Решение №ОД/4239/23 Решение от 30.06.2023 от 4 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

30 июня 2023 года

 

г. Сыктывкар

                             

№ _______________

                                                                            

 

                                                            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <….> (далее – Комиссия Коми УФАС России, Комиссия), рассмотрев жалобу вх. от 21.06.2023 №3673/23  индивидуального предпринимателя <….> (далее – заявитель, предприниматель) в отношении заказчика – государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский автомеханический техникум» (далее – ГПОУ «САТ», заказчик, организатор закупки, учреждение), касающуюся проведения закупки способом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту коридора 2-го этажа в учебном и общественно-бытовом корпусе по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 122, номер извещения № 32312453219 в единой информационной системе (далее – жалоба),

в присутствии:

- <….>–  представителя заявителя по доверенности;

- <….> – представителя ГПОУ «САТ» по доверенности;

- <….> - – представителя ГПОУ «САТ» по доверенности;

в отсутствии на заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – ООО «РТС-тендер»), извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум» явилось заказчиком и организатором закупки в форме запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту коридора 2-го этажа в учебном и общественно-бытовом корпусе по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 122, номер извещения № 32312453219 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка, ЕИС). Закупка проводилась на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Извещение с документацией размещены в ЕИС 02.06.2023 срок окончания подачи заявок – 13.06.2023.

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуются действия закупочной комиссии в части проведения оценки заявок и присвоения предпринимателю по данной закупке второго места.

Заявитель считает присвоение ей второго места незаконным и необоснованным, указывая следующее.

По мнению предпринимателя, ее заявка полностью соответствовала требованиям, указанным в документации, в составе заявки представлены подтверждающие документы. Считает, что заказчик неправомерно установил порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ» в денежном выражении, то есть по данному показателю оценивается объем аналогичных работ (оказанных услуг) в денежном выражении по выполненным (исполненным) договорам, включение в качестве критерия оценки опыта в рублях без указания предельного максимального количественного значения может привести к ограничению конкуренции. В формуле расчета используется опыт выполнения всех договоров участника в денежном выражении, и не учитывается количество заключенных договоров. Следовательно, участник, который заключил малое количество договоров, но на большую сумму, будет определен как победитель закупки.

Предприниматель указала на дискриминационный порядок оценки и сопоставления заявок, что приводит к ограничению конкуренции, поскольку лишает возможности участников закупки конкурировать, не имеющим аналогичный опыт по ценовому и неценовому критерию с участниками, которые имеют больший опыт в оказании аналогичных услуг, также выразила не согласие в части предложения более низкой цены. Кроме того, в жалобе указала что победитель закупки, занявший первое место не имеет опыта по отделочным работам, а у предпринимателя наоборот, имеется опыт в данном направлении, но в денежном выражении на меньшую сумму.

Заявитель и ее представитель пояснили, что заказчиком не дано полное объяснение, что является аналогичными работами по критерию оценки заявок на участие в запросе предложений. В этой связи, заявитель посчитал, что аналогичными работами по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ», являются отделочные работы и представила справку о перечне и объеме исполнения аналогичных работ, при этом имеется опыт выполнения работ по текущему ремонту кровли, установке ограждения и прочее.

Так, согласно пункту 11 информационной карты закупочной документации «Критерии и порядок оценки заявок на участие» для определения относительной значимости критериев оценки устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия (значимость критерия):

- «Цена» - 60% (0,6);

- «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении в период с 01.01.2017 по 31.12.2022 - 30% (0,3).

Совокупная значимость всех критериев составляет 100%(1).

В целях подтверждения опыта учитываются исключительно контракты, заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо договоры, заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГПОУ «САТ», утвержденное наблюдательным советом учреждения (протокол № 12 от 23.12.2022), далее – Положение о закупке, размещено в единой информационной системе (далее – ЕИС) 26.12.2022.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

По пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно подпункту 15 пункта 6.5 раздела 6 Положения о закупках в документации о закупке указываются следующие сведения: 15) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (примерные критерии указаны в приложении № 2 к Положению о закупке).

Так, в пункте 5 приложения № 2 Положения о закупках указано, что для оценки и сопоставления заявок могут использоваться следующие критерии и соответствующая значимость критериев, в том числе: нестоимостные критерии оценки заявок - квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация). В Положении о закупках указано, что для проведения оценки по данному критерию в документации о закупке необходимо установить - конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт участника или коллектива его сотрудников по стоимости выполненных ранее аналогичных работ); формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника); требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки). Также предусмотрено, что значимость по данному критерию - не более 70%.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Представители ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум» с доводами, изложенными в жалобе не согласились, считают ее необоснованной. В письменном отзыве на жалобу от 27.06.2023 №05-717 заказчик пояснил следующее.

Доводы предпринимателя при расчете критерия в денежном выражении дискриминируют других участников закупки несостоятелен, так как заказчик не устанавливал минимальные требования к опыту или ресурсам, кроме того, наличие большего опыта, квалификации позволяют заказчику достичь удовлетворения своих потребностей по предмету закупки.

Поскольку, к участникам закупки не установлено ограничение по количеству предоставления документов, содержащих информацию об опыте при осуществлении аналогичных работ, все решения о подтверждении сведений, возложены исключительно на участников.

Вместе с тем, любой участник закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Одновременно, заявитель не воспользовалась таким правом, за разъяснением не обращалась. Данное обстоятельство также подтверждается самой жалобой.

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений является рекомендательным, перечень критериев оценки – открытым.

Также, довод заявителя, что заказчик при оценке заявок неправомерно принял опыт работ победителя закупки подлежит отклонению, в связи с тем, что закупочной документации не конкретизированы виды ремонтных работ, которые принимаются в качестве подтверждения опыта.

Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому из критериев оценки заявок на участие в запросе предложений, умноженных на коэффициенты значимости данных критериев. Коэффициент значимости конкретного критерия равен величине значимости такого критерия в процентах, деленному на 100.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Направленные на обеспечение потребностей заказчика в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

Закон о закупках не определяет конкретные критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупках. Заказчики при установлении в закупочной документации критериев оценки руководствуются своим положением о закупках товаров, работ, услуг.

В данном случае, оспоренный заявителем критерий оценки и его значимость не противоречат Закону о закупках и соответствуют Положению о закупках. Нарушение принципа, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в указанных заявителем действиях заказчика отсутствует.

Указанная в жалобе просьба заявителя об обязании заказчика устранить допущенные нарушения и обязать повторно рассмотреть, оценить заявки на участие в запросе предложений, оставлена без удовлетворения в связи с тем, что нарушений требований Закона о закупках, Положения о закупке, закупочной документации не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу необоснованной

 

 Председатель Комиссии

 

      <….>

 

 

 

 

 Члены Комиссии

 

                                  <….>

 

 

                                  <….>

                                               

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны