Решение №03-01/1046 Решение и предписание по делу № Р 43-11/16 от 7 февраля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
|
||
РЕШЕНИЕ
|
||
03 февраля 2017 года (изготовление решения в полном объеме) 20 января 2017 года (оглашение резолютивной части)
|
|
№ 03-01/1046 |
Сыктывкар |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<…>;
рассмотрев дело № Р 43-11/16, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Айлант» (далее – ООО «Айлант») о распространении 05.09.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Европа Плюс Коми» реклам с признаками нарушения требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
в отсутствие:
- Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (далее – Управление Роскомнадзора по Республике Коми), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, соответствующие доказательства в материалах дела имеются,
в присутствии:
- представителя ООО «Айлант» – <…>, действующего на основании доверенности от 15.01.2017;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступили письменная информация и документы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом № 4687-01/11 от 11.10.2016 (вход. № 5256 от 20.10.2016), из которых следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Коми проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО «Айлант», по результатам которого выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, а именно: 05.09.2016 объем рекламных сообщений составил более 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки.
По результатам рассмотрения обращения принято решение о возбуждении дела № Р 43-11/16 по признакам нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в отношении ООО «Айлант».
Из материалов рекламного дела № Р 43-11/16 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.
Управлением Роскомнадзора по Республике Коми представлена копия акта систематического наблюдения ООО «Айлант» от 20.09.2016 № А-11/3/114-нд/138, согласно Приложению 2 к которому (Справка о результатах систематического наблюдения по лицензии № 18779 от 06.09.2011) в ходе проведения наблюдения выявлено несоблюдение требований об объеме рекламных сообщений в составе радиоканала (радиопрограммы).
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.
В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» радиоканал является средством массовой информации, а отдельный выпуск радиоканала составляет продукцию средства массовой информации.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ 11-0157 от 10.07.2012 учредителем радиоканала «Европа Плюс Коми» является ООО «Айлант», примерная тематика и (или) специализация: музыкально-развлекательные передачи, информационные выпуски, обзоры, комментарии; реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе; территория распространения: Республика Коми.
В соответствии с лицензией на осуществление радиовещания серии РВ № 18779 от 06.09.2011 со сроком действия до 30 октября 2016 года, ООО «Айлант» осуществляет распространение, в том числе средства массовой информации «Европа Плюс Коми»; территория вещания – г. Сыктывкар Республики Коми, общий объем вещания в неделю – 168 часов, время вещания – ежедневно, круглосуточно; направления вещания радиоканала «Европа Плюс Коми» - информационные выпуски, обзоры, комментарии, музыкально-развлекательные передачи; соотношение вещания продукции СМИ «Европа Плюс Коми» к общему объему вещания – 16 часов в неделю.
В соответствии с лицензией на осуществление радиовещания серии РВ № 28078 от 25.08.2016 со сроком действия до 30 октября 2026 года, ООО «Айлант» осуществляет распространение, в том числе средства массовой информации «Европа Плюс Коми»; территория вещания – г. Сыктывкар Республики Коми, общий объем вещания в неделю – 168 часов, время вещания – ежедневно, круглосуточно; направления вещания радиоканала «Европа Плюс Коми» - информационные выпуски, обзоры, комментарии, музыкально-развлекательные передачи; соотношение вещания продукции СМИ «Европа Плюс Коми» к общему объему вещания – 16 часов в неделю.
На рассмотрении дела № Р 43-11/16 представитель ООО «Айлант» – <…> сообщил, что ООО «Айлант» признает факт превышения объема рекламы. Согласно пояснениям представителя ООО «Айлант», вещание в федеральном средстве массовой информации - «Европа Плюс» прерывается на вставки регионального СМИ «Европа Плюс Коми», куда региональное СМИ может вставить рекламу, новостную программу, прогноз погоды и т.д. Основной объем вещания СМИ «Европа Плюс Коми» составляет реклама, поэтому она и была вставлена чаще других блоков. Кроме того, в объем вещания СМИ «Европа Плюс Коми» включена только реклама без выходных данных, соответственно включение регионального вещателя (СМИ «Европа Плюс Коми») учитывалось во времени вещания СМИ «Европа Плюс». В настоящий момент решается вопрос о внесении изменений в лицензию, чтобы признать СМИ «Европа Плюс Коми» полностью рекламным.
Согласно письму ФАС № АК/54867/2015 от 08.10.2015, в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.
Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).
При этом в объем рекламы, транслирующейся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).
Из материалов рекламного дела следует, что 05.09.2016 объем рекламных сообщений на радиоканале «Европа Плюс Коми» превысил 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки, а именно: общий объём вещания в сутки радиоканала «Европа Плюс Коми» в указанную дату составил 2:56:50 (100%), при этом реклама составила 1:26:08 или 48,7%.
Из представленных материалов следует, что СМИ «Европа Плюс Коми» не зарегистрировано в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Следовательно, продолжительность рекламы, размещаемой в указанном СМИ, должна соответствовать требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах рекламы, размещенные 05.09.2016 в средстве массовой информации – радиоканале «Европа Плюс Коми», распространены в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Распространение продукции средства массовой информации «Европа Плюс Коми» (эфирное вещание) осуществляется ООО «Айлант» на основании лицензий на осуществление радиовещания серии РВ № 18779 от 06.09.2011 (срок действия до 30 октября 2016 года), РВ № 28078 от 25.08.2016 (срок действия до 30 октября 2026 года).
Таким образом, рекламораспространителем реклам, размещенных 05.09.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Европа Плюс Коми», является ООО «Айлант».
Согласно Уставу ООО «Айлант», копия которого представлена в материалы рассматриваемого дела, основной целью создания Общества является получение прибыли посредством осуществления уставных видов деятельности (п. 2.1. Устава). Пунктом 2.2 Устава определено, что предметом деятельности Общества, является, в том числе рекламная деятельность.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Айлант», одним из видов деятельности Общества является рекламная деятельность.
Из вышеизложенного следует, что рекламы, вышедшие в эфир 05.09.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Европа Плюс Коми», размещены ООО «Айлант» с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности, и целям уставной деятельности Общества.
Из материалов рекламного дела следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «Айлант» законодательства о рекламе в рассматриваемый период, являлся <…> ООО «Айлант» <…> (далее – <…>).
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «Айлант» и должностного лица Общества – <…> ООО «Айлант» <…>.
Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ООО «Айлант» и должностного лица Общества - <…> ООО «Айлант» <…> должных мер по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.
Таким образом, ООО «Айлант» и должностным лицом Общества - <…> ООО «Айлант» <…> нарушены требования ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории г. Сыктывкара Республики Коми 05.09.2016.
На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Айлант» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
- Признать рекламы, размещённые 05.09.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Европа Плюс Коми», ненадлежащими, поскольку они распространены в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
- Выдать ООО «Айлант» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Айлант» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 03 февраля 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
______________ <…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
_____________ <…> |
|
|
|
|
|
______________ <…>
______________ <…> |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
|
||
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ |
||
03 февраля 2017 года
|
|
№ 03-01/1046 |
г. Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<…>;
на основании своего Решения от 03.02.2017 по делу № Р 43-11/16 о признании реклам, размещенных 05.09.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Европа Плюс Коми», ненадлежащими, поскольку они распространены в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Обществу с ограниченной ответственностью «Айлант», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 192, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение реклам в средстве массовой информации - радиоканале «Европа Плюс Коми» в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
2. Обществу с ограниченной ответственностью «Айлант», адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 192, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 марта 2017 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо административный штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня выдачи предписания в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
______________ <…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
_____________ <…> |
|
|
|
|
|
______________ <…>
______________ <…> |