Определение №02-01/11954 Определение о назначении дела № А 10-11/16 о нарушении антим... от 14 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Определение

о назначении дела № А 10-11/16 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

 

 

12 декабря 2016 года

 

 

Сыктывкар

 

      № 02-01/11954

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 29.11.2016 № 283 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения акционерным обществом «Интер РАО - Электрогенерация» (ИНН 7704784450) в лице филиала «Печорская ГРЭС», адрес места нахождения: 199345, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр.1, адрес места нахождения филиала: 169600, Республика Коми, г. Печора, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», в части действий, выразившихся в прекращении поставки тепловой энергии ОАО «Тепловая сервисная компания» в связи с проведением с 04.07.2016 по 07.08.2016 ремонтных работ на теплосетях филиала «Печорской ГРЭС», повлекшее к перерыву подачи горячей воды сверх сроков, установленных п. 4 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, и п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных  постановлением Главного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20, что привело (могло привести) к ущемлению интересов ОАО «Тепловая сервисная компания» в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей,

  

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Приказом Коми УФАС России № 283 от 29.11.2016 по признакам нарушения акционерным обществом «Интер РАО-Электрогенерация» (ИНН 7704784450) в лице филиала «Печорская ГРЭС», адрес места нахождения: 199345, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр.1, адрес места нахождения филиала: 169600, Республика Коми, г. Печора (далее – филиал «Печорская ГРЭС»), части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

Основанием для возбуждения дела послужило обращение Печорской межрайонной прокуратуры от 25.08.2016  № 07-10-2016 (вх. № 4386 от 29.08.2016) о нарушении антимонопольного законодательства.

В результате анализа обращения и собранных в ходе его рассмотрения материалов установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» функциональное назначение услуги по теплоснабжению – обеспечение конечных потребителей тепловой энергией (отопление) и горячей водой.

Тепловая энергия (пар и горячая вода) – вид товара, имеющий определенные особенности и физические свойства: процесс производства тепловой энергии жестко связан с потреблением.

Не существует товаров-заменителей тепловой энергии  с точки зрения цели потребления (теплоэнергия в потреблении не может быть заменена другим товаром), то есть является единственно возможным для потребления товаром (услугой) в части производства тепла, передачи и распределения теплоэнергии. В силу технологических особенностей производства, передачи и распределения теплоэнергия, производимая хозяйствующими субъектами, не может обращаться на разных товарных рынках (наличие проложенных сетей подразумевает один состав покупателей и продавцов), отсутствует техническая возможность потребителей товара отказаться от услуг того исполнителя, к сетям которого они подключены.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, рынок теплоснабжения  принадлежит к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В сфере услуг субъектов естественных монополий, к коим согласно Федеральному закону от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относятся услуги по передаче тепловой энергии, географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:

- наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);

- возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определяются как «производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» код ОКВЭД 40.3.

Как следует из представленных в Коми УФАС России материалов, филиал «Печорская ГРЭС» осуществляет деятельность на товарном рынке по производству и поставке тепловой энергии в МО ГО «Печора». Согласно представленным ОАО «Тепловая сервисная компания» сведениям, у Общества отсутствует выбор в поставщике тепла, поскольку АО «Интер РАО – Электрогенерация» является единственным источником тепловой энергии. ОАО «Тепловая сервисная компания» указало, что поставка тепловой энергии от АО «Интер РАО-Электрогенерация» на сегодняшний день единственно возможный вариант, так как отсутствует техническая возможность подачи тепловой энергии к потребителям от других источников, а для строительства новых источников необходимы значительные денежные вложения.

Как следует из пояснений АО «Интер РАО – Электрогенерация», Общество осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии в железнодорожной части г. Печора.

Из анализа представленных материалов установлено, что АО «Интер РАО – Электрогенерация» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения в железнодорожной части города Печоры в географических границах балансовой принадлежностью тепловых сетей АО «Интер РАО – Электрогенерация», посредством которых оказывается услуга теплоснабжения.

Как следует из представленных в Коми УФАС России материалов между филиалом «Печорская ГРЭС» (поставщик) и ОАО «Тепловая сервисная компания» (ОАО «ТСК») заключен договор поставки тепловой энергии № 8-ПЕЧ/004-0103-15 от 30.04.2015.

Из п. 1.1 договора следует, что поставщик обязуется передать покупателю тепловую энергию (мощность), произведенную в режиме комбинированной выработки (в воде) в объемах плановой поставки тепловой энергии, а покупатель обязуется оплачивать принятую энергию и не возврат теплоносителя в соответствии с настоящим договором.

Пунктами 4.1.4, 4.1.7 договора предусмотрено, что поставщик обязан согласовывать с органами местного самоуправления, теплоснабжающей организацией, вывод в ремонт и проведение испытаний оборудования и тепловых сетей источника тепловой энергии электростанции, расположенных до границы эксплуатационной ответственности с покупателем, если вывод в ремонт или испытание влечет ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.

Покупатель согласно п. 5.1.2 договора имеет право требовать от поставщика бесперебойного режима передачи тепловой энергии.

Как следует из имеющихся материалов, ОАО «ТСК» приобретает тепловую энергию для нагрева холодной воды на центральных тепловых пунктах для последующей поставки коммунальной услуги ГВС, в том числе населению в соответствии с договорами управления МКД.

Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 15.12.2015 № 80/30 для ОАО «ТСК» на рассматриваемый период утверждены тарифы в сфере горячего водоснабжения, в том числе для населения.

В соответствии с подпунктом в) пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

В приложении № 1 указано, что продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных  постановлением Главного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 отключение систем горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов не должно превышать 14 суток.

Таким образом, отключение ГВС потребителям на срок свыше 14 дней нарушает их права на бесперебойное получение коммунальных услуг.

Согласно п. 1 ст. 21  Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Из п. 3 вышеуказанной статьи следует, что порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

В соответствии с п. 3 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 (далее – Правила № 889), "вывод в ремонт" - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.

Из п. 3. Правил № 889 следует, что вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов (далее - орган местного самоуправления).

Согласно п. 4 Правил № 889 вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте.

Из п. 10 Правил № 889 следует, что при необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов. В случае подачи заявки на внесение изменений в сводный план в отношении объекта, функционирующего в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, если такой объект соответствует положениям пункта 3 настоящих Правил, к заявке на внесение изменений в сводный план прилагается подтверждение согласования с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике изменения сроков вывода в ремонт в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а сроки ремонта в такой заявке должны быть скоординированы со сроками вывода в ремонт, согласованными субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Из представленных Прокуратурой материалов следует, что филиалом «Печорская ГРЭС» не был согласован с органами местного самоуправления план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей на срок свыше 14 дней, что является нарушением действующего законодательства. Кроме того, плановые работы по ремонту сетей возможно было произвести в более короткие сроки.

Как следует из представленных в Коми УФАС России материалов, в связи с осуществлением филиалом «Печорская ГРЭС» ремонтных работ на теплосетях с превышением установленных действующим законодательством сроков могло привести к ущемлению интересов ОАО «ТСК» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку это привело к невозможности оказаниям Обществом населению услуг горячего водоснабжения по установленным тарифам, и, как следствие, получении Обществом дохода от оказываемых услуг горячего водоснабжения. Кроме того, отсутствие ГВС на срок, превышающий 14 суток, привело к ущемлению прав жильцов МКД на бесперебойное ГВС.

 На основании изложенного, руководствуясь частью 13, частью 14, частью 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № А 10-11/16 к рассмотрению на 01.02.2017 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 10-11/16, назначенного на 01.02.2017 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу акционерное общество «Интер РАО - Электрогенерация» (ИНН 7704784450) в лице филиала «Печорская ГРЭС», адрес места нахождения: 199345, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр.1, адрес места нахождения филиала: 169600, Республика Коми, г. Печора.

3. АО «Интер РАО - Электрогенерация» представить в срок до 29.12.2016 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

3.1. копии документов, подтверждающих право собственности (владения, аренды, иное) на технологическую инфраструктуру (тепловые сети) филиала «Печорская ГРЭС», с помощью которой осуществляется производство и передача тепловой энергии, в том числе ОАО «Тепловая сервисная компания»;

3.2. нормативно-правовое обоснование проведения филиалом «Печорская ГРЭС» ремонтных работ на тепловых сетях сверх срока, установленного п. 4 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, и п. 1.3 СанПиН 2.1ю.4.2496-09, утвержденных  постановлением Главного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20, с приложением материалов, подтверждающих доводы Общества;

3.3. копии договоров, заключенных филиалом «Печорская ГРЭС» с ООО «Кварц групп» на выполнение в период с 04.07.2016 по 07.08.2016 ремонтных работ на теплосетях филиала, со всеми приложениями, изменениями, дополнениями;

3.4. копию всей имеющейся на дату представления ответа согласно настоящему запросу переписки между филиалом «Печорская ГРЭС» и ООО «Кварц групп», при отсутствии таковой, представьте соответствующие пояснения;

3.5. поясняющие, имелись ли у филиала «Печорская ГРЭС» сведения о том, что ОАО «ТСК» приобретает тепловую энергию для целей горячего водоснабжения, если имелись – укажите, когда и при каких обстоятельствах получены эти сведения, если нет – представьте соответствующую поясняющую информацию, с приложением подтверждающих документов;

3.6. поясняющие, какие виды работ осуществлялись на тепловых сетях филиала «Печорская ГРЭС» в период с 04.07.2016 по 07.08.2016 (профилактические, капитальные и (или) иные), с приложением подтверждающих документов;

3.7. поясняющие, уведомлял ли филиал «Печорская ГРЭС» Администрацию МО МР «Печора» о предстоящем проведении с 04.07.2016 по 07.08.2016 ремонтных работ на теплосетях филиала «Печорская ГРЭС», в том числе о том, что указанные работы проводятся с превышением сроков, установленных п. 4 приложения № 1 Правил № 354, и п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, если уведомлял – представьте копии таких уведомлений и копии ответов администрации на них, если не уведомлял – укажите причины такого неуведомления, с приложением подтверждающих доводы Общества документов;

3.8. о лице, ответственном применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдение филиалом «Печорская ГРЭС» действующего законодательства, в том числе антимонопольного, с указанием Ф.И.О., должности, рабочего телефона, адреса места работы, фактического места жительства и регистрации, с приложением копии трудового договора, должностной инструкции указанного лица, доверенности и иных документов, устанавливающих эту ответственность;

3.9. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 10-11/16, назначенного на 01.02.2017 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя по делу Печорскую межрайонную прокуратуру, адрес места нахождения: 169600, г. Печора, ул. Спортивная, д. 73.

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 10-11/16, назначенного на 01.02.2017 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заинтересованного лица ОАО «Тепловая сервисная компания», адрес места нахождения: 169606, г. Печора, ул. Советская, д. 37.

6. ОАО «Тепловая сервисная компания» представить в срок до 29.12.2016 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

6.1. поясняющие, привели ли (могли ли привести) действия филиала «Печорская ГРЭС» по проведению ремонтных работ на теплосетях, в результате чего ОАО «ТСК» не смогло оказывать услуги горячего водоснабжения своим потребителям в период с 04.07.2016 по 07.08.2016, то есть на 21 день сверх установленного действующим законодательством РФ срока для перерыва оказания услуг горячего водоснабжения, к ущемлению интересов ОАО «Тепловая сервисная компания» в сфере предпринимательской деятельности, с приложением подтверждающих доводы документов;

6.2. сведения о выручке ОАО «Тепловая сервисная компания», полученной от оказания услуг горячего водоснабжения за 2016 год (отдельно за каждый месяц), в тыс. руб.;

6.3. поясняющие, имели место со стороны потребителей в адрес ОАО «Тепловая сервисная компания» жалобы (заявления) в связи с отсутствием в период с 04.07.2016 по 07.08.2016 горячего водоснабжения, если таковые имели место – представьте копии таких жалоб и ответы Общества на них, если нет – соответствующую поясняющую информацию;

6.4. поясняющие, нанесен ли (мог быть нанесен) вред деловой репутации ОАО «Тепловая сервисная компания» в связи с отсутствием горячего водоснабжения у потребителей в рассматриваемый период, с приложением подтверждающих доводы документов;

6.5. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

6. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 10-11/16, назначенного на 01.02.2017 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Администрацию МО МР «Печора», адрес места нахождения: 169600, г. Печора, ул. Ленинградская, д. 15.

  1. Администрации МО МР «Печора» представить в срок до 29.12.2016 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

7.1. поясняющие, уведомлял ли филиал «Печорская ГРЭС» Администрацию МО МР «Печора» о предстоящем проведении с 04.07.2016 по 07.08.2016 ремонтных работ на теплосетях филиала «Печорская ГРЭС», в том числе о том, что указанные работы проводятся с превышением сроков, установленных п. 4 приложения № 1 Правил № 354, и п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, если уведомлял – представьте копии таких уведомлений и копии ответов администрации на них, если не уведомлял – соответствующую поясняющую информацию;

7.2. поясняющие, имели место со стороны потребителей ОАО «Тепловая сервисная компания» в адрес Администрации жалобы (заявления) в связи с отсутствием в период с 04.07.2016 по 07.08.2016 горячего водоснабжения, если таковые имели место – представьте копии жалоб и ответы Администрации на них, если нет – соответствующую поясняющую информацию;

8. АО «Интер РАО - Электрогенерация», Печорской межрайонной прокуратуре, ОАО «Тепловая сервисная компания», Администрации МОО МР «Печора» в срок до 10.01.2017 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения дела.

9. АО «Интер РАО - Электрогенерация», Печорской межрайонной прокуратуре, ОАО «Тепловая сервисная компания», Администрации МО МР «Печора»  обеспечить явку представителей (с надлежащим образом оформленными доверенностями, паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) для участия в рассмотрении дела.

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота. Кроме того, документы объемом более 1 печатного листа должны быть представлены в прошитом виде и пронумерованы.

Напоминаем, что в соответствии с ч. 5 ст. 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 <….>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны