Решение №02-01/5737 Решение и предписание по делу № А 61-12/10 в отношении ОАО «... от 7 марта 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

№ 02-01/5737

г. Сыктывкар

Резолютивная часть решения оглашена: 21.06.2012

В полном объеме решение изготовлено: 29.06.2012

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № А 61-12/10 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), адрес (место нахождения): 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  

при участии:

<…> – генерального директора ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР»;

<…> – представителя ОАО «РЖД» (по доверенности от 11.10.2011  № 365-ДЮ);

<…> – представителя ОАО «РЖД» (по доверенности от 29.03.2011),

<…> – представителя ОАО «Федеральная пассажирская компания» (по доверенности от 13.12.2010 № 64-Д),

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 08.12.2010 № 238 в отношении ОАО «РЖД».

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР» (далее – заявитель) (вх. № 4144 от 06.09.2010). 

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта  - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Транспортный терминал – пункт, на котором осуществляется сдача-приемка грузов. Транспортным терминалом является также железнодорожная станция[1].

В транспортных сетях терминал – это пункт посадки/высадки пассажиров, погрузки/выгрузки грузов[2].

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 01.09.2005 № 1699-РП «Об одобрении концепции строительства транспортно-пересадочных узлов в городе Москве и утверждении перечня первоочередных транспортно-пересадочных узлов, терминал транспортно-пересадочного узла (или транспортно-пересадочное устройство) (далее - терминал или ТПУ) - специально создаваемые одно или несколько сооружений в транспортно-пересадочном узле, предназначенные для:

- оптимизации пешеходных потоков пассажиров, совершающих пересадку, с возможностью посещения ими объектов обслуживания или минуя их;

- размещения необходимой протяженности фронта посадки на наземные виды транспорта;

- создания комфортных условий для пассажиров, ожидающих наземный транспорт.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.10.2009 серия <...> АА № 588830 платформа боковая низкая, назначение: нежилое, площадь застройки 1995 кв. м., инв. № 87:423: 002:200 239, лит. П, адрес объекта: Республика Коми, г. Усинск, ул. Железнодорожная, д.1., является собственностью ОАО «РЖД». Платформа относится к железнодорожной станции г. Усинск.

Таким образом, ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг в транспортном терминале – железнодорожной станции г. Усинск.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее также – Устав) Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.

Действие настоящего Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

В статье 2 Устава указаны следующие понятия:

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе;

грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа

груз - объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах;

грузобагаж - объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде;

железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 4 Положения о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД», утвержденного приказом ОАО «РЖД» от 07.11.2008 N 150, вокзал - совокупность станционных зданий, сооружений и обустройств, необходимых для обслуживания пассажиров и предоставления им сопутствующих платных услуг и расположенных на одной железнодорожной станции (пассажирском остановочном пункте), а именно:

здание вокзала (пассажирское здание, павильон);

пассажирские платформы (перроны) с навесами и без них;

переходы через железнодорожные пути в одном либо в разных уровнях (переходные тоннели, конкорсы, мосты и другие);

малые архитектурные формы, в том числе стационарные торговые киоски;

привокзальная площадь (сооружение).

Согласно определению, указанному в Рекомендациях по проектированию вокзалов (Общероссийским строительным каталогом присвоен номер МДС 32-1.2000) перрон - часть территории пассажирской железнодорожной станции, предназначенная для посадки и высадки пассажиров, стоянки и маневров соответствующих транспортных средств, а также погрузки или разгрузки багажа, почты и т.п.

Таким образом, перрон (платформа) как часть железнодорожной станции, исходя из его предназначения,  является местом общего пользования.

Согласно статье 21 Устава погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями).

Расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей (статья 22 Устава).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (далее – Тарифное руководство), который определяет тарифы:

- на перевозки грузов, выполняемые ОАО «РЖД» по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД» (далее - инфраструктура ОАО «РЖД»);

- на услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД».

Указанные тарифы применяются на всех участках инфраструктуры ОАО «РЖД» широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами ОАО «РЖД».

Согласно п. 1.6. Тарифного руководства тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами включают:

платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка, а также собственных (арендованных) вагонов с локомотивом ОАО «РЖД»;

платы за пользование инфраструктурой ОАО «РЖД» при пробеге поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов;

платы за пользование инфраструктурой ОАО «РЖД» при пробеге своим ходом отдельных собственных (арендованных) локомотивов;

платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка с собственным (арендованным) локомотивом;

другие платы и сборы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО «РЖД», обозначенные в настоящем Тарифном руководстве.

В соответствии с п. 1.16. Тарифного руководства в тарифы, указанные в настоящем Тарифном руководстве, по начально-конечным операциям, входят такие виды работ и услуг, как прием к отправлению (включая проверку правильности погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе) и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов железнодорожной станцией.

В соответствии с Указанием Министерства путей сообщения РФ № И-583у от 01.07.2002 утвержден примерный Перечень работ (услуг) (далее – Перечень), оказываемых сторонним организациям и населению, учитываемых в составе прочих видов хозяйственной деятельности железных дорог и ремонта подвижного состава.

Из пункта 11 Перечня следует, что услуга по въезду (выезду) на места общего пользования железнодорожных станций автомобильного подвижного состава, оказываемая сторонним организациям и гражданам, является платной, если въезд на места общего пользования не связан с приемом и выдачей грузов[3].

Приказом МАП России от 27.06.2000 № 477 утвержден примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве. Согласно п. 31 перечня к таким услугам относится взъезд (выезд) на места общего пользования железнодорожных станций автомобильного подвижного состава, если это не связано с приемом и выдачей грузов.

На основании вышеизложенного, установление платы за въезд на перрон (платформу) как место общего пользование железнодорожных станций возможно, если это не связано с приемом и выдачей грузов.

Комиссией установлено, что ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР» осуществляет предпринимательскую деятельность и занимается поставкой пластиковых окон из г. Кирова в г. Усинск.

Из материалов антимонопольного дела установлено, что между ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР» (Заказчик) и ООО Корпорация «Поле» (Предприятие) заключен договор о возмещении транспортных затрат от 01.06.2010, согласно которому Предприятие и Заказчик выполняют работы по транспортировке груза в арендуемых вагонах от станции Киров до станций Усинск, Печора, Воркута, Инта, Лабытнанги, Сосногорск, Ухта.

В соответствии с п. 2.1.1 указанного договора от 01.06.2010 ООО Корпорация «Поле» обязано организовать весь технологический процесс по отправке вагона, в том числе:

- заключить договоры на передачу в аренду отдельных вагонов;

- оформить документы по поставке вагона и его отправке;

- предоставить место для погрузки товара ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР».

В соответствии с п.п. 2.2.1 - 2.2.3 данного договора ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР» обязано:

- предоставить груз для отправки в упаковке с указанием товара;

- предоставить сопроводительные документы на перевозимый товар;

- оплатить работы по настоящему договору согласно выставленным счетам и актам выполненных работ ООО Корпорация «Поле» в течение 5 банковских дней.

Между ООО Корпорация «Поле» и ОАО «Федеральная пассажирская компания» (далее – ОАО «ФПК») заключен договор № ФПКФЮ-400 от 22.06.2010 об организации перевозки грузобагажа повагонными отправками в собственных (арендованных) багажных и почтовых вагонах в составах поездов формирования ОАО «ФПК». В соответствии с данным договором ОАО «ФПК» обязуется оказать услуги по включению собственных (арендованных) вагонов ООО Корпорация «Поле» (далее – Отправитель) в составы почтово-багажных, пассажирских и грузопассажирских поездов для осуществления перевозок грузобагажа (далее – Услуги), а отправитель обязуется принять и оплатить услуги согласно п. 166 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России № 30 от 26.07.2002 (далее – Правила перевозки).

В соответствии с п. 166 Правил перевозки при перевозке грузобагажа в багажных, почтовых и других вагонах пассажирского парка, находящихся в собственности юридических и физических лиц, взимается стоимость пробега вагона в составе грузопассажирского, пассажирского, скорого и почтово-багажного поезда в размере, установленном МПС России, с оформлением грузобагажной квитанции и проездных документов (билетов) для лиц, сопровождающих грузобагаж.

Таким образом, ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР» оплачивает транспортировку грузобагажа железнодорожным транспортом на основании договора с ООО Корпорация «Поле», у которого заключен договор об организации перевозки грузобагажа с ОАО «ФПК».

Как следует из материалов антимонопольного дела, приказами Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов от 28.04.2010 № 113, от 19.08.2010 № 284, от 18.11.2010 № 401 утверждена плата за въезд на перрон автомобильного транспорта: легкового автомобиля – 300 руб., легкового автомобиля с прицепом – 400 руб., грузового автомобиля грузоподъемностью до 1 тонны – 500 руб., грузового автомобиля грузоподъемностью от 1 до 3 тонн – 700 руб., грузового автомобиля грузоподъемностью от 3 до 5 тонн – 1000 руб., автобуса малого класса – 350 руб.  

Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено, что при въезде на перрон (платформу) автомобильного транспорта ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР» с целью получения груза, доставленного на станцию г. Усинск железнодорожным транспортом в составе поездов формирования ОАО «ФПК» на основании договора с ООО Корпорация «Поле», ОАО «РЖД» взимает с Общества плату за въезд на перрон (платформу) железнодорожной станции г. Усинск.

В подтверждение ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР» представлены Коми УФАС России копии квитанций разных сборов за услуги подсобно-вспомогательной деятельности формы РС-97м, согласно которым производилась оплата заезда машин на перрон (платформу) железнодорожного станции г. Усинск. Размер оплаты зависит от грузоподъемности автомобильного транспорта.

Оценив в совокупности представленные в Коми УФАС России доказательства, Комиссия пришла к выводу, что въезд на перрон (платформу) железнодорожной станции г. Усинск автомобильного транспорта ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР» связан с выдачей грузов. Въезд на перрон (платформу) железнодорожной станции г. Усинск автомобильного транспорта ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР» является вынужденным.

Таким образом, ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР», заключив договор с ООО Корпорация «Поле» на транспортировку грузобагажа железнодорожным транспортом и оплачивая эти услуги ООО Корпорация «Поле», при получении грузобагажа на станции г. Усинск дополнительно оплачивает ОАО «РЖД» въезд автомобильного транспорта на перрон (платформу), несмотря на то, что данный въезд связан именно с выдачей груза. При таких обстоятельствах взимание ОАО «РЖД» платы за въезд автомобильного транспорта на перрон (платформу) с ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР», связанный с выдачей груза, не обосновано.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ОАО «РЖД», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг в транспортном  терминале – железнодорожной станции г. Усинск, допустило нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в необоснованном взимании платы за въезд автомобильного транспорта на перрон (платформу) железнодорожной станции г. Усинск, связанный с выдачей грузов, что повлекло (могло повлечь) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР».

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ОАО «РЖД».

Из материалов антимонопольного дела не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ОАО «РЖД» и руководства ОАО «РЖД» (должностного лица ОАО «РЖД») требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «РЖД» и руководством ОАО «РЖД» (должностным лицом ОАО «РЖД») всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ОАО «РЖД», должностного лица ОАО «РЖД» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «РЖД», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг в транспортном терминале – железнодорожной станции г. Усинск, нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного взимания платы за въезд автомобильного транспорта на перрон (платформу) железнодорожной станции г. Усинск, связанный с выдачей грузов, что повлекло (могло повлечь) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе ООО СК «ВЭЛДМАСТЕР».

2. Выдать ОАО «РЖД» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

3. Передать материалы дела № А 61-12/10 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ОАО «РЖД» и должностного лица ОАО «РЖД» дел об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[3] Данная позиция отражена в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2008 № Ф03-А73/08-2/441

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

ПРЕДПИСАНИЕ

21 июня 2012 года

№ 02-01/5737

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  на  основании   своего   решения   от   29.06.2012   по   делу № А 61-12/12 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), адрес (место нахождения): 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. В срок до 15 августа 2012 года прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно: прекратить взимание платы за въезд автомобильного транспорта на перрон (платформу) железнодорожной станции г. Усинск, если взъезд связан с выдачей грузов.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Коми УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны