Решение №02-01/2866 Решение по делу № А 24-11/14 от 7 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена     «26» марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено     «06» апреля 2015 года

 

 

№02-01/2866

 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело № А 24-11/14 по признакам нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада», адрес места нахождения: 188300, Ленинградская область г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31 (далее – Общество), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  

в присутствии:

<…> – представителя ОАО «МРСК Северо-Запада», действующего на основании доверенности от 06.05.2013,

<…> – представителя ОАО «Коми энергосбытовая компания», действующей на основании доверенности № 67 от 30.12.2014,

в отсутствие:

<…> – заявительницы, надлежащим образом извещённой о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16700086553346 от 12.02.2015, направившей письмом от 16.03.2015 (вх. № 1543 от 16.03.2015) ходатайство о рассмотрении указанного дела в её отсутствие,

<…>, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16700086553339 от 25.02.2015, направившего письмом от 16.03.2015 (вх. № 1542 от 16.03.2015) ходатайство о рассмотрении указанного дела в его отсутствие,

<…> – главы сельского поселения «Ыб», надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16700086553339 от 25.02.2015, направившего письмом от 13.03.2015 № 163 (вх. № 1638 от 18.03.2015) ходатайство о рассмотрении указанного дела в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 06.11.2014 № 246 в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада».

Основанием для возбуждения дела послужило заявление <…>, направленное электронной почтой, на неправомерные, по мнению заявительницы, действия ОАО «МРСК Северо-Запада» по факту неосуществления технологического присоединения её энергопринимающих устройств к электрическим сетям Общества.  

Определением Коми УФАС России от 03.02.2015 № 02-01/1107 рассмотрение дела № А 24-11/14 отложено, дело назначено к рассмотрению на 26.03.2015,  к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечены ОАО «Коми энергосбытовая компания», <…>, <…>.

Представители ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «Коми энергосбытовая компания», участвующие в рассмотрении антимонопольного дела № А 24-11/14, не возражали против рассмотрения дела в отсутствие <…>, <…>, <…>.

          2. Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителей ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «Коми энергосбытовая компания» пришла к нижеследующим выводам.

<…> в заявлении от 06.08.2014 (вх. № Ш-147 эл. от 06.08.2014) указала,  что ОАО «МРСК Северо-Запада» в установленный срок технологическое присоединение её энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям не осуществило.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 № 191-э ОАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 47.1.116.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

  Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, который заключается между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом и является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

            Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции  Постановления Правительства РФ от 20.02.2014 № 130) (далее – Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

  Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Как следует из материалов антимонопольного дела, заявительница по настоящему антимонопольному делу – <…> относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

  В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

   Из материалов антимонопольного дела № А 24-11/14 следует, что заявка <…> на технологическое присоединение жилого дома <…> к сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» поступила в адрес Общества 02.09.2013 вх. № 227-1-01/246.

ОАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 16.09.2013 № 51-227-10-1/4461 направило в адрес <…> подписанный Обществом проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 51-219-11/1406 от 13.09.2013 (далее – Договор № 51-219-11/1306 от 13.09.2013), который получен Заявительницей 23.09.2013, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 167000700184493 от 23.09.2013. 

   Согласно абзацу 14 пункта 15 Правил технологического присоединения, пункту 22 Договора № 51-219-11/1306 от 13.09.2013, договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Заявительница указала, что подписанный ею экземпляр Договора № 51-219-11/1306 от 13.09.2013 поступил в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» в день оплаты услуги по технологическому присоединению - 24.09.2013.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 24-11/14 Комиссией Коми УФАС России исследовался вопрос, в том числе в части даты заключения договора № 51-219-11/1306 от 13.09.2013, даты поступления подписанного Заявительницей данного договора в адрес сетевой организации. Определением от 18.11.2014 № 02-01/10630 у <…> были запрошены документы и письменная информация, в том числе, поясняющие, когда (с указанием точной даты) подписанный <…> экземпляр договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.09.2013 был направлен ею в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада», с приложением подтверждающих документов.

Из письменных пояснений <…>, направленных письмом от 15.12.2014 (вх. № 7563 от 15.12.2014) в материалы антимонопольного дела № А 24-11/14, следует, что подписанный ею экземпляр Договора № 51-219-11/1306 от 13.09.2013 поступил в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» в день оплаты услуги по технологическому присоединению (24.09.2013).

Из материалов же антимонопольного дела № А 24-11/14 следует, что Договор № 51-219-11/1306 от 13.09.2013 со стороны Заявительницы подписан без даты и замечаний и поступил в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» 30.11.2014, что подтверждается штампом Общества о регистрации входящей корреспонденции от 30.11.2014. Материалы, подтверждающие довод <…> о том, что указанный договор поступил в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» 24.09.2013, ею не представлены, равно как не представлены доказательства, опровергающие, что данный договор поступил в адрес Общества 30.11.2013.

   Согласно абзацу 3 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 5 Договора № 51-219-11/1306 от 13.09.2013 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Таким образом, в силу положений  абзаца 3 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, пункта 5 Договора № 51-219-11/1306 от 13.09.2013 мероприятия по технологическому присоединению должны быть выполнены в срок до 30.05.2014.

Пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе:

- выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями (подп «г»);

- проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (подп. «д»);

- осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению № 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки), подп. «е»;

- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»), подп. «ж».

Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы:

акт об осуществлении технологического присоединения;

акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;

акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела Определениями от 18.11.2014 № 02-01/10630, 18.12.2014 № 02-01/12128 у <…>, ОАО «МРСК Северо-Запада» были запрошены документы и письменная информация, в том числе:

- поясняющие, когда (дата) ОАО «МРСК Северо-Запада» были выполнены мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств <…> к своим электрическим сетям, с приложением подтверждающих документов,

- подтверждающие довод <…> о том, что мероприятия по технологическому присоединению её объекта не были выполнены ОАО «МРСК Северо-Запада» в срок, установленный Правилами технологического присоединения, пунктом 5 Договора № 51-219-11/1306 от 13.09.2013.

Из письменных пояснений <…>, представленных письмами от 15.12.2014 (вх. № 7563 от 15.12.2014), 27.01.2015 (вх. № 510 от 27.01.2015), имеющимися в материалах антимонопольного дела № А 24-11/14, следует, что <…> не может сообщить точную дату технологического присоединения её энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада», заявленный ею довод о невыполнении Обществом мероприятий по технологическому присоединению её объекта к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» в срок, установленный Правилами технологического присоединения, пунктом 5 Договора № 51-219-11/1306 от 13.09.2013, подтверждается актом от 05.08.2014, подписанным <…>, <…>, <…> – главой сельского поселения Ыб.

Комиссия Коми УФАС России изучила вышеуказанный акт и сочла, что сам по себе он не является достаточным основанием полагать об отсутствии технологического присоединения объекта Заявительницы 05.08.2014, кроме того, данный акт составлен в отсутствие представителя(ей) сетевой организации – ОАО «МРСК Северо-Запада», которое, как усматривается из материалов дела № А 24-11/14, не было уведомлено о проведении такого осмотра, что подтверждается письменными пояснениями, представленными на Определение от 03.02.2015 № 02-01/1107 <…> письмом от 16.03.2015 (вх. № 1542 от 16.03.2015), главой администрации сельского поселения «Ыб» <…> письмом от 13.03.2015 № 163 (вх. № 1638 от 18.03.2015).   

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Северо-Запада», имеющимся в материалах антимонопольного дела, технологическое присоединение энергоприни-мающих устройств <…> (объекта – жилого дома, расположенного по адресу: <…>) осуществлено 28.05.2014. В подтверждение осуществления технологического присоединения ответчиком в материалы антимонопольного дела представлены:

- акт осмотра (обследования) ОАО «МРСК Северо-Запада» электроустановки Заявительницы от 27.05.2014, подписанный мастером Сыктывдинского РЭС ПО «ЮЭС» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» <…> и <…>;

- акт о выполнении технических условий <…> без даты, подписанный мастером Сыктывдинского РЭС ПО «ЮЭС» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» <…> и <…>;

- акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО «МРСК Северо-Запада» и <…> от 28.05.2014 № А-51-521/14-108, подписанный заместителем главного инженера ПО «ЮЭС» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» <…> и <…>;

- акт об осуществлении технологического присоединения к договору от № 51-219-11/1406 от 13.09.2013, подписанный директором ПО «ЮЭС» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» <…> и <…>.

Таким образом, из материалов антимонопольного дела № А 24-11/14 следует, что акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО «МРСК Северо-Запада» и <…> датирован 28.05.2014 и содержит подпись Заявительницы.

Доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в представленных ОАО «МРСК Северо-Запада» документах, Заявительницей в материалы антимонопольного дела № А 24-11/14 не представлено.

Из материалов антимонопольного дела № А 24-11/14 следует, что прибор учета электрической энергии, установленный на объекте <…>, введён Обществом в эксплуатацию 12.09.2014, что документально подтверждено актом приемки учёта.

Из письменных пояснений ОАО «Коми энергосбытовая компания», представленных письмом от 12.03.2015 № 119/1203 в материалы антимонопольного дела № А 24-09/14, следует, что в отношении Заявительницы открыт лицевой счет № 110610608 по учету потребления электрической энергии по объекту, расположенному по адресу: <…>, показания прибора учета электрической энергии <…> по данному объекту передаются ею с сентября 2014 года, что документально подтверждено актом приёмки учета прибора учета от 12.09.2014,  детализированным отчётом по балансу лицевого счета № 110610608 за период с 12.09.2014 по 05.03.2015, счетами, предъявленными ОАО «Коми энергосбытовая компания» к оплате <…> за потребленную электроэнергию по указанному адресу за период с 12.09.2014 по 25.02.2015.    

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по антимонопольному делу № А 24-11/14, достаточных оснований полагать, что со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» в рассматриваемом случае имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, у Комиссии не имеется. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № А 24-11/14 в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Северо-Запада».

 

Председатель Комиссии                                             <…>

Члены Комиссии                                                         <…>

                                                                              <…>

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны