Решение №03-01/10229 Решение по делу № Р 59-09/15 от 26 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

19 ноября 2015 года (изготовление решения в полном объеме)

05 ноября 2015 года (оглашение резолютивной части)

№ 03-01/10229

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе: <…>; рассмотрев дело № Р 59-09/15, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Современная Медицинская Клиника» (далее – ООО «Современная Медицинская Клиника») по факту распространения на здании Современной Медицинской Клиники по адресу: Печорский проспект, д. 90 ж, г. Печора, Республика Коми, рекламы следующего содержания: «СМК, Современная Медицинская Клиника, Многопрофильный медицинский центр, Пн-Вс с 8-00 до 20-00 без выходных, педиатрия, терапия, акушерство и гинекология, неврология, онкология, УЗИ, ЭКГ, стоматология, ортодонтия, процедурный кабинет, Тел.: 7-14-00, 7-14-14, www.komi-doktor.ru», с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- <…>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 02.10.2015 почтового отправления № 16799190852728. Ходатайством от 21.10.2015 (вход. № 2690 эл. от 22.10.2015) <...>  просит рассмотреть дело № Р 59-09/15 в ее отсутствие;

- ООО «Современная Медицинская Клиника», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 26.10.2015 почтового отправления № 16799190852711. Ходатайством от 22.10.2015 № 11 (вход. № 6224 от 28.10.2015) ООО «Современная Медицинская Клиника» просит рассмотреть дело № Р 59-09/15 в отсутствие представителя,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступило заявление <...> от 17.07.2015 (вход. № С-126 от 17.07.2015).

Из обращения следует, что на здании Современной Медицинской Клиники по адресу: Печорский проспект, д. 90 ж, г. Печора, Республика Коми, размещена реклама следующего содержания: «СМК, Современная Медицинская Клиника, Многопрофильный медицинский центр, Пн-Вс с 8-00 до 20-00 без выходных, педиатрия, терапия, акушерство и гинекология, неврология, онкология, УЗИ, ЭКГ, стоматология, ортодонтия, процедурный кабинет, Тел.: 7-14-00, 7-14-14, www.komi-doktor.ru» (далее – рассматриваемая реклама).

Заявитель считает, что в вышеуказанной рекламе предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста отсутствует, тем самым имеется нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

По результатам рассмотрения заявления принято решение о возбуждении дела № Р 59-09/15 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе в отношении ООО «Современная Медицинская Клиника».

Из материалов рекламного дела № Р 59-09/15 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии со ст. 3 Закон о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена  посредством размещения её на здании Современной Медицинской Клиники по адресу: Печорский проспект, д. 90 ж, г. Печора, Республика Коми;

- адресована неопределенному  кругу  лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – многофункциональному медицинскому центру ООО «Современная Медицинская Клиника», оказываемым им услугам: педиатрии, терапии, акушерству и гинекологии, неврологии, онкологии, УЗИ, ЭКГ, стоматологии, ортодонтии, процедурному кабинету, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на здании Современной Медицинской Клиники по адресу: Печорский проспект, д. 90 ж, г. Печора, Республика Коми,  является рекламой.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг, следовательно, на неё распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

В ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечислены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе такие, как:

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

Перечень медицинских услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура медицинских услуг).

Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг. Перечень медицинских услуг разделен на два класса: «A» и «B».

Класс «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

В указанную Номенклатуру медицинских услуг включены следующие услуги:

- Ультразвуковое исследование мягких тканей (одна анатомическая зона) (код А04.01.001);

-  Ультразвуковое исследование кожи (одна анатомическая зона) (код А04.01.002);

- Электрокардиография с физическими упражнениями (код А12.10.001);

- Электрокардиография с применением лекарственных препаратов (код А12.10.002).

Из вышеизложенного следует, что перечисленные виды услуг, указанные в рассматриваемой рекламе, являются медицинскими услугами, следовательно, реклама таких услуг должна распространяться с учётом требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.

При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена с признаками нарушения требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, несут и рекламодатель и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

Согласно письменным пояснениям ООО «Современная Медицинская Клиника» представленным в материалы рекламного дела, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Современная Медицинская Клиника», рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы, по договору от 17.06.2015 № 06/15 является ИП <...>. Генеральным директором ООО «Современная Медицинская Клиника» было принято решение о производстве и размещении баннера с информацией на здании клиники. 17.06.2015 между ООО «Современная Медицинская Клиника» и ИП <...>  был заключен договор на производство и монтаж наружной рекламы на здании клиники на срок до 31.12.2015 со сроком исполнения заказа 30 календарных дней. В рамках вышеуказанного договора 17.06.2015 была проведена 100% предоплата услуги по счету от 17.06.2015 № 181. 10.07.2015 баннер был смонтирован на здание клиники, однако сразу после окончания монтажа было обнаруженного отсутствие необходимой надписи о том, что «Имеются противопоказания, необходимо консультация специалиста», сразу же 10.07.2015 был заказан дополнительный стикер на баннер с надписью «Имеются противопоказания, необходимо консультация специалиста». Так как 11 и 12 июля явились выходными днями, то 13.07.2015 данная услуга была оплачена по товарному чеку (товарный чек от 13.07.2015 б/н на сумму 1 800 (тысяча восемьсот) рублей) и необходимая надпись была дополнительно смонтирована 16.07.2015. Данная реклама (ее содержание, наполнение) была утверждена и согласованна с рекламопроизводителем ИП <...>  генеральным директором ООО «Современная Медицинская Клиника» <...> 26.06.2015. Согласование проведено по электронной почте. Должностное лицо виновное за нарушение рекламного законодательства - генеральный директор ООО «Современная Медицинская Клиника» <...>.

В материалы рекламного дела представлены копии: договора от 17.06.2015 № 06/15, заключенного между ООО «Современная Медицинская Клиника» и ИП <...>, платежное поручение от 17.06.2015 № 33, счёта  от 17.06.2015 № 181, акта выполненных работ – услуг от 16.07.2015 № 181 за монтажные работы (по изготовлению и установке информационного баннера), подписанного ИП <...> и генеральным директором ООО «Современная Медицинская Клиника» <...>, согласно которому услуги выполнены в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством. Стороны претензий друг к другу не имеют.

Из материалов рекламного дела усматривается, что заказчиком рассматриваемой рекламы выступало ООО «Современная Медицинская Клиника».

Согласно письменным пояснениям <...> представленным в материалы рекламного дела, снимок был сделан 17.07.2015, что подтверждается указанной на нем датой, сделанный на телефон, распечатанный и заверенный лично. 07.08.2015, проходя мимо ООО «Современная Медицинская Клиника», обратив внимание на баннер, который монтирован на здании Клиники, изменений относительно первого снимка не обнаружено. Второй снимок от 07.08.15 утерян, предоставить его возможности нет. Объяснить причину различия периода с данными Клиники не может, возможно, Клиника пытается скрыть факт нарушения законодательства.

Согласно письменным пояснениям ООО «Современная Медицинская Клиника» представленным в материалы рекламного дела, сроки распространения рекламы с 10.07.2015 по 16.07.2015 указаны на основании имеющихся документов и предоставленных документов и пояснений ИП <...>.

Согласно письменным пояснениям ИП <...> представленным в материалы рекламного дела, следует, что 17.06.2015 между ООО «Современная Медицинская Клиника» и ИП <...>  был заключен договор на производство наружной рекламы со сроком окончания договора 31.12.2015. В рамках договора от 17.06.2015 выставлен счет от 17.06.2015 № 181 на изготовление и монтаж баннера, срок выполнения заказа 30 календарных дней. 10.07.2015 баннер был смонтирован на здание по Печорскому проспекту, д. 90 «ж». В процессе  исполнения заказа, когда баннер был напечатан – и заказчик и мы увидели, что не указано предупреждение о противопоказаниях и необходимости консультаций специалиста, поэтому 11.07.2015 ООО «Современная Медицинская Клиника» заказали стикер с этим предупреждением, так как 11 и 12 июля были выходными днями, то заказ поступил в работу 13.07.2015 и смонтирован на баннер 16.07.2015.

Таким образом, на основании представленных документов в материалы рекламного дела следует, что период распространение рассматриваемой рекламы с 10.07.2015 по 16.07.2015.

Согласно п. 2.2 Устава ООО «Современная Медицинская Клиника», копия которого представлена в материалы рекламного дела, целью деятельности Общества является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ООО «Современная Медицинская Клиника» для получения прибыли при осуществлении уставной деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и  рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Современная Медицинская Клиника», должностным лицом ООО «Современная Медицинская Клиника», ответственным за соблюдение Обществом законодательства о рекламе, является генеральный директор – <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя и  рекламораспространителя ООО «Современная Медицинская Клиника» и его должностного лица – генерального директора – <...>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ООО «Современная Медицинская Клиника» и <...> не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ООО «Современная Медицинская Клиника» и <…> нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась с 10.07.2015 по 16.07.2015 г.г. на территории Республики Коми, г. Печора.

В материалах рекламного дела имеются доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Современная Медицинская Клиника» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу Общества с ограниченной ответственностью «Современная Медицинская Клиника» следующего содержания: «СМК, Современная Медицинская Клиника, Многопрофильный медицинский центр, Пн-Вс с 8-00 до 20-00 без выходных, педиатрия, терапия, акушерство и гинекология, неврология, онкология, УЗИ, ЭКГ, стоматология, ортодонтия, процедурный кабинет, Тел.: 7-14-00, 7-14-14, www.komi-doktor.ru», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24  Закона о рекламе.
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО «Современная Медицинская Клиника» не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Современная Медицинская Клиника» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении генерального директора ООО «Современная Медицинская Клиника» – <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 19 ноября 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                 <…>                                                                                          

Члены Комиссии                                                               <…>

                                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны