Решение №02-01/5878 Заключение об обстоятельствах дела № А 10-07/18 от 27 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № А 10-07/18

 

г. Сыктывкар

22 августа 2018 года                                                                                                     № 02-01/5878

 

ООО «СтройГранит»

Союзная ул., д. 6А, оф. 33,

г. Курск, 305040

 

ООО «Изьваспецтранс»

Школьная ул., д. 9, д. Диюр,

Ижемский район, 169471

 

Министерство энергетики,

жилищно-коммунального хозяйства

и тарифов Республики Коми

Коммунистическая ул., д. 8,

г. Сыктывкар, 167010

 

 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председателя Комиссии: <…> – временно исполняющей обязанности заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Членов Комиссии:

<...> – главного специалиста-эксперта отдела управления,

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела управления,

рассмотрев дело № А 10-07/18 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Изьваспецтранс» (ИНН 1119005505, ОГРН 1071105000053), адрес места нахождения: 169471, Республика Коми, Ижемский район, д. Диюр, ул. Школьная, д. 9 (далее – ООО «Изьваспецтранс», Общество), требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…> – представителя ООО «Изьваспецтранс», действующего по доверенности от 01.07.2018,

<…> – представителя ООО «СтройГранит», действующего по доверенности № 1 от 10.01.2018,

в отсутствие представителя Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство), надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рассматриваемого дела), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Антимонопольное дело № А 10-07/18 возбуждено в отношении ООО «Изьваспецтранс» приказом Коми УФАС России от 18.07.2018 № 148.

  • для возбуждения настоящего дела послужили материалы заявления ООО «СтройГранит» от 19.06.2018 № 19/06/18 (вх. № 2147э от 21.06.2018, № 3159 от 29.06.2018), на неправомерные, по мнению заявителя, действия ООО «Изьваспецтранс» по необоснованному установлению платы за предоставление в пользование железнодорожного пути необщего пользования, расположенного в п. Ираель Сосногорского района Республики Коми, по результатам рассмотрения которых в действиях Общества установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В результате исследования материалов, представленных ООО «СтройГранит», ООО «Изьваспецтранс», Министерством в антимонопольное дело № А 10-07/18, заслушав доводы ООО «СтройГранит», ООО «Изьваспецтранс», Комиссией установлено нижеследующее.

2. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Изьваспецтранс» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

2.1. В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 10-07/18, в соответствии с поручением председателя Комиссии, данным Определением о назначении дела № А 10-07/18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 18.07.2018 № 02-01/4973, и Порядком проведения анализа состояния конкуренции, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) проведено исследование товарного рынка транспортной услуги по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочным переводом № 27 до стыка рамного рельса стрелочного перевода № 151 на станции Ираель Северной железной дороги в Республике Коми за период с 01.01.2016 по 30.06.2018 (аналитический отчет от 20.08.2018 приобщен к материалам настоящего антимонопольного дела).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, дополнительными видами деятельности ООО «Изьваспецтранс» являются транспортная обработка грузов (код ОКВЭД 63.1), организация перевозок грузов (код ОКВЭД 63.4).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Железнодорожные перевозки отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В силу пункта 1.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, при исследовании указанного товарного рынка определены, временной интервал исследования товарного рынка; продуктовые границы товарного рынка; географические границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, учитывая, что анализ состояния конкуренции проводится в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2016 по 30.06.2018.

Деятельность по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования регламентирована нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

- Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

- Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации;

- Гражданским законодательством Российской Федерации;

- Законом о защите конкуренции;

- Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования».

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) перевозочным процессом является совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Железнодорожным транспортом необщего пользования является совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

Согласно статье 2 Закона о железнодорожном транспорте и статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определённых пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

Поскольку для осуществления перевозки грузов необходимо оказание услуг по подаче и уборке вагонов (пропуску вагонов), перевозка грузов и оказание таких услуг в местах общего и необщего пользования представляют собой единый технологический процесс железнодорожных перевозок, подпадающий под сферу регулирования законодательства о естественных монополиях.

При определении продуктовых границ товарного рынка установлено, что в силу статьи 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, оставаясь собственником, передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

В соответствии с частью 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы, в том числе имущественные комплексы, здания, сооружения, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Согласно части 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем), при этом ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

Из материалов антимонопольного дела № А 10-07/18 следует, что ООО «Автотранс» (далее – Арендодатель), являющееся собственником железнодорожного подъездного пути необщего пользования на станции Ираель Северной железной дороги (свидетельство о праве собственности серии 11 АА № 137824 от 05.03.2003), заключило с ООО «Изьваспецтранс» (далее – Арендатор) договор № 35-А/2013 аренды железнодорожного подъездного пути от 10.01.2013, действующий с 10.01.2013 по 26.11.2017, договор № 01-ИЦ/18 аренды железнодорожного подъездного пути от 27.11.2017, действующий с 27.11.2017 по 31.12.2032 (далее – Договоры аренды).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 указанных Договоров аренды Арендодатель за обусловленную сторонами плату передал во временное владение и пользование Арендатору железнодорожный подъездной путь, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель (далее – железнодорожный путь необщего пользования), условный номер объекта: 11:19:02 08 02:217 (кадастровый номер <...> :19:1601001:339), для его использования Арендатором в своих производственных целях и целях получения коммерческих результатов.

Пунктом 1.7 Договоров аренды предусмотрено, что Арендатор вправе без согласия на то Арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами коммерческие и иные договоры.

Таким образом, ООО «Изьваспецтранс» является владельцем железнодорожного пути необщего пользования на станции Ираель Северной железной дороги.

Согласно схеме железнодорожных путей по станции Ираель Северной железной дороги железнодорожный тупик, находящийся в пользовании (субаренде) у заявителя (ООО «СтройГранит») согласно договору субаренды железнодорожного тупика № 99-ПР-АР-2016 от 01.10.2016, заключенному между ООО «Строительное управление 926» и ООО «СтройГранит» (далее – железнодорожный тупик), примыкает к путям общего пользования через железнодорожный путь необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151.

По смыслу раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, на железнодорожных путях необщего пользования могут оказываться два вида транспортных услуг: 1) эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, 2) подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

  • ООО «Изьваспецтранс» и ООО «СтройГранит» заключен договор № 55-ИЦ/16 на эксплуатацию и техническое обслуживание железнодорожного пути необщего пользования от 12.10.2016 (далее – Договор на эксплуатацию).
  • пункту 1.1 Договора на эксплуатацию Владелец (ООО «Изьваспецтранс») передает Перевозчику (ООО «СтройГранит») в эксплуатацию железнодорожный путь необщего пользования, расположенный в п. Ираель Сосногорского района Республики Коми, от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стыка рамного рельса стрелочного перевода № 151, обслуживаемый локомотивом Перевозчика.

В силу пункта 1.2 Договора на эксплуатацию эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования включает подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.

В соответствии с условиями Договора на эксплуатацию:

- ООО «Изьваспецтранс» обеспечивает доступ железнодорожного подвижного состава Перевозчика (ООО «СтройГранит») на железнодорожные пути необщего пользования (пункт 3.1.1),

- движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (пункт 4.1),

- стороны руководствуются федеральными законами «Уставом железнодорожного транспорта РФ», «О железнодорожном транспорте в РФ», Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (пункт 11.4),

- за эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Перевозчик вносит плату за каждый вагон.

Таким образом, в рассматриваемом случае эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования представляет собой транспортную услугу по пропуску вагонов.

  • классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги по пропуску вагонов по железнодорожным подъездным путям необщего пользования классифицируются по коду ОКПД 52.21.1 «Услуги, связанные с железнодорожным транспортом», куда входит группировка 52.21.11, включающая перемещение вагонов между станциями, подъездными путями.

Таким образом, предварительно определен товар как транспортная услуга по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя(ей), анализировалось: функциональное назначение, в том числе цель потребления товара, его потребительские свойства; применение товара; качественные и технические характеристики.

При определении продуктовых границ товарного рынка использованы сведения покупателя - заявителя по антимонопольному делу № А 10-07/18 ООО «СтройГранит».

Из письменных пояснений ООО «СтройГранит», представленных в материалы заявления письмом от 19.06.2018 № 19/06/18, следует, что на железнодорожном тупике ООО «СтройГранит» производит выгрузку железнодорожных вагонов с инертными материалами (щебень, песок, ЖБИ конструкции) и с прочими необходимыми для строительства автомобильной дороги «Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск - Нарьян-Мар» материалами. Прежде чем вагоны поставят на арендуемый Обществом тупик вагоны должны проследовать от стрелки примыкания к станционным путям общего пользования № 17 по железнодорожному пути, принадлежащему ООО «Изьваспецтранс», до стрелки № 151 длиной 62 метра и далее на железнодорожный тупик, находящийся в субаренде у ООО «СтройГранит», развернутой длиной 350 метров.

По данным Заявителя ОАО «РЖД» заключает с ООО «СтройГранит» договор на подачу и уборку вагонов только при наличии согласия ООО «Изьваспецтранс» - собственника железнодорожного пути, примыкающего к станции Ираель Северной железной дороги, по которому должны проследовать вагоны с грузом, прибывающие в адрес заявителя.

Из материалов антимонопольного дела установлено, что грузоподъемность вагонов, поступающих на железнодорожный тупик через железнодорожный путь необщего пользования ООО «Изьваспецтранс» для их разгрузки, составляет до 60 тонн и свыше.

ООО «СтройГранит» указало, что на данном участке альтернативного подъездного железнодорожного пути, примыкающего к железнодорожному тупику заявителя, кроме как находящегося в аренде у ООО «Изьваспецтранс», не имеется, что обусловлено наличием и расположением железнодорожного тупика, используемого ООО «СтройГранит».

Таким образом, установлено, что у покупателя услуги отсутствует техническая, экономическая, иная возможность заменить транспортную услугу по пропуску вагонов на иной вид услуги и на ином железнодорожном пути необщего пользования.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить продуктовые границы товарного рынка как транспортная услуга по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151, код ОКПД 52.21.1.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности либо целесообразность приобретать покупателем (ООО «СтройГранит») товар (транспортную услугу по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования) на иных территориях, помимо указанного железнодорожного пути необщего пользования, учитывались:

- организационно-транспортная схема железнодорожной доставки грузов,

- наличие и расположение железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования,

- наличие железнодорожного тупика, используемого покупателем услуги, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка, в силу пункта 4.7 Порядка, определены на основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (путей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (эксплуатации).

Железнодорожный путь необщего пользования расположен по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель.

Согласно техническому паспорту подъездного пути границей железнодорожного подъездного пути является - стык рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151 на станции Ираель Северной железной дороги.

В результате исследования товарного рынка установлено, что у покупателя транспортной услуги по пропуску вагонов - ООО «СтройГранит» отсутствует экономическая, техническая и иная возможность использовать железнодорожный тупик, находящийся в его пользовании, который примыкает к железнодорожному пути общего пользования через железнодорожный путь необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151, за пределами территории, на которой расположен указанный железнодорожный путь необщего пользования.

Руководствуясь требованиями пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, пунктом 4.7 Порядка, географическими границами товарного рынка является территория, прилегающая к железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель.

Объем рынка транспортной услуги по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151 за период с 01.01.2016 по 30.06.2018 составил 2557 вагонов, 1 791,3 тыс. руб.

«Иммунитеты», предусмотренные частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, в отношении субъектов естественной монополии не распространяются.

Таким образом, ООО «Изьваспецтранс» занимает доминирующее положение на рынке транспортной услуги по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель.

В связи с чем, на его действия распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2.2. Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлены, в том числе основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях, перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» необходимо осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Право устанавливать порядок регулирования тарифов предоставлено Правительству РФ.

Согласно пункту 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643, государством регулируются тарифы на дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 03.12.2002 № 196 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми» на территории Республики Коми государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляет Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство), ранее – Служба Республики Коми по тарифам.

Таким образом, хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, оказывающие на территории Республики Коми транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, могут оказывать такие услуги исключительно по ценам (тарифам), установленным Министерством соответствующими нормативными правовыми актами.

ООО «Изваспецтранс» в приложении № 8 к письму от 14.08.2018 № 05-492 (вх. № 3921 от 17.08.2018) указало, что пропуск вагонов – это действие, направленное на проезд по железнодорожному пути необщего пользования, а эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования – это использование железнодорожного пути по его непосредственному назначению.

В связи с чем, по мнению ООО «Изьваспецтранс», пропуск вагонов и эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования имеют разное назначение.

Данный довод Общества Комиссией исследован и отклонен ввиду нижеследующего.

Перевозка грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим владельцам таких путей, невозможна без осуществления подачи и уборки (пропуска) подвижного состава (грузовых вагонов) на железнодорожные пути необщего пользования, на которых выполняются начально-конечные операции с железнодорожным подвижным составом.

Как уже было указано выше по смыслу раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 (далее – Правила № 26), на железнодорожных путях необщего пользования могут оказываться два вида транспортных услуг: 1) эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, 2) подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

Согласно пункту 2.1 Правил № 26 формы договора (на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов) определяются в зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, обслуживающего данный железнодорожный путь.

Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, имеющим на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожному пути необщего пользования основного владельца, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются между перевозчиком и контрагентом только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов контрагента по своей территории.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ООО «СтройГранит» (Контрагент) заключен договор № 7-05 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «СтройГранит», являющегося контрагентом ООО «Ижмаагропромтехника», по станции Ираель Северной железной дороги от 07.12.2016 (далее – Договор № 7-05 от 07.12.2016) на основании согласия ООО «Изьваспецтранс» на пропуск вагонов по своим путям.

В соответствии Договором № 7-05 от 07.12.2016 ОАО «РЖД» осуществляет подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, являющегося продолжением железнодорожного пути необщего пользования ООО «Ижмаагропромтехника», локомотивом ОАО «РЖД».

Согласно письму ОАО «РЖД» от 31.07.2018 № 7853/сев, направленному в адрес заявителя, следует, что подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования на станции Ираель в адрес Контрагента возможна при согласии основного владельца – ООО «Изьваспецтранс» на пропуск вагонов по железнодорожному пути необщего пользования в границах стрелочных переводов № 27 и № 151.

В соответствии с пунктом 1.2 Договора эксплуатации эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования включает подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.

Плата за эксплуатацию в соответствии с пунктом 5.2 Договора эксплуатации определяется за каждый вагон.

  • образом, в рассматриваемом случае, в соответствии с условиями Договора эксплуатации ООО «Изьваспецтранс» оказывает ООО «СтройГранит» транспортную услугу по пропуску вагонов по железнодорожному подъездному пути необщего пользования, принадлежащему Обществу, на железнодорожный тупик, находящийся в пользовании заявителя, для разгрузки вагонов, то есть для выполнения конечной операции с железнодорожным подвижным составом, тариф на который подлежит государственному регулированию органом по регулированию цен (тарифов).

Согласно приказу Службы Республики Коми по тарифам от 28.04.2016 № 12/2 установлен предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые ООО «Изьваспецтранс» на подъездных железнодорожных путях ООО «Изьваспецтранс», примыкающих к железнодорожной станции Ираель, в размере 143,48 руб. (без предъявления потребителям НДС).

В силу части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пунктом 5.1 Договора № 55-ИЦ/16 от 12.10.2016 ООО «Изьваспецтранс» установило, что за эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (пропуск вагонов) ООО «СтройГранит» ежемесячно вносит плату в размере:

- 600 рублей за каждый вагон грузоподъемностью до 60 тонн,

  • 750 рублей за каждый вагон грузоподъемностью свыше 61 тонны.

Из представленных материалов установлено, что ООО «Изьваспецтранс» при расчетах с ООО «СтройГранит» применяет тарифы, установленные Обществом пунктом 5.1 Договора № 55-ИЦ/16 от 12.10.2016, то есть 600 рублей и 750 рублей.

Согласно реестру железнодорожных накладных за период с декабря 2016 года по 31.05.2018, актам на выполнение работ – услуг за период с декабря 2016 года по 15.07.2018, счетам, предъявленным ООО «Изьваспецтранс» к оплате ООО «СтройГранит» за транспортные услуги по пропуску вагонов, ООО «Изьваспецтранс» произведен в адрес ООО «СтройГранит» пропуск вагонов в количестве 2 644 ед. на общую сумму 2 056 550 рублей (без учета НДС).

При этом, стоимость услуги по пропуску вагонов, определенная исходя из установленного Службой Республики Коми по тарифам тарифа на транспортную услугу по пропуску вагонов в размере 143,48 руб., составит 379 361,12 руб. (без НДС).

В результате применения ООО «Изьваспецтранс» самостоятельно установленных тарифов на транспортную услугу по пропуску вагонов, стоимость транспортной услуги, предъявленная к оплате в адрес заявителя, завышена на 1 677 188,88 руб. (без НДС).

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2017 по 07.08.2018, платежным поручениям об оплате ООО «СтройГранит» счетов, предъявленных ООО «Изьваспецтранс» к оплате, заявителем произведена оплата услуг по пропуску вагонов в размере 1 798 050 руб., переплата со стороны ООО «СтройГранит» за оказанные ему транспортные услуги по пропуску вагонов, рассчитанные исходя из установленного Службой Республики Коми по тарифам тарифа, составила 1 418 688,88 рублей.

Все вышеуказанное характеризует поведение ООО «Изьваспецтранс» как злоупотребление Обществом своим доминирующим положением, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что действия Общества, занимающего доминирующее положение на рынке транспортной услуги по пропуску вагонов по железнодорожному подъездному пути необщего пользования от стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151 на территории, прилегающей к железнодорожному пути необщего пользования, расположенному по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель, выразившиеся в установлении с 12.10.2016 и в применении с 09.01.2017 по 16.07.2018 платы за транспортную услугу по пропуску вагонов, превышающей установленный Службой Республики Коми по тарифам приказом от 28.04.2016 № 12/2 предельный максимальный уровень тарифа на транспортную услугу по пропуску вагонов, привели к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, к ущемлению интересов ООО «СтройГранит» в сфере предпринимательской деятельности.

Комиссия Коми УФАС России по рассмотрению дела № А 10-07/18 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Изьваспецтранс» по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии __________________ <…>

 

Члены Комиссии __________________ <…>

 

_________________ <…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны