Решение №03-01/11626 Решение по делу № Р 38-08/16 от 7 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

 

06 декабря  2016 года

(изготовление  решения  в полном  объеме)

24  ноября 2016 года

(оглашение  резолютивной части)

 

 

 

 

  

     № 03-01/11626                 

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

<…>,

рассмотрев дело № Р 38-08/16, возбужденное в отношении МУП «Редакция газеты «Ухта» по факту размещения  на странице 15 в периодическом печатном издании «Ухта», форма распространения – газета от 11.06.2016 № 23 (14658) рекламы следующего содержания: «POLAROID – отличные очки для водителей в салоне оптики «ЖАКО» Солнцезащитные очки с диоптриями пр-т Космонавтов, 6, телефон 74-6501» (далее – рассматриваемая реклама), с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя; лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - МУП «Редакция газеты «Ухта», ООО «Вита»; заинтересованных лиц (указанные лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения настоящего дела, соответствующие доказательства в материалах дела имеются),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) поступило обращение гражданина о нарушении Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в газете «Ухта» от 11.06.2016 № 23 (14658), а именно: заявителем указано, что реклама салона оптики «ЖАКО», размещённая на странице 15 в указанном печатном издании, распространена в нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

По результатам рассмотрения заявления принято решение о возбуждении дела № Р 38-08/16 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе в отношении МУП «Редакция газеты «Ухта».

Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № 38-08/16 от 23.09.2016 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, к участию в рассмотрении дела привлечено  ООО «Вита».

Из материалов рекламного дела № Р 38-08/16 (далее – рекламное дело) установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая реклама содержит все правовые признаки рекламы:

   - распространена посредством размещения её на странице (полосе) 15 газеты «Ухта» № 23 от 11.06.2016;

   - адресована неопределённому кругу лиц;

           - направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: очкам POLAROID, солнцезащитным очкам с диоптриями, салону оптики «ЖАКО», формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

  Таким образом, указанная информация, размещённая на странице 15 газеты «Ухта» № 23 (14658) от 11.06.2016, является рекламой.

Согласно п. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации  отдельного товара, его изготовителя или  продавца явно  не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим  Федеральным законом установлены специальные  требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг, следовательно, на неё распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе медицинских изделий, следовательно, на неё распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

  Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

 Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301 (в редакции от 22.10.2014) солнцезащитные очки отнесены к медицинской технике с присвоением им кода 94 4201, очки отнесены к медицинской технике с присвоением им кода 94 4260.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1, под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Газета «Ухта» имеет свидетельство о регистрации средства массовой информации: серия ПИ № ФС 3-044, дата регистрации – 28 ноября 2006 года). Согласно данному свидетельству, примерная тематика и (или) специализация газеты: общественно-политическая, информационно-аналитическая; реклама до 40 %.

  Таким образом, газета «Ухта» не является специализированным  периодическим печатным изданием, предназначенным для медицинских и фармацевтических работников и размещение  рекламы медицинской услуги в данной газете должно сопровождаться предупреждением, предусмотренным  ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама, являясь рекламой медицинских изделий, не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.

При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена в  нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

            В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

  В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

  В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Ухта», учредителями которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации серии ПИ № ФС 3-0448 от 28.11.2006 г., копия которого имеется в материалах рекламного дела, являются Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям (в настоящее время Министерство массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми), Администрация муниципального образования городского округа «Ухта», Муниципальное унитарное предприятие «Редакция газеты «Ухта».

Согласно письменным пояснениям, представленным в материалы рассматриваемого дела Администрацией МО ГО «Ухта», МУП «Редакция газеты «Ухта»,  Министерством массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми, договоры, соглашения, лицензионные соглашения, регламентирующие взаимодействие МУП «Редакция газеты «Ухта» с Министерством массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми, Администрацией МО ГО «Ухта» по вопросу размещения рекламы в газете «Ухта», между сторонами не заключались, иные документы, регламентирующие вопросы размещения рекламы в названной газете, как пояснили стороны, также отсутствуют.

Администрация МО ГО «Ухта», МУП «Редакция газеты «Ухта»,  Министерство массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми пояснили, что вопросы размещения рекламы в газете «Ухта, в том числе её производство, распространение, а также ответственность за распространение ненадлежащей рекламы, лежат непосредственно на МУП «Редакция газеты «Ухта».

В соответствии с п. 2.1 Устава МУП «Редакция газеты «Ухта» Предприятие является юридическим лицом по гражданскому законодательству Российской Федерации с момента его государственной    регистрации.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении  МУП «Редакция газеты «Ухта», Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1021100734654, дата присвоения номера 20.01.2002.

Из письменных пояснений МУП «Редакция газеты «Ухта», имеющимся в материалах рекламного дела следует, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП «Редакция газеты «Ухта». Так, <…> Предприятия договорился с ООО «Вита» о размещении рекламы в номере 23 газеты «Ухта» от 11.06.2016. Содержание рекламы определил рекламодатель – ООО «Вита», макет рекламы, который в дальнейшем был согласован ООО «Вита» посредством электронной почты, изготовил <…> газеты. Рассматриваемая реклама распространялась в газете «Ухта» в № 23 от 11.06.2016 на территории  МО ГО  «Ухта». Договор с ООО «Вита» до сих пор находится в стадии согласования.

Размещение рассматриваемой рекламы в отсутствие предупреждения, предусмотренного ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, произошло вследствие недосмотра ввиду создания её в авральном режиме.

В материалы рекламного дела представлены копии следующих документов: счета на оплату № 364 от 09.06.2016, выставленного МУП «Редакция газеты «Ухта» в адрес ООО «Вита» за рекламу в № 23 от 11.06.2016 газеты «Ухта»; приходного кассового ордера № 257 от 07.07.2016, согласно которому МУП «Редакция газеты «Ухта» приняты от ООО «Вита» денежные средства за рекламу в газете «Ухта»  в № 23 от 11.06.2016, электронной переписки по согласованию рассматриваемой рекламы.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП «Редакция газеты «Ухта», рекламодателем - ООО «Вита».

Из материалов рекламного дела следует, что лицом, ответственным за соблюдение МУП «Редакция газеты «Ухта» требований рекламного законодательства является <…> Предприятия <…>.

В материалах рекламного дела имеется копия Устава МУП «Редакция газеты «Ухта», в соответствии с которым,  Главный редактор Предприятия  на основе единоначалия самостоятельно решает вопросы руководства текущей деятельностью Предприятия и обеспечивает соблюдение законности в деятельности Предприятия. Главный редактор МУП «Редакция газеты «Ухта» действует без доверенности от имени Предприятия.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ в отношении МУП «Редакция газеты «Ухта», лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Предприятия, является <…> – <…>.

Из материалов рекламного дела следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «Вита» законодательства о рекламе, является <…>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе произошло как по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – МУП «Редакция газеты «Ухта» и его должностного лица – <…> Предприятия <…>, так и по вине рекламодателя – ООО «Вита» и его должностного лица – <…>.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что МУП «Редакция газеты «Ухта», <…>, ООО «Вита», <…> не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, МУП «Редакция газеты «Ухта», <…>, ООО «Вита», <…> нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Материалами рекламного дела № Р 38-07/16 подтверждено, что нарушение требований ч. 7 ст. ст. 24 Закона о рекламе применительно к рассматриваемому случаю имело место 11.06.2016 на территории г. Ухты.

В Коми УФАС России имеется оригинал газеты «Ухта» № 32 от 13.08.2016, представленный Предприятием в рамках рассмотрения дела № Р 30-07/16, из которого следует, что в настоящее время нарушение устранено, рассматриваемая реклама в указанной газете не распространяется.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу МУП «Редакция газеты «Ухта» и ООО «Вита» предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

           1. Признать рекламу, размещённую  на странице 15 периодического печатного издания «Ухта» от 11.06.2016 № 23 (14658) следующего содержания: «POLAROID – отличные очки для водителей в салоне оптики «ЖАКО» Солнцезащитные очки с диоптриями пр-т Космонавтов, 6, телефон 74-6501», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24  Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы МУП «Редакция газеты «Ухта» и ООО «Вита» не выдавать, поскольку распространение ненадлежащих реклам, указанных в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении МУП «Редакция газеты «Ухта» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> МУП «Редакция газеты «Ухта» <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Вита» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> ООО «Вита» <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 06 декабря  2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

______________    <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________    <…>

 

 

 

 

 

______________  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны