Решение №02-01/9824 Решение по делу № А 24-08/15 от 6 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена     «02» ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено     «06» ноября 2015 года

 

 

 

№ 02-01/9824

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>,

рассмотрев дело № А 24-08/15 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Изьваспецтранс» (далее – ООО «Изьваспецтранс»), адрес места нахождения: 169471, Республика Коми, Ижемский район, д. Диюр, ул. Школьная, д. 9, ОГРН 1071105000053, ИНН 1119005505, требований пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

<…> – генерального директора ООО «Изьваспецтранс»,

в отсутствие:

представителя ООО «МагистральСервис», надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799189904124 от 13.10.2015, направившего письмом от 26.10.2015 № 107/15 (вх. № 6285 от 30.10.2015) ходатайство о рассмотрении указанного дела в его отсутствие,

представителя Службы Республики Коми по тарифам, надлежащим образом извещённой о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799189904100 от 12.10.2015, направившей письмом от 02.11.2015 № 06-06/4367 (вх. № 6299 от 02.11.2015) ходатайство о рассмотрении указанного дела в отсутствие своего представителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 27.08.2015 № 171 в отношении ООО «Изьваспецтранс».

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «МагистральСервис» о нарушении ООО «Изьваспецтранс» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на транспортную услугу по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования, находящегося в аренде у ООО «Изьваспецтранс».

Определением о назначении дела № А 24-08/15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.08.2015 № 02-01/7683 к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве лица, располагающего  сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечена Служба Республики Коми по тарифам.  

Определением об отложении рассмотрения дела от 06.10.2015 № 02-01/8966 рассмотрение дела назначено на 02.11.2015.

2. Комиссия, изучив материалы дела, заслушав законного представителя ООО «Изьваспецтранс» пришла к нижеследующим выводам.

2.1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

ООО «Изьваспецтранс» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Железнодорожные перевозки отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) перевозочным процессом является совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Железнодорожным транспортом необщего пользования является  совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

Согласно статье 2 Закона о железнодорожном транспорте и статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определённых пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

Поскольку для осуществления перевозки грузов необходимо оказание услуг по подаче и уборке вагонов (пропуску вагонов), перевозка грузов и оказание таких услуг в местах общего и необщего пользования представляют собой единый технологический процесс железнодорожных перевозок, подпадающий под сферу регулирования законодательства о естественных монополиях.

Согласно пунктам 3.1.2, 3.3 Административного регламента ФАС России  по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345), анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Коми УФАС России, руководствуясь Административным регламентом № 345, Порядком, провело исследование товарного рынка транспортной услуги, оказываемой ООО «Изьваспецтранс» на железнодорожном пути необщего пользования в адрес ООО «МагистральСервис» (аналитический отчет от 02.11.2015 приобщён к материалам данного дела).

Согласно абз. 3 пункта 1.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке должен включать определение: временного интервала исследования товарного рынка, продуктовых границ товарного рынка, географических границ товарного рынка.

При определении продуктовых границ товарного рынка установлено, что в силу статьи 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику  принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, оставаясь собственником, передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

В соответствии с частью 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы, в том числе имущественные комплексы, здания, сооружения, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Согласно части 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем), при этом ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

Из материалов антимонопольного дела № А 24-08/15 следует, что ООО «Автотранс» (далее – Арендодатель), являющееся собственником железнодорожного подъездного пути необщего пользования на станции Ираель Северной железной дороги (свидетельство о праве собственности серии 11 АА № 137824 от 05.03.2003), заключило с ООО «Изьваспецтранс» (далее – Арендатор) договор аренды железнодорожного подъездного пути № 35-А/2013 от 10.01.2013 (далее – Договор аренды).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Договора аренды Арендодатель за обусловленную сторонами плату передал во временное владение и пользование Арендатора железнодорожный подъездной путь необщего пользования, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель, условный номер объекта: 11:19:02 08 02:217, для его использования  Арендатором в своих производственных целях и целях получения коммерческих результатов.

Пунктом 1.7 Договора аренды предусмотрено, что Арендатор вправе без согласия на то Арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами коммерческие и иные договоры.

Согласно техническому паспорту подъездного пути границей железнодорожного подъездного пути является стык рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151 на станции Ираель Северной железной дороги (далее – железнодорожный путь необщего пользования).

Таким образом, ООО «Изьваспецтранс» является владельцем  железнодорожного пути необщего пользования на станции Ираель.

Статьей 60 Устава железнодорожного транспорта РФ установлено, что отношения между контрагентом (контрагент – грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.

Таким образом, на владельца  железнодорожных подъездных путей необщего пользования в силу действующего законодательства возложена обязанность по оказанию услуг по предоставлению в пользование железнодорожных подъездных путей необщего пользования контрагентам, имеющим на данных железнодорожных путях свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к данным железнодорожным путям свои железнодорожные пути.

По смыслу раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, на железнодорожных путях необщего пользования могут оказываться два вида транспортных услуг: 1) эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, 2) подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

Согласно схеме железнодорожных путей по станции Ираель железнодорожный тупик, находящийся в пользовании у ООО «МагистральСервис» согласно договору № 22/2011 от 16.06.2011, заключенному между ГУП РК «Центрагросервис» и ООО «МагистральСервис», примыкает к путям общего пользования станции Ираель через железнодорожный путь необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151 ООО «Изьваспецтранс».

Указанный железнодорожный путь необщего пользования был предоставлен ООО «Изьваспецтранс» в эксплуатацию ООО «МагистральСервис» в соответствии с заключенными сторонами договорами № 2/13 от 01.03.2013, № 02/14 от 30.01.2014, № 84-ИЦ/14 от 01.01.2015 (далее – Договор на эксплуатацию). 

Согласно пункту 1.1 Договора на эксплуатацию предметом данного договора является эксплуатация (ООО «МагистральСервис») принадлежащего ООО «Изьваспецтранс» железнодорожного пути необщего пользования от стыка рамного рельса № 27 до стрелочного перевода № 151.

Пунктом 4.1 Договора на эксплуатацию предусмотрена плата за эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования за проезд одного вагона.  

Таким образом, эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования является транспортной услугой. 

В целях определения продуктовых границ товарного рынка проведён опрос покупателя услуги:  ООО «МагистральСервис».

Согласно результатам опроса покупателя услуги установлено, что железнодорожный путь необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151, к которому примыкает железнодорожный тупик, находящийся в пользовании ООО «МагистральСервис»,  используется последним для доставки труб большого диаметра в целях осуществления хозяйственной деятельности – строительства газопровода.

ООО «МагистральСервис» указало, что у него отсутствует техническая, экономическая, иная возможность заменить указанный железнодорожный путь необщего пользования, находящийся в аренде у ООО «Изьваспецтранс», на другой железнодорожный путь необщего пользования, что обусловлено наличием и расположением железнодорожного тупика, используемого ООО «МагистральСервис».

Кроме того, поскольку трубы, поступающие железнодорожным транспортом в адрес ООО «МагистральСервис», большого веса, диаметра и длины, у потребителя отсутствует технологическая возможность замены их доставки иным (помимо железнодорожного) видом транспорта.  

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007, утвержденному приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007, деятельность промышленного железнодорожного транспорта, включающая перевозки грузов по подъездным путям предприятий, классифицируется по коду ОКВЭД 60.10.2.

  Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить продуктовые границы товарного рынка как транспортная услуга по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151 (код ОКВЭД 60.10.2).

При определении географических границ товарного рынка было установлено, что у покупателя услуги - ООО «Магистраль Сервис» отсутствует экономическая, техническая и иная возможность использовать железнодорожный тупик, находящийся в пользовании у ООО «МагистральСервис», который примыкает к железнодорожному пути общего пользования через железнодорожный путь необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151, за пределами территории, на которой расположен указанный железнодорожный путь необщего пользования.

Руководствуясь требованиями пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, разделом 4 Порядка, в том числе исходя из условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности либо целесообразность приобретать товар на иных территориях, географическими границами товарного рынка является территория, прилегающая к железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151, расположенному по адресу:  Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель.  

Согласно аналитическому отчету от 02.11.2015 положение ООО «Изьваспецтранс» на рассматриваемом товарном рынке является доминирующим. 

Согласно пункту 3.23 Административного регламента № 345 хозяйствующий субъект может представлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим.

На заседании Комиссии 02.11.2015 законным представителем ООО «Изьваспецтранс» <…> заявлен довод о том, что Общество не занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке, поскольку Общество не является собственником железнодорожного пути необщего пользования, деятельность, связанная с недвижимым имуществом, Обществом не осуществляется, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.     

Данный довод законного представителя ООО «Изьваспецтранс» <…> Комиссией исследован и отклонен ввиду нижеследующего.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26.08.2015, дополнительными видами деятельности Общества являются транспортная обработка грузов (код ОКВЭД 63.1), организация перевозок грузов (код ОКВЭД 63.4).

Отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о деятельности промышленного железнодорожного транспорта, в которую включена перевозка грузов по подъездным путям предприятий (код ОКВЭД  60.10.2), не является доказательством того, что Общество не осуществляет такую деятельность. Напротив, как следует из материалов антимонопольного дела № А 24-08/15, Общество оказывает транспортную услугу по пропуску вагонов по железнодорожном пути необщего пользования, самостоятельно устанавливает плату за эксплуатацию этого пути, выдает (не выдает) согласие контрагентам на его использование.  

 В силу норм гражданского законодательства (статьи 606, 615 ГК РФ) ООО «Изъваспецтранс», являясь (на праве аренды) единственным владельцем железнодорожного пути необщего пользования, которому дано право заключать договоры с третьими лицами,  имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия оказания транспортной услуги по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования хозяйствующим субъектам, в том числе ООО «МагистральСервис». 

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1, части 5 статьи 10 Закона о защите конкуренции положение ООО «Изьваспецтранс» на товарном рынке транспортной услуги по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151 в границах территории, прилегающей к указанному железнодорожному пути необщего пользования, расположенному по адресу:  Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель, в период с 01.03.2013 по 30.09.2015 является доминирующим.

2.2. Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлены, в том числе основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях, перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» необходимо осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Право устанавливать порядок регулирования тарифов предоставлено Правительству РФ.

Согласно пункту 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643, государством регулируются тарифы на дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования.

По смыслу раздела 2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, на железнодорожных путях необщего пользования могут оказываться два вида транспортных услуг: 1) эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования, 2) подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 03.12.2002 № 196 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми» на территории Республики Коми государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляет Служба Республики Коми по тарифам (далее – Служба).

Таким образом, хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, оказывающие на территории Республики Коми транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, могут оказывать такие услуги исключительно по ценам (тарифам), установленным Службой Республики Коми по тарифам соответствующими нормативными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Приказом Службы Республики Коми по тарифам № 71/1 от 21.09.2011 утверждён  единый предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые регулируемыми организациями на подъездных железнодорожных путях, расположенных на территории Республики Коми и принадлежащих регулируемым организациям на праве собственности или ином законном основании, в размере 69,37 руб. (без НДС) за один вагон, единый для всех видов грузов. Порожний пробег вагонов не оплачивается. Действие единого предельного максимального уровня тарифа, утвержденного пунктом 1 настоящего приказа, распространяется на регулируемые организации, оказывающие данные транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, расположенных на территории Республики Коми, в отношении которых Службой Республики Коми по тарифам не утверждены соответствующие индивидуальные тарифы и (или) их предельные уровни. Регулируемые организации вправе представить в установленном порядке в Службу Республики Коми по тарифам материалы для утверждения соответствующих индивидуальных тарифов и (или) их предельных уровней.

Согласно письму Службы Республики Коми по тарифам от 13.05.2015 № 04-06/1708, направленному в адрес ООО «МагистральСервис» на его заявление от 17.04.2015 № 70, ООО «Изьваспецтранс» с заявлением об утверждении тарифа на транспортные услуги, оказываемые Обществом на подъездном железнодорожном  пути, в адрес Службы не обращалось, тем самым ООО «Изьваспецтранс» в договорных отношениях с контрагентами при оказании им услуг по пропуску вагонов на подъездном железнодорожном пути должно применять тариф не выше 69,37 руб. (без НДС) за 1 вагон, утвержденный приказом Службы № 71/1 от 21.09.2011, до тех пор, пока в отношении ООО «Изьваспецтранс» Службой не будет утвержден соответствующий индивидуальный уровень тарифа.

Из материалов, представленных в антимонопольное дело № А 24-08/15, установлено, что между ООО «МагистральСервис» (грузовладелец) и ООО «Изьваспецтранс» (ветвевладелец) заключены договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования:

- № 2/13 от 01.03.2013 на период с 01.03.2013 по 30.06.2013, пунктом 4.1 которого плата за услугу установлена в размере 2000 руб. за проезд одного вагона,

- № 02/14 от 30.01.2014 на период с 30.01.2014 по 31.12.2014, пунктом 4.1 которого плата за услугу установлена в размере 2000 руб. за проезд одного вагона, дополнительным соглашением от 27.03.2014 к договору № 02/14 от 30.01.2014 плата за услугу установлена в размере 4000 руб. за проезд одного вагона с 01.03.2014,

- № 84-ИЦ/14 от 01.01.2015 на период с 01.01.2015 по 30.06.2015,  пунктом 4.1 которого плата за услугу установлена в размере 4000 руб. за проезд одного вагона.

В силу норм Устава железнодорожного транспорта РФ, Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, указанными договорами Обществом предусмотрена плата за транспортную услугу по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования. 

Таким образом, ООО «Изьваспецтранс» самостоятельно установило тариф на транспортную услугу по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования от стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151, который превышает тариф, установленный Службой приказом № 71/1 от 21.09.2011.

Из материалов, представленных в антимонопольное дело № А 24-08/15, установлено, что ООО «Изьваспецтранс» в 2013-2015 г.г.  предъявило в адрес ООО «МагистральСервис» плату за транспортную услугу:

- в размере 2000 рублей за вагон согласно счетам № 86Т от 14.06.2013 на сумму 46 000 руб., № 228Т от 10.12.2013 на сумму 4 000 руб., № 10ИТ от 30.01.2014 на сумму 226 000 руб.,

- в размере 4000 рублей за один вагон согласно счетам № 40ИТ от 31.03.2014 на сумму 196 000 руб., № 54ИТ от 30.04.2014 на сумму 196 000 руб., № 69ИТ от 31.05.2014 на сумму 68 000 руб., № 86ИТ от 30.06.2014 на сумму 4 000 руб., № 113ИТ от 31.07.2014 на сумму 92 000 руб., № 144ИТ от 30.08.2014 на сумму 196 000 руб., № 185ИТ от 30.09.2014 на сумму 96 000 руб., № 231ИТ от 17.11.2014 на сумму 12 000 руб., № 244ИТ от 16.12.2014 на сумму 112 000 руб.,

- в размере 500 рублей за один вагон согласно счету № 116Т на сумму 191 000 руб.

Общая сумма, предъявленная ООО «Изьваспецтранс» в адрес ООО «МагистральСервис» за оказанные транспортные услуги по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования в период с 14.06.2013 по 30.06.2015, составила 1 439 000 рублей.

Согласно платежным поручениям № 62 от 18.06.2013, № 146 от 13.12.2013, № 9 от 31.01.2014, № 64 от 26.06.2014, № 81 от 25.07.2014, № 197 от 17.12.2014, № 208 от 25.12.2014, № 85 от 03.06.2015, № 106 от 15.07.2015 ООО «МагистральСервис» произвело оплату за оказанный ООО «Изьваспецтранс» транспортные услуги в размере 1 439 000 рублей.

Из представленных ООО «МагистральСервис» сведений излишне начисленная и предъявленная ООО «Изьваспецтранс» в адрес ООО «МагистральСервис»  плата за транспортные услуги составила 1 376 640,82 руб.  

Из письменных пояснений Службы, представленных письмом от 25.09.2015 № 04-06/3759 (вх. № 5421 от 25.09.2015) в материалы антимонопольного дела № А 24-08/15, следует, что применение ООО «Изьваспецтранс» при осуществлении расчетов с ООО «МагистральСервис» тарифа за оказанные транспортные услуги по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования в размере 2000 рублей за один вагон в период с 01.03.2013 по 28.02.2014, в размере 4000 рублей за один вагон в период с 01.03.2014 по 30.06.2015, вместо установленного  Службой приказом № 71/1 от 21.09.2011 тарифа в размере 69,37 руб. (без НДС) за один вагон, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Все вышеуказанное характеризует поведение ООО «Изьваспецтранс» как злоупотребление Обществом своим доминирующим положением, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Изьваспецтранс», занимающего доминирующее положение на товарном рынке транспортной услуги по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151, расположенному по адресу:  Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель, выразившиеся в установлении и взимании в период с 14.06.2013 по 30.06.2015 с ООО «МагистральСервис» платы за транспортную услугу в размере, превышающем установленный Службой Республики Коми по тарифам приказом № 71/1 от 21.09.2011 тариф на транспортную услугу, что привело к нарушению порядка ценообразования, ущемлению интересов ООО «МагистральСервис», противоречат требованиям пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.    

Из материалов антимонопольного дела № А 24-08/15 следует, что ООО «Изьваспецтранс» письмом от 04.08.2015 № 395/08-15 обратилось в адрес Службы Республики Коми по тарифам за утверждением тарифа на указанную транспортную услугу.

Из письменных пояснений ООО «МагистральСервис», представленных в материалы антимонопольного дела № А 24-08/15 письмами от 25.09.2015 № 104 (вх. № 5459 от 28.09.2015), от 26.10.2015 № 107/15 (вх. № 6285 от 30.10.2015), следует, что ООО «Изьваспецтранс» не произвело ООО «МагистральСервис» перерасчет начисленной и предъявленной в период с 14.06.2013 по 30.06.2015 платы за транспортную услугу по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования.

ООО «МагистральСервис» пояснило, что в связи с расторжением договора аренды между ООО «МагистральСервис» и ООО «Сыктывкарская компания по управлению имуществом» (собственником железнодорожного тупика), ООО «МагистральСервис» с 01.10.2015 не производит приём и выгрузку железнодорожных вагонов, поступающих в его адрес по железнодорожному пути необщего пользования ООО «Изьваспецтранс».  

Из материалов антимонопольного дела № 24-08/15 следует, что после 30.06.2015 ООО «Изьваспецтранс» плату за рассматриваемую транспортную услугу в адрес ООО «МагистральСервис» не предъявляло.  

При вышеобозначенном, у Комиссии  имеются основания для выдачи ООО «Изьваспецтранс» предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.  

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ООО «Изьваспецтранс».

В соответствии с Уставом ООО «Изьваспецтранс» руководитель Общества – генеральный директор является единоличным исполнительным органом ООО «Изьваспецтранс».

Из материалов антимонопольного дела № А 24-08/15 следует, что в соответствии с приказами Общества, трудовыми контрактами генеральным директором ООО «Изьваспецтранс» в период с 11.09.2009 по 22.08.2013 являлся <…>, с 23.08.2013 по дату рассмотрения настоящего дела, генеральным директором Общества является <…>. 

В соответствии с трудовыми контрактами от 11.09.2009, от 23.08.2013 заключенными между участником Общества и генеральным директором,  руководитель осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, без доверенности действует от имени Общества, в том числе совершает сделки от имени Общества. Договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, которыми установлена плата за транспортную услугу по пропуску вагонов в адрес ООО «МагистральСервис» по железнодорожному пути необщего пользования,  заключены от имени ООО «Изьваспецтранс» генеральным директором Общества <…> (договор № 2/13 от 01.03.2013), <…> (договоры № 02/14 от 30.01.2014, № 84-ИЦ/14 от 01.01.2015).

Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение требований антимонопольного законодательства в период с 14.06.2013 по 22.08.2013 являлся <…>, в период с 23.08.2013 по 30.06.2015 - <…>.

Из материалов антимонопольного дела № А 24-08/15 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ООО «Изьваспецтранс», <…>, являвшимся генеральным директором Общества в период с 11.09.2009 по 22.08.2013, <…>, являющимся генеральным директором Общества с 23.08.2014 и по дату рассмотрения настоящего дела, требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ООО «Изьваспецтранс», <…>, <…> всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ООО «Изьваспецтранс», <…>, <…> в нарушении требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ООО «Изьваспецтранс» на товарном рынке транспортной услуги по пропуску вагонов по железнодорожному пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151 на территории, прилегающей к указанному железнодорожному пути необщего пользования, расположенному по адресу:  Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель, доминирующим.

2. Признать ООО «Изьваспецтранс», занимающее доминирующее положение на товарном рынке транспортной услуги по пропуску вагонов по железнодорожному  пути необщего пользования от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151 на территории, прилегающей к железнодорожному пути необщего пользования, расположенному по адресу:  Республика Коми, г. Сосногорск, п. Ираель, нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся в:

установлении и взимании в период с 14.06.2013 по 30.06.2015 с ООО «МагистральСервис» платы за транспортную услугу по пропуску вагонов по указанному железнодорожному пути необщего пользования в размере, превышающем установленный Службой Республики Коми по тарифам приказом № 71/1 от 21.09.2011 тариф на транспортную услугу, что привело к нарушению порядка ценообразования, ущемлению интересов ООО «МагистральСервис».

3. Выдать ООО «Изьваспецтранс» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 2 настоящего решения.

4.  Передать материалы дела № А 24-08/15 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Изьваспецтранс», <…>, <…> дел об административном правонарушении, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                         <…>

Члены Комиссии                                                        <…>

                                                                                        <…>

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны