Решение №02-01/834 Решение по делу № А 21-10/14 от 2 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

 

 

 

 

 

№02-01/834

 

Резолютивная часть решения оглашена     «27» января 2015 года

В полном объеме решение изготовлено     «30» января 2015 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>,

рассмотрев дело № А 21-10/14 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала «Комиэнерго» (далее - ОАО «МРСК Северо-Запада»), адрес места нахождения: 188300, Ленинградская область г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31; адрес места нахождения филиала: 167000, Республика Коми, ул. Интернациональная, д. 94, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  

в присутствии:

представителя ЗАО «Тандер» Мазуровой О.С., действующей на основании доверенности № 2-4/38 от 17.01.2015;

<...> – главного энергетика филиала ЗАО «Тандер» в г. Сыктывкаре;

представителя ОАО «Коми энергосбытовая компания» <...>, действующего на основании доверенности № 14/14 от 30.12.2014;

представителя ОАО «МРСК Северо-Запада» <...>, действующего на основании доверенности от 06.05.2013,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 08.10.2014 № 217 в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада».

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ЗАО «Тандер» от 21.05.2014 № 216 (вх. № 3091 от 28.05.2014) на неправомерные, по мнению заявителя, действия ОАО «МРСК Северо-Запада» по факту невыполнения сетевой организацией в срок мероприятий по осуществлению технологического присоединения объекта заявителя, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37, к своим электрическим сетям.

Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № А 21-10/14 от 11.12.2014 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено ОАО «Коми энергосбытовая компания».

          В ходе рассмотрения антимонопольного дела на заседании 27.01.2015 представителем ОАО «МРСК Северо-Запада» <...>, действующим на основании доверенности от 06.05.2013, заявлено ходатайство об истребовании у ОАО «Коми энергосбытовая компания» выставленных заявителю счетов-фактур за потреблённую электроэнергию по объекту, расположенному по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37, а также ведомостей энерготропотребления по указанному объекту.

          Комиссия, рассмотрев заявленное ходатайство, установила, что пояснения, приведённые в мотивацию заявленного представителем ОАО «МРСК Северо-Запада» ходатайства, не указывают на необходимость истребования заявленных материалов, имеющихся в деле доказательств достаточно для принятия Комиссией антимонопольного органа решения по данному делу. Кроме того, счета-фактуры, выставленные ОАО «Коми энергосбытовая компания» ЗАО «Тандер» на оплату потреблённой заявителем электроэнергии, уже имеются в материалах дела.

           В связи с чем, Комиссия приняла решение об отказе в удовлетворении заявленного представителем ОАО «МРСК Северо-Запада» <...> ходатайства об истребовании у ОАО «Коми энергосбытовая компания» вышеуказанных материалов.

           2. Комиссия, изучив материалы антимонопольного дела, заслушав представителей ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «Коми энергосбытовая компания», ЗАО «Тандер», а также главного энергетика филиала ЗАО «Тандер» в г. Сыктывкаре пришла к нижеследующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

           Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 № 191-э ОАО «МРСК Северо-Запада», Ленинградская область, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 47.1.116.

Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.

Кроме того, ОАО «МРСК Северо-Запада» в составе филиала «Комиэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Реестр): наименование товара (работ, услуг), по которым ОАО «МРСК Северо-Запада» в составе филиала «Комиэнерго» включено в Реестр, - услуги по передаче электрической энергии; ОКВЭД 40.10.2; доля ОАО «МРСК Северо-Запада» в составе филиала «Комиэнерго» на товарном рынке: >50 %; географические границы товарного рынка: Республика Коми.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -  Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила),  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Комиссией установлено, что 19.05.2011 в ОАО «МРСК Северо-Запада» поступила заявка ЗАО «Тандер» на технологическое присоединение к сетям Общества объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37. Согласно указанной заявке максимальная запрашиваемая мощность энергопринимающих устройств 50 кВт, ранее присоединённая максимальная мощность - 0 кВт, вновь присоединяемая максимальная мощность - 50 кВт.

В ответ на указанную заявку ОАО «МРСК Северо-Запада» направило ЗАО «Тандер» подписанный со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» договор от 22.06.2011 № 178-11 на осуществление технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада» с техническими условиями на технологическое присоединение объекта по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37.

В соответствии с п. 15 Правил, п. 8.1 договора от 22.06.2011 № 178-11 договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра настоящего договора в сетевую организацию.

Как следует из материалов антимонопольного дела экземпляр договора, подписанный заявителем, поступил в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» 01.08.2011, следовательно, договор от 22.06.2011 № 178-11 вступил в силу 01.08.2011.

    В соответствии с пп. «б» п. 16 Правил для заявителей – юридических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с п. 1.5 договора от 22.06.2011 № 178-11 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.

Таким образом, в силу пп. «б» п. 16 Правил и п. 5 договора от 22.06.2011 № 178-11 мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ЗАО «Тандер» должны быть осуществлены ОАО «МРСК Северо-Запада» до 01.02.2012.

Пунктами 11, 12 технических условий № ТУ-52-219/519, выданных ОАО «МРСК Северо-Запада» ЗАО «Тандер» в рамках договора № 178-11 от 22.06.2011, определены мероприятия, которые каждая из сторон должна выполнить для осуществления технологического присоединения.

В соответствии с п. 2.1 договора от 22.06.2011 № 178-11 сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий должна осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя.

Не позднее 10 рабочих дней со дня проведения осмотра, с соблюдением срока, установленного п. 1.5 договора, сетевая организация должна осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.

В свою очередь заявитель в соответствии с п. 2.8 указанного договора обязан надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на которым расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Пунктом 7 договора от 22.06.2011 № 178-11 установлено, что размер платы за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации составляет 254 452, 44 рублей. Из материалов антимонопольного дела следует, что указанные обязательства со стороны ЗАО «Тандер» выполнены в полном объёме: 26.08.2011 ЗАО «Тандер» оплачены услуги за технологическое присоединение к электрическим сетям Общества в размере 229 277, 20 руб., 16.12.2014 ЗАО «Тандер» внесена оставшаяся сумма за оказанные сетевой организацией услуги технологического присоединения к своим электрическим  сетям в размере 25 475, 24 руб.

Согласно п. 7 Правил процедура технологического присоединения завершается составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности, акта об осуществлении технологического присоединения.

Из заявления ЗАО «Тандер», поданного в Коми УФАС России следует, что ни в установленный пп. «б» п. 16 Правил и п. 1.5 договора  от 22.06.2011 № 178-11 срок, ни на дату обращения заявителя в антимонопольный орган технологическое присоединение ОАО «МРСК Северо-Запада» энергопринимающих устройств ЗАО «Тандер» не осуществлено, в связи с чем, ущемляются его интересы как потребителя, что и послужило основанием для обращения в антимонопольный орган.

Из материалов антимонопольного дела следует, что акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ЗАО «Тандер» подписан 21.08.2014, акт об осуществлении технологического присоединения составлен 21.08.2014.

Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЗАО «Тандер» осуществлено ОАО «МРСК Северо-Запада» за пределами срока, установленного пп. «б» п. 16 Правил и п. 1.5 договора от 22.06.2011 № 178-11, превышение установленного срока составило более 2,5 лет.

Из материалов антимонопольного дела, следует, что между сторонами неоднократно заключались дополнительные соглашения к договору об осуществлении технологического присоединения от 22.06.2011 № 178-11, согласно которым срок мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» неоднократно переносился, а именно:

 - дополнительным соглашением № 2 от 18.05.2012 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продлён до 01.09.2012;

 - дополнительным соглашением № 3 от 08.10.2012 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продлён до 31.12.2012;

 - дополнительным соглашением № 4 от 10.07.2013 установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению должен быть осуществлен не позднее 6 месяцев со дня подписания данного дополнительного соглашения, то есть до 10.01.2014;

 - дополнительным соглашением № 5 от 23.01.2014 установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению должен быть осуществлен не позднее 6 месяцев со дня подписания данного дополнительного соглашения, то есть до 23.07.2014.

Как указало ОАО «МРСК Северо-Запада» указанные дополнительные соглашения заключены в связи с имевшими место  обращениями ЗАО «Тандер».

           Указанный довод не нашёл своего подтверждения.

            В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ЗАО «Тандер» <...> пояснила, что ЗАО «Тандер» не обращалось в адрес сетевой организации в связи с необходимостью переноса срока осуществления технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада», поскольку данное не в интересах заявителя.

             В письменных пояснениях, представленных в материалы рассматриваемого антимонопольного дела, ЗАО «Тандер» указало, что инициатором заключения данных соглашений являлось ОАО «МРСК Северо-Запада». При этом ЗАО «Тандер» вынуждено было подписывать данные документы, поскольку ОАО «МРСК Северо-Запада» является монополистом на рынке услуг по передаче электрической энергии, и возможность заключить договор с иной организацией у ЗАО «Тандер» отсутствует. При этом ОАО «МРСК Северо-Запада» обосновывало необходимость их заключения недостатком времени для выполнения мероприятий по технологическому присоединению ввиду отсутствия подрядчика. 

              Доказательств, подтверждающих, что имели место обращения ЗАО «Тандер» по вопросу заключения дополнительных соглашений и того, что ЗАО «Тандер» является их инициатором, ОАО «МРСК Северо-Запада» в материалы антимонопольного дела не представило. Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № А 21-10/14 от 11.12.2014 такие доказательства истребовались Комиссией антимонопольного органа.

             Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Северо-Запада», заключив с ЗАО «Тандер» договор от 22.06.2011 № 178-11, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные Правилами сроки. Указанными Правилами не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку абзац 2 подпункта «б» пункта 16 Правил носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.

 Согласно имеющимся в материалах антимонопольного дела письменным пояснениям ОАО «МРСК Северо-Запада», представленным письмом № 016-119-14-1/6839 от 25.07.2014 (вх. № 4411 от 25.07.2014), фактически для осуществления технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям Общества со стороны сетевой организации не требовалось осуществления мероприятий капитального характера. Требования, предусмотренные техническими условиями, по реконструкции КЛ-10 кВ носят профилактический характер, направлены на обновление существующей электрической сети для обеспечения надёжности в случае обращения иных заявителей для подключения к данной сети.

 Как следует из материалов заявления, ОАО «МРСК Северо-Запада» уведомило ЗАО «Тандер» о готовности сетевой организации к осуществлению технологического присоединения объекта заявителя к своим электрическим сетям только 15.07.2014, что подтверждается соответствующим письмом.

 ОАО «МРСК Северо-Запада» требования Правил в части соблюдения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя к своим электрическим сетям не выполнило. В результате бездействия ОАО «МРСК Северо-Запада» ЗАО «Тандер» не смогло реализовать право на технологическое присоединение в срок, установленный законодательством.

На основании вышеизложенного, изучив материалы антимонопольного дела, Комиссия приходит к выводу, что нарушение срока технологического присоединения энергопринимающих устройств ЗАО «Тандер» установленного пп. «б» п. 16 Правил, произошло по вине ОАО «МРСК Северо-Запада».

Согласно письменным пояснениям ОАО «МРСК Северо-Запада», имеющимся в материалах настоящего дела, а также пояснениям, данным представителем Общества <...> в ходе его рассмотрения, в рассматриваемом случае отсутствует ущемление интересов ЗАО «Тандер», поскольку до осуществления ОАО «МРСК Северо-Запада» технологического присоединения объекта заявителя к своим электрическим сетям в соответствии с договором от 22.06.2011 № 178-11, ЗАО «Тандер» имело технологическое присоединение к электрическим сетям Общества мощностью 50 кВт.

Комиссия, изучив указанный довод ОАО «МРСК Северо-Запада», установила нижеследующее.

Согласно пояснениям, данным представителем ЗАО «Тандер» Мазуровой О.Н. на заседании Комиссии 25.12.2014, при подаче заявки в ОАО «МРСК Северо-Запада» на технологическое присоединение к его электрическим сетям, Общество не располагало информацией о том, сколько составляет присоединённая мощность существующих энергопринимающих устройств на объекте по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37, поскольку подтверждающие это документы у Общества отсутствовали. Однако, поскольку для осуществления надлежащей работы объекта ЗАО «Тандер» была необходима мощность 50 кВт, в заявке на технологическое присоединение, направленной в адрес сетевой организации, ранее присоединённая мощность указана 0 кВт, вновь присоединяемая – 50 кВт.

            Согласно техническим условиям, выданным ОАО «МРСК Северо-Запада» ЗАО «Тандер» в рамках договора от 22.06.2011 № 178-11, максимальная запрашиваемая мощность энергопринимающих устройств заявителя составляет 50 кВт, ранее присоединённая максимальная мощность - 15 кВт, вновь присоединяемая максимальная мощность - 35 кВт, на период строительства мощность 15 кВт.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей между ЗАО «Тандер» и ОАО «МРСК Северо-Запада» от 29.08.2011 № А-Т2-521/630, присоединённая мощность энергопринимающих устройств на объекте по адресу г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37 составляет 15 кВт.

Согласно письменным пояснениям ЗАО «Тандер», имеющимся в материалах антимонопольного дела, энергопринимающие устройства, установленные (смонтированные) на обособленном подразделении ЗАО «Тандер» в г. Ухте с возможностью получения заявленной мощности в размере до 50 кВт, были приняты (допущены) в эксплуатацию ОАО«МРСК Северо-Запада» в 2014 году, мероприятия по увеличению мощности согласно заключённому между сторонами договору от 22.06.2011 № 178-11 проведены ОАО «МРСК Северо-Запада» также в 2014 году. В связи с чем, как указало ЗАО «Тандер», до августа 2014 года на объекте по адресу г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37 мощность энергопринимающих устройств в размере 50 кВт отсутствовала.

ОАО «МРСК Северо-Запада» в письменных пояснениях, представленных в материалы антимонопольного дела, указало, что факт получения заявителем услуги по электроснабжению мощностью 50 кВт подтверждается:

- справкой ПО «Центральные электрические сети» о потреблении магазином «Магнит» по адресу: г. Ухта, ул. Интернациоанльаная, д. 37 электроэнергии;

- актом о неучтённом потреблении ЗАО «Тандер» электроэнергии от 08.08.2011;

- договором энергоснабжения № 88821 от 01.11.2011, заключённым между ЗАО «Тандер» и ОАО «Коми энергосбытовая компания».

В соответствии со сведениями, отражёнными в справке о потреблении электроэнергии в магазине «Магнит» по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37, в отдельные месяцы потребляемая на указанном объекте мощность имела место 50 и более кВт.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела главный энергетик филиала ЗАО «Тандер» в г. Сыктывкаре <...> пояснил, что отражённые в указанной справке сведения содержат расчёт потребляемой мощности (кВт) исходя из рабочего дня 12 часов, тогда как энергопотребление в магазине «Магнит» по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37 осуществляется круглосуточно, в связи с чем, потребляемая мощность на указанном объекте должна быть рассчитана исходя из рабочего дня 24 часа. В связи с чем, представленная справка не является доказательством получения ЗАО «Тандер» услуги по электроснабжению мощностью 50 кВт.

Согласно имеющемуся в материалах дела акту о неучтённом потреблении электроэнергии юридическимлицом № 736 от 08.08.2011 в период с 16.06.2011 по 08.08.2011 ОАО «МРСК Северо-Запада» выявлено неучтённое потребление заявителем электроэнергии, согласно акту мощность энергопринимающих устройств составляет 50 кВт.

Как пояснила в ходе рассмотрения антимонопольного дела представитель ЗАО «Тандер» <...> на дату подачи заявки в адрес сетевой организации Обществу не было известно, какую мощность имеют энергопринимающие устройства на объекте по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37. Согласно выданным ОАО «МРСК Северо-Запада» техническим условиям к договору от 22.06.2011 № 178-11, разрешённая мощность энергопринимающих устройств на указанном объекте равна 15 кВт, а не 50. Данными техническим условиями установлено, что для достижения необходимой заявителю мощности в размере 50 кВт сторонам необходимо осуществить комплекс определённых данными техническими условиями мероприятий.

  Согласно п. 2 Правил их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

   Соответственно, в случае, если энергопринимающие устройства заявителя на дату подачи им заявки в сетевую организацию имели мощность 50 кВт, необходимость заключения договора об осуществлении технологического присоединения отсутствовала.   

   Из материалов антимонопольного дела усматривается, что поскольку присоединённая мощность энергопринимающих устройств ЗАО «Тандер» составляла 15 кВт, договор от 22.06.2011 № 177-11 заключён между сторонами с целью увеличения существующей мощности энергопринимающих устройств заявителя до необходимой ему мощности 50 кВт.

     Комиссией в рамках рассмотрения антимонопольного дела у ОАО «МРСК Северо-Запада»  запрашивалась информация о том, почему в акте № 736 о неучтённом потреблении заявителем электроэнергии от 08.08.2011, мощность энергопринимающих устройств указана 50 кВт, и произведён расчёт исходя из этой мощности, учитывая, что в соответствии с  техническими условиями для присоединения к электрическим сетям, выданными ОАО «МРСК Северо-Запада» ЗАО «Тандер», разрешённая мощность присоединяемых энергопринимающих устройств указана 15 кВт.

              В письменных пояснениях, представленных в материалы антимонопольного дела, ОАО «МРСК Северо-Запада» указало, что мощность, указанная в акте о неучтённом потреблении электроэнергии, соответствует техническим условиям, выданным заявителю ОАО «МРСК Северо-Запада» по его заявке. Схема электроснабжения, существующая на дату выявления бездоговорного потребления ЗАО «Тандер» электроэнергии, фактически позволяла потреблять заявителю запрашиваемую мощность.

             Однако сами по себе технические условия и заявка ЗАО «Тандер» на технологическое присоединение  к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада» не могут служить обоснованием правомерности указания в акте о неучтённом потреблении заявителем электроэнергии мощности энергопринимающих устройств 50 кВт, поскольку ни указанная заявка ЗАО «Тандер», ни технические условия, выданные заявителю ОАО «МРСК Северо-Запада» не содержат указания на потребляемую заявителем мощность на объекте по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37 в размере 50 кВт.

             Наоборот, в заявке ЗАО «Тандер» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» указано, что ранее присоединённая мощность энергопринимающих устройств составляет 0 кВт, вновь запрашиваемая мощность – 50 кВт; в технических условиях, выданных ОАО «МРСК Северо-Запада» заявителю, указано, что ранее разрешенная мощность составляет 15 кВт, вновь запрашиваемая – 35 кВт.     

   Согласно Приложению № 2 к договору энергоснабжения № 88821 от  01.09.2011, заключённому между ЗАО «Тандер» и ОАО «Коми энергосбытовая компания», присоединённая мощность энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37, составляет 50 кВт.

    Комиссией Коми УФАС России в рамках рассматриваемого антимонопольного дела выяснялся вопрос, по каким причинам в указанном договоре энергоснабжения присоединённая мощность энергопринимающих устройств заявителя указана 50 кВт.  

   Согласно представленным ОАО «Коми энергосбытовая компания» письменным пояснениям, в приложении № 2 к договору энергоснабжения от 01.09.2011, определяющем перечень объектов и характеристик приборов учёта электрической энергии по объекту, расположенному по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37, действительно отражена присоединённая мощность в размере 50 кВт. При этом при заключении указанного договора между сторонами ОАО «Коми энергосбытовая компания» были приняты во внимание представленные ЗАО «Тандер» технические условия от 09.08.2011, выданные заявителю ОАО «МРСК Северо-Запада» на увеличение максимальной мощности. Одновременно с этим расчётные характеристики по объекту, расположенному по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37, были приняты с учётом примечания в приложении № 2 к договору энергоснабжения от 01.09.2011, согласно которому на период завершения строительства и проведения мероприятий по усилению существующей электрической сети, величина присоединённой мощности составляет 15 кВт, разрешённой мощности – 15 кВт (согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности электрических сетей от 29.08.2011 и акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ЗАО «Тандер»). Таким образом, как указало ОАО «Коми энергосбытовая компания», до завершения процедуры увеличения максимальной мощности ЗАО «Тандер», присоединённая мощность его энергопринимающих устройств была принята и установлена в размере 15 кВт.

  Кроме того, ОАО «Коми энергосбытовая компания» в материалы антимонопольного дела представлены копии договоров энергоснабжения, заключённых Обществом с предыдущими собственниками объекта, расположенного по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная д. 37., имевших место ранее выданных технических условий. В соответствии с представленными материалами присоединённая мощность указанного объекта не превышала 10 кВт. Как пояснило ОАО «Коми энергосбытовая компания» в период с 01.01.2008 по 01.09.2011 никаких договорных отношений между Обществом и дальнейшими собственниками (пользователями) объекта не было, в программном обеспечении указанный объект числился как бездоговорной, потребление электрической энергии  за данный период не производилось. Впоследствии 01.09.2011 на указанный объект заключён договор энергоснабжения  между ЗАО «Тандер» и ОАО «Коми энергосбытовая компания».

  Таким образом, довод ОАО «МРСК Северо-Запада» о наличии у ЗАО «Тандер» на объекте по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37 мощности энергопринимающих устройств 50 кВт опровергается имеющимися в деле доказательствами, а также самим фактом выдачи технических условий и заключения договора на технологическое присоединение, поскольку при наличии такой мощности у заявителя отсутствовала бы необходимость в её увеличении и, как следствие, отсутствовала бы необходимость обращения в ОАО «МРСК Северо-Запада» за заключением договора технологического присоединения, оплаты технологического присоединения. В свою очередь ОАО «МРСК Северо-Запада» в технических условиях определило для себя мероприятия, которые должны обеспечить такую мощность, а именно: усиление существующей электрической сети, установка НРЩ-0,4 Кв «новый» на д. 37 по ул. Интернациональная и его подключение к КЛ-0,4 кВ, изменение параметров настройки устройства РЗА в прилегающей сети в связи с подключением к ней нового оборудования КТП, ВЛ, КЛ. При наличии обозначенной мощности надобность в проведении таких мероприятий отсутствовала бы.  

Как пояснила в ходе рассмотрения антимонопольного дела представитель ЗАО «Тандер» <...>, оборудование, которое установлено на объекте требовало увеличения существующей мощности до 50 кВт, поскольку мощность в размере 15 кВт приводила к перезагрузке электросети и, как следствие, риску возникновения пожара на объекте. Отключение электроэнергии могло привести к ущербу ЗАО «Тандер», поскольку отключение оборудования привело бы к несоблюдению режима хранения продуктов питания и их порче. Кроме того, в результате бездействия ОАО «МРСК Северо-Запада» у ЗАО «Тандер» может возникнуть необоснованное обогащение, а также бездействие Общества привело к нарушению прав заявителя как налогоплательщика в части финансовых расходов организации.

 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что бездействие ОАО «МРСК Северо-Запада», занимающего доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Республике Коми, привело к нарушению требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части не осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств ЗАО «Тандер» в установленный пп. «б» п. 16 Правил срок, что повлекло (могло повлечь) ущемление интересов ЗАО «Тандер».

Учитывая, что ОАО «МРСК Северо-Запада» устранило нарушение антимонопольного законодательства до вынесения Комиссией решения, Комиссия не усматривает основания для выдачи ОАО «МРСК Северо-Запада» предписания.  

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ОАО «МРСК Северо-Запада».

Договор от 22.06.2011 № 178-11 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ЗАО «Тандер» к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» от имени Общества заключен и подписан директором производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» <...>.

Комиссией установлено, что при заключении указанного договора директор производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» <...> действовал на основании доверенности № 80 от 31.08.2009.

Таким образом, усматривается, что должностным лицом, виновным в совершении ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушения антимонопольного законодательства, является  директор производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» <...>.

Из материалов антимонопольного дела не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ОАО «МРСК Северо-Запада» и должностным лицом – директором производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» <...> требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «МРСК Северо-Запада» и вышеуказанным должностным лицом всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Ранее ОАО «МРСК Северо-Запада» по результатам рассмотрения дел № А 29-10/11, № А 05-01/12, № А 12-07/12, № А 30-11/12, № А 01-01/14, № А 02-01/14 и № А 05-03/14 уже было признано виновным в нарушении ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств, что свидетельствует о систематическом нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации и отсутствии налаженного контроля в этой сфере.

Таким образом, вина ОАО «МРСК Северо-Запада», должностного лица ОАО «МРСК Северо-Запада» - Рогачева В.Е. в нарушении ОАО «МРСК Северо-Запада» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «МРСК Северо-Запада», занимающее доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Республике Коми, нарушившим требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части бездействия, выразившегося в неосуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ЗАО «Тандер», расположенных по адресу: г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 37, в установленный пп. «б» п. 16 Правил срок, что повлекло (могло повлечь) ущемление интересов ЗАО «Тандер».

2. В связи с тем, что на дату принятия Комиссией решения ОАО «МРСК Северо-Запада» произвело технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЗАО «Тандер», предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ОАО «МРСК Северо-Запада» не выдавать.

3.  Передать материалы дела № А 21-10/14 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ОАО «МРСК Северо-

 

Запада», должностного лица ОАО «МРСК Северо-Запада», дел об административном правонарушении, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                   <...>

Члены Комиссии                                           <...>

                                                                       <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны