Решение №02-01/4826 Решение по делу № А 02-03/15 от 10 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

 

 

№ 02-01/4826

Сыктывкар

 

 

Резолютивная часть решения оглашена     «27» мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено     «10 » июня 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>,

рассмотрев дело № А 02-03/15, возбужденное приказом Коми УФАС России от 11.03.2015 № 58 по признакам нарушения ООО «Эко-Спектр», адрес места нахождения: 390046, Рязанская область, г. Рязань, ул. Маяковского, д. 7А, ИНН 1101138166, требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

           в присутствии <…> – представителя ООО «Эко-Спектр» по доверенности от 02.04.2015,

в отсутствие ООО «Шнагундай плюс» (Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя),

УСТАНОВИЛА:

1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11.03.2015 № 58 возбуждено дело № А 02-03/15 по признакам нарушения ООО «Эко-Спектр» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения антимонопольного дела послужило обращение в Коми УФАС России ООО «Шнагундай плюс».

В отсутствие возражений со стороны представителя ООО «Эко-Спектр»  о рассмотрении антимонопольного дела № А 02-03/15 по существу в отсутствие заявителя, Комиссия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Шнагундай плюс». 

            Комиссия, изучив материалы антимонопольного дела, заслушав представителя ООО «Эко-Спектр» пришла к нижеследующим выводам.

 2. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

ООО «Эко-Спектр» (в составе группы лиц с ООО «Эко-Сфера») включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции: услуги по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов на территории МО ГО «Сыктывкар», доля более 50 %.

Согласно абз. 3 п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

Представитель ООО «Эко-Спектр» на рассмотрении настоящего дела указал, что поскольку с июня 2014 года у Общества отсутствует лицензия на выполнение работ по размещению отходов, в настоящее время оно не оказывает услуги по размещению ТБО.

Обществом в материалы антимонопольного дела доказательств того, что его доля в рассматриваемый Комиссией период, а именно: до июня 2014 года, не являлась равной доле, указанной в Реестре, не представило.

Таким образом, ООО «Эко-Спектр» до июня 2014 года занимало доминирующее положение на товарном рынке услуги по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов на территории МО ГО «Сыктывкар» с долей, равной указанной в Реестре.

 В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ) государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.

Согласно ст. 2 Закона № 210-ФЗ организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

В соответствии со ст. 4 Закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги коммунального комплекса устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным  Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, в подраздел «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0) включены такие виды отходов, как отходы из жилищ, отходы из жилищ при совместном сборе (отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) и отходы из жилищ крупногабаритные), отходы из жилищ при раздельном сборе, отходы от уборки территории городских и сельских поселений (мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства), отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от зимней уборки улиц, прочие отходы от уборки территории городских и сельских поселений, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, прочие твердые коммунальные отходы.

В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения ГОСТ 30772-2001»:

Отходы – остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Примечание. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления;

Отходы производства – остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Примечание. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.;

Отходы потребления – остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. Примечания. 1. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. 2. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей. 3. В последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами - ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов часто используется термин "муниципальные отходы";

Бытовые отходы – отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.

Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996, согласованной письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля РФ от 10.06.1996 № 01-8/17-11, к твердым бытовым относятся отходы хозяйственной деятельности населения (приготовления пищи, уборки и текущего ремонта квартир и др.), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковку, смет с дворовых территорий, улиц, площадей, отходы ухода за зелеными насаждениями и другие.

Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (письмо от 03.07.2012 № 01-59/3143) и Управления Федеральной службы по надзору в сфере недропользования по Республике Коми (письмо от 17.07.2012 № 07-15/2996) строительный и крупногабаритный мусор от жилого фонда, образующийся в результате жизнедеятельности населения, в том числе мусор текущего ремонта и мусор от капитального ремонта жилого помещения, относится к категории твердых бытовых отходов.

Таким образом, исходя из вышеприведенных требований законодательства, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (отходов потребления, образующихся в результате жизнедеятельности населения, коммунальных отходов) должны оказывать (реализовывать) соответствующие услуги на территории Республики Коми по ценам (тарифам), установленным уполномоченным органом регулирования – Службой Республики Коми по тарифам.

Приказами Службы Республики Коми по тарифам от 29.11.2011 № 106/22, от 16.11.2012 № 92/8, от 07.11.2013 № 86/3 для ООО «Эко-Спектр» были утверждены следующие тарифы на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов:

- с 01.01.2012 по 30.06.2012 – 260,28 руб. за 1 т.

- с 01.07.2012 по 31.08.2012 – 268,09 руб. за 1 т.

- с 01.09.2012 по 31.12.2012 – 275,17 руб. за 1 т.

- с 01.01.2013 по 30.06.2013 – 275,17 руб. за 1 т.

- с 01.07.2013 по 31.12.2013 – 291,68 руб. за 1 т.

- с 01.01.2014 по 30.06.2014 – 291,68 руб. за 1 т.

- с 01.07.2014 по 31.12.2014 – 303,34 руб. за 1 т.

Из материалов настоящего антимонопольного дела следует, что между ООО «Эко-Спектр» и ООО «Шнагундай плюс» заключен договор на оказание услуг по размещению прочих отходов от 01.01.2011 № 320/1 (далее – договор на оказание услуг).

В соответствии с п. 1.1 вышеуказанного договора ООО «Эко-Спектр» обязуется обеспечивать размещение отходов 4-5 классов опасности по массе на полигоне ТБО, расположенном в м. Дырнос МО ГО «Сыктывкар».

Согласно дополнительному соглашению № 1 от 01.07.2012 к договору оказания услуг стоимость оказываемых ООО «Эко-Спектр» ООО «Шнагундай плюс» услуг установлена в следующем размере:

- отходы из жилищ несортированные – 268,09 руб. за 1 т.

- прочие отходы 4-5 класса опасности – 691,22 руб. за 1 т.

Комиссией из материалов антимонопольного дела (актов, счетов-фактур) установлено, что в рассматриваемый Комиссией период ООО «Эко-Спектр» в отношении ООО «Шнагундай плюс» применяло два тарифа:

- установленный Службой Республики Коми по тарифам в отношении отходов из жилищ;

- договорную цену в отношении прочих отходов 4-5 класса опасности.

При этом, как следует, из материалов антимонопольного дела, предоставление ООО «Эко-Спектр» ООО «Шнагундай плюс» услуги по размещению на полигоне ТБО в м. Дырнос отходов из жилищ, которые относятся к категории твёрдых бытовых отходов, осуществлялось по тарифу, утверждённому Службой Республики Коми по тарифам. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Комиссия, изучив материалы антимонопольного дела, пришла к выводу, что ООО «Эко-Спектр» при размещении ООО «Шнагундай плюс» твердых бытовых (коммунальных) отходов применяло тарифы, установленные Службой Республики Коми по тарифам.

В соответствии с абз. 3 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц.

Как следует из письма ООО «Шнагундай плюс» от 27.05.2015 № 42 Общество претензий к ООО «Эко-Спектр» не имеет.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, конкретные обстоятельства антимонопольного дела, у Комиссии достаточных оснований полагать, что в рассматриваемом случае со стороны ООО «Эко-Спектр» имеют место виновные противоправные действия за пределами осуществления гражданских прав не имеется, равно как и не имеется оснований полагать, что в действиях ООО «Эко-Спектр» имеет место поведение, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление доминирующим положением.

На основании вышеизложенного, в действиях ООО «Эко-Спектр» нарушение требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не установлено.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № А 02-03/15, возбужденное по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Эко-Спектр».

  

Председатель Комиссии                                                                             <…>

Члены Комиссии                                                                                            <…>

                                                                                                                            <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны