Решение №03-01/1381 Решение и предписание по делу № Р 33-12/17 от 27 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

27 февраля 2018 года

(изготовление решения в полном объеме)

19 февраля 2018 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/1381

 

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…>, врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми;

члены Комиссии: <…> - ведущий специалист – эксперт отдела Управления; <…> - специалист-эксперт отдела Управления;

рассмотрев дело № Р 33-12/17, возбужденное в отношении <…> по факту распространения на электронную почту заявителя <…> с адреса <…> рекламы услуг по ремонту и перетяжке мягкой мебели, с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- <…> (лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения настоящего дела, соответствующие доказательства имеются в материалах дела);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) поступило обращение <…> от 16.11.2017 (вход. № М-205 от 16.11.2017), указывающее на признаки нарушения требований Закона о рекламе.

Заявитель указывает, что на его электронную почту <…> с адреса <…> 16.11.2017 поступило рекламное сообщение о предоставлении услуг по ремонту и перетяжке мягкой мебели с текстом следующего содержания: «Добрый день! Вот уже 7 лет мы экономим время наших клиентов, оказывая комплекс услуг по ремонту и перетяжке мягкой мебели: Выезд на место, Осмотр, Рекомендации, Подбор материалов, Вывоз изделия в мастерскую, Доставка обновленного изделия по адресу заказчика. Оплата услуг по наличному и безналичному расчету, сроки изготовления от 2-х рабочих дней. Предлагаем Вам ознакомиться с нашим предложением (в прил.к письму). <…>». В доказательство заявителем представлен скриншот указанного рекламного сообщения. <…>, ссылаясь на ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, указывает, что своего согласия на получение данной рекламы не давал. Заявитель просит в случае обнаружения нарушения требований Закона о рекламе привлечь к ответственности лиц, виновных в допущении нарушений.

Определением Коми УФАС России № 03-01/11433 от 15.12.2017 возбуждено рекламное дело № Р 33-12/17 в отношении <…>.

Определением Коми УФАС России от 15.01.2018 № 03-01/368 срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела отложено, заменено ненадлежащее лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – <…> надлежащим – <…>.

Пунктами 7.1 – 7.9 Определения от 15.01.2018 № 03-01/368 у <…> запрошены документы и письменная информация, указанные документы и письменная информация поступили в Коми УФАС России.

Из материалов дела № Р 33-12/17 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством направления на электронную почту;

- адресована неопределенному кругу лиц (поскольку из текста сообщения не следует, что информация предполагалась для конкретного адресата);

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: услугам по ремонту и перетяжке мягкой мебели, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством рассылки на электронную почту <…>, является рекламой.

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В соответствии с Разъяснениями ФАС России от 14.06.2012 «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе» реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

<…> указывает, что согласие на получение рассматриваемой рекламы им не давалось. Доказательств обратного материалы рекламного дела не содержат.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, несет ответственность рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Как следует из скриншота рассматриваемого рекламного сообщения, направленного заявителем, владельцем адреса электронной почты <…> является <…>.

Рассматриваемое рекламное сообщение подписано <…> как директором компании <…>. Согласно Единому государственному реестру юридических лиц, размещенному на официальном сайте Федеральной налоговой службы России по адресу https://egrul.nalog.ru, <…> прекратило деятельность 25.09.2017.

Из письменных пояснений <…> от 13.02.2018 (вх. № 715 от 16.02.2018), представленных в материалы рекламного дела № Р 33-12/17, следует, что сообщение с использованием адреса <…> на адрес электронной почты <…> возможно было отправлено ей лично, как физическим лицом, данное сообщение имело единичный характер и если было отправлено, то по ошибке. Договоры (соглашения), опосредующие распространение рассматриваемой рекламы не заключались и отсутствуют, содержание отправленного письма определялось лично <…>. Кроме того, какого-либо предварительного письменного или иного согласия заявителя на получение на его электронную почту <…> <…> дано не было.

Вышеуказанный довод об отправке рассматриваемого рекламного сообщения <…> как физическим лицом подтверждается скрин-шотом сообщения, представленного заявителем в своём обращении от 16.11.2017 (вход. № М-205 от 16.11.2017).

Таким образом, довод о направлении рассматриваемого сообщения <…> как физическим лицом, заявленный <…> письмом от 13.02.2018 (вх. № 715 от 16.02.2018), находит своё подтверждение в материалах рекламного дела № Р 33-12/17, в связи с чем Комиссией установлено, что рекламораспространителем является <…>.

В письме ФАС России № АК/16266 от 28.04.2011 «О некоторых вопросах применения законодательства о рекламе» разъяснено, что обязанность по получению согласия и подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. При этом рекламораспространителем выступает лицо, которое совершило определенные действия по доведению рекламы до потребителя.

Таким образом, из имеющихся материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является <…>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела не установлено обстоятельств, указывающих на то, что нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе произошло не по вине рекламораспространителя – <…>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя – <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что <…> не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, <…> нарушены требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Письмом от 13.02.2018 (вх. № 715 от 16.02.2018) <…> заявлено ходатайство о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ – признании совершенного <…> административного правонарушения малозначительным.

В рамках настоящего рекламного дела рассматривается вопрос соответствия вышеуказанной рекламы требованиям действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, вопрос привлечения к административной ответственности рассматривается на стадии административного производства.

Таким образом, рассмотрение вышеуказанного ходатайства в рамках настоящего рекламного дела не представляется возможным.

Согласно разъяснениям ФАС России по применению ст. 18 Закона о рекламе «распространение» в контексте Закона о рекламе не означает направление электросигнала, транслирующего рекламу, к приемному устройству, а означает момент, когда реклама становится доступной для восприятия потребителя; местом совершения правонарушения будет являться территория субъекта Российской Федерации, на которой была распространена (доведена до потребителя) реклама.

Заявитель проживает на территории г. Ухты Республики Коми.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в 16.11.2017 на территории г. Ухты Республики Коми.

Из письменных пояснений <…> от 13.02.2018 (вх. № 715 от 16.02.2018), представленных в материалы рекламного дела № Р 33-12/17, следует, что на текущий момент никакого распространения информации посредством электронных сетей не осуществляется, однако доказательств указанного довода в материалы дела № Р 33-12/17 не представлено.

             Таким образом, на дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей  рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, п. 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу услуг по ремонту и перетяжке мягкой мебели, распространенную 16.11.2017 на электронную почту заявителя <…> с адреса <…> ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 27 февраля 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

27 февраля 2018 года

 

 

 

 

 

№ 03-01/1381

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <…> – врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела Управления; <…> – специалист-эксперт отдела Управления,

на основании своего Решения от 27.02.2018 по делу № Р 33-12/17 о признании рекламы услуг по ремонту и перетяжке мягкой мебели, распространенной 16.11.2017 на электронную почту заявителя <…> с адреса <…>, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. <…> в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространение рекламы услуг по ремонту и перетяжке мягкой мебели с текстом следующего содержания: «Добрый день! Вот уже 7 лет мы экономим время наших клиентов, оказывая комплекс услуг по ремонту и перетяжке мягкой мебели: Выезд на место, Осмотр, Рекомендации, Подбор материалов, Вывоз изделия в мастерскую, Доставка обновленного изделия по адресу заказчика. Оплата услуг по наличному и безналичному расчету, сроки изготовления от 2-х рабочих дней. Предлагаем Вам ознакомиться с нашим предложением (в прил.к письму). <…>» на электронную почту заявителя <…> с адреса <…> в нарушение требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

2. <…> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 03 апреля 2018 года.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи предписания в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

_____________ <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны