Решение №03-01/11145 Решение по делу № Р 67-10/15 от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

17 декабря 2015 года

(изготовление решения в полном объеме)

08 декабря 2015 года

(оглашение резолютивной части)

№ 03-01/11145

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе: <…>; рассмотрев материалы дела № Р 67-10/15, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Нордмедиа», адрес места нахождения: 169711, Республика Коми, г. Усинск, ул. Строителей, д. 10 «В»,  по факту распространения в кабинах пассажирских лифтов многоквартирных домов г. Усинска рекламы следующего содержания: «УСИНСКИЕ ОКНА veka ШКАФЫ-КУПЕ Жалюзи Кредит Рассрочка 15000 р Прием заказов, вызов замерщика по тел.: 42-200 ул. Молодежная, д. 3, магазин «Тандем» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

-  заявителя – <…> (далее – <…>), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 23.11.2015 почтового отправления № 16799191783748;

- общества с ограниченной ответственностью «Нордмедиа» (далее – ООО «Нордмедиа», Общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 25.11.2015 почтового отправления № 16799191783717;

-   индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…> В.В.), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 23.11.2015 почтового отправления № 16799190852858, письмом от 02.12.2015 (вх. № 6940 от 07.12.2015) направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступили заявление <…> от 01.05.2015 и материалы проверки, направленные ОМВД России по г. Усинску письмом от 03.08.2015 № 50/5-16334 (вх. № 4541 от 13.08.2015).

Из представленных материалов следует, что в кабинах пассажирских лифтов многоквартирных домов г. Усинска размещены рекламные конструкции, в том числе с информацией следующего содержания: «УСИНСКИЕ ОКНА veka ШКАФЫ-КУПЕ Жалюзи Кредит Рассрочка 15000 р Прием заказов, вызов замерщика по тел.: 42-200 ул. Молодежная, д. 3, магазин «Тандем» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту определением от 20.10.2015 № 03-01/9257 возбуждено дело № Р 67-10/15 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в отношении ООО «Нордмедиа».

Определением от 12.11.2015 № 03-01/10128 о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 67-10/15 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП <…>.

Из материалов дела № Р 67-10/15 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на рекламных конструкциях, расположенных в кабинах пассажирских лифтов многоквартирных домов г. Усинска;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: окнам, шкафам-купе, жалюзи, кредиту и рассрочке, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на рекламных конструкциях, расположенных в кабинах пассажирских лифтов многоквартирных домов г. Усинска является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации); финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из положений ч. 1 ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В материалы рекламного дела ИП <…> представлены копии договора, заключенного между ОАО «ОТП Банк» и ИП <…>, Правил потребительского кредитования (приложение № 1 к договору). Указанным договором определен порядок осуществления безналичных расчетов, связанных с продажей  Предприятием (ИП <…>) Клиентам Товаров с оплатой их стоимости (части) за счет Кредита.

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что кредит, указанный в рассматриваемой рекламе, предоставляется банком – ОАО «ОТП Банк».

Указание наименования организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовые услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного  права  потребителей и является  существенной для  потребителя  информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование организации, предоставляющей кредит.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона  о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично  приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно письменной информации, представленной ООО «Нордмедиа» в материалы рекламного дела, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Нордмедиа», рекламодателем – ИП <…>.

Из письменных пояснений ООО «Нордмедиа» и ИП <…>, представленных в материалы рекламного дела, следует, что 01.04.2015 в ООО «Нордмедиа» обратился ИП <…>, 01.04.2015 между ООО «Нордмедиа» (Исполнитель) и ИП <…> (Заказчик) был заключен договор № 15/2015 на размещение информации в пассажирских лифтах жилых домов, согласно которому Исполнитель обязуется размещать информационные материалы Заказчика на носителях, расположенных в пассажирских лифтах жилых домов города Усинска, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Исполнителем услуги. Содержание рассматриваемой рекламы определил ИП <…>. Макет рекламы разработан дизайнером и утвержден ИП <…>. Печать и распространение рекламы осуществлялось ООО «Нордмедиа». Рассматриваемая реклама распространялась в период с 01.04.2015 по 31.05.2015 на территории г. Усинска Республики Коми по адресам, указанным в приложении № 1 к договору от 01.04.2015 № 15/2015.

В материалы рекламного дела ООО «Нордмедиа» и ИП <…> представлены копии следующих документов: договора № 15/2015 на размещение информации в пассажирских лифтах жилых домов, заключенного 01.04.2015 между ООО «Нордмедиа» и ИП <…>; актов № 201 от 30.04.2015, № 245 от 31.05.2015, № 310 от 30.06.2015, согласно которым услуги ООО «Нордмедиа» выполнены полностью и в срок, ИП <…> претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет; счетов на оплату № 179 от 01.05.2015, № 218 от 01.06.2015; платежного поручения № 184 от 29.07.2015.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Нордмедиа», рекламодателем – ИП <…>.

Письмом от 02.12.2015 (вх. № 6940 от 07.12.2015) ИП <…> сообщил, что размещение рассматриваемой рекламы в нарушение требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло по причине незнания им закона.

В ходе рассмотрения рекламного дела (12.11.2015) представитель ООО «Нордмедиа» – <…> пояснил, что в соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 договора от 01.04.2015 № 15/2015 Заказчик (ИП <…>) несет полную ответственность за соответствие содержания и формы информационных материалов, передаваемых Исполнителю (ООО «Нордмедиа») для размещения, действующему законодательству Российской Федерации, в том числе за достоверность сведений, ошибки и неточности, которые содержатся в информационных материалах. В случае предъявления к Исполнителю претензий и/или исков, связанных с размещенными информационными материалами, Заказчик берет на себя всю ответственность и освобождает от ответственности Исполнителя.

Указанный довод Комиссией отклонён, поскольку ответственность рекламораспространителя за нарушение требований ч. 1 ст. 28 установлена ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, вышеперечисленные условия договора не освобождают его от ответственности за нарушение рекламного законодательства.

В соответствии с п. 4.1 Устава ООО «Нордмедиа» целью создания Общества является корпоративное объединение экономических интересов, материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов, расширение координации и консолидации возможностей его Участников для осуществления хозяйственной деятельности и извлечения при этом прибыли.

Согласно сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/) основным видом экономической деятельности ООО «Нордмедиа» является рекламная деятельность, ИП <…> – производство столярных и плотничных работ.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ООО «Нордмедиа» и ИП <…> с целью получения прибыли от их экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела выяснялся вопрос о виновном должностном лице ООО «Нордмедиа». Так, определением от 20.10.2015 № 03-01/9257 у ООО «Нордмедиа» истребовалась письменная информация о должностном лице ООО «Нордмедиа», по вине которого произошло нарушение рекламного законодательства, в том числе с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения), а также письменные объяснения должностного лица, поясняющие обстоятельства размещения рассматриваемой рекламы в нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе. В ответ письмом от 09.11.2015 (вх. № 6453 от 10.11.2015) ООО «Нордмедиа» указало, что нарушение рекламного законодательства произошло не по вине сотрудников ООО «Нордмедиа».

Согласно сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/) ООО «Нордгруп» является управляющей организацией ООО «Нордмедиа».

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 42 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.

По смыслу приведенных положений управляющей организации (ООО «Нордгруп») передается весь объем полномочий, который определен действующим законодательством для единоличного исполнительного органа. ООО «Нордмедиа», полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы ООО «Нордгруп», приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через указанную управляющую организацию.

Согласно сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/) лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «Нордгруп», является генеральный директор <…> (далее – <…>).

В материалах рекламного дела имеются доверенности от 02.06.2014 № 19 и от 20.05.2015 № 48, согласно которым генеральный директор <…>, действующий на основании Устава ООО «Нордгруп» и Договора оказания услуг по управлению юридическим лицом Управляющей компанией от 30.05.2014, выдает доверенности на право представительства от имени ООО «Нордмедиа».

Из материалов рекламного дела усматривается, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «Нордмедиа» законодательства о рекламе, является <…>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло как по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – ООО «Нордмедиа» и должностного лица – <…>, так и по вине рекламодателя – ИП <…>, нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ООО «Нордмедиа», <…> и ИП <…> не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ООО «Нордмедиа» и <…> нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ИП <…> нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 01.05.2015 по 31.05.2015 на территории г. Усинска Республики Коми.

Из письменных пояснений, представленных ООО «Нордмедиа» и ИП <…> в материалы рекламного дела, а также пояснений, данных представителем Общества – <…> в ходе рассмотрения дела, следует, что рассматриваемая реклама в настоящее время распространяется с внесенными в ее содержание изменениями – исключено слово «кредит». В подтверждение ООО «Нордмедиа» в материалы рекламного дела представило изображение рекламы без нарушения.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Нордмедиа» и ИП <…> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу следующего содержания: «УСИНСКИЕ ОКНА veka ШКАФЫ-КУПЕ Жалюзи Кредит Рассрочка 15000 р Прием заказов, вызов замерщика по тел.: 42-200 ул. Молодежная, д. 3, магазин «Тандем», размещенную в кабинах пассажирских лифтов многоквартирных домов г. Усинска, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО «Нордмедиа» не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ИП <…> не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Нордмедиа» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 17 декабря 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны