12.2016 № 02-01/12131 у Службы (в настоящее время Минстрой РК) запросило информацию, поясняющую, включены (включаются) ли расходы АО «Воркутауголь», связанные с оплатой за пользование вагонами парка перевозчика (ОАО «РЖД»), которые подавались Обществом в адрес заказчика (в том числе ОАО «Звезда - Энергетика») от станции Воркута к местам погрузки, выгрузки грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», и уборкой вагонов с этих мест в расчет тарифа на транспортную услугу по подаче и уборке вагонов, утвержденного Службой приказом № 77/1 от 28.09.2012, оказываемую АО «Воркутауголь» на железнодорожных путях необщего пользования.

Согласно письменным пояснениям Службы (в настоящее время Минстрой РК), представленным письмами от 28.09.2015 № 01-17/3772, от 16.10.2015 № 04-17/4617, АО «Воркутауголь» при обращении за установлением тарифа, утвержденного приказом № 77/1 от 28.09.2012, представляло в Службу материалы о расходах, величина которых, по мнению АО «Воркутауголь», в полной мере отражала фактическую специфику оказания транспортных услуг по подаче и уборке вагонов, оказываемых Обществом на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь», с учетом необходимости покрытия за счет тарифных источников всех возникающих при этом расходов, включая расходы, связанные с эксплуатацией собственных и арендованных (в том числе у ОАО «РЖД») вагонов, необходимых для оказания соответствующих услуг надлежащего качества в полном объеме. Затраты, которые АО «Воркутауголь» несёт при расчетах с ОАО «РЖД» в результате оплаты платы за пользование контрагентами вагонами парка ОАО «РЖД» относятся к затратам на эксплуатацию арендованных вагонов, которые учитываются в составе действовавшего в рассматриваемом периоде тарифа.

АО «Воркутауголь» в письменных пояснениях от 17.08.2015 № 16-6/804, от 30.11.2016 № РС/3-19, представленных в материалы антимонопольного дела № А 13-07/15 (л.д. 6 т. 1, 49 т. 2), указало, что, в рассматриваемом случае ОАО «Звезда - Энергетика» компенсировало Обществу расходы за пользование контрагентом вагонами парка ОАО «РЖД», которые приходили под погрузку-выгрузку контрагенту, что предусмотрено статьей 62 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Указанный довод Комиссией исследован и отклоняется в виду  нижеследующего.

Согласно абзацу 2 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.

Согласно параграфу 9 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» по станции Воркута Северной железной дороги № 8-24 от 14.10.2009 (далее – договор № 8-24 от 14.10.2009), заключенного между ОАО «РЖД» (далее – Перевозчик)  и АО «Воркутауголь» (далее – Владелец), Владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами за время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема на путях общего пользования по причинам, зависящим от Владельца, (на нитку расписания), по ставкам, установленным Тарифным руководством № 2. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, установленное параграфом 8 договора (л.д. 18 -33 т. 2).  

Параграфом 8 договора № 8-24 от 14.10.2009 предусмотрено, что время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на выставочные пути до момента их возвращения на выставочные пути, согласно ниткам расписания. Технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается равным  18 часам. При подаче вагонов локомотивом Владельца контрагентам, указанным в приложении № 1 договора, и Владельцу, одновременно являющемуся грузополучателем и грузоотправителем, к местам погрузки/выгрузки, Владельцу  предоставляется неоплаченное технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, равное 7 часам на каждый вагон (л.д. 52, 57 т. 1).

Согласно приложению № 1 к договору № 8-24 от 14.10.2009 в перечень контрагентов, обслуживаемых АО «Воркутауголь» по станции Воркута Северной железной дороги, ОАО «Звезда – Энергетика» не включено.

Пунктом 4.9 Договора на оказание услуг № 17/11 от 01.07.2011 АО «Воркутауголь» предусмотрена почасовая оплата ОАО «Звезда – Энергетика» за пользование вагонами: парка АО «Воркутауголь» - за фактическое время под грузовыми операциями; парка ОАО «РЖД» - за фактическое время под грузовыми операциями и нормативное время, затраченное на доставку вагонов парка ОАО «РЖД» от станции Воркута Северной железной дороги до фронта выгрузки, погрузки и обратно, которое составляет 16 часов. Расчет платы за пользование вагонами парка ОАО «РЖД» и АО «Воркутауголь» производится по ставкам, установленным Тарифным руководством № 2.

Согласно вышеуказанному абзацу 2 статьи 62 Устава время, затраченное на  доставку вагонов парка ОАО «РЖД» от станции Воркута Северной железной дороги до фронта выгрузки, погрузки и обратно, фактически является технологическим временем, которое не включается в оплачиваемое время. 

Кроме того, Комиссией установлено, что Тарифным руководством № 2, утвержденным Постановлением ФЭК России от 19.06.2002 № 35/12, определены  ставки платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, к которому АО «Воркутауголь» не относится.  

 Таким образом, пунктом 4.9 Договора от 01.07.2011 Общество установило плату за пользование вагонами парка АО «Воркутауголь» по ставкам, установленным Тарифным руководством № 2 для федерального железнодорожного транспорта, к которому АО «Воркутауголь» не относится, почасовую оплату за пользование ОАО «Звезда – Энергетика» вагонами парка ОАО «РЖД», включив в оплачиваемое время технологическое время, что не соответствует требованиям абзаца 2 статьи 62 Устава. 

Согласно имеющимся материалам антимонопольного дела № А 13-07/15 АО «Воркутауголь» предъявило в адрес ОАО «Звезда – Энергетика» согласно счетам-фактурам № 10003520 от 05.07.2014, № 10003962 от 05.08.2014, № 10004498 от 05.09.2014 плату за пользование контрагентом вагонами парка ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных) на общую сумму 82 241,28 руб. (с НДС), тогда как согласно представленным АО «Воркутауголь» письмом 05.10.2015 № 16-6/900 документам, ОАО «РЖД» не предъявило в адрес Общества плату за пользование вагонами ОАО «Звезда-Энергетика» за июнь-август 2014 года.

Таким образом, Общество получило от контрагента дополнительный доход.  

Исходя из специфики оказания АО «Воркутауголь» транспортных услуг на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих АО «Воркутауголь», примыкающих к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги, транспортная услуга по подаче и уборке вагонов (в том числе парка ОАО «РЖД») к местам погрузки, выгрузки грузов и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования локомотивом АО «Воркутауголь» - владельцем этих путей, неразрывно связано с использованием контрагентом вагонов ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных).

Из материалов антимонопольного дела № А 13-07/15 установлено, что АО «Воркутауголь» за транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, оказанные Обществом в адрес ОАО «Звезда-Энергетика», помимо тарифа (предельного максимального уровня тарифа) на услуги по подаче и уборке вагонов, утвержденного Службой приказом от 28.09.2012 № 77/1 в размере 3432,57 руб. за один вагон без НДС, предъявило в адрес контрагента плату за пользование вагонами согласно счетам – фактурам № 10003520 от 05.07.2014, № 10003962 от 05.08.2014, № 10004498 от 05.09.2014.

Таким образом, АО «Воркутауголь» при расчетах с ОАО «Звезда-Энергетика» помимо платы за услуги по подаче и уборке вагонов, тариф (предельный максимальный уровень тарифа) на который утвержден органом государственного регулирования - Службой Республики Коми по тарифам, и является единым для всех грузов, дополнительно (сверх предельного максимального уровня тарифа) взимало плату за пользование вагонами.

Плата за пользование вагонами ОАО «РЖД», услуги по подаче и уборке вагонов, предъявленные АО «Воркутауголь» в адрес ОАО «Звезда-Энергетика» оплачены последним платежным поручением № 1 от 26.11.2014 (л.д. 27 т. 2).

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в редакции, действующей с 05.01.2016, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Все вышеуказанное характеризует поведение АО «Воркутауголь» как злоупотребление Обществом своим доминирующим положением, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что действия АО «Воркутауголь», занимающего доминирующее положение на рынке услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», выразившиеся во взимании    05.07.2014, 05.08.2014, 05.09.2014 при оказании ОАО «Звезда-Энергетика» транспортных услуг по подаче и уборке вагонов на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь» помимо установленного Службой Республики Коми по тарифам приказом № 77/1 от 28.09.2012 тарифа на подачу и уборку вагонов в размере 3432,57 руб. (без НДС), в котором учтен весь комплекс затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности по оказанию Обществом транспортных услуг по подаче и уборке вагонов, платы за пользование вагонами парка ОАО «РЖД» на общую сумму 82 241,28 руб. (с НДС) (с НДС), что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, к ущемлению интересов ОАО «Звезда-Энергетика».    

Комиссия Коми УФАС России по рассмотрению дела № А 13-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «Воркутауголь» по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                            __________________ <…>  

    

Члены Комиссии                                                        __________________ <…>

 

                                                                                      __________________ <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны