Постановление №02-06/592 Постановление о прекращении производства по делу № АШ 60-10... от 30 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

о прекращении производства по делу № АШ 60-10/18 об административном правонарушении

 

 

 

24 января 2019 года

 

город Сыктывкар

 

 

№ 02-06/592

АО «Газпром газораспределение

Сыктывкар»

Красных Партизан ул., д. 33,

г. Сыктывкар, 167983

 

<…>

 

Временно исполняющая обязанности заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев протокол от 13.12.2018, материалы дела № АШ 60-10/18 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении акционерного общества «Газпром газораспределение Сыктывкар» (далее – АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», Общество), адрес места нахождения: 167983, г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, д. 33,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводом для возбуждения настоящего административного дела в силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ явилось заявление <…> от 20.09.2018 (вх. № 4468 от 20.09.2018) на нарушение со стороны АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» порядка технологического присоединения к сетям газоснабжения.

Определением Коми УФАС России 18.10.2018 № 02-06/7274 в отношении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» возбуждено административное дело № АШ 60-10/18 и назначено проведение административного расследования.

Заявитель – <…>, адрес места жительства: <…>, признан потерпевшим по данному делу.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении № АШ 60-10/18 и проведении административного расследования составлено в присутствии защитника АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» <…>. Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» <…> разъяснены.

Определением от 16.11.2018 № 02-06/8160 срок проведения административного расследования по делу № АШ 60-10/18 продлен.

По результатам проведения административного расследования по делу № АШ 60-10/18 13.12.2018 должностным лицом Коми УФАС России составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар».

Определением Коми УФАС России № 02-06/8895 от 14.12.2018 рассмотрение дела назначено на 27.12.2018.

Определением Коми УФАС России № 02-06/9245 от 27.12.2018 срок рассмотрения дела № АШ 60-10/18 продлен, рассмотрение дела отложено на 24.01.2019.

Административное дело № АШ 60-10/18 рассмотрено 24.01.2019 в отсутствие законного представителя АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», надлежащим образом извещённого о месте и времени его рассмотрения, что подтверждается уведомлением о получении 09.01.2019 почтового отправления № 16799130227715.

На рассмотрении настоящего дела присутствовали потерпевший <…> и защитник Общества <…>, действующая на основании доверенности от 14.02.2018. Права и обязанности, предусмотренные ч. 2 ст. 25.2 и ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ, потерпевшему <…> и защитнику Общества <…> разъяснены, заявлений, ходатайств не поступило.

По результатам рассмотрения материалов административного дела № АШ 60-10/18 установлено следующее.

Как следует из материалов административного дела № АШ 60-10/18, потерпевший указывает на нарушение, по его мнению, порядка технологического присоединения к сетям газоснабжения со стороны АО «Газпром газораспределение Сыктывкар».

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Поскольку передача газа по трубопроводам неразрывно связана с подключением к газораспределительным сетям, услуги по выполнению мероприятий по подключению к газораспределительной сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи газа потребителю, услуги по осуществлению подключения к газораспределительной системе не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка транспортировки газа, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» осуществляет деятельность по транспортировке газа по трубопроводам на территории Республики Коми, в том числе в с. Выльгорт Сыктывдинского района, и является субъектом естественной монополии.

Как следует из материалов административного дела № АШ 60-10/18, <…>25.07.2018 в адрес АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» была направлена коллективная заявка о подключении 23 объектов капитального строительства, расположенных в с. Выльгорт, м. Еля-ты, к сети газораспределения основного абонента – ООО «Декарт Инвест». Из дополнительных сведений в заявке <…> от 25.07.2018 следует, что заявитель намеревается осуществить подключение к существующим ГРПШ ООО «Декарт Инвест», в том числе к законсервированному ГРПШ, находящемуся рядом с земельным участком под кадастровым № 11:04:1003001:607. К заявке <…> от 25.07.2018, направленной в адрес АО Газпром газораспределение Сыктывкар», приложено согласие ООО «Декарт Инвест» как основного абонента на подключение объектов, указанных в заявке <…>, к сетям газоснабжения АО «Газпром газораспределение Сыктывкар».

В ответ на заявку <…> от 25.07.2018 АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» направило проект договора о подключении объектов капитального строительства № 370/458-18-ТУ на условиях создания единой сети газораспределения от 10.08.2018, согласно которому в срок до 10.08.2020 АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» должно выполнить мероприятия по подключению объектов заявителей к сетям газопотребления Общества. Предварительная стоимость работ составляет 9 827 801,79 руб.

Как указал <…> в своем заявлении, в связи с тем, что подключение объектов, указанных в заявке заявителя от 25.07.2018, в соответствии с направленным Обществом договором планируется не через существующие сети основного абонента – ООО «Декарт Инвест», расположенные в м. Еля-ты, 28.08.2018 заявителем договор был возвращен Обществу без подписания, с указанием привести проект договора в соответствии с заявкой на подключение.

В своем заявлении от 28.08.2018 в адрес АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» <…> указал газораспределительной организации на необходимость переоформить договор в соответствии с поданной заявкой заявителя, а именно: произвести подключение объектов к сети низкого давления основного абонента ООО «Декарт Инвест» после ГРПШ, расположенных в м. Еля-ты.

В ответ АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» письмом от 10.09.2018 № 04/8996 сообщило заявителю, что проект договора предполагает подключение объектов по индивидуальному проекту от ближайшей возможной точки подключения – от действующего газопровода среднего давления, проложенного в м. Еля-ты и принадлежащего ООО «Декарт Инвест». Переоформление договора, по мнению АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», не представляется возможным.

В соответствии с п. 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно п. 60 Правил № 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Согласно п. 62 Правил № 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.

Из п. 63 Правил № 1314 следует, что для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю).

Подпунктом «з» пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.

В соответствии с п. 13(1) Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

Согласно п. 96 Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с п. 14 Правил № 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Согласно п. 25 Правил № 1314 техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).

Из пояснений <….> имеющихся в материалах административного дела № АШ 60-10/18, следует, что заявитель не согласен с предложением АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» по причине того, что предложенный в заявке <….> вариант подключения к сетям газоснабжения АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» через ГРПШ, расположенные в м. Еля-ты и принадлежащие ООО «Декарт Инвест», предоставляет, по мнению заявителя, возможность подключения к сетям газоснабжения по тарифу, установленному приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 15.11.2017 № 58/1-Т «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» на 2018 год» (далее – Приказ).

В соответствии с п. 1 Приказа плата за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), и газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется) составляет:

а) 47 070,41 рублей с учетом НДС для случаев, когда заявителями выступают физические лица;

б) 39 890,18 рублей без учета НДС для случаев, когда заявителями выступают иные лица.

В соответствии с пояснениями АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» от 29.11.2018 № 15-15/4358 (вх. № 5659 от 29.11.2018), представленными в материалы административного дела № АШ 60-10/18, в случае с заявкой <…> от 25.07.2018 подключение указанных в заявке объектов не может быть осуществлено по тарифу, утвержденному Приказом, поскольку заявка подана заявителем в соответствии с п. 113 Правил № 1314 о подключении объектов капитального строительства, принадлежащим различным заявителям. В связи с чем, по мнению АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», в соответствии с разъяснениями ФАС России от 29.03.2017 в рассматриваемом случае расчет стоимости подключения по заявке <…> от 25.07.2018 должен производится в соответствии с утвержденными тарифными ставками или по индивидуальному проекту.

В соответствии с п. 113 Правил № 1314 в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения нескольких объектов капитального строительства, принадлежащих различным заявителям, при условии создания единой сети газораспределения, к которой предполагается осуществить подключение всех указанных объектов, запрос о предоставлении технических условий и (или) заявка о подключении (технологическом присоединении) от имени нескольких заявителей подаются одним уполномоченным ими в соответствии с законодательством Российской Федерации представителем (коллективный запрос о предоставлении технических условий и (или) коллективная заявка о подключении (технологическом присоединении). В таких случаях исполнителем выдаются одни технические условия и (или) заключается один договор о подключении между исполнителем и указанным представителем.

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 27.03.2017 по договору о подключении в случаях, указанных в пункте 113 Правил № 1314, плата за услуги по подключению, включающие в себя мероприятия по строительству единой сети газораспределения от существующей сети газораспределения и газопроводов-вводов до границ земельных участков, принадлежащих каждому заявителю, вносится указанными заявителями исходя из заявленной максимальной мощности газоиспользующего оборудования, принадлежащего каждому из таких заявителей, в отношении которого подана соответствующая заявка о подключении. При этом плата для всех потребителей рассчитывается в соответствии с утвержденными стандартизированными тарифными ставками, в случае если подключение носит сложный характер - по индивидуальному проекту. При этом единой сетью газораспределения считается сеть от существующей сети газораспределения, принадлежащей газораспределительной организации, до границы земельного участка заявителя, расположенного на самом удаленном расстоянии.

Порядок определения размера платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину определен Основными положениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее – Основные положения).

В соответствии с п. 26(21) Основных положений газораспределительные организации ежегодно, не позднее 1 октября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) прогнозные сведения о планируемых расходах на технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных диапазонами диаметров строящихся газопроводов, протяженностью и типами их прокладки, материалами труб, техническими характеристиками объектов сети газораспределения.

Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанная в пункте 26(22) Основных положений, устанавливается с разбивкой по категориям потребителей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе установить плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) Основных положений, с дифференциацией по расстоянию строящегося газопровода при условии сохранения общего расчетного размера выручки газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению.

На основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) настоящих Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году. Стандартизированные тарифные ставки, а также плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанная в пункте 26(22) настоящих Основных положений, могут устанавливаться с территориальной дифференциацией в случае существенно отличающихся условий осуществления технологического присоединения на различных территориях функционирования газораспределительной организации при условии сохранения общего расчетного размера выручки газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению. В случае если у газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению объектов, указанных в пункте 26(22) настоящих Основных положений, возникают выпадающие доходы, которые должны в соответствии с настоящими Основными положениями учитываться при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают плату за технологическое присоединение к газораспределительным сетям на очередной календарный год не позднее 15 декабря года, предшествующего очередному году.

Согласно п. 26(22) Основных положений плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа и необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопровода бестраншейным способом) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется). Указанные минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 года ежегодно индексируются на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение. В указанную плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования не включаются расходы на выполнение мероприятий в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании физическому или юридическому лицу.

При этом газораспределительная организация в соответствии с методическими указаниями по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей.

Таким образом, плата за подключение газоиспользующего оборудования к сетям газоснабжения, в том числе исходя из стандартизированных тарифных ставок, будет зависеть от состава мероприятий, необходимых для выполнения технологического присоединения.

Как следует из материалов административного дела № АШ 60-10/18, в своей заявке от 25.07.2018 <… указал, что подключение объектов к сетям газоснабжения необходимо произвести через сети ООО «Декарт Инвест», а именно - имеющихся у него в распоряжении ГРПШ. Письмом от 20.07.2018 ООО «Декарт Инвест» согласовало подключение объектов, указанных в заявке <…>, к сетям газоснабжения АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» через сети газоснабжения ООО «Декарт Инвест» в м. Еля-ты с условием, что расходы по подключению объектов понесет заявитель.

В своем заявлении в адрес антимонопольного органа <….> указал, что ближайшие возможные точки подключения – действующие газопровод низкого давления и ГРПШ в южной части поселка и существующее ГРПШ в северной части поселка. Несмотря на согласие основного абонента ООО «Декарт Инвест» на подключение к сетям низкого давления, находящимся после ГРПШ, направленного в составе заявки, по мнению заявителя, АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» навязывается строительство сети газораспределения с обустройством новых ГРПШ и проведение экспертизы проектной документации, которая не предусмотрена действующим Градостроительным кодексом РФ, что ведет к удорожанию подключения к сети газораспределения.

В соответствии с пояснениями ГРО, представленными письмом от 25.10.2018 № 15-15/3867 (вх. № 5036 от 26.10.2018), в качестве ближайшей возможной точки подключения планируемой единой сети газораспределения выбран действующий газопровод среднего давления, принадлежащий ООО «Декарт Инвест». Такой выбор точки подключения, по мнению ГРО, был обусловлен наименьшей стоимостью работ по строительству единой сети газораспределения. По данным ГРО, при выборе в качестве точки подключения к сети основного абонента действующего ГРПШ, не принадлежащего ГРО и расположенного в южной части м. Еля-ты, предварительная стоимость только строительно-монтажных работ единой сети газораспределения составляет 9 984 341,53 рубля, что на 1 676 932,53 рубля больше по сравнению со стоимостью строительства от точки подключения к газопроводу среднего давления ООО «Декарт Инвест», указанной в проекте договора, который не подписан <…> ГРО пояснило, что у Общества отсутствуют действующие ГРПШ в северной части м. Еля-ты, и, не обладая сведениями о действующих ГРПШ третьих лиц в указанной части поселка, Общество при предварительном расчете не рассматривало такие ГРПШ в качестве возможных точек подключения.

Письмом от 29.11.2018 № 1-15/4358 (вх. № 5659 от 29.11.2018) ГРО указала, что Общество не эксплуатирует газопровод в м. Еля-ты, принадлежащий ООО «Декарт Инвест», и при осмотре ГРПШ в северной части м. Еля-ты 26.11.2018 с представителями Коми УФАС России, Печорского управления Ростехнадзора, АО «Газпром газораспределения Сыктывкар» и ООО «Декарт Инвест» было установлено, что ГРПШ не эксплуатируется, к сети газораспределения не подключен. Также в указанных пояснениях ГРО указало, что к указанному ГРПШ подходит газопровод среднего давления, принадлежащий ООО «Декарт Инвест», а не АО «Газпром газораспределение Сыктывкар».

Как следует из материалов административного дела № АШ 60-10/18, полученных в ходе осмотра ГРПШ, расположенного в северной части м. Еля-ты, установлено, что указанный ГРПШ подключен к газопроводу среднего давления ООО «Декарт Инвест», который в свою очередь присоединен к сетям газораспределения.

В соответствии с п. 34 Правил № 1314 в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединении) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления. В случае если строительство газопровода от сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента осуществляется исполнителем по земельному участку основного абонента, к запросу о предоставлении технических условий, заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагается согласие основного абонента на осуществление строительства газопровода на его земельном участке.

Таким образом, в соответствии Правилами № 1314 <…> имеет право на подключение сетям газоснабжения ГРО через сети газоснабжения ООО «Декарт Инвест» как основного абонента, при наличии технической возможности согласно п. 25 Правил № 1314.

Из протокола об административном правонарушении, составленном в отношении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» 13.12.2018 следует, что техническая возможность подключения объектов, указанных в заявке <…> от 25.07.2018 через ГРПШ, расположенное в северной части м. Еля-ты и имеющееся в распоряжении у ООО «Декарт Инвест» имеется, в связи с чем, ГРО не вправе отказать в технологическом присоединении объектов по заявке <…> к газораспределительным сетям указанным в заявке способом.

В связи с чем, со стороны АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении п. 79, 104 Правил № 1314 в части не направления проекта договора в соответствие с настоящими Правилами № 1314 в течение 10 рабочих дней с даты получения разногласий от <…> от 28.08.2018 и навязывании <…> обязательств по выполнению части мероприятий по договору подключения к сетям газоснабжения через точку подключения к сетям газоснабжения ООО «Декарт Инвест» среднего давления, административная ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, должностным лицом в ходе рассмотрения административного дела установлено следующее

В соответствии с выпиской из сводного экспертного заключения Управления государственной вневедомственной экспертизы Республики Коми проектной документации и результатов инженерных изысканий от 17.05.2018 № 1/2018 газоснабжение квартала индивидуальных жилых домов предусмотрено по ТУ треста «Сыктывкармежрайгаз» ОАО «Комигаз» № 55 от 23.03.2006 природным газом низкого давления от внеплощадочного газопровода среднего давления. Снабжение жилых домов принято по 2-м распределительным веткам. Для понижения давления со среднего до низкого на каждой ветке газопровода предусмотрены газорегуляторные шкафы ГРПШ-13-2Н9В).

В соответствии с письмом Печорского управления Ростехнадзора от 23.11.2018 № 25/11519 (вх. № 5592 от 27.11.2018) в государственном реестре опасных производственных объектов отсутствует опасный производственный объект (далее – ОПО) газопровод среднего давления и ГРПШ, расположенный в м. Еля-ты и принадлежащий ООО «Декарт Инвест» (ранее ООО «Кедрия»). Данный ОПО был исключен из государственного реестра опасных производственных объектов 07.05.2014 в связи с заключением договора на техническую эксплуатацию с АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (основание: договор от 28.03.2014 № 12/ТЭ). Согласно сведениям Печорского управления Ростехнадзора в настоящее время вышеуказанный газопровод и ГРПШ входят в состав ОПО Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая Сыктывдинского района (регистрационный № А 25-00043-0017, III класс опасности.

Согласно свидетельству о регистрации № А 25-00043 от 25.10.2014 за АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» как эксплуатирующей организацией зарегистрированы опасно-производственные объекты, в том числе сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая Сыктывдинского района, в состав которой входят ГРПШ -13-2Н-1-ОГ (№1) № 142 м. Еля-ты, с. Выльгорт (год изготовления – 2008; год ввода – 11.2008; отключен) и ГРПШ -13-2Н-1-ОГ (№2) № 143 м. Еля-ты, с. Выльгорт (год изготовления – 2008; год ввода – 11.2008. Давление 0,24МПа).

Как следует из материалов административного дела АШ 60-10/18, вышеуказанные ГРПШ в м. Еля-ты с. Выльгорт по договору № 12/ТЭ от 28.03.2014, заключенному между ООО «Декарт Инвест» и АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», с даты его подписания находились в технической эксплуатации АО «Газпром газораспределение Сыктывкар».

Таким образом, в реестре опасных производственных объектов АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» было указано как эксплуатирующая организация находящихся на территории м. Еля-ты ГРПШ на основании заключенного между ООО «Декарт Инвест» и АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» договора № 12/ТЭ от 28.03.2014.

Между ООО «Декарт Инвест» и АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» заключен договор № 1993-ТО НС от 30.06.2016 на техническое обслуживание, ремонт и аварийное обслуживание наружных сетей газоснабжения.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора ООО «Декарт Инвест» поручает, а АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» принимает на себя оказание работ (услуг) в отношении наружных сетей газоснабжения, включая газорегуляторный шкафной пункт, по объекту: «Наружный газопровод высокого, среднего и низкого давления к кварталу индивидуальных жилых домов в м. Еля-ты в с. Выльгорт». В соответствии с п. 1.3 указанного договора, сети газоснабжения, передаваемые на обслуживание АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», указаны в Акте, подписанном сторонами (приложение № 2). В соответствии с п. 13 расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию объекта «Квартал индивидуальных жилых домов в м. Еля-ты в с. Выльгорт», утвержденного приложением № 1 к договору № 1993-ТО НС от 30.06.2016, АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» должно производить техническое обслуживание газопроводов и оборудования стационарного, блочного, шкафного ГРП с пропускной способностью регулятора свыше 50 куб.м. /ч, с двумя линиями редуцирования в количестве 2 штук.

Актом об определении границ наружных сетей газоснабжения, принимаемых на обслуживание, утвержденного приложением № 2 к договору № 1993-ТО НС от 30.06.2016, обслуживаемый по договору объект газоснабжения ООО «Декарт Инвест» включает в себя также 2 ГРПШ-13-2Н (газорегуляторных пунктов шкафных). Также согласно п. 3 указанного акта границы эксплуатационной ответственности сторон определены на врезке в подземный газопровод высокого давления d-273 мм, проложенный вдоль Сысольского шоссе в с. Выльгорт, и установки отключающих устройств на фасадах индивидуальных жилых домов м. Еля-ты в с. Выльгорт.

Таким образом, в соответствии с материалами административного дела № АШ 60-10/18, ГРПШ, расположенное в северной части м. Еля-ты и которое было указано в заявке <…> от 25.07.2018 в качестве возможной точки подключения через сети основного абонента ООО «Декарт Инвест», введено в эксплуатацию, но было отключено.

Вместе с тем, должностным лицом установлено, что дополнительным соглашением № 1 к договору № 12/ТЭ от 28.03.2014, заключенным между ООО «Декарт Инвест» и АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», из перечня имущества, переданного на техническую эксплуатацию, исключены сети газоснабжения в м. Еля-ты.

Письмом от 17.01.2018 № 15-15/112 (вх. № 204 от 18.01.2019) АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» указало, что в связи с исключением сети Еля-ты из договора оказания услуг по технической эксплуатации, организацией, эксплуатирующей указанную сеть, является ООО «Декарт Инвест» и на него в соответствии с законодательством РФ возложена обязанность по соблюдению всех требований промышленной безопасности, в том числе обязанность произвести регистрацию опасного производственного объекта в государственном реестре. Также из материалов административного дела следует, что АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» обратилось в Печорское управление Ростехнадзора с заявлением от 04.12.2018 об исключении объекта «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая Сыктывдинского района» из государственного реестра опасных производственных объектов, куда, как следует из материалов административного дела № АШ 60-10/18 внесены соответствующие изменения.

В пояснениях, представленных письмом от 17.01.2018 № 15-15/112 (вх. № 204 от 18.01.2019), АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» указало, что в м. Еля-ты с. Выльгорт находятся 3 ГРПШ: из них ГРПШ № 141 с высокого на среднее давление, ГРПШ № 142 (в районе ул. Сосновая) заглушен, ГРПШ № 143.

Как следует из пояснений АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», представленных письмом от 17.01.2018 № 15-15/112 (вх. № 204 от 18.01.2019), в соответствии с договором № 1993-ТО НС на техническое обслуживание, ремонт и аварийное обслуживание наружных сетей газоснабжения, заключенным с ГРО, АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» производит обслуживание 2 ГРПШ: № 1421 и № 143, в подтверждение чего Обществом представлены акты выполненных работ за 2017-2018 годы.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

до начала применения на опасном производственном объекте;

по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Как следует из пояснений Печорского управления Ростехнадзора № 25-В/187 от 11.01.2019 (вх. № 174 от 17.01.2019), в соответствии с п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495) техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.

В соответствии с п. 5.3 ГОСТ 34011-2016 «Системы газораспределительные. Пункты газорегуляторные блочные. Пункты редуцирования газа шкафные» средний срок службы уплотняющих материалов и мембран редукционной, предохранительной и отключающей арматуры – не менее 5 лет.

В соответствии с пояснениями Печорского управления Ростехнадзора № 25-В/187 от 11.01.2019 (вх. № 174 от 17.01.2019), если в паспортах заводов изготовителей на уплотняющие материалы и мембраны редукционной (регулятор давления газа), предохранительной (предохранительный запорный клапан и предохранительный сбросной клапан) и отключающей арматуры не установлены другие сроки служб, то данные технические устройства подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Таким образом, ГРПШ № 142, находящийся в северной части м. Еля-ты с. Выльгорт и принадлежащий ООО «Декарт Инвест», и через которое изъявил желание подключиться потерпевший своей заявке, заглушен, с марта 2016 года не осуществляется его техническая эксплуатация АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», с даты ввода в эксплуатацию (с 2008 года) не осуществлялось его техническое обслуживание.

Учитывая вышеизложенное, должностное лицо приходит к выводу, что подключение к указанной ГРПШ № 142, находящийся в северной части м. Еля-ты с. Выльгорт и принадлежащий ООО «Декарт Инвест», без проведения соответствующих мероприятии технически не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае достаточных оснований полагать, что со стороны АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» имеет место нарушение п. 79, 104 Правил № 1314 в части не направления проекта договора в соответствие с настоящими Правилами № 1314 в течение 10 рабочих дней с даты получения разногласий от <…> от 28.08.2018 и навязывании <…> в нарушение Правил № 1314 обязательств по выполнению части мероприятий по договору подключения к сетям газоснабжения через точку подключения к сетям газоснабжения ООО «Декарт Инвест» среднего давления, не имеется.

Учитывая вышеприведённые обстоятельства, а также исследовав имеющиеся материалы рассматриваемого административного дела, должностное лицо Коми УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в действиях АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Прекратить производство по делу № АШ 60-10/18 об административном правонарушении в отношении АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1. КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

Врио заместителя управления –

начальника отдела контроля рекламы

и недобросовестной конкуренции <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны