Определение №02-07/7269 Определение о назначении дела № А 16-10/18 о нарушении антим... от 18 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

о назначении дела № А 16-10/18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

18 октября 2018 года

 

 

 

№ 02-07/7269

Сыктывкар

 

ООО «Усинская Тепловая Компания»

169710, Республика Коми, г. Усинск,

ул. Промышленная, д. 34

 

МУП «Служба Заказчика»

169710, Республика Коми, г. Усинск,

ул. Ленина, д. 13

 

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 15.10.2018 № 208 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Служба Заказчика» (ИНН 1106010970, ОГРН 1021100898466), адрес места нахождения: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Ленина, д. 13 (далее – МУП «Служба Заказчика», Предприятие), пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части действий, выразившихся в навязывании ООО «Усинская тепловая компания» (далее – Общество, заявитель) невыгодного условия договора на поставку попутного нефтяного/отбензиненного газа от 30.01.2017 № УТК/2017, предусмотренного пунктом 8.3 Договора, что привело (могло привести) к ущемлению интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено приказом Коми УФАС России от 15.10.2018 № 208 по признакам нарушения МУП «Служба Заказчика» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «Усинская Тепловая Компания» от 11.09.2017 № 4703 (вх. № 4964 от 14.09.2017) на неправомерные, по мнению заявителя, действия МУП «Служба Заказчика» в части навязывания условий договора поставки газа, невыгодных для заявителя.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции МУП «Служба Заказчика» занимает доминирующее положение на товарном рынке оптовой реализации попутного нефтяного/отбензиненного газа на территории МО ГО «Усинск» Республики Коми. В связи с чем, на действия Предприятия распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно методическим указаниям ФАС России от 24.12.2012 № ИА/43953/12 в качестве навязывания могут рассматриваться только активные действия лица, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, связанные с предложением экономически зависимому субъекту заведомо невыгодных и (или) не относящихся к предмету договора условий, которые правомерно оспариваются контрагентом. В предмет доказывания по данной категории входит установление следующих обстоятельств:

- отсутствие нормативных актов, обуславливающих включение в договор соответствующих условий;

- невыгодность предлагаемых условий либо неотносимость их к предмету заключаемого договора;

- заявление обратившимся за заключением договора субъектом возражений (сопроводительные письма, протоколы разногласий, протоколы совещаний по обсуждению условий договоров и т.д.).

При этом, не может рассматриваться в качестве навязывания предъявление незаконных требований к контрагенту, которые им не оспариваются и принимаются к исполнению.

Из материалов заявления установлено, что между ООО «Усинская Тепловая Компания» и МУП «Служба Заказчика» имеют место спорные отношения по условиям договора поставки попутного нефтяного/отбензиненного газа № УТК/2017 от 30.01.2017 (далее – Договор от 30.01.2017 № УТК/2017), предусмотренным пунктами 3.6, 3.8, 3.10, 3.11, 3.13, 3.15, 4.2, 5.1, 5.4, 5.5, 5.6, 8.3, 10, приложением № 2 к договору.

ООО «Усинская Тепловая Компания» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к МУП «Служба Заказчика» о признании договора от 30.01.2017 № УТК/2017 на поставку попутного нефтяного/отбензиненного газа заключенным с учетом изменений, предусмотренных заявителем протоколом разногласий к договору от 21.02.2017.

  • суд Республики Коми решением от 10.10.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 удовлетворил исковые требования ООО «Усинская Тепловая Компания» частично: принял пункты 3,6, 3.15, 5.4, 5.6, 8.3, 10 Договора от 30.01.2017 № УТК/2017 в редакции заявителя согласно протоколу разногласий от 21.02.2017, исключил из Договора от 30.01.2017 № УТК/2017 пункты 3.11 и 5.5, в остальной части в удовлетворении иска отказал.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.07.2018 решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.10.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 по делу № 29-4428/2017 оставлены без изменения, кассационная жалоба ООО «Усинская Тепловая Компания» - без удовлетворения.

Таким образом, в действиях МУП «Служба Заказчика» установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части навязывания ООО «Усинская Тепловая Компания» условий Договора от 30.01.2017 № УТК/2017, предусмотренных пунктами 3,6, 3.15, 5.4, 5.6, 8.3, 10, невыгодных для заявителя.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Коми УФАС России, руководствуясь пунктом 3 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения заявления ООО «Усинская Тепловая Компания» выдало МУП «Служба Заказчика» предупреждение от 31.08.2018 № 02-07/6064 о прекращении действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Во исполнение указанного предупреждения МУП «Служба Заказчика» надлежало в срок до 01.10.2018 заключить с ООО «Усинская тепловая компания» договор на поставку попутного нефтяного/ отбензиненного газа от 30.01.2017 № УТК/2017, с условиями пунктов 3.6, 3.15, 5.4, 5.6, 8.3, 10 договора в редакции Общества согласно протоколу разногласий к договору от 21.02.2017.

Из материалов, имеющихся в антимонопольном управлении, установлено, что МУП «Служба Заказчика» письмом от 01.10.2018 № 509 направило в адрес ООО «Усинская Тепловая Компания» дополнительное соглашение к Договору от 30.01.2017 № УТК/2017, согласно которому приняло условия пунктов 3.6, 3.15, 5.4, 5.6, 10 в редакции Общества согласно протоколу разногласий к договору от 21.02.2017.

При этом, условия пункта 8.3 Договора от 30.01.2017 № УТК/2017 оставлены в редакции Предприятия.

Таким образом, МУП «Служба Заказчика» в указанной части не исполнило предупреждение антимонопольного управления.

При таких обстоятельствах, в рассматриваемых действиях МУП «Служба Заказчика» установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу положений части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 13, 14, 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № А 16-10/18 к рассмотрению на 11.12.2018 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Руководствуясь пунктами 3.3, 3.17 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России № 345 от 25 мая 2012 года, отделу защиты конкуренции Коми УФАС России:

- в срок до 07.12.2018 провести исследование товарного рынка оптовой реализации попутного нефтяного/отбензиненного газа (перепродажи) в МО ГО «Усинск» Республики Коми за период с 01.01.2016 по 30.09.2018.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 16-10/18, назначенного на 11.12.2018 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу – МУП «Служба Заказчика», адрес места нахождения: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Ленина, д. 13.

4. МУП «Служба Заказчика» представить в Коми УФАС России следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

В срок до 29.10.2018:

4.1. Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих в адрес Предприятия поставку попутного нефтяного/отбензиненного газа в период с 01.01.2016 по дату ответа на настоящее Определение, с указанием по каждому поставщику полного наименования, адреса места нахождения.

4.2. Реестр договоров, заключенных между Предприятием и контрагентами, на поставку МУП «Служба Заказчика» попутного нефтяного/отбензиненного газа, действующих в период с 01.01.2016 по дату ответа на настоящее Определение.

В срок до 19.11.2018

4.2. Сведения об объемах закупки МУП «Служба Заказчика» попутного нефтяного/отбензиненного газа, поставляемого в адрес Предприятия, за 2016 год, 2017 год, 9 месяцев 2018 года (в отдельности за каждый год) всего, в том числе в отдельности по каждому поставщику, указанному в пункте 4.1 настоящего Определения.

4.3. Копии договоров, заключенных между МУП «Служба Заказчика» и хозяйствующими субъектами, указанными в пункте 4.1 настоящего Определения, действующих в период с 01.01.2016 по дату ответа на настоящее Определение, со всеми приложениями, дополнениями, изменениями.

  1. Сведения об объемах оптовой поставки (перепродажи) МУП «Служба Заказчика» попутного нефтяного/отбензиненного газа в адрес контрагентов за 2016 год, 2017 год, 9 месяцев 2018 года (в отдельности за каждый год) всего, в том числе в адрес ООО «Усинская Тепловая Компания», куб.м.

4.5. Копию дополнительного соглашения к Договору от 30.01.2017 № УТК/2017, направленного МУП «Служба Заказчика» в адрес ООО «Усинская Тепловая Компания» письмом от 01.10.2018 № 509.

4.6. Поясняющие причины и основания, в том числе экономическую и технологическую обоснованность, по которым Предприятие не приняло условие пункта 8.3 Договора от 30.01.2017 № УТК/2017 в редакции ООО «Усинская Тепловая Компания» согласно протоколу разногласий к договору от 21.02.2017.

4.7. В случае, если на дату ответа на настоящее Определение условие пункта 8.3 Договора от 30.01.2017 № УТК/2017 принято в редакции ООО «Усинская Тепловая Компания» согласно протоколу разногласий к договору от 21.02.2017, представьте копии подтверждающих документов.

4.8. Копию договора, заключенного между МУП «Служба Заказчика» и ООО «Усинская Тепловая Компания» на поставку попутного нефтяного/отбензиненного газа, действующего на дату ответа на настоящее Определение, со всеми приложениями, дополнениями, изменениями.

4.9. О должностном лице МУП «Служба Заказчика», ответственном применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдением Предприятием требований антимонопольного законодательства, с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату ответа на настоящее Определение, паспортных данных (копию со 2-ой по 5-ую страницы паспорта) должностного лица с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

4.10. Копии распоряжения о назначении Василенко В.Н. и.о. директора МУП «Служба Заказчика», трудового договора (со всеми изменениями, дополнениями), заключенных с Василенко В.Н.

4.11. Иные документы и информацию имеющие значение для рассмотрения настоящего антимонопольного дела.

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 16-10/18, назначенного на 11.12.2018 в 15.00 час. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя ООО «Усинская Тепловая Компания», адрес места нахождения: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Промышленная, д. 34.

6. ООО «Усинская Тепловая Компания» представить в Коми УФАС России в срок до 19.11.2018 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

  1. Сведения об объемах оптовой поставки (перепродажи) МУП «Служба Заказчика» попутного нефтяного/отбензиненного газа в адрес ООО «Усинская Тепловая Компания» за 2016 год, 2017 год, 9 месяцев 2018 года (в отдельности за каждый год), куб.м.

6.2. Поясняющие, принято ли МУП «Служба Заказчика» условие пункта 8.3 Договора от 30.01.2017 № УТК/2017 в редакции ООО «Усинская Тепловая Компания» согласно протоколу разногласий к договору от 21.02.2017:

6.2.1. если условие принято, представьте копии подтверждающих документов, с указанием даты, когда такое условие принято,

6.2.2. если условие не принято, представьте соответствующую письменную информацию.

6.3. Копию договора, заключенного между ООО «Усинская Тепловая Компания» и МУП «Служба Заказчика» на поставку попутного нефтяного/отбензиненного газа, действующего на дату ответа на настоящее Определение, со всеми приложениями, дополнениями, изменениями.

6.4. Поясняющие, в чём состоит или может состоять ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов ООО «Усинская Тепловая Компания» в сфере предпринимательской деятельности в результате навязывания МУП «Служба Заказчика» условий Договора от 30.01.2017 № УТК/2017, в том числе пункта 8.3 Договора.

6.5. Поясняющие ущерб, причиненный ООО «Усинская Тепловая Компания» в результате навязывания МУП «Служба Заказчика» условий Договора от 30.01.2017 № УТК/2017, в том числе пункта 8.3 Договора, приложите расчет ущерба или возможного ущерба.

6.6. Иные документы и информацию имеющие значение для рассмотрения настоящего антимонопольного дела.

7. МУП «Служба Заказчика» в срок до 01.12.2018 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

8. МУП «Служба Заказчика», ООО «Усинская Тепловая Компания» обеспечить явку законного представителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) на участие в рассмотрении дела.

9. Явка представителя МУП «Служба Заказчика», ООО «Усинская Тепловая Компания» для участия в рассмотрении антимонопольного дела № А 16-10/18 обязательна.

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Напоминаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 данной статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Приложение: копия приказа Коми УФАС России от 15.10.2018 № 208 на 1 л. в 1 экз. в оба адреса.

 

 

Председатель Комиссии <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны