Постановление №02-06/4540 Постановление о прекращении производства по делу № АШ 06-02/... от 16 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИE

 

 

12 мая 2017 года

 

 

 

№ 02-06/4540

Сыктывкар

 

о прекращении производства по делу № АШ 06-02/17

об административном правонарушении

 

Начальник отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № АШ 06-02/17, возбужденного Определением Коми УФАС России № 02-06/2367 от 16.03.2017 по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация), адрес места нахождения: 188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751, КПП 470501001,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводом для возбуждения настоящего административного дела в силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ явилось поступившее в антимонопольное управление заявление <…> от 17.02.2017 (вх. № 824 от 17.02.2017) на неправомерные действия со стороны энергосбытовой компании, выразившиеся в замене в марте 2016 года счётчика электрической энергии без уведомления собственника, на высоте 8 метров, вследствие чего плата за потреблённую электрическую энергию возросла.

Исследовав представленные материалы, установлено, что замена счётчика произведена заявителю не энергосбытовой компанией, а сетевой организацией – филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго».

Определением № 02-06/2367 от 16.03.2017 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» возбуждено административное дело № АШ 06-02/17 и назначено проведение административного расследования.

Определением № 02-06/3506 от 13.04.2017 срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № АШ 06-02/17 продлён до 13.05.2017, ПАО «МРСК Северо-Запада», <…>, признанному потерпевшим по рассматриваемому административному делу, предложено явиться для дачи объяснений по факту нарушения.

Для дачи объяснений по факту нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» требований действующего законодательства Общество направило защитников <…> (доверенность от 28.11.2016) и <…> (доверенность от 11.01.2017). Потерпевший – <…> также обеспечил свою явку.

Исследовав материалы административного дела № АШ 06-02/17, установлено нижеследующее.

В Корткеросском районе, в с. Пезмог по ул. Озёрная, д. 19 установлен счетчик учета электрической энергии.

Заявитель указывает, что в марте 2016 года, без уведомления собственника жилого дома, произведена замена электрического счётчика СО-И446 на электрический счётчик 189.12 РиМ ВКЗ на опоре столба около жилого дома по адресу: с. Пезмог, ул. Озерная, д. 19, на высоте 8 метров. Начисление показаний за потребленную электрическую энергию осуществляется в настоящее время счетчику 189.12 РиМ ВКЗ.

Заявитель считает, что замена электрического счетчика осуществлена незаконно, оплата за потреблённую электрическую энергию после его замены заметно возросла.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с пунктами 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, электроэнергию, потребляемую в жилом доме по адресу с. Пезмог, ул. Озерная, д. 19, до 06.03.2016 учитывал прибор учёта СО-И446 №В0078454, последняя поверка которого осуществлена во 2 квартале 1990 года.

Согласно п. 4.6 Правил учёта электрической энергии № 1182, утверждённых Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996, периодическая проверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России.

В соответствии с п. 4.1 технического паспорта счетчика электрического однофазного СО-И446, обязательная его поверка проводится один раз в 8 лет.

Как следует из имеющихся материалов, замена счетчика электрической энергии СО-И446, который был установлен в жилом доме по адресу: с. Пезмог, ул. Озерная, д. 19, не производилась.

Кроме того, согласно п. 1.1 указанного технического регламента, счетчик электрический однофазный СО-И446 имеет класс точности 2,5.

Вместе с тем, пунктом 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) установлено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше. В силу пункта 142 Основных положений приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.

Из вышеизложенного следует, что поскольку собственник не выполнил возложенную на него обязанность по своевременной замене электрического счетчика, ПАО «МРСК Северо-Запада» не нарушило нормы действующего законодательства, заменив электрический счетчик СО-И446 №В0078454 на электрический счётчик РиМ 198.12.ВКЗ.

Согласно пункту 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Указанная норма корреспондируется с положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации исполнение требований указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Таким образом, приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих сетевой организации, и электрических сетей (энергопринимающего устройства) потребителя.

Разделом X Основных положений иные места установки приборов учета электрической энергии указаны только в одном случае: при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта (часть 1 пункта 144 Основных положений).

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

В силу Правил № 861 граница балансовой принадлежности – это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Согласно письменным пояснениям ПАО «МРСК Северо-Запада» № МР2/5/016-119-14-1/412пнд от 29.03.2017, представленным в материалы рассматриваемого дела, жилой дом № 19 по ул. Озерной в с. Пезмог, подключен от опоры № 66 (данное следует из поопорной схемы электрических сетей 0,4-кВ от КТП-112), имеет лицевой счёт в ОАО «Коми энергосбытовая компания» № 110855991 (открыт до 1996 года, передан от совхоза «Пезмогский»), владельцем лицевого счёта является <…>.

Согласно письменным пояснениям ПАО «МРСК Северо-Запада» № МР2/5/016-119-14-1/3658 от 28.04.2017 (вх. № 2375 от 28.04.2017), имеющимся в материалах рассматриваемого дела, акт разграничения балансовой принадлежности по жилому дому № 19 по ул. Озерная в с. Пезмог, подписанный между <…> и сетевой организацией отсутствует. Заявителем обратного не представлено.

Счетчик электрической энергии РиМ 198.12.ВКЗ установлен ПАО «МРСК Северо-Запада» на вводном кабеле 0,4кВ опоры № 66, поскольку, как это следует из имеющихся материалов рассматриваемого административного дела, технические характеристики указанного прибора учёта подразумевают его установку непосредственно на проводах или на опоре, что исключает скрытое подключение к сети до счетчика, скрытое вмешательство к прибору учёта, перепрограммирования, доступ к нему с целью выведения из строя. Согласно пояснениям сетевой организации, опора № 66 является максимально приближенной к границе земельного участка потребителя. Обратного заявителем не представлено.

При этом акт замены прибора учёта от 06.03.2016 № 31-16 подписан <…> без возражений и замечаний, у указанного лица имеется пульт дистанционного дисплея прибора учёта для считывания показаний.

Учитывая вышеприведённые обстоятельства, а также исследовав имеющиеся материалы рассматриваемого административного дела, должностное лицо Коми УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.

Кроме того, документ, подтверждающий замену прибора учёта электрической энергии, подписан сторонами 06.03.2016. Таким образом, в рассматриваемом случае даже при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности не представляется возможным ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности, который составляет 1 год.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Прекратить производство по делу № АШ 06-02/17 об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.

 

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1. КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

 

Начальник отдела управления <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны