Решение №02-01/4780 Решение по делу № А 05-04/15 от 8 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена     «28» мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено     «08» июня 2015 года

 

 

 

№02-01/4780

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>,

рассмотрев дело № А 05-04/15 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ТЭК-Печора» (далее – ООО «ТЭК-Печора»), адрес места нахождения: 169600, Республика Коми, г. Печора, ул. Свободы, д. 3, ОГРН 1031100741319, ИНН 1105015581, требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

представителя Общества <…>, действующей по доверенности № 32 от 14.04.2015,

представителя Службы Республики Коми по тарифам <…>, действующей по доверенности № 9 от 19.05.2015,

в отсутствии:

ИП <…>, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799185728816 от 05.05.2015, направившего письмом от 13.05.2015 (вх. № 2786 от 15.05.2015) ходатайство о рассмотрении указанного дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

 

1. Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 27.04.2015 № 77 в отношении ООО «ТЭК-Печора».

Основанием для возбуждения дела послужили материалы плановой выездной проверки, проведенной Коми УФАС России в отношении Общества, по результатам которой в действиях ООО «ТЭК-Печора» были установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (акт проверки от 07.03.2014 № 2 приобщён к материалам антимонопольного дела).

Определением Коми УФАС России от 28.04.2015 № 02-01/3514 к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заинтересованного лица привлечён ИП <…>, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - Служба Республики Коми по тарифам, рассмотрение дела назначено на 21.05.2015.

Представители ООО «ТЭК-Печора», Службы Республики Коми по тарифам, участвующие в рассмотрении антимонопольного дела № А 05-04/15, не возражали против рассмотрения дела в отсутствие ИП <…>.

Комиссия, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, объявила перерыв в рассмотрении дела № А 05-04/15 до 16 часов 30 минут 28.05.2015.

28.05.2015 Комиссия продолжила рассмотрение дела в том же составе.

2. Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителей ООО «ТЭК-Печора», Службы Республики Коми по тарифам, пришла к нижеследующим выводам.

2.1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

           Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

ООО «ТЭК-Печора» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Услуги по передаче тепловой энергии  отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии; передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № 1 от 12.02.2014 в отношении ООО «ТЭК-Печора» основным видом экономической деятельности Общества является деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей. Дополнительным видом экономической деятельности ООО «ТЭК-Печора» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

В соответствии с договором аренды объектов недвижимого имущества № 117-к от 26.06.2006, заключенным между МО МР «Печора» (далее - Арендодатель) и ООО «ТЭК-Печора» (далее – Арендатор), в целях обеспечения потребителей услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения Арендодателем переданы во временное владение и пользование Арендатору объекты движимого имущества, в том числе магистральные сети теплоснабжения и горячего водоснабжения.

 Согласно Договору аренды № 116-к недвижимого имущества от 05.05.2008, заключенному между Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора» (далее – Комитет) и ООО «ТЭК-Печора», Комитет предоставил Обществу во временное владение и  пользование объекты недвижимости в целях обеспечения потребителей услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения.

 В соответствии с приложениями №№ 1, 2 к Договору аренды № 116-к от 05.05.2008 Обществу передано во владение и пользование недвижимое имущество, в том числе котельные №№ 1-5, 7-9, 13, 18, центральный тепловой пункт, тепловой пункт ТП-1, котельная паровая.

В ходе плановой выездной проверки Коми УФАС России установлено, что ООО «ТЭК-Печора» осуществляет теплоснабжение, горячее водоснабжение с использованием открытой и закрытой систем горячего водоснабжения (теплоснабжения) потребителей в речной части города Печоры.

В силу положений статьи 2 Закона № 190-ФЗ ООО «ТЭК-Печора» является  теплоснабжающей  организацией, оказывающей услугу по передаче тепловой энергии в границах присоединенной сети на территории МО МР «Печора». 

Согласно приказу Службы Республики Коми по тарифам от 25.08.2010 № 58/1 ООО «ТЭК-Печора» включено в перечень организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоэнергетики.  

   В соответствии с Приказом ФСТ России № 1070-э от 30.06.2014 ООО «ТЭК-Печора», осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.  

          ООО «ТЭК-Печора» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном  рынке услуги по передаче тепловой энергии в границах присоединенной сети на территории  МО МР «Печора» Республики Коми.

В соответствии с положениями Закона № 190-ФЗ передача тепловой энергии неразрывно связана с подключением (технологическим присоединением) к сетям теплоснабжения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям теплоснабжения осуществляются непосредственно с целью последующей передачи тепловой энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче тепловой энергии). Возможность заключения договора на передачу тепловой энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для теплоснабжающей организации договора на подключение (технологическое присоединение).

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи тепловой  энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка.

  2.2. Согласно пункту 31 статьи 2 Закона № 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также - плата за подключение (технологическое присоединение).

Согласно части 1 статьи 13 Закона № 190-ФЗ потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно подпункту 8 пункта 1, пункту 3 статьи 8 Закона № 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию. Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Согласно пункту 106 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, плата за подключение к системе теплоснабжения (далее - плата за подключение) определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Законом № 190-ФЗ, градостроительным законодательством Российской Федерации, данным документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 307 (далее – Правила № 307), и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 настоящего документа, - в индивидуальном порядке.

Согласно пункту 28 Правил № 307 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем, а также мероприятия по фактическому подключению содержат, в том числе осуществление исполнителем фактического подключения объекта к системе теплоснабжения.

Согласно пункту 107 Основ ценообразования в случае, если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/ч, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям.

   В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 23.04.2012 № 148 Служба Республики Коми по тарифам является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области установления цен (тарифов), а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Коми в области регулируемых государством цен (тарифов) и в сферах естественных монополий.

Из пояснений Службы Республики Коми по тарифам от 27.08.2014 № 01-09/3235, от 15.05.2015 № 03-06/1797, представленных в материалы антимонопольного дела № А 05-04/15, следует, что плата за подключение в размере 550 рублей подлежит применению для любого потребителя, отвечающего установленному признаку подключаемой тепловой нагрузки, независимо от его наименования, и для любой теплоснабжающей организации, к тепловым сетям которой осуществляется подключение указанного потребителя. В соответствии с нормами действующего законодательства данная плата фиксирована, не является расчетной и не зависит от состава необходимых мероприятий.  

Из материалов антимонопольного дела № А 05-04/15 следует, что между ООО «ТЭК-Печора» (далее – Исполнитель) и индивидуальным предпринимателем <…> (далее – Заказчик) заключен договор о подключении № 2П/2013 от 02.08.2013 (далее – Договор от 02.08.2013), в соответствии с которым Исполнитель обязуется выполнить работы по присоединению реконструированной системы отопления объекта к сетям теплоснабжения в объемах, предусмотренных калькуляцией № 1 (приложение № 1).  

В соответствии с пунктом 2.1 Договора от 02.08.2013 проектная тепловая нагрузка на отопление объекта Заказчика, подключаемого к сети теплоснабжения, составляет 0,061 Гкал/час, что не превышает 0,1 Гкал/час. 

Таким образом, за подключение объекта ИП <…>, тепловая нагрузка которого не превышает 0,1 Гкал/час, к сети теплоснабжения ООО «ТЭК-Печора» подлежит применению плата в размере 550 рублей. 

Согласно пункту 3.2 Договора от 02.08.2013 плата за работы по присоединению реконструируемой системы отопления объекта в точке подключения к сетям теплоснабжения (далее – плата за подключение к системе теплоснабжения) определяется калькуляцией № 1 (приложением № 1).    

В соответствии с приложением № 1 к Договору от 02.08.2013 плата за подключение к системе теплоснабжения установлена Обществом в размере 5 259,96 рублей (с НДС), что превышает установленный Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075  размер платы за подключение (550 рублей). 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

 В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц.

Из пояснений Службы Республики Коми по тарифам, представленных письмом от 26.05.2015 № 03-06/2014 в материалы антимонопольного дела № А 05-04/15, следует, что плата за подключение потребителя с проектной тепловой нагрузкой 0,061 Гкал/час в размере 5 259,96 рублей (с НДС), указанная в договоре о подключении № 2П/2013 от 02.08.2013, не соответствует пункту 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения. Сумма излишне начисленной Обществом ИП <…> платы за подключение составила 4 709,96 рублей.  

Согласно счету – фактуре № 3073 от 11.10.2013 Общество предъявило к оплате ИП <…> плату за подключение к системе теплоснабжения в размере 5 259,96 рублей (с НДС).

Таким образом, ООО «ТЭК-Печора» 02.08.2013 установило и 11.10.2013 предъявило ИП <…> плату за подключение к системе теплоснабжения в размере, превышающем установленную Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 плату за подключение (технологическое присоединение), и как следствие, нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Из материалов антимонопольного дела № А 05-04/15 следует, что ИП <…> платежным поручением № 511 от 02.10.2013 произвел оплату стоимости (платы) за подключение к системе теплоснабжения, предъявленной Обществом согласно счету – фактуре № 3073 от 11.10.2013.

Таким образом, действия ООО «ТЭК-Печора», занимающего доминирующее положение на рынке услуги по передаче тепловой энергии в границах присоединенной сети на территории МО МР «Печора» Республики Коми, выразившиеся в установлении 02.08.2013 и взимании 11.10.2013 в отношении ИП <…> платы за подключение к системе теплоснабжения в размере, превышающем установленную Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 плату за подключение (технологическое присоединение), что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, привело (могло привести) к ущемлению интересов ИП <…>, противоречат требованиям пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из материалов антимонопольного дела № А 05-04/15 следует, что ООО «ТЭК-Печора» платежным поручением № 2061 от 26.05.2015 произвело возврат ИП <…> излишне начисленной платы за подключение к системе теплоснабжения в размере 4709,96 рублей.   

Таким образом, учитывая, что ООО «ТЭК-Печора» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия до вынесения Комиссией решения, Комиссия не усматривает основания для выдачи ООО «ТЭК-Печора» предписания.  

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ООО «ТЭК-Печора».

В соответствии с Уставом ООО «ТЭК-Печора» руководство текущей деятельностью Общества осуществляет его единоличный исполнительный орган генеральный директор <…>.

Из материалов антимонопольного дела № А 05-04/15 следует, что между ООО «ТЭК-Печора» и генеральным директором Общества <…> заключен трудовой договор от 20.06.2006 в соответствии с которым генеральный директор <…> обязан при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми актами, обеспечивать соблюдение законности в деятельности Общества при осуществлении его хозяйственно-экономических связей. Договор о подключении № 2П/2013 от 02.08.2013 с ИП <…>, которым установлена плата за подключение к системе теплоснабжения в размере 5 259,96 рублей (с НДС), заключен от имени ООО «ТЭК-Печора» генеральным директором Общества <…>. 

Из материалов антимонопольного дела № А 05-04/15 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ООО «ТЭК-Печора», генеральным директором Общества <…> требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ООО «ТЭК-Печора», генеральным директором Общества <…> всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ООО «ТЭК-Печора», должностного лица Общества в нарушении требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Закона  о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «ТЭК-Печора», занимающее доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенной сети на территории МО МР «Печора», нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся в установлении 02.08.2013 и взимании 11.10.2013 в отношении ИП <…> платы за подключение к системе теплоснабжения в размере, превышающем установленную Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 плату за подключение (технологическое присоединение), что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, привело (могло привести) к ущемлению интересов ИП <…>.

2. Прекратить рассмотрение дела № А 05-04/15 в отношении ООО «ТЭК-Печора» в связи с добровольным устранением Обществом нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

  1. Не выдавать ООО «ТЭК-Печора» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения, указанного в пункте 1 решения.
  2.  

 

Председатель Комиссии                                                                                              <…>    

Члены Комиссии                                                                                                          <…>

                                                                                                                                    <…>

 

В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны