Решение №03-01/11202 Решение по делу № Р 54-08/15 от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 

 РЕШЕНИЕ

 

21 декабря 2015 года

(изготовление  решения  в полном  объеме)

16 декабря 2015 года

(оглашение  резолютивной части)

 № 03-01/11202                 

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе: <…>; рассмотрев дело № Р 54-08/15, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя <…>а Александра Михайловича (далее – ИП <…> А.М.) по факту распространения на двери ритуального магазина «Обряд» рекламы следующего содержания: «У НАС САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ» с признаками нарушения требований п.п. 1,4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – МУП «Ритуал»), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 30.11.2015 почтового отправления № 16799191786138, и письмом от 02.12.2015 № 306 (от 02.12.2015 вход. № 3226 эл.) ходатайствующего о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

- ИП <…>а А.М., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 07.12.2015 почтового отправления № 16799191786145;

- <…>ой Лидии Ивановны, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайством от 16.12.2015 (от 16.12.2015 вход. № 3394 эл.) просившей рассмотреть дело в её отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступило заявление МУП «Ритуал» от 19.05.2015 № 140 (вход. № 2945 от 22.05.2015).

По результатам рассмотрения заявления принято решение о возбуждении дела № Р 54-08/15 по признакам нарушения п.п. 1,4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе в отношении ИП <…>а А.М.

Определением от 25.11.2015 № 03-01/10509 об отложении рассмотрения дела № Р 54-08/15, замене ненадлежащего лица надлежащим ненадлежащее лицо ИП <…> А.М. заменен надлежащим – <…>ой Лидией Ивановной.

Из материалов рекламного дела № Р 54-08/15 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена на двери ритуального магазина «Обряд», по адресу: Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, д. 41;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: ритуальному магазину «Обряд», формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно разъяснениям ФАС России, изложенным в письме от 10.06.2015 № АК/28928/15, информация, размещенная на двери магазина ритуальных услуг «Обряд» с выражением «У НАС САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ» направлена на привлечение внимания к деятельности данного магазина, соответственно, объектом рекламирования выступает ритуальный магазин.

Таким образом, указанная информация, распространенная на двери ритуального магазина «Обряд», по адресу: Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, д. 41, является рекламой.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ненадлежащая реклама включает в себя, в том числе, недостоверную рекламу (ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе), которая не соответствует закону.

В соответствии с п.п. 1,4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Исходя из содержания рекламы «У НАС САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ» создается впечатление, что у ритуального магазина «Обряд» цены на представляемый (реализуемый) товар ниже, чем у других ритуальных магазинов или организаций, реализующих аналогичный товар.

Применительно к использованию в рекламе термина в превосходной степени «самые низкие цены» действует презумпция несоответствия действительности такого термина. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Данная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласно которой реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В данной ситуации, содержащееся в рекламе выражение «самые низкие цены» имеет сомнение в действительности, поскольку не сопровождается всеми необходимыми подробностями, разъясняющими указанную в нем информацию, в целях исключения введения в заблуждение потребителей рекламы.

Использование в рекламе словосочетания «самые низкие цены» предполагает, что рекламируемая таким способом продукция является эксклюзивной и самой востребованной с точки зрения ее цены со стороны потребителей. Указанная реклама должна свидетельствовать о том, что ни одно другое предприятие, действующее в данном регионе, не имеет таких показателей относительно цены изготавливаемой и реализуемой продукции.

Комиссией выяснялся вопрос соответствия действительности рассматриваемой рекламы, так Определением от 05.11.2015 №03-01/9902 запрашивались доказательства соответствия действительности информации: «У НАС САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ» по состоянию на момент её распространения, а именно доказательства того, что на реализуемые товары, услуги цены являются самыми низкими в регионе. <…>ой Лидией Ивановной данная информация не представлена, со ссылкой на отсутствие таковой, были лишь представлены документы об уровне цен на момент рассмотрения дела. Критерии, по которым осуществлялось сравнение, также не приведены.

При данных обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований п.п. 1,4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных п.п. 1,4 ч. 3 ст. 5  Закона о рекламе, согласно части 6 ст. 38 Закона о рекламе, несёт рекламодатель.

В силу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рассматриваемая реклама размещена на двери ритуального магазина «Обряд», по адресу: Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, д. 41.

Согласно материалам рекламного дела, рассматриваемую рекламу заказала в местной типографии и разместила на двери ритуального магазина «Обряд» <…>а Лидия Ивановна. Соответственно ею определен объект рекламирования и содержание рекламы. Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является  <…>а Лидия Ивановна.

Размещение рассматриваемой рекламы в нарушение п.п. 1,4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, из пояснений <…>ой Лидии Ивановны, произошло по причине незнания закона.

Территория распространения рассматриваемой рекламы — г. Ухта Республики Коми.

Дата распространения рассматриваемой рекламы – 19.05.2015.

Из материалов рекламного дела усматривается, что нарушение п.п. 1,4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя –  <…>ой Лидии Ивановны. Ею не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, <…>ой Лидией Ивановной нарушены требования п.п. 1,4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи  <…>ой Лидии Ивановне предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать рекламу следующего содержания: «У НАС САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», размещенную на двери ритуального магазина «Обряд» по адресу: Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, д. 41, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.п. 1,4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе;

Выдать <…>ой Лидии Ивановне предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения рекламы.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…>ой Лидии Ивановны дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 21 декабря 2015 года. Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны