Решение №ОД/4239/23 Решение от 30.06.2023 от 4 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми |
||
РЕШЕНИЕ |
||
30 июня 2023 года |
г. Сыктывкар |
№ _______________ |
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <….> (далее – Комиссия Коми УФАС России, Комиссия), рассмотрев жалобу вх. от 21.06.2023 №3673/23 индивидуального предпринимателя <….> (далее – заявитель, предприниматель) в отношении заказчика – государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский автомеханический техникум» (далее – ГПОУ «САТ», заказчик, организатор закупки, учреждение), касающуюся проведения закупки способом запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту коридора 2-го этажа в учебном и общественно-бытовом корпусе по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 122, номер извещения № 32312453219 в единой информационной системе (далее – жалоба),
в присутствии:
- <….>– представителя заявителя по доверенности;
- <….> – представителя ГПОУ «САТ» по доверенности;
- <….> - – представителя ГПОУ «САТ» по доверенности;
в отсутствии на заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – ООО «РТС-тендер»), извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум» явилось заказчиком и организатором закупки в форме запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту коридора 2-го этажа в учебном и общественно-бытовом корпусе по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 122, номер извещения № 32312453219 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – закупка, ЕИС). Закупка проводилась на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Извещение с документацией размещены в ЕИС 02.06.2023 срок окончания подачи заявок – 13.06.2023.
Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Заявителем обжалуются действия закупочной комиссии в части проведения оценки заявок и присвоения предпринимателю по данной закупке второго места.
Заявитель считает присвоение ей второго места незаконным и необоснованным, указывая следующее.
По мнению предпринимателя, ее заявка полностью соответствовала требованиям, указанным в документации, в составе заявки представлены подтверждающие документы. Считает, что заказчик неправомерно установил порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ» в денежном выражении, то есть по данному показателю оценивается объем аналогичных работ (оказанных услуг) в денежном выражении по выполненным (исполненным) договорам, включение в качестве критерия оценки опыта в рублях без указания предельного максимального количественного значения может привести к ограничению конкуренции. В формуле расчета используется опыт выполнения всех договоров участника в денежном выражении, и не учитывается количество заключенных договоров. Следовательно, участник, который заключил малое количество договоров, но на большую сумму, будет определен как победитель закупки.
Предприниматель указала на дискриминационный порядок оценки и сопоставления заявок, что приводит к ограничению конкуренции, поскольку лишает возможности участников закупки конкурировать, не имеющим аналогичный опыт по ценовому и неценовому критерию с участниками, которые имеют больший опыт в оказании аналогичных услуг, также выразила не согласие в части предложения более низкой цены. Кроме того, в жалобе указала что победитель закупки, занявший первое место не имеет опыта по отделочным работам, а у предпринимателя наоборот, имеется опыт в данном направлении, но в денежном выражении на меньшую сумму.
Заявитель и ее представитель пояснили, что заказчиком не дано полное объяснение, что является аналогичными работами по критерию оценки заявок на участие в запросе предложений. В этой связи, заявитель посчитал, что аналогичными работами по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ», являются отделочные работы и представила справку о перечне и объеме исполнения аналогичных работ, при этом имеется опыт выполнения работ по текущему ремонту кровли, установке ограждения и прочее.
Так, согласно пункту 11 информационной карты закупочной документации «Критерии и порядок оценки заявок на участие» для определения относительной значимости критериев оценки устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия (значимость критерия):
- «Цена» - 60% (0,6);
- «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении в период с 01.01.2017 по 31.12.2022 - 30% (0,3).
Совокупная значимость всех критериев составляет 100%(1).
В целях подтверждения опыта учитываются исключительно контракты, заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо договоры, заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг ГПОУ «САТ», утвержденное наблюдательным советом учреждения (протокол № 12 от 23.12.2022), далее – Положение о закупке, размещено в единой информационной системе (далее – ЕИС) 26.12.2022.
Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
По пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно подпункту 15 пункта 6.5 раздела 6 Положения о закупках в документации о закупке указываются следующие сведения: 15) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (примерные критерии указаны в приложении № 2 к Положению о закупке).
Так, в пункте 5 приложения № 2 Положения о закупках указано, что для оценки и сопоставления заявок могут использоваться следующие критерии и соответствующая значимость критериев, в том числе: нестоимостные критерии оценки заявок - квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация). В Положении о закупках указано, что для проведения оценки по данному критерию в документации о закупке необходимо установить - конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт участника или коллектива его сотрудников по стоимости выполненных ранее аналогичных работ); формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника); требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки). Также предусмотрено, что значимость по данному критерию - не более 70%.
Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Представители ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум» с доводами, изложенными в жалобе не согласились, считают ее необоснованной. В письменном отзыве на жалобу от 27.06.2023 №05-717 заказчик пояснил следующее.
Доводы предпринимателя при расчете критерия в денежном выражении дискриминируют других участников закупки несостоятелен, так как заказчик не устанавливал минимальные требования к опыту или ресурсам, кроме того, наличие большего опыта, квалификации позволяют заказчику достичь удовлетворения своих потребностей по предмету закупки.
Поскольку, к участникам закупки не установлено ограничение по количеству предоставления документов, содержащих информацию об опыте при осуществлении аналогичных работ, все решения о подтверждении сведений, возложены исключительно на участников.
Вместе с тем, любой участник закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Одновременно, заявитель не воспользовалась таким правом, за разъяснением не обращалась. Данное обстоятельство также подтверждается самой жалобой.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений является рекомендательным, перечень критериев оценки – открытым.
Также, довод заявителя, что заказчик при оценке заявок неправомерно принял опыт работ победителя закупки подлежит отклонению, в связи с тем, что закупочной документации не конкретизированы виды ремонтных работ, которые принимаются в качестве подтверждения опыта.
Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому из критериев оценки заявок на участие в запросе предложений, умноженных на коэффициенты значимости данных критериев. Коэффициент значимости конкретного критерия равен величине значимости такого критерия в процентах, деленному на 100.
Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Направленные на обеспечение потребностей заказчика в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Закон о закупках не определяет конкретные критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупках. Заказчики при установлении в закупочной документации критериев оценки руководствуются своим положением о закупках товаров, работ, услуг.
В данном случае, оспоренный заявителем критерий оценки и его значимость не противоречат Закону о закупках и соответствуют Положению о закупках. Нарушение принципа, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в указанных заявителем действиях заказчика отсутствует.
Указанная в жалобе просьба заявителя об обязании заказчика устранить допущенные нарушения и обязать повторно рассмотреть, оценить заявки на участие в запросе предложений, оставлена без удовлетворения в связи с тем, что нарушений требований Закона о закупках, Положения о закупке, закупочной документации не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной
Председатель Комиссии |
|
<….> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
<….>
<….>
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.