Решение №02-01/8187 Решение по делу № А 25-11/14 от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

решение

 

 

г. Сыктывкар

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена   «03» сентября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено   «16» сентября 2015 года

 

 

 

 № 02-01/8187

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее –Комиссия) в составе: <…>,

рассмотрев дело № А 25-11/14, возбужденное 25.11.2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Сыктывкарский хлебокомбинат» (далее – ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат», Общество), адрес места нахождения: 167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Громова, д. 83,  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…> – представителя ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат», действующей по доверенности № 27-15 от 04.02.2015,

<…> – представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми (далее - УФНС России по Республике Коми),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25.11.2014 № 269 возбуждено производство по делу № А 25-11/14 по признакам нарушения ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела № А 25-11/14 послужили результаты проведенных Коми УФАС России контрольных мероприятий в части экономически (технологически) не обоснованного повышения ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» оптовых цен на социально значимые виды хлеба: «Традиционный»,  «Городской» подовый, «Дарницкий», «Городской» формовой, «Пшеничный» из муки 1 сорта подовый с 01.10.2014.

Определением Коми УФАС России об отложении рассмотрения дела от 10.08.2015 № 02-01/7180 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми. 

Определением от 10.08.2015 № 02-01/7180 рассмотрение дела № А 25-11/14 отложено на 03.09.2015.

2. Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителей ООО «Сыктывкарский  хлебокомбинат», УФНС России по Республике Коми, пришла к нижеследующим выводам.

2.1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Коми УФАС России, руководствуясь пунктами 3.1.2, 3.3, 3.17 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее - Регламент), в ходе рассмотрения дела № А 25-11/14 и на основании поручения Председателя Комиссии провело исследование товарных рынков оптовой торговли хлебом в Республике Коми за период с 01.01.2013 по 31.12.2014.

По результатам исследования товарных рынков оптовой торговли хлебом в Республике Коми (аналитический отчет от 31.08.2015 приобщён к материалам антимонопольного дела) Коми УФАС России установлено нижеследующее.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Одной из основных целей Закона о торговле является развитие торговой деятельности для обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.

ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» является производителем и оптовым поставщиком хлебобулочных изделий.

Согласно условиям договоров, заключенных ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» с хозяйствующими субъектами – оптовыми покупателями, предметом договоров является поставка товаров, в том числе хлебобулочных изделий, которые различаются по компонентному составу сырья (мука: ржаная, пшеничная, смесь ржаной и пшеничной муки, добавки: йодированная соль, солод, изюм, цельное зерно, мак, отруби); весу; упаковке; отпускной цене. 

Пунктом 6 статьи 8 Закона о торговле, Постановлением Правительства  Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 определен перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, куда включены хлеб ржаной, хлеб ржано-пшеничный, хлеб из пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней.

Реализуемые ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» хлеб ржано-пшеничный (хлеб «Дарницкий», хлеб «Традиционный»), хлеб из пшеничной муки (хлеб «Городской», хлеб «Пшеничный») в соответствии с указанными нормативными правовыми актами относятся к социально-значимым продовольственным товарам первой необходимости.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301, хлеб ржано-пшеничный классифицируется по коду ОКП 91 1340 2, хлеб из пшеничной муки – по коду ОКП 91 1400 8.

Оптовая торговля хлебом отличается от розничной торговли объемом продажи (продажа крупными партиями),  ценой (оптовая цена ниже розничной цены более чем на 10 %), предъявляемыми нормативными правовыми актами требованиями к производимой продукции (требования ГОСТа, сертификация товара), условиями и способами реализации (продажа оптом со склада и (или) доставка специализированным автотранспортом партии товара), целью потребления (оптовая торговля (закупка) осуществляется для целей последующей перепродажи или профессионального использования товара), составу продавцов и покупателей товара (при оптовой торговле продавцами товара являются организации – производители и (или) оптовые перепродавцы, покупателями – хозяйствующие субъекты, в том числе осуществляющие розничную торговлю).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1), введенному в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст,  оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями классифицируется по коду ОКВЭД 51.38.24. 

Согласно условиям договоров, заключенных между ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» и покупателями, качество поставляемого хлеба должно соответствовать требованиям санитарным, техническим, и всем иным применяемым нормам и стандартам Российской Федерации, стандартам и нормам изготовителя.

По своим качественным и иным характеристикам хлеб ржано-пшеничный должен соответствовать ГОСТу 31807-2012 «Межгосударственный стандарт. Изделия хлебобулочные из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки. Общие технические условия», введенному в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1591-ст с 01.07.2013, хлеб из пшеничной муки - ГОСТу 31805-2012 «Межгосударственный стандарт. Изделия хлебобулочные из пшеничной муки. Общие технические условия», введенному в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1633-ст с 01.07.2013.

При определении продуктовых и географических границ рассматриваемых товарных рынков антимонопольным управлением использован метод «тест гипотетического монополиста», предусмотренный пунктами 3.8, 4.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок). 

В результате выборочного опроса оптовых покупателей товара установлено, что:

- оптовые покупатели - организации розничной торговли приобретают хлеб для перепродажи, учреждения здравоохранения, детские дошкольные учреждения, учреждения образования, организации общественного питания - для профессионального использования;

- при выборе поставщиков хлеба оптовые покупатели ориентированы на качество товара, цену, спрос на товар (со стороны потребителей),

- оптовыми покупателями закупаются хлебобулочные изделия, пользующиеся спросом у населения: качественный, свежий хлеб,  

- в случае долговременного повышения оптовой цены на хлеб ржано-пшеничный, хлеб из пшеничной муки более чем на 10 % (гипотетическое увеличение цены на хлеб) объем закупки таких видов хлеба не изменится.  

  Исходя из функционального назначения, различий в технических и качественных характеристиках, способа и формы участия покупателей в обороте, предъявляемых к товару требованиям, количества и цены приобретаемого товара, а также учитывая то, что гипотетическое увеличение цены на хлеб не ведет к его замене приобретателями на другие товары, установлены продуктовые границы следующих товарных рынков:

1) оптовая торговля хлебом ржано-пшеничным (код ОКП 91 1340 2, код ОКВЭД 51.38.24),

2) оптовая торговля хлебом из пшеничной муки (код ОКП 91 1400 8, код ОКВЭД 51.38.24). 

Из материалов исследования товарных рынков установлено, что ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» осуществляет оптовую торговлю хлебом на территориях МО ГО «Сыктывкар», МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск», МО МР «Вуктыл», МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Удорский» МО МР «Княжпогостский», МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Прилузский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Сысольский» Республики Коми. 

Транспортные расходы по доставке хлеба с территории МО ГО «Сыктывкар» на территории МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск», МО МР «Выктыл» Республики Коми составляют более 10 % от средневзвешенной оптовой цены на хлеб.   

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснилось, что в результате гипотетического повышения оптовой цены на хлеб оптовые покупатели будут приобретать хлеб на той же территории, в том числе у других продавцов, осуществляющих поставку хлеба на данную территорию.

Исходя из географии оптовой поставки хлеба, структуры товаропотоков, фактических районов продаж (местоположения оптовых покупателей) и продавцов хлеба, условий обращения хлеба, ограничивающих экономические возможности его приобретения оптовыми покупателями, результатов проведенного «теста гипотетического монополиста», установлены географические границы следующих товарных рынков:

-  оптовая торговля хлебом ржано-пшеничным (код ОКП 91 1340 2, код ОКВЭД 51.38.24) в административных границах: МО ГО «Сыктывкар», МО МР «Сысольский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Княжпогостский», МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Удорский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Прилузский» Республики Коми;

- оптовая торговля хлебом из пшеничной муки (код ОКП 91 1400 8, код ОКВЭД 51.38.24) в административных границах: МО ГО «Сыктывкар», МО МР «Сысольский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Княжпогостский», МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Удорский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Прилузский» Республики Коми.

По показателям рыночной концентрации (коэффициенту рыночной концентрации  (СR3), индексу рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HH1) товарные рынки оптовой торговли хлебом в Республике Коми относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации.

В ходе исследования указанных товарных рынков установлены барьеры входа на рынок: экономические, административные, иные барьеры, в том числе стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, которые характеризуются как высокие или труднопреодолимые.  

Результаты опроса оптовых продавцов хлеба, действующих на указанных товарных рынках, свидетельствуют о том, что проводимая ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» ценовая и сбытовая политика не позволяет таким продавцам конкурировать с Обществом по цене, качеству, объемам продажи хлеба.      

По результатам исследования товарных рынков установлено, что доля ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» на рынках оптовой торговли хлебом ржано-пшеничным (код ОКП 91 1340 2, код ОКВЭД 51.38.24), оптовой торговли хлебом из пшеничной муки (код ОКП 91 1400 8, код ОКВЭД 51.38.24) в административных границах МО ГО «Сыктывкар», МО МР «Сысольский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Княжпогостский», МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Удорский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Прилузский» Республики Коми в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 составила более 50 %.

Коми УФАС России письмом от 31.07.2015 № 02-04/6885 направило в адрес ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» копию аналитического отчета о результатах анализа  товарных рынков оптовой торговли хлебом. 

В соответствии с пунктом 3.23 Регламента хозяйствующий субъект может предоставлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим.

Определением об отложении рассмотрения дела № А 25-11/14 от 19.05.2015  № 02-01/4180 Коми УФАС России запросило у Общества замечания, возражения, дополнения по данным результатов анализа указанных товарных рынков.

ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» письмами от 07.08.2015 № 492 (вх. № 4449 от 07.08.2015), от 20.08.2015 № 516 (вх. № 4764 от 24.08.2015) представило свои возражения по данным результатов анализа указанных товарных рынков.

Общество полагает, что организации, осуществляющие реализацию произведенной ими продукции через собственную розничную сеть, являются  конкурентами ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» и подлежат включению в состав субъектов рассматриваемых товарных рынков.

Указанное возражение Комиссией исследовано и отклоняется в виду  нижеследующего.

Согласно пункту 3.3 Порядка рассматриваемый товар может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках. Такие товарные рынки следует анализировать обособленно. В частности, товар может обращаться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи или профессионального использования, и на розничных рынках, на которых осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования.

Согласно статье 2 Закона о торговле:

- оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

- розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В результате исследования товарных рынков установлено, что оптовая торговля хлебом отличается от розничной торговли объемом продажи, ценой, требованиями, предъявляемыми нормативными правовыми актами к данной деятельности, условиями и способами реализации, целью потребления товара, составу продавцов и покупателей товара.

Поскольку в рамках настоящего дела рассматривается вопрос обоснованности повышения ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» оптовых цен на социально значимые виды хлеба, которые поставляются Обществом в адрес организаций, в том числе организациям розничной торговли, в соответствии с требованиями пункта 3.3 Порядка антимонопольным управлением проведено исследование товарных рынков оптовой торговли хлебом.

Учитывая, что в рамках настоящего дела проведено исследование товарных рынков оптовой торговли хлебом, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на указанных товарных рынках, не были включены хозяйствующие субъекты – производители хлеба, реализующие продукцию через собственную розничную сеть, указанные ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» (Гипермаркет «Лента», гипермаркет «О`КЭЙ», кулинарная лавка «Норд», ПО «Усть-Немторг», ООО «Нива», Кипиевское сельпо).   

Общество полагает, что поскольку объем поставки ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» хлеба на территорию МО ГО «Ухта» Республики Коми увеличился в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 55,5 %, то территория МО ГО «Ухта» Республики Коми должна быть включена в определенные антимонопольным управлением географические границы товарных рынков оптовой торговли хлебом.  

Указанное возражение Комиссией исследовано и отклоняется в виду  нижеследующего.

Согласно разделу 4 Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации, в том числе о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы). Если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10 процентов от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

Из материалов исследования товарных рынков оптовой торговли хлебом в Республике Коми, установлено, что объем ввоза хлеба на территорию МО ГО «Ухта» Республики Коми составляет менее 1 % от общего объема рассматриваемой товарной массы, а транспортные расходы на доставку хлеба из МО ГО «Сыктывкар» Республики Коми составляют более 10 % от средневзвешенной оптовой цены на хлеб. В связи с чем, в силу пункта 4.4 Порядка территория МО ГО «Ухта» Республики Коми относится к отдельному товарному рынку.

Исходя из доли Общества, превышающей 50 процентов объема вышеуказанных товарных рынков, относительного размера долей, принадлежащих конкурентам ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат», стратегии поведения Общества, в том числе ценовой и сбытовой политики, ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения хлеба на рассматриваемых товарных рынках.  

Комиссия, изучив материалы исследования товарных рынков, приходит к выводу, что положение ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» на товарных рынках оптовой торговли хлебом ржано-пшеничным (код ОКП 91 1340 2, код ОКВЭД 51.38.24), оптовой торговли хлебом из пшеничной муки (код ОКП 91 1400 8, код ОКВЭД 51.38.24) в административных границах МО ГО «Сыктывкар», МО МР «Сысольский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Княжпогостский», МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Удорский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Прилузский» Республики Коми в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 является доминирующим.  

2.2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно статье 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. Оптовая цена состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли и НДС.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. В состав розничной цены входят оптовая цена, НДС и торговая надбавка.

ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» письмом от 29.09.2014 № 631 (вх. 5841 от 01.10.2014)  уведомило Коми УФАС России о повышении оптовых цен на хлеб ржано-пшеничный (хлеб «Дарницкий», хлеб «Традиционный»), хлеб из пшеничной муки (хлеб «Городской», хлеб «Пшеничный») с 01.10.2014 по отношению к 19.10.2012 на 21,1 %.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 25-11/14 выяснялся вопрос: превышает ли оптовая цена на хлеб, установленная Обществом с 01.10.2014,  сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса РФ (часть вторая) расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы (затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, воды, энергии, работ, услуг);

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (далее – План счетов и инструкции по его применению).

Из содержания плана счетов бухгалтерского учета следует, что по экономическому содержанию затраты делятся на основные и накладные. Основные или технологические затраты предопределены технологией изготовления продукции. К таким расходам относятся заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, материальные затраты и амортизация. Накладными расходами являются затраты, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производства. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

По способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно сразу отнести на себестоимость изготовления отдельного вида продукции, а косвенные связаны с изготовлением нескольких видов продукции, и поэтому сначала расход учитывается общим объемом, а затем распределяется пропорционально между несколькими видами продукции.

По отношению к процессу производства затраты делятся на производственные и коммерческие, производственные затраты связаны с изготовлением продукции,  коммерческие - с процессом реализации или с процессом продажи.

Учет затрат на производство (расходы по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу)) ведется на счетах 20-29.

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации. В частности, на этом счете могут быть отражены расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения, машины, оборудование, используемые в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

Из материалов, представленных Обществом в материалы антимонопольного дела № А 25-11/14,  установлено, что повышение оптовых цен (руб./тн) на указанные виды хлеба на 21,1 % с 01.10.2014 по отношению к 19.10.2012 обусловлено ростом расходов на сырьё на 2,3 %,  топливо на 20,1 %, фонда оплаты труда на 14 %, накладных расходов на 55,4 %.

Рост расходов на сырье на 2, 3 % связан с повышением поставщиками цен на муку, дрожжи и подсолнечное масло, пищевые добавки, что документально подтверждено копиями договоров, копиями счетов-фактур, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг) к оплате ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат».

Рост расходов на топливо на 20,1 % связан с ростом регулируемых тарифов на тепловую и электрическую энергию, газ, поставляемые ресурсоснабжающими организациями, что документально подтверждено копиями счетов-фактур, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг) к оплате ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат».

Рост расходов на оплату труда на 14 % связан как с увеличением штатной численности персонала Общества, занятого в основном производстве продукции с 337 до 340 человек, так и увеличением их тарифных ставок (должностных окладов), что документально подтверждено приказами Общества об утверждении штатного расписания на 2012 год, 2014 год, оборотными ведомостями.

Согласно письменным пояснениям ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат», представленным в материалы антимонопольного дела № А 25-11/14, изменение штатного расписания продиктовано необходимостью соблюдения социальных и экономических интересов участников и членов трудового коллектива в соответствии с Уставом Общества, обеспечения уровня заработной платы основного производственного персонала и сохранения кадрового состава.   

Комиссией установлено, что фактическая среднемесячная оплата труда работников ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» за первое полугодие 2014 года ниже средней заработной платы по отрасли пищевой продукции на 12% и ниже средней заработной платы по Республике Коми на 32 %. 

Общество пояснило, что рост накладных расходов вызван в основном увеличением коммерческих расходов на развитие собственной розничной сети ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» и содержание коммерческого персонала в связи увеличением числа менеджеров по продажам. Создание собственной розничной сети  обусловлено необходимостью загрузки производственных мощностей Общества, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличения объемов  продажи продукции.   

Согласно Программе развития собственной розничной сети ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» на 2014 год, утвержденной генеральным директором Общества 30.12.2013, расходы на содержание собственной розничной сети в размере 21 640 тыс. руб. подлежат включению в состав коммерческих расходов Общества.

Из материалов, представленных Обществом в антимонопольное дело № А 25-11/14, установлено, что рост накладных расходов  в оптовой цене на хлеб с 01.10.2014 (20 295 руб./тн)  по отношению к 19.10.2012 (13 060,73 руб./тн) составил 55,4 %, в том числе за счет роста расходов на содержание собственной розничной сети (затраты на оплату труда, отчисления во внебюджетные фонды, аренду торговых помещений, охрану, пожарную безопасность, рекламу, содержание оргтехники, услуги связи) на 28,3 %.

Включение ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» расходов на содержание собственной розничной сети в себестоимость хлеба привело к росту оптовых цен на хлеб с 01.10.2014 по отношению к 19.10.2012 на 1,08 руб./ед. (с НДС) или на 5,5 %.

Коми УФАС России Определением об отложении рассмотрения дела № А 25-11/14 от 10.08.2015 № 02-01/7180 запросило у УФНС России по Республике Коми информацию, поясняющую, правомерно ли с точки зрения налогового контроля применительно к рассматриваемой ситуации, включение ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» в себестоимость хлеба, реализуемого Обществом оптом, накладных (коммерческих) расходов на развитие собственной розничной сети: фонда оплаты труда персонала розничной сети, отчислений на фонд оплаты труда персонала, аренду помещений, их охрану и пожарную безопасность, содержание оргтехники, услуг связи.

Из письменных пояснений УФНС России по Республике Коми, представленных письмом от 24.08.2015 № 10-20/02915 (вх. № 4791 от 25.08.2015) в материалы антимонопольного дела № А 25-11/14, следует, что в общую сумму расходов организации включаются затраты по всем видам осуществляемой деятельности, в том числе от торговой деятельности. Ведение раздельного учета налоговой базы, в том числе при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, на ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» не распространяется.

Представитель ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» <…> на заседании Комиссии 03.09.2015 пояснила, что в соответствии с действующим законодательством торговые операции по продаже произведенной предприятием продукции не относятся к розничной торговле, а являются заключительным этапом производства готовой продукции на пути её продвижения к конечному потребителю,   затраты по содержанию подразделения, осуществляющего торговлю продукции Общества, учитываются на счете 44.02.1 «Коммерческие расходы, в организациях, осуществляющих производственную деятельность». 

Данный довод Общества Комиссией исследован и установлено нижеследующее.

Согласно статье 346.27 НК РФ (часть вторая) деятельность, связанная с реализацией продукции собственного производства (изготовления), к розничной торговой деятельности, которая облагается налогом на вмененный доход, не относится.    

Согласно пунктам 217, 218 Методических указаний по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (далее – Методические указания), организации, осуществляющие наряду с другими видами деятельности торговую деятельность, называются неторговыми организациями. Неторговые организации могут осуществлять продажу следующих материальных ценностей, в том числе готовой продукции, переданной для продажи подразделению организации, осуществляющему торговую деятельность (магазину) и не являющемуся юридическим лицом.

Согласно подп. «д» пункта 226, пункту 227 Методических указаний в состав расходов, связанных с приобретением, хранением и продажей материальных запасов (товаров) в неторговых организациях, включаются затраты по содержанию подразделения, осуществляющего торговую деятельность: оплата труда персонала и отчисления по ней на социальные нужды; ремонт, отопление, освещение, водоснабжение зданий (помещений); амортизация основных средств; прочие расходы, непосредственно связанные с содержанием указанного подразделения. Расходы, связанные с приобретением, хранением и продажей материальных запасов в неторговых организациях, учитываются на счете «Расходы на продажу».

Согласно плану счетов и инструкции по его применению в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, по дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг, в том числе расходы на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи, оплата труда продавцов, другие аналогичные по назначению расходы. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи».

Таким образом, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами затраты Общества по содержанию подразделения, осуществляющего торговую деятельность по продаже продукции собственного производства (изготовления), учитываются в составе расходов, связанных с продажей  Обществом продукции (товаров, работ, услуг).  

Затраты подразделения Общества, осуществляющего торговую деятельность, включенные в оптовые цены на хлеб с 01.10.2014 документально подтверждены штатными расписаниями, договорами аренды торговых помещений (точек), договорами на оказание услуг, счетами-фактурами, предъявленными поставщиками товаров (работ, услуг) к оплате Обществу.   

Из материалов, представленных Обществом письмом от 29.09.2014 № 631 (вх. № в 5841 от 01.10.2014) в материалы антимонопольного дела № А 25-11/14, установлено, что оптовая цена на хлеб ржано-пшеничный (хлеб «Дарницкий», хлеб «Традиционный»), хлеб из пшеничной муки (хлеб «Городской», хлеб «Пшеничный») в период с 01.01.2014 по 30.09.2014 ниже фактической производственной себестоимости, убыток от производства хлеба на 01.10.2014 составил 507,69 руб./тн (хлеб «Пшеничный»), 3 944,52 (хлеб «Традиционный»), 5 349,59 руб./тн (хлеб «Городской»), 5 529,36 руб./тн (хлеб «Дарницкий»).   

Таким образом, оптовые цены на хлеб ржано-пшеничный (хлеб «Дарницкий», хлеб «Традиционный»), хлеб из пшеничной муки (хлеб «Городской», хлеб «Пшеничный»), установленные ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» с 01.10.2014, не превышают сумму необходимых для производства и реализации такого хлеба расходов и прибыли.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

При таких обстоятельствах, достаточных оснований полагать, что со стороны ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» в рассматриваемом случае имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, у Комиссии не имеется. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат» на товарных рынках оптовой торговли хлебом ржано-пшеничным (код ОКП 91 1340 2, код ОКВЭД 51.38.24), оптовой торговли хлебом из пшеничной муки (код ОКП 91 1400 8, код ОКВЭД 51.38.24) в административных границах: МО ГО «Сыктывкар», МО МР «Сысольский», МО МР «Сыктывдинский», МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Княжпогостский», МО МР «Койгородский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Удорский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Прилузский» Республики Коми доминирующим.

2. Прекратить рассмотрение дела № А 25-11/14 в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Сыктывкарский хлебокомбинат».

 

Председатель Комиссии                                                    <…>

Члены Комиссии                                                    <…>

              <…>

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Связанные организации

Связанные организации не указаны