Постановление №02-06/6797 Постановление о прекращении производства по делу № АШ 37-08... от 28 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № АШ 37-08/18

об административном правонарушении

 

 

 

26 сентября 2018 года

 

 

 

№ 02-06/6797

город Сыктывкар

 

<…>

 

 

Заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев протокол от 13.08.2018, материалы дела № АШ 37-08/18 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении <…>, адрес места жительства: <…>; дата и место рождения: <…>; паспорт серии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 13.08.2018, составленным в отсутствие <…>, надлежащим образом извещённой о месте и времени его составления письмом Коми УФАС России от 27.06.2018 № 02-06/4451, что подтверждается отчётом о направлении телеграммы от 28.07.2018 (вх. № 2637-э от 30.06.2018).

Коми УФАС России письмом от 14.08.2018 № 02-06/5633 направило в адрес <…> копию протокола об административном правонарушении № АШ 37-08/18, копию определения от 13.08.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела № АШ 37-08/18 об административном правонарушении, вызове лица и истребовании необходимых дополнительных материалов по делу. Рассмотрение дела № АШ 37-08/18 назначено на 28.08.2018.

Ввиду отсутствия в Коми УФАС России на дату рассмотрения дела № АШ 37-08/18 – 28.08.2018 сведений о надлежащем извещении <…> о месте и времени рассмотрения административного дела № АШ 37-08/08, срок рассмотрения дела продлён до 28.09.2018, рассмотрение дела назначено на 26.09.2018 в 16 часов 00 минут

<…> надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения настоящего административного дела, что подтверждается письмами от 12.09.2018 (вх. № 4366 от 14.09.2018), от 21.09.2018 (вх. № 3359эл. от 21.09.2018, вх. № 4540 от 25.09.2018), подписанными лично <…>. Письмом от 21.09.2018 (вх. № 3359эл. от 21.09.2018, вх. № 4540 от 25.09.2018) <…> просила рассмотреть настоящее административное дело в её отсутствие.

Административное дело № АШ 37-08/18 рассмотрено 26.09.2018 в 16 часов 00 минут в отсутствие <…>.

На основании материалов административного дела № АШ 37-08/18 об административном правонарушении установлено нижеследующее.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Поводом для возбуждения настоящего административного дела в силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ явилось решение Комиссии Коми УФАС России от № А 02-02/17 от 20.04.2018 № 02-01/2893, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

  • для возбуждения дела № А 02-02/17 послужили материалы проверки, проведенной Службой Республики Коми по тарифам (далее – Служба) в отношении МУП «Горводоканал», представленные письмом от 16.10.2016 № 06-17/4229 (вх. № 5923 от 24.11.2016), по результатам рассмотрения которых в действиях МУП «Горводоканал» установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) на рынке холодного водоснабжения и водоотведения.

На основании материалов вышеуказанного дела и принятого Комиссией Коми УФАС России решения от 20.04.2018 № 02-01/2893 установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

МУП «Горводоканал» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 02-02/17 в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), проведено исследование товарных рынков услуг холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в МО МР «Печора» в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 (краткие отчеты от 14.07.2017 приобщены к материалам данного дела).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) к деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность субъектов в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 28.03.2018 МУП «Горводоканал» осуществляет деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд (код ОКВЭД 36.00.2), деятельность по сбору и обработке сточных вод (код ОКВЭД 37.00).

  • образом, МУП «Горводоканал» является субъектом естественной монополии в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В силу пункта 1.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, при исследовании указанных товарных рынков определены: временной интервал исследования товарного рынка; продуктовые границы товарного рынка; географические границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, учитывая, что анализ состояния конкуренции проводится в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, временной интервал изучения товарных рынков определен как ретроспективный - период с 01.01.2015 по 31.12.2016.

Согласно подп. «б» пункта 1.3 Порядка продуктовые границы товарных рынков определяются согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ, в рассматриваемом случае - деятельность водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Оказание услуги холодного водоснабжения и водоотведения регламентировано нормативными правовыми актами, в том числе:

- Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ),

- Жилищным кодексом Российской Федерации,

- Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ),

- Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354),

- Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644),

- Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124,

- Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении),

- Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

Согласно положениям статьи 2 Закона № 416-ФЗ:

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение);

гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно части 4 статьи 12 Закона № 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 13 Закона № 416-ФЗ, части 1 статьи 539 ГК РФ по договору холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Договоры водоснабжения являются публичными договорами.

Согласно статье 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

Договоры водоотведения являются публичными договорами.

К договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно пункту 5 Правил № 644 договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

В силу части 1 статьи 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями Закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение неразрывно связаны с подключением (технологическим присоединением) к централизованным сетям холодного водоснабжения, водоотведения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения, водоотведения осуществляются непосредственно с целью последующего водоснабжения, водоотведения объекта потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуги водоснабжения, водоотведения).

Следовательно, технологическое подключение (присоединение) не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка холодного водоснабжения, рынка водоотведения, в связи с чем, не составляют самостоятельных товарных рынков.

  • соответствии с Основами ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения входят в систему регулируемых цен тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
  • видами деятельности МУП «Горводоканал» согласно Уставу являются: оказание населению, предприятиям, организациям и учреждениям города и района услуг водоснабжения и отведения стоков; обеспечение сохранности, эксплуатации инженерных сетей, сооружений и прочих объектов, их обслуживание, проведение текущего ремонта.

Постановлением Администрации МО МР «Печора» от 16.10.2013 № 2003 МУП «Горводоканал» наделено статусом гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения «Печора».

Согласно Постановлениям Администрации муниципального района «Печора» от 23.03.2006 № 292, от 09.03.2007 № 280, от 22.07.2013 № 1389 Администрацией МО МР «Печора» на праве хозяйственного ведения переданы Предприятию скважины, водопроводные и канализационные сети для централизованного водоснабжения и водоотведения.

В период с 01.01.2015 по 31.12.2016 в отношении МУП «Горводоканал» действовали тарифы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, установленные приказами Службы Республики Коми по тарифам от 25.11.2014 № 77/22, от 19.11.2015 № 70/18.

За установлением тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения в адрес Службы Республики Коми по тарифам (в настоящее время – Министерство) МУП «Горводоканал» не обращалось.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, распределение воды для питьевых и промышленных нужд классифицируется по коду ОКВЭД 36.00.2, сбор и очистка сточных вод - по коду ОКВЭД 37.00.

Продуктовые границы товарных рынков определены как:

- услуга холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, код ОКВЭД 36.00.2,

- услуга водоотведения (прием сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, код ОКВЭД 37.00.

Географические границы товарных рынков, в силу пункта 4.7 Порядка, определены на основании критериев: административно-территориального, организационного, технологического.

Холодное водоснабжение потребителей, водоотведение (прием сточных вод) осуществляется по централизованным сетям водоснабжения, централизованным сетям водоотведения, к которым подключены (технологически присоединены) объекты потребителей.

Исходя из обстоятельств рассматриваемого антимонопольного дела, географические границы товарных рынков услуги холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, определены границами присоединенной сети на территории города Печоры, пст. Луговой (далее - МО МР «Печора» Республики Коми).

Объем рынка услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети в МО МР «Печора» Республики Коми составил в 2015 году 126 232,9 тыс. руб., в 2016 году – 130 442,8 тыс. руб., в 2017 году – 126 474,4 тыс. руб.

Объем рынка услуги водоотведения (приема сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети в МО МР «Печора» составил в 2015 году 98 331,0 тыс. руб., в 2016 году – 99 955,6 тыс. руб., в 2017 году – 99 410,3 тыс.руб.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

«Иммунитеты», предусмотренные частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, в отношении субъектов естественной монополии не распространяются.

Таким образом, МУП «Горводоканал», являющееся субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынках:

- услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети в МО МР «Печора»,

- услуги водоотведения (приема сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети в МО МР «Печора».

В связи с чем, на действия Предприятия распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно статье 6 Закона № 147-ФЗ органами регулирования естественных монополий могут применяться методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом № 416-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 6 части 1 статьи 5 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно подп. «а», «в» пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения входят, в том числе: тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области установления цен (тарифов), а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Коми в области регулируемых государством цен (тарифов) и в сферах естественных монополий до 17.10.2016 являлась Служба Республики Коми по тарифам, с 17.10.2016 – Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, с 01.01.2018 – Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.

В силу абз. 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу части 2, части 7 статьи 31 Закона № 416-ФЗ регулированию подлежат тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу части 14 статьи 18 Закона № 416-ФЗ взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами при расчетах за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения должны применяться тарифы, установленные органом тарифного регулирования.

Как следует из акта проверки Службы от 07.10.2016 № 30 МУП «Горводоканал» при осуществлении расчетов за подключение объектов потребителей к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения установило и предъявило контрагентам (потребителям) к оплате стоимость услуг по присоединению к централизованной системе водоснабжения, водоотведения тарифы, не утвержденные Службой, тем самым нарушило часть 1 статьи 424 ГК РФ, пункт 4 Основ ценообразования.

Из материалов, представленных МУП «Горводоканал» в антимонопольное дело № А 02-02/17, установлено следующее.

2.1. ООО «УрбанСтройГрупп» обратилось в адрес МУП «Горводоканал» с заявкой от 11.11.2013 № 31/102 о выдаче технических условий на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения проектируемых 3-х этажных жилых домов № 4, № 6 по ул. Ленинградская в г. Печора.

МУП «Горводоканал» выдало ООО «УрбанСтройГрупп» технические условия от 15.11.2013 № 6033/01 на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения, проектируемых 3-х этажных жилых домов по ул. Ленинградская (район бани) в г. Печора.

Письмом от 21.08.2014 № 3839/01 МУП «Горводоканал» дополнило раздел Технических условий от 15.11.2013 № 6033/01 данными, в том числе максимального суточного расхода холодной воды с учетом подготовки воды для нужд ГВС для дома № 4 по ул. Ленинградской – 18,9 куб.м./сут., для дома № 6 по ул. Ленинградская – 12,6 куб.м./сут.

Письмом от 18.08.2015 № 763 ООО «УрбанСтройГрупп» для осуществления врезки указанных МКД по постоянной схеме просило МУП «Горводоканал» отключить участок трубопровода Ду-400 мм по ул. Русанова 19.08.2015 с 9.00 час. до окончания выполнения работ.

МУП «Горводоканал» согласно расчету затрат по прекращению подачи воды с обратным включением на жилые дома и общественные здания выставило в адрес ООО «УрбанСтройГрупп» счет – фактуру № 410 от 20.08.2015 за отключение - подключение ХВС на сумму 4 652,52 руб. (с НДС).

Согласно акту от 14.09.2015 объект, расположенный по адресу: г. Печора, ул. Ленинградская, д. 6, подключен к системам централизованного водоснабжения и водоотведения.

Доказательства, подтверждающие оплату ООО «УрбанСтройГрупп» за отключение – подключение по счету счет – фактуре № 410 от 20.08.2015 в материалах дела не установлены.

2.2. В адрес МУП «Горводоканал» обратился <…> с заявлением от 14.08.2015 на выдачу технических условий на водоснабжение и водоотведение построенного, но не подключенного объекта капитального строительства – ангара, расположенного по адресу земельного участка: г. Печора, Печорский пр., д. 80А.

МУП «Горводоканал» выдало ИП <…> технические условия № 4566/01 от 02.09.2015 на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения одноэтажного складского здания (склада-ангара), расположенного по адресу: г. Печора, Печорский пр., д. 80А, максимальный суточный расход холодной воды – 2 куб.м./сут., максимальный суточный объем сброса сточных вод – 2 куб.м./сут.

23.09.2015 МУП «Горводоканал» в адрес <…> предъявлен счет – фактура № 489 от 23.09.2015 за отключение и подключение водопровода по адресу: Печорский пр., д. 74 в размере 4 652,52 руб.

<…> произвел оплату по указанному счету – фактуре платежным поручением от 05.10.2015 № 2940 в размере 4 652,52 руб.

Согласно акту от 24.09.2015 МУП «Горводоканал» 24.09.2015 произвело подключение объекта <…> – склада-ангара, расположенного по адресу: г. Печора, Печорский пр., д. 80А, к трубопроводу холодного водоснабжения, к трубопроводу водоотведения.

2.3. В адрес МУП «Горводоканал» 26.06.2015 обратилась <…> с заявлением о выдаче ей технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Печора, ул. Булгаковой, д. 13.

МУП «Горводоканал» выдало ИП <…> технические условия № 4527/01 от 31.08.2015 на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Печора, ул. Булгаковой, д. 13, максимальный суточный расход холодной воды – 2 куб.м./сут., максимальный суточный объем сброса сточных вод – 2 куб.м./сут.

27.10.2015 МУП «Горводоканал» в адрес <…> предъявлен счет – фактура № 591 от 27.10.2015 за врезку в действующий трубопровод ХВС по ул. Булгаковой, д. 13 в размере 11 265,46 руб. (с НДС).

<…> произвела оплату по указанному счету – фактуре согласно платежному поручению от 29.10.2015 № 80 в размере 11 265,46 руб.

2.4. МУП «Горводоканал» выдало Администрации МР «Печора» технические условия № 4801/01 от 12.09.2013 на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения проектируемого 56-ти квартирного жилого дома по адресу: г. Печора, пос. Луговой.

ООО «ЮгСтройПроект» обратилось в адрес МУП «Горводоканал» с заявкой от 06.07.2016 № 16 о подаче воды на объект: 56-ти квартирный жилой дом по адресу: г. Печора, пст. Луговой, ул. Русанова, д. 2.

МУП «Горводоканал» в адрес ООО «ЮгСтройПроект» предъявлен счет на оплату № 93 от 14.07.2016 за подключение ХВС по адресу: пст. Луговой, ул. Русанова, д. 2, в размере 1550,84 руб. (с НДС).

Платежным поручением № 325 от 20.10.2016 ООО «ЮгСтройПроект» произвело оплату, в том числе по счету № 93 от 14.07.2016, на общую сумму 5 339,84 руб.

Согласно акту от 07.07.2016 56-ти квартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Печора, пст. Луговой, ул. Русанова, д. 2, подключен к системе централизованного водоснабжения и водоотведения 07.07.2016.

2.5. МУП «Горводоканал» выдало ООО «Техстрой» технические условия № 5845-2/01 от 27.11.2015 на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения объектов строительства «Многоквартирные жилые дома», расположенных по адресу: г. Печора, ул. Школьная (д. № 5, д. № 7), которыми определены максимальные суточные расходы воды с учетом подготовки воды для нужд ГВС 37,8 куб.м./сут. и 28,35 куб.м./сут., максимальный суточный объем сброса сточных вод - 66,15 куб.м./сут.

ООО «Техстрой обратилось в адрес МУП «Горводоканал» с заявкой от 09.02.2016 № 9 о подаче холодного водоснабжения по временной схеме для произведения отделочных работ по адресу: г. Печора, ул. Школьная, строение 3-1.

МУП «Горводоканал» предъявлен в адрес ООО «Техстрой» счет на оплату № 21 от 18.02.2016, счет – фактура № 50 от 19.02.2016 за подключение ХВС по адресу: ул. Школьная, строение 3-1 в размере 1550,84 руб. (с НДС).

Согласно приходному кассовому ордеру № 89 от 19.02.2016 ООО «Техстрой» произвело оплату за подключение в размере 1550,84 руб.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Печора, ул. Школьная, строение 3-1, 19.02.2016 подключен к системе централизованного водоснабжения/водоотведения, что подтверждается актом от 19.02.2016 .

  1. МУП «Горводоканал» выдало Администрации МР «Печора» технические условия № 5845-3/01 от 27.11.2015 на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения проектируемых жилых домов в районе застройки по ул. Ленина – ул. Железнодорожная в г. Печора (ул. Островского, 4/1), которыми определены, в том числе максимальный суточный расход холодной воды по трем объектам в объеме 107,1 куб.м./сут., максимальный суточный объем сброса сточных вод – 107,1 куб.м/сут.

ООО «ЛенСтрой» обратилось в адрес МУП «Горводоканал» с заявкой от 11.08.2016 № 11-08/16 о подаче холодной воды на объект «Многоквартирный трехсекционный жилой дом, расположенный по адресу: г. Печора, ул. Островского, 4 (корп. 1).

Согласно акту от 12.08.2016 объект «Многоквартирный трехсекционный жилой дом, расположенный по адресу: г. Печора, ул. Островского, д. 4/1) подключен к системе централизованного водоснабжения и водоотведения 12.08.2016.

МУП «Горводоканал» в адрес ООО «ЛенСтрой» предъявлен счет на оплату № 115 от 15.08.2016, счет – фактура № 387 от 15.08.2016 за подключение холодного водоснабжения в размере 1550,84 руб. (с НДС).

Платежным поручением № 21 от 18.08.2016 ООО «ЛенСтрой» произвело МУП «Горводоканал» оплату по счету № 115 от 15.08.2016 в размере 1550,84 руб.

2.7. МУП «Горводоканал» в адрес ООО «УрбанСтройГрупп» выданы технические условия:

- № 1376/01 от 26.03.2015 (изм. от 13.11.2015 № 5680/01) на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения объекта строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями в квартале жилой застройки (объект № 1) в границах улиц: Печорский пр., Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печора, Республика Коми», максимальный суточный расход холодной воды, в том числе на нужды ГВС – 31,1 куб.м./сут., максимальный суточный объем сброса сточных вод – 31,1 куб.м./сут.,

- № 1377/01 от 26.03.2015 (изм. от 13.11.2015 № 5681/01) на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения объекта строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями в квартале жилой застройки (объект № 2) в границах улиц: Печорский пр., Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печора, Республика Коми», максимальный суточный расход холодной воды, в том числе на нужды ГВС – 38,1 куб.м./сут., максимальный суточный объем сброса сточных вод – 38,1 куб.м./сут.,

- № 1378/01 от 26.03.2015 (изм. от 13.11.2015 № 5682/01) на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения объекта строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями в квартале жилой застройки (объект № 3) в границах улиц: Печорский пр., Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печора, Республика Коми», максимальный суточный расход холодной воды, в том числе на нужды ГВС – 38,4 куб.м./сут., максимальный суточный объем сброса сточных вод – 38,4 куб.м./сут.,

- № 1379/01 от 26.03.2015 (изм. от 13.11.2015 № 5683/01) на подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения объекта строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями в квартале жилой застройки (объект № 4) в границах улиц: Печорский пр., Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печора, Республика Коми», максимальный суточный расход холодной воды, в том числе на нужды ГВС – 38,4 куб.м./сут., максимальный суточный объем сброса сточных вод – 38,4 куб.м./сут.

ООО «ТИТАН» обратилось в адрес МУП «Горводоканал» с заявкой от 11.07.2016 № 11/07-3 на подачу воды в квартале застройки улиц: Ленинградская, Речная, Русанова, Печорский проспект.

Согласно акту от 12.07.2016 объект «Многоквартирный жилой дом в квартале жилой застройки (объект №№ 1, 2, 3, 4) в границах улиц: Печорский проспект, Ленинградская, Русанова, Речная в г. Печора Республики Коми» подключен на период строительства к системе централизованного водоснабжения 12.07.2016.

МУП «Горводоканал» предъявило в адрес ООО «ТИТАН» счет на оплату № 94 от 14.07.2016, счет – фактуру № 347 от 21.07.2016 за подключение холодного водоснабжения в размере 1550,84 руб. (с НДС).

ООО «ТИТАН» платежным поручением № 169 от 21.07.2016 произвело МУП «Горводоканал» оплату по счету № 94 от 14.07.2016 в размере 1550,84 руб.

При этом, как следует из содержания акта проверки Службы от 07.10.2016 № 30, письменных пояснений Министерства от 10.04.2017 № 3355, от 22.03.2018 б/н (вх. № 1406 от 22.03.2018), МУП «Горводоканал» за установлением тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения в Министерство не обращалось.

Таким образом, МУП «Горводоканал» при расчетах с потребителями за подключение (технологическое присоединение) объектов к системе централизованного холодного водоснабжения и водоотведения установило и применило тарифы, не утвержденные Службой (в настоящее время – Министерство).

В письменных пояснениях МУП «Горводоканал», представленных в материалы антимонопольного дела № А 02-02/17 письмами от 04.04.2017 № 1594/01, от 03.05.2017 № 1316/01, от 13.06.2017 № 2757/01, 10.08.2017 № 4634, от 16.08.2017 № 4719/01, а также в возражениях на заключение, направленных письмом от 09.04.2018 № 1126/01, указало, что в соответствии с Законом № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения осуществляется в заявительном порядке на основании заключенного договора, потребители в адрес МУП «Горводоканал» с заявлениями о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) не обращались. Кроме того, объекты ООО «УрбанСтройГрупп», <…>, <…> находятся на существующих сетях централизованного водоснабжения и водоотведения, при этом объекты двух последних не являются объектами капитального строительства. Технические условия, выданные потребителям, не содержат указание на то, что работы по присоединению выполняет МУП «Горводоканал». Предприятие также указало, что в рамках договорных отношений МУП «Горводоканал» осуществляло открытие и закрытие задвижки на сетях, находящихся в его хозяйственном ведении, что требует затрат от предприятия.

В связи с чем, как указало предприятие, МУП «Горводоканал» не оказывало данным потребителям услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения, а предоставляло услуги по прекращению подачи воды с обратным включением на основании заявок от абонентов.

Данная позиция, по мнению МУП «Горводоканал», подтверждена определением Верховного суда РФ от 10.02.2017 № 310-АД16-20102.

Указанные доводы и возражения МУП «Горводоканал» Комиссией исследованы и установлено нижеследующее.

На основании части 1 статьи 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (Правила № 83).

Согласно пункту 2 Правил № 83:

- подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов;

- точка подключения - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепловодоснабжения и водоотведения.

Пунктом 9 Правил № 83 установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 данных правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу пункта 10 Правил № 83 технические условия должны содержать, в том числе данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; срок действия технических условий.

Согласно пункту 11 Правил № 83 информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:

данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);

дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

При этом, в силу пункта 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ, пункта 82 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с подп. 6 пункта 3 статьи 21 Закона № 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение в случае проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей.

В силу пункта 86 Правил № 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.

Из материалов антимонопольного дела следует, что объекты, в том числе склад-ангар (недвижимое имущество, свидетельство о государственной регистрации права собственности 11АА № 889267 от 30.06.2012), являются объектами капитального строительства.

В отношении указанных объектов МУП «Горводоканал» выдало потребителям соответствующие технические условия на их подключение к наружным сетям водоснабжения и водоотведения, которыми установлены, в том числе подключаемые нагрузки, точки подключения.

МУП «Горводоканал» в расчет стоимости услуги, определенной в размере 1550,84 руб., включило расходы на подключение: заработную плату слесаря АВР, отчисления на заработную плату, накладные расходы, прибыль, транспортные расходы, НДС.

В расчет стоимости услуги, определенной в размере 4652,52 руб., МУП «Горводоканал» включило расходы на отключение, подключение: заработную плату слесаря АВР, отчисления на заработную плату, накладные расходы, прибыль, транспортные расходы, НДС.

  • акту-расчету затрат по врезке в действующий трубопровод ХВС по адресу: г. Печора, ул. Булгаковой, д. 13 по заявке ИП <…> в стоимость услуги включены расходы на заработную плату слесаря АВР, электрогазосварщика, отчисления на заработную плату, накладные расходы, затраты на автотранспорт (специальная ассенизационная, вакуумная), прибыль, НДС.

В соответствии с актами, имеющимся в материалах антимонопольного дела № А 02-02/17, МУП «Горводоканал» произвело подключение указанных объектов к системам централизованного водоснабжения и водоотведения. Работы, выполненные предприятием: открытие задвижки, запорной арматуры, врезка в действующий трубопровод, производились в целях подключения объектов капитального строительства к системам централизованного водоснабжения и водоотведения МУП «Горводоканал». За указанные работы МУП «Горводоканал» предъявило потребителям к оплате именно стоимость за подключение или врезку к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Врезка водопровода в существующую сеть не может являться самостоятельным видом мероприятий, не входящих в состав мероприятий по подключению (технологическому присоединению), поскольку подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения согласно Правилам № 83, это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов. Точкой подключения является место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепловодоснабжения и водоотведения.

Подключение (технологическое присоединение) представляет собой процесс фактического осуществления организацией водопроводно-канализационного хозяйства действий по подключению объекта потребителя к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, что предусмотрено пунктом 19 типового договора на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 03.11.2017 по делу № А 29-9357/2017, постановлению Второго арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 по делу № А 29-9357/2017, оказание Предприятием услуги по открытию задвижки водопроводной сети свидетельствует о подключении таким способом дома к системе водоснабжения и о том, что между сторонами сложились фактические взаимоотношения по оказанию услуги по подключению водоснабжения.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2017 № 310-АД16-20102, на которое ссылается МУП «Горводоканал», не подтверждает правомерность действий Предприятия, поскольку в настоящем антимонопольном деле обстоятельства, касающиеся взимания платы за выдачу Предприятием гражданам платных справок о возможности подключения (технологического присоединения) к сетям водоснабжения и водоотведения, Комиссией не рассматривались.

  • письменных пояснениях на заключение об обстоятельствах дела № А 02-02/17 МУП «Горводоканал» указало, что все работы по прокладке сетей холодного водоснабжения и водоотведения осуществлены указанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, МУП «Горводоканал» не требовалось создание дополнительных мощностей, что является основанием не взимания с указанных лиц платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.

Комиссия, оценив заявленный довод Предприятия, отклонила его, ввиду нижеследующего.

Действующим законодательством в области тарифного регулирования не предусмотрено установление отдельных тарифов на услуги, выполняемые с целью подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения, тарифы на которое, в свою очередь, подлежат государственному регулированию в соответствии с установленными нормативными правовыми актами.

Согласно приложению № 8 к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, в расчет платы за подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения и водоотведения включаются расходы, связанные с подключением (технологическим присоединением), расходы на проведение мероприятий по подключению заявителей (расходы на проектирование, сырье и материалы, оплату труда, и отчислений на социальные нужды, электрическую энергию и т.д.).

Как уже было указано выше, МУП «Горводоканал» в отношении ООО «УрбанСтройГрупп», <..> ООО «ЮгСтройПроект», ООО «Техстрой», ООО «ЛенСтрой», ООО «ТИТАН» выполняло работы: открытие задвижки, запорной арматуры, врезку в действующий трубопровод именно в целях подключения объектов капитального строительства к системам централизованного водоснабжения и водоотведения МУП «Горводоканал».

Из письменных пояснений Министерства, представленных в материалы антимонопольного дела № А 02-02/17 письмами от 04.05.2017, от 19.06.2017, следует, что Министерством утверждаются тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, включающие ставки тарифов за подключаемую нагрузку, а также ставки тарифов за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения к системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения. При этом, отсутствие утвержденной инвестиционной программы и схемы водоснабжения не является основанием для отказа органом регулирования тарифов в открытии дела об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

В связи с чем, обращение МУП «Горводоканал» для установления тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения при наличии заявителя в Министерство обязательно.

Таким образом, МУП «Горводоканал» при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства, расположенных в городе Печора, пст. Луговой, к системам централизованного водоснабжения и водоотведения, установило и применило в отношении потребителей: ООО «УрбанСтройГрупп», <…>, ООО «ЮгСтройПроект», ООО «Техстрой», ООО «ЛенСтрой», ООО «ТИТАН» плату по неустановленному органом регулирования тарифу, что противоречит требованиям Закона № 416-ФЗ.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Все вышеуказанное характеризует поведение МУП «Горводоканал» как злоупотребление Предприятием своим доминирующим положением, в связи с чем, Комиссия пришла к выводу, что действия Предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке услуги холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети на территории города Печора и пст. Луговой, выразившиеся в установлении и взимании в период с 20.08.2015 по 15.08.2016 платы за подключение и врезку трубопровода к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, по неустановленному органом тарифного регулирования тарифу, что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов ООО «УрбанСтройГрупп», <…>, ООО «ЮгСтройПроект», ООО «Техстрой», ООО «ЛенСтрой», ООО «ТИТАН» в сфере предпринимательской деятельности, противоречат требованиям пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из материалов, представленных в антимонопольное дело № А 02-02/17, следует, что МУП «Горводоканал» при осуществлении подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, расположенных в городе Печора, пст. Луговой, к системе централизованного водоснабжения и водоотведения в период с 20.08.2015 по 15.08.2016 установило и предъявило в адрес ООО «УрбанСтройГрупп», <…>, ООО «ЮгСтройПроект», ООО «Техстрой», ООО «ЛенСтрой», ООО «ТИТАН» плату за подключение по не установленным органом по регулированию тарифам на общую сумму 26 773,86 руб. (с НДС). Фактически оплата произведена на сумму 22 121,34 руб. (с НДС).

Решением Комиссии Коми УФАС России по делу № А 02-02/17 от 20.04.2018 № 02-01/2893 МУП «Горводоканал», занимающее доминирующее положение на товарных рынках услуги холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети на территории города Печора и пст. Луговой, признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся в установлении и взимании в период с 20.08.2015 по 15.08.2016 платы за подключение и врезку трубопровода к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, по неустановленному органом тарифного регулирования тарифу, что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов ООО «УрбанСтройГрупп», <…>, ООО «ЮгСтройПроект», ООО «Техстрой», ООО «ЛенСтрой», ООО «ТИТАН» в сфере предпринимательской деятельности.

  • установлено, что после указанного периода в адрес МУП «Горводоканал» продолжали поступать заявления о предоставлении технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, что в свою очередь предполагает в дальнейшем их фактическое подключение. При этом на дату рассмотрения настоящего дела МУП «Горводоканал» с заявлением об утверждении платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям централизованного водоснабжения и водоотведения в адрес Министерства не обращалось.

При вышеобозначенном, у Комиссии имелись основания для выдачи МУП «Горводоканал» предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Письмом от 30.05.2018 № 1863/01 (вх. 1897э от 31.05.2018) Предприятие уведомило антимонопольное управление об исполнении Предписания от 20.04.2018.

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства МУП «Горводоканал».

В соответствии с положениями статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

МУП «Горводоканал» в письмах от 04.04.2017 № 1594/01, от 09.06.2018 № 2023/01 сообщило о том, что лицом, ответственным за соблюдение требований нормативных правовых актов в сфере ценообразования, является <…>.

В письменных пояснениях от 12.09.2018 (вх. № 4366 от 14.09.2018), представленных в материалы рассматриваемого административного дела, <…> указала, что расчёт затрат по прекращению подачи воды с обратным включением на существующие жилые дома и общественные здания на 2011 год был выполнен <…> в целях безопасности при снабжении питьевой водой населения и недопущения к производству работ на сетях централизованного водоснабжения посторонних лиц, а также в целях применения прочих платных услуг при производстве ремонтных работ. Данный расчёт, как указала <…> применялся только к вышеуказанным работам, но не являлся тарифом на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Данный расчёт не должен был применяться при производстве работ, связанных с технологическим присоединением новых объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения. <…> пояснила, что ей неизвестно, чем руководствовались сотрудники Предприятия при выставлении счётов на оплату за технологическое присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения.

Также <…> указала, что не выполняет на Предприятии организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, следовательно, не является должностным лицом, которое может быть подвергнуто административной ответственности. Кроме того, у <…> отсутствует должностная инструкция.

Должностное лицо Коми УФАС России, оценив пояснения <…>, рассмотрев имеющиеся в административном деле № АШ 37-08/18 материалы, установило следующее.

Согласно приказу МУП «Горводоканал» № 15-лс от 04.05.2006 <…> принята на должность <…> Предприятия с 05.05.2006.

  • материалах рассматриваемого административного дела имеется копия трудового договора № 15 от 04.05.2006, заключенного между МУП «Горводоканал» (Работодатель) и <…> (Работник), в соответствии с п. 1.1 которого трудовой договор регулирует трудовые и иные связанные с ними отношения между Работником и Работодателем. Указанный договор подписан со стороны <…> 05.05.2006.

В соответствии с трудовым договором № 15 от 04.05.2006 <…> принята на работу в отдел корпоративного развития, планирования и экономики с 05.05.2006 и осуществляет руководство работой по экономическому планированию на Предприятии; осуществляет разработку и подготовку прогнозов, проектов перспективных и текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности; осуществляет инвестиционную политику и управление активами предприятия, проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности Предприятия и разработку мероприятий по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение производительности труда, снижение издержек на производство и реализацию товаров (услуг), устранение потерь и непроизводительных расходов.

В обязанности <…> входит, в том числе, добросовестно, своевременно, на высоком профессиональном уровне исполнять свои трудовые обязанности, вытекающие из условий настоящего договора и установленные работодателем, в соответствии со своей профессией (специальностью), должностью и квалификацией.

Однако из указанного трудового договора не следует, что на <…> возложена обязанность по соблюдению требований нормативных правовых актов в сфере ценообразования, и корреспондирующая этой обязанности ответственность.

Кроме того, согласно п. 1.8 трудового договора правоотношения между Работодателем и Работником регулируются, в том числе должностной инструкцией работника. Однако как указала <…>, у неё отсутствует должностная инструкция. МУП «Горводоканал» по запросу Коми УФАС России № 06-06/3303 от 11.05.2018 должностную инструкцию <…> Предприятия не представило.

Согласно решению Коми УФАС России по делу № А 02-02/17 от 20.04.2018, МУП «Горводоканал» вменено нарушение антимонопольного законодательства по факту совершения действий, выразившихся в установлении и взимании платы за подключение и врезку трубопровода к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, по неустановленному органом тарифного регулирования тарифу, что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

Из трудового договора <…> также не следует, что на указанное должностное лицо Предприятия возложена обязанность по обращению в орган тарифного регулирования Республики Коми за установлением для МУП «Горводоканал» тарифа на подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения.

Как следует из материалов антимонопольного дела № А 02-02/17, <…> осуществлен расчет затрат по прекращению подачи воды с обратным включением на жилые дома и общественные здания на 2011 год (далее – расчёт затрат). Согласно данному расчёту затрат плата за отключение и подключение составляет 4656,52 рубля.

Вместе с тем, как следует из решения Коми УФАС России по делу № А 02-02/17 от 20.04.2018 (стр.10-13 решения), не всем хозяйствующим субъектам, интересы которых были ущемлены действиями МУП «Горводоканал», была предъявлена плата за подключение и отключение к сетям водоснабжения и водоотведения Предприятия в размере 4656,52 рубля. Кроме того, составленный <…> расчёт затрат утверждён 31.12.2010 непосредственно директором МУП «Горводоканал» <…>

Учитывая вышеизложенное, должностное лицо Коми УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае не усматривается, что должностным лицом, ответственным за соблюдение МУП «Горводоканал» требованиям антимонопольного законодательства применительно к рассматриваемым обстоятельствам, является <…>.

В рассматриваемом случае отсутствует вина <…> во вменяемом административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Должностное лицо, исследовав имеющиеся материалы административного дела № АШ 37-08/18, пришло к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 2 статьи 29.4, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Прекратить производство по делу № АШ 37-08/18 об административном правонарушении в отношении <…> ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

Заместитель руководителя управления –

начальник отдела контроля рекламы и

недобросовестной конкуренции <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны