Решение №02-01/1436 Решение по делу А 23-11/14 от 17 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                                 г. Сыктывкар

 

 

 

 

 

№02-01/1436

 

Резолютивная часть решения оглашена     «03» февраля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено     «16» февраля 2015 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело № А 23-11/14 по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада», адрес места нахождения: 188300, Ленинградская область г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31 (далее – Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  

в присутствии:

<...>ой– представителя ОАО «МРСК Северо-Запада», действующей на основании доверенности от 20.12.2013,

в отсутствие:

заявителя, надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799181627496 от 27.12.2014,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 06.11.2014 № 245 в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада».

Основанием для возбуждения дела послужило заявление <...>а, проживающего по адресу:<…>, от 06.08.2014, направленное электронной почтой, на неправомерные, по мнению заявителя, действия ОАО «МРСК Северо-Запада» по факту неосуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств <...>а К.В. к электрическим сетям Общества.  

Определением Коми УФАС России от 18.12.2014 № 02-01/12126 срок рассмотрения дела № А 23-11/14 продлен, дело назначено к рассмотрению на 03.02.2015.

<...> К.В. на рассмотрение дела не явился, с ходатайством об отложении рассмотрения антимонопольного дела № А 23-11/14 в связи с невозможностью явки по уважительным причинам в Коми УФАС России не обращался.

Представитель ОАО «МРСК Северо-Запада», участвующий в рассмотрении дела № А 23-11/14, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие заявителя.

          2. Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителя ОАО «МРСК Северо-Запада», пришла к нижеследующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 № 191-э ОАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 47.1.116.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

  Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.

          Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, который заключается между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом и является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

            Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции  Постановления Правительства РФ от 20.12.2012 № 1354) (далее – Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

  Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Как следует из материалов антимонопольного дела, заявитель по настоящему антимонопольному делу – <...> К.В. относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

   Согласно абзацу 14 пункта 15 Правил технологического присоединения  договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

   Из материалов антимонопольного дела следует, что 27.06.2013 между ОАО «МРСК Северо-Запада» и заявителем заключён договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 51-219-11/622 от 24.05.2013 (далее – Договор № 51-219-11/622 от 24.05.2013). 

   Согласно абзацу 3 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 5 Договора № 51-219-11/622 от 24.05.2013 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Таким образом, в силу абзаца 3 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и пункта 5 Договора № 51-219-11/622 от 24.05.2013 мероприятия по технологическому присоединению энергопринимаю-щих устройств <...>а К.В. должны быть осуществлены ОАО «МРСК Северо-Запада» в срок до 27.12.2013.

Из заявления <...>а К.В. от 06.08.2014 (вх. № Ш-146 эл. от 06.08.2014) следует, что ОАО «МРСК Северо-Запада» в установленный срок технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...>а К.В. к своим электрическим сетям не осуществило.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела Определением о назначении дела №  А 23-11/14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 17.11.2014 № 02-01/10583 (далее – Определение от 17.11.2014 № 02-01/10583) у <...>а К.В. были запрошены документы и письменная информация, в том числе:

- подтверждающие довод <...>а К.В., указанный в заявлении от 06.08.2014, поданном в антимонопольное управление, о том, что ОАО «МРСК Северо-Запада» неоднократно переносило сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств <...>а К.В. к своим электрическим сетям;

- поясняющие, когда (дата) ОАО «МРСК Северо-Запада» были выполнены мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств <...>а К.В. к своим электрическим сетям, с приложением подтверждающих документов;

- поясняющие, каким образом неосуществление ОАО «МРСК Северо-Запада» мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада» в течение установленного законодательством срока (6 месяцев со дня заключения между заявителем и сетевой организацией договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям), привело к ущемлению интересов <...>а К.В., и в чём конкретно это выразилось, с приложением подтверждающих документов;

-  поясняющие, причинен ли <...>у К.В. ущерб в результате несоблюдения ОАО «МРСК Северо-Запада» установленного законодательством срока технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, расположенных по адресу: <…>, к электрическим сетям Общества, с приложением расчета ущерба и подтверждающих такой ущерб документов.

Из письменных пояснений <...>а К.В., направленных на Определение от 17.11.2014 № 02-01/10583 письмом от 10.12.2014 (вх. № 7528 от 12.12.2014), имеющихся в материалах антимонопольного дела № А 23-11/14, следует, что <...> К.В. заявление в антимонопольное управление не писал, доверенность на представление его интересов при обращении в антимонопольное управление никому не выдавал.

<...> К.В. пояснил, что технологическое присоединение его энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» произведено Обществом 06.09.2013, ущерб ему не причинён, претензий к Обществу <...> К.В. не имеет.

Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Северо-Запада», имеющимся в материалах антимонопольного дела, технологическое присоединение энергопринимающих устройств <...>а К.В. (объекта – жилого дома, расположенного по адресу: Республика Коми, <…>) осуществлено 06.09.2013. В подтверждение осуществления технологического присоединения ответчиком в материалы антимонопольного дела представлены подписанные Обществом и <...>ым К.В.:

- акт осмотра электроустановок Заявителя к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» от 05.09.2013,

- акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) к эксплуатационной ответственности между ОАО «МРСК Северо-Запада» и <...>ым К.В. от 06.09.2013 № АК-51-521/14-133,

- акт об осуществлении технологического присоединения к договору от № 51-219-11/622 от 24.05.2013.

Исходя из всех обстоятельств, установленных по антимонопольному делу № А 23-11/14, учитывая позицию <...>а К.В. по рассматриваемому вопросу  и его отказ от поданного заявления, а также неподтверждения собранными по делу материалами ущемления интересов <...>а К.В. в результате бездействия Общества, что является неотъемлемым элементом состава нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, достаточных оснований полагать, что со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» в рассматриваемом случае имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, у Комиссии не имеется. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № А 23-11/14 в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Северо-Запада».

<…>

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны