Решение №02-01/2170 Решение по делу № А 09-08/17 от 4 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» марта 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «28» марта 2018 года

 

 

 

 

 

№ 02-01/2170

ООО «Аквасервис»

Территория производственной

зоны, корп. Вахта -19, каб. 4,

г. Вуктыл, 169570

 

ООО «Газремонт»

Красных Партизан ул., д. 33,

г. Сыктывкар, 167000

 

Министерство энергетики, жилищно-коммунального

хозяйства и тарифов Республики Коми

Коммунистическая ул., д. 8,

г. Сыктывкар, 167000

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – временно исполняющей обязанности руководителя управления, председателя Комиссии, <…>– главного специалиста - эксперта отдела управления, члена Комиссии, <…>– главного специалиста - эксперта отдела управления, члена Комиссии,

рассмотрев дело № А 09-08/17 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Аквасервис», адрес (места нахождения) юридического лица: 169570, Республика Коми, г. Вуктыл, территория производственной зоны, корпус Вахта-19, каб. 4, ОГРН 111110800024, ИНН 1108020526 (далее – ООО «Аквасервис», Общество), требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…> – представителя ООО «Аквасервис», действующего на основании доверенности от 11.10.2017,

в отсутствие:

ООО «Газремонт», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего антимонопольного дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799120228548 от 05.03.2018, направившего ходатайство от 12.03.2018 № 36/2018 о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя,

Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего антимонопольного дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799120228647 от 05.03.2018,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Антимонопольное дело № А 09-08/17 возбуждено в отношении ООО «Аквасервис» приказом Коми УФАС России от 04.08.2017 № 128.

Основанием для возбуждения настоящего дела послужили материалы проверки, проведенной Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (в настоящее время Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми), далее – Министерство, в отношении ООО «Аквасервис» (акт проверки от 14.04.2017 № 6), по результатам рассмотрения которых, в действиях Общества установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции на рынке холодного водоснабжения, на рынке передачи тепловой энергии.

Определением от 25.01.2018 № 02-01/557 из дела № А 09-08/17 выделено в отдельное производство дело, которому присвоен № 03-01/18, по признакам нарушения ООО «Аквасервис» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции на рынке услуги передачи тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции определено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах настоящего дела, Комиссия Определением от 27.02.2018 № 02-01/1476 отложила рассмотрение дела № А 09-08/17 на 16.03.2018, в адрес ООО «Аквасервис», ООО «Газремонт», Министерства направлена копия заключения об обстоятельствах дела № А 09-08/17 от 27.02.2018 № 02-01/1477.

ООО «Аквасервис», ООО «Газремонт», Министерство возражения относительно вынесенного Коми УФАС России заключения не направили.

2. В результате исследования материалов, представленных в антимонопольное дело № А 09-08/17, заслушав доводы ООО «Аквасервис», Комиссией установлено нижеследующее.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в редакции, действующей с 05.01.2016, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Аквасервис» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

2.1. В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 09-08/17, в соответствии с поручением председателя Комиссии, данным Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № А 09-08/17 от 12.09.2017 № 02-01/8839, и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), проведено исследование товарного рынка услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в селе Дутово МО «Вуктыл» в период с 01.01.2015 по 30.09.2017 (краткий отчет от 25.01.2018 приобщен к материалам данного дела) (л.д. 43-45 т. 2).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) к деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность субъектов в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 02.11.2017 ООО «Аквасервис» осуществляет деятельность по забору, очистке и распределению воды (код ОКВЭД 36.0).

  • образом, ООО «Аквасервис» является субъектом естественной монополии в сфере холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В силу пункта 1.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, при исследовании указанного товарного рынка определены: временной интервал исследования товарного рынка; продуктовые границы товарного рынка; географические границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, учитывая, что анализ состояния конкуренции проводится в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2015 по 30.09.2017.

Согласно подп. «б» пункта 1.3 Порядка продуктовые границы товарного рынка определяются согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ, в рассматриваемом случае - деятельность водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Оказание услуги холодного водоснабжения регламентировано нормативными правовыми актами, в том числе:

- Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ),

- Жилищным кодексом Российской Федерации,

- Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ),

- Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354),

- Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644),

- Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124,

- Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении),

- Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

Согласно положениям статьи 2 Закона № 416-ФЗ:

водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение);

гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно части 4 статьи 12 Закона № 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 13 Закона № 416-ФЗ, части 1 статьи 539 ГК РФ по договору холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

К договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Договоры водоснабжения являются публичными договорами.

Согласно пункту 5 Правил № 644 договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

В силу части 1 статьи 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями Закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение неразрывно связано с подключением (технологическим присоединением) к централизованным сетям холодного водоснабжения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения осуществляются непосредственно с целью последующего водоснабжения объекта потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуги водоснабжения).

Следовательно, технологическое подключение (присоединение) не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка холодного водоснабжения, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка.

  • соответствии с Основами ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения входят в систему регулируемых цен тарифов в сфере холодного водоснабжения.

Основными видами деятельности ООО «Аквасервис» согласно Уставу являются: сбор, очистка и распределение воды; удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.

Постановлением Администрации городского округа «Вуктыл» от 01.07.2016 № 07/186 ООО «Аквасервис» наделено статусом единой гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского округа «Вуктыл» (л.д. 142 т. 1).

Согласно договору аренды муниципального имущества № 20/15 от 27.03.2015 ООО «Аквасервис» во временное владение и пользование передано муниципальное имущество, предназначенное для использования в целях оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории МР «Вуктыл» (л.д. 116-119 т. 1).

  • соответствии с договорами аренды № 7 от 17.06.2016, № 8 от 22.12.2016, заключенными между ООО «Проф-Информ» и ООО «Аквасервис», ООО «Проф-Информ» передало ООО «Аквасервис» во временное владение и пользование объекты аренды, в том числе сети водоснабжения и водоотведения (л.д. 73-100 т.1).

В период с 01.01.2016 по 30.09.2017 в отношении ООО «Аквасервис» действовали тарифы в сфере холодного водоснабжения, установленные приказом Службы Республики Коми по тарифам от 10.11.2015 № 65/7.

За установлением тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения в адрес Службы Республики Коми по тарифам (в настоящее время – Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми) ООО «Аквасервис» не обращалось.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, распределение воды для питьевых и промышленных нужд классифицируется по коду ОКВЭД 36.00.2.

Географические границы товарного рынка, в силу пункта 4.7 Порядка, определены на основании критериев: административно-территориального, организационного, технологического.

Холодное водоснабжение потребителей осуществляется по централизованным сетям водоснабжения, к которым подключены (технологически присоединены) объекты потребителей.

В соответствии с Постановлением Администрации городского округа «Вуктыл» от 01.07.2016 № 07/186 ООО «Аквасервис» наделено статусом единой гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского округа «Вуктыл».

Согласно статье 25 Закона Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» в состав единого муниципального образования на территории Вуктыл с подчиненной ему территорией входит, в том числе село Дутово.

Согласно сведениям, представленным в материалы антимонопольного дела № А 09-08/17, ООО «Аквасервис» осуществляет холодное водоснабжение потребителей на территории города Вуктыл, поселков сельского типа Лемтыбож, Усть-Соплеск, сел Подчерье, Дутово.

Учитывая, что признаки нарушения антимонопольного законодательства усматриваются в селе Дутово, географические границы товарного рынка услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры определены границей присоединенной сети на территории села Дутово МО «Вуктыл» (далее – село Дутово МО «Вуктыл»).

Объем рынка услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в селе Дутово МО «Вуктыл» составил в 2015 году 93,7 тыс. рублей, в 2016 году 85,0 тыс. рублей, в период с 01.01.2017 по 30.09.2017 - 234,4 тыс. рублей (л.д. 143-144 т. 1, л.д. 4 т. 2).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

«Иммунитеты», предусмотренные частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, в отношении субъектов естественной монополии не распространяются.

Таким образом, ООО «Аквасервис», являющееся субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети в селе Дутово МО «Вуктыл». В связи с чем, на его действия распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2.2. Согласно статье 6 Закона № 147-ФЗ органами регулирования естественных монополий могут применяться методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения, определяется в соответствии с Законом № 416-ФЗ.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 31 Закона № 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

Согласно частям 13, 14 статьи 18 Закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения.

Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.

В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона № 416-ФЗ регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется Основами ценообразования.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения.

Согласно подп. «а» пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения входят, в том числе: тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Согласно пунктам 83, 84 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:

а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;

б) налог на прибыль.

При расчете размера ставки за протяженность сети не учитываются средства, полученные на создание этих сетей и объектов на них, предусмотренные инвестиционной программой за счет иных источников (в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), кроме платы за подключение.

В силу части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области установления цен (тарифов), а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Коми в области регулируемых государством цен (тарифов) и в сферах естественных монополий до 17.10.2016 являлась Служба Республики Коми по тарифам, с 17.10.2016 – Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, с 01.01.2018 – Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения подлежат государственному регулированию, в Республике Коми данные тарифы устанавливаются органом тарифного регулирования – Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.

Как следует из акта проверки от 14.04.2017 № 6, проведенной Министерством в отношении ООО «Аквасервис», Обществом были осуществлены мероприятия по технологическому присоединению (врезке в действующие внутренние сети) трубопроводов водоснабжения ООО «Газремонт» к центральной системе холодного водоснабжения ООО «Аквасервис» (л.д. 5 т. 1).

Из материалов антимонопольного дела № А 09-08/17 следует, что в адрес ООО «Аквасервис» обратилась администрация городского округа «Вуктыл» с заявкой от 29.08.2016 № 6591 о подключении жилого дома, расположенного по адресу: с. Дутово, ул. Советская, д. 9 и предоставленного ООО «Газремонт» в пользование, к сетям централизованного отопления (водоснабжения) (л.д. 24 т. 1).

Между ООО «Аквасервис» и ООО «Газремонт» заключен договор подряда от 23.08.2016 № 499, согласно которому ООО «Газремонт» поручило ООО «Аквасервис» выполнить работы по врезке в действующие внутренние сети трубопроводов отопления и водоснабжения диаметром 50 мм по адресу: с. Дутово, ул. Советская, д. 9, в соответствии с локальной сметой № 1 (л.д. 25 – 27 т. 1).

Из письменных пояснений ООО «Аквасервис», представленных в материалы антимонопольного дела № А 09-08/17 письмом от 20.06.2017 № 1365 (вх. № 3491 от 26.06.2017), следует, что в результате врезки в действующие внутренние сети водоснабжения диаметром 50 мм произведены следующие работы: перекрытие запорной арматуры и спуск воды из участка трубопровода; вырубка борозды для удобства работ; вырезка отверстия в трубопроводе, изготовление и приварка штуцера; насадка и приварка фланцев к штуцеру; установка арматуры фланцевой; пуск системы (л.д. 47 т. 1).

Таким образом, ООО «Аквасервис» в соответствии с указанным договором подряда осуществлялась врезка в действующие сети водоснабжения, что является составной частью мероприятий по подключению к системе водоснабжения, тариф на который должен был быть установлен органом тарифного регулирования.

В соответствии с актом выполненных работ от 26.08.2016, актом приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) от 31.08.2016 № 3139, подписанными сторонами, Обществом выполнены работы в полном объеме, произведено подключение дома по ул. Советская, д. 9 к системе холодного водоснабжения (л.д. 28, 30 т. 1).

Согласно счету – фактуре № 3192 от 31.08.2016 ООО «Аквасервис» предъявлена ООО «Газремонт» плата за врезку в систему отопления и водоснабжения на сумму 28 649,64 рубля. Платежным поручением № 941 от 22.11.2016 ООО «Газремонт» оплатило ООО «Аквасервис» сумму 28 649,64 рубля (л.д. 29, 31 т. 1).

Как следует из письменных пояснений ООО «Аквасервис», имеющихся в материалах антимонопольного дела № А 09-08/17, врезка в действующие сети трубопроводов водоснабжения и теплоснабжения проводилась по 4 объектам: были присоединены 2 трубы отопления и 2 трубы холодного водоснабжения, то есть, врезка в действующие сети холодного водоснабжения составила 14 324, 82 рубля.

Таким образом, работы ООО «Аквасервис» по врезке водопровода в существующую сеть водоснабжения являются составной частью мероприятий по подключению абонента к системе водоснабжения, тарифы на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом № 416-ФЗ органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

ООО «Аквасервис» в письмах от 18.04.2017 № 810, от 20.06.2017 № 1365/1, от 22.08.2017 № 1877/1, от 22.08.2017 № 1877/3, представленных в материалы антимонопольного дела № А 09-08/17, указало, что дом, расположенный по адресу: с. Дутово, ул. Советская, д. 9, ранее был подключен к системе водоснабжения, согласно договору подряда № 499 от 23.08.2016 было произведено повторное подключение. В связи с тем, что Законом № 416-ФЗ, Основами ценообразования не предусмотрено установление платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения после осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) Общество в орган тарифного регулирования за установлением размера платы за технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения не обращалось (л.д. 32, 47, 146, 149 т. 1).

Письмом от 13.10.2017 (вх. № 5501 от 13.10.2017) Общество представило в материалы антимонопольного дела № А 09-08/17 доказательства о том, что ранее объект, расположенный по адресу: с. Дутово, ул. Советская, д. 9, был подключен к системам централизованного водоснабжения.

Данные доводы Общества и представленные им доказательства Комиссией исследованы и установлено нижеследующее.

Согласно пункту 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила № 83).

Согласно пункту 2 Правил № 83:

- подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов;

- точка подключения - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепловодоснабжения и водоотведения.

Согласно абз. 5-7 пункта 11 Правил № 83, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно пункту 15 Правил № 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов, представленных ООО «Аквасервис» письмом от 13.10.2017 (вх. № 5501 от 13.10.2017) в антимонопольное дело № А 09-08/17, следует, что в адрес ООО «Аквасервис» обратилась Администрация сельского поселения «Дутово» с заявкой от 10.02.2016 № 102 об отключении централизованного отопления дома, расположенного по адресу: с. Дутово, ул. Советская, д. 9, в связи с его нахождением в зоне подтопления (л.д. 8 т. 2).

Согласно акту выполненных работ № 102 от 10.02.2016 ООО «Аквасервис» произвело следующие работы: разработку грунта, рубку труб диаметром 25 мм, сварку труб диаметром 25 мм.

  • дома № 9 по ул. Советская в с. Дутово от центрального отопления подтверждено актом выполненных работ от 01.03.2016.

Таким образом, вышеуказанные документы свидетельствуют об отключении 01.03.2016 объекта, расположенного по адресу: с. Дутово, ул. Советская, д. 9, от системы центрального теплоснабжения.

Доказательства, подтверждающие, что указанный объект ранее был подключен к сетям централизованного холодного водоснабжения ни ООО «Аквасервис», ни Администрация МО «Вуктыл» в материалы антимонопольного дела № А 09-08/17 не представлены, Комиссией Коми УФАС России не установлены.

При этом, имеющиеся в материалах настоящего дела акт выполненных работ от 26.08.2016, акт приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) от 31.08.2016 № 3139, свидетельствуют о подключении дома, расположенного по адресу: с. Дутово, ул. Советская, д. 9, к системе холодного водоснабжения ООО «Аквасервис». Расчет размера платы в размере 14 324, 82 рубля произведен Обществом с применением сметно- нормативной базы (л.д. 46 т. 1).

Врезка водопровода в существующую сеть не может являться самостоятельным видом мероприятий, не входящих в состав мероприятий по подключению (технологическому присоединению), поскольку подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения согласно Правилам № 83, это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов. Точкой подключения является место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепловодоснабжения и водоотведения.

Подключение (технологическое присоединение) представляет собой процесс фактического осуществления организацией водопроводно-канализационного хозяйства действий по подключению объекта потребителя к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, что предусмотрено пунктом 19 типового договора на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

  • образом, в рассматриваемом случае ООО «Аквасервис» произвело подключение (технологическое присоединение) жилого дома, расположенного по адресу: с. Дутово, ул. Советская, д. 9, к системам централизованного холодного водоснабжения, при этом применило в отношении ООО «Газремонт» плату по неустановленному органом регулирования тарифу, что противоречит требованиям Закона № 416-ФЗ. При расчете за оказанные услуги по врезке в действующие внутренние сети трубопроводов водоснабжения ООО «Аквасервис» в отношении ООО «Газремонт» применило плату в размере 14 324,82 рубля.

При этом, за установлением указанной платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения ООО «Аквасервис» в орган регулирования не обращалось, соответствующая плата органом регулирования не устанавливалась, что также подтверждается письменными пояснениями, представленными Министерством в материалы настоящего антимонопольного дела письмом от 04.09.2017 б/н (вх. № 4820 от 07.09.2017) (л. д. 221 т. 1).

По завершению технологического подключения (технологического присоединения) жилого дома, расположенного по адресу: с. Дутово, ул. Советская, д. 9, к системам централизованного холодного водоснабжения ООО «Аквасервис», между Обществом и ООО «Газремонт» заключен договор № 3-В на отпуск питьевой воды от 01.09.2016.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Из материалов, представленных в антимонопольное дело № А 09-08/17, следует, что ООО «Аквасервис» при осуществлении подключения (технологического присоединения) объекта, расположенного по адресу: с. Дутово, ул. Советская, д. 9, переданного Администрацией МО «Вуктыл» ООО «Газремонт», к системе централизованного холодного водоснабжения установило и предъявило плату за подключение по не установленному органом регулирования тарифу в размере 14 324,82 рубля.

Все вышеуказанное характеризует поведение ООО «Аквасервис» как злоупотребление Обществом своим доминирующим положением, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что действия Общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети на территории села Дутово МО «Вуктыл», выразившиеся в установлении и взимании в период с 26.08.2016 по 22.11.2016 платы по врезке трубопровода холодного водоснабжения, являющейся составной частью мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам холодного водоснабжения, по неустановленному органом тарифного регулирования тарифу, что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов ООО «Газремонт» в сфере предпринимательской деятельности, противоречат требованиям пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  • материалов, представленных в антимонопольное дело № А 09-08/17, следует, что ООО «Аквасервис» платежным поручением № 170551 от 12.10.2017 (л.д. 27 т. 2) произвело ООО «Газремонт» возврат платы за врезку трубопровода в систему холодного водоснабжения в размере 14 324 рублей 82 копеек.

При вышеобозначенном, у Комиссии не имеется оснований для выдачи ООО «Аквасервис» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Аквасервис» письмом от 22.08.2017 № 1892 представило документы в отношении лица, ответственного за соблюдение Обществом требований нормативных правовых актов в сфере порядка ценообразования –<…> (л.д. 176 - 184 т. 1).

Согласно приказу Общества № 00000000393 от 01.11.2015 <…> принят на работу <…> ООО «Аквасервис» с 01.11.2015.

Между Обществом и <…> заключен трудовой договор № 393 от 01.11.2015.

Согласно должностной инструкции <…>, утвержденного ООО «Аквасервис», <…> должен знать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность, порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен, экономику и организацию производства, труда и управления.

Приказом № 00000000192 от 24.10.2016 действие трудового договора № 393 от 01.11.2015 прекращено, <…> с должности <…> Общества уволен 27.10.2016.

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ООО «Аквасервис».

Из материалов антимонопольного дела № А 09-08/17 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ООО «Аквасервис», <…>, требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии указанными лицами всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ООО «Аквасервис», <…>, в нарушении требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Аквасервис», занимающее доминирующее положение на рынке услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети на территории села Дутово МО «Вуктыл», нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся в установлении и взимании в отношении ООО «Газремонт» в период с 26.08.2016 по 22.11.2016 платы по врезке трубопровода холодного водоснабжения, являющейся составной частью мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам холодного водоснабжения, по неустановленному органом тарифного регулирования тарифу, что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов ООО «Газремонт» в сфере предпринимательской деятельности.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ООО «Аквасервис» не выдавать.

  1. Передать материалы дела № А 09-08/17 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Аквасервис» и <…> дел об административном правонарушении, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии __________________ <…>

 

Члены Комиссии __________________ <…>

 

___________________ <…>

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны