Определение №03-01/1973 Определение о возбуждении дела № Р 10-03/17 по признакам нар... от 10 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
|
||
Определение
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № Р 10-03/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ |
||
06 марта 2017 года |
|
№ 03-01/1973 |
Сыктывкар
|
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Куликова Полина Николаевна - врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коми УФАС России, рассмотрев материалы о размещении в телепрограмме «День» рекламного сюжета о спа-салоне «Багира» (далее – рассматриваемая реклама), с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) поступило обращение гражданина о нарушении Закона о рекламе при трансляции рекламного сюжета о спа-салоне «Багира» (услуги массажа) в телепрограмме «День» (ООО «Новый канал»).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
По смыслу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством трансляции в телепрограмме «День» (ООО «Новый канал»);
- адресована неопределенному кругу лиц;
-направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – спа-салону «Багира», оказываемым услугам по массажу, а именно: массажу живота, массажу груди, массажу шеи, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Таким образом, транслируемая информация в телепрограмме «День» 30.11.2016, является рекламой.
Из содержания данной рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг, следовательно, на нее распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
В ст. 2 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечислены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе такие как:
- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
- лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
Перечень медицинских услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664Н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура медицинских услуг).
Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг. Перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В». Класс «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В указанную Номенклатуру медицинских услуг включены следующие услуги:
- общий массаж медицинский (А21.01.001);
- массаж шеи медицинский (А21.01.003);
- массаж живота медицинский (А»21.30.001);
- массаж грудной клетки медицинский (А21.30.005).
Министерство здравоохранения письмом от 27.01.2017 № 1477/01-33 сообщает, что в соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении Номенклатуры медицинских услуг», к медицинским услугам класса «А» относятся: общий массаж медицинский (А21.01.001), массаж шеи медицинский (А21.01.003), массаж живота медицинский (А»21.30.001), массаж грудной клетки медицинский (А21.30.005).
Из вышеизложенного следует, что перечисленные виды услуг, указанные в телепрограмме «День», в сюжете о спа-салоне «Багира», являются медицинскими услугами, следовательно, реклама таких услуг должна распространяться с учетом требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
В рассматриваемой рекламе нет ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе предупреждений, таким образом, реклама размещена с признаками нарушения требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.
Министерство здравоохранения письмом от 27.01.2017 № 1477/01-33 указало, что в соответствии с действующим законодательством, юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) для осуществления медицинской деятельности требуется получение лицензии на основании п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Осуществление медицинской деятельности без лицензии является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. ст. 14.1, 19.20 КоАП РФ.
Согласно письму 03.02.2017 № 01-49/43 территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми, лицензия на осуществление медицинской деятельности юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), осуществляющему деятельность в спа-салоне «Багира» по адресу: г. Ухта, ул. Ленина, д. 35, не выдавалась.
В соответствии ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
При таких обстоятельствах реклама, размещенная в телепрограмме «День», распространена с признаками нарушения требований, установленных ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рассматриваемая реклама размещена посредством трансляции в телепрограмме «День» в сюжете о спа-салоне «Багира» (услуги массажа) 30.11.2016, учредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации серии ЭЛ № ТУ 11-0064 от 25.03.2010 г., является ООО «Новый канал».
Из имеющихся материалов обращения усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Новый канал».
В соответствии с п. 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила), при наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, частей 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 23.11.2012 № 711/12,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № Р 10-03/17 по признакам нарушения ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. заявителя – физическое лицо;
2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО «Новый канал», адрес места нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Дзержинского, д. 28, кв. 26.
3. Вызвать для участия в деле:
3.1. заявителя – физическое лицо;
3.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО «Новый канал», адрес места нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Дзержинского, д. 28, кв. 26.
4. Назначить дело № Р 10-03/17 к рассмотрению на 05 апреля 2017 года на 10 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А.
5. ООО «Новый канал» в срок до 30 марта 2017 представить следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:
5.1. О рекламораспространителе, рекламопроизводителе, рекламодателе рассматриваемой рекламы (рекламный сюжет о спа-салоне «Багира» 30.11.2016, услуги массажа), с указанием по каждому такому лицу: полного наименования, адреса места нахождения, Ф.И.О. руководителя, номеров тел./факса – для юридических лиц; Ф.И.О., адреса места регистрации - для физических лиц.
5.2. Копии всех документов со всеми изменениями, дополнениями и приложениями (в том числе, приказов, распоряжений, заявок, договоров, счетов, счетов-фактур, платежных поручений, актов выполненных работ), опосредующих производство, размещение и распространение рекламы, указанной в пункте 5.1 настоящего Определения.
5.3. Пояснения каждого последовательно совершенного действия, направленного на производство, размещение и распространение указанной в пункте 5.1 настоящего Определения рекламы.
5.4. Пояснения, кто определил содержание рекламы, указанной в пункте 5.1 настоящего Определения, ее наполнение, кем, когда и каким образом одобрена (утверждена, согласована) реклама, в случае, если не утверждалась и не согласовывалась, представьте соответствующую поясняющую письменную информацию с указанием причин непринятия мер по согласованию.
5.5. О периоде распространения рекламы, указанной в пункте 5.1 настоящего Определения, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа – с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения.
5.6. О территории (укажите субъекты Российской Федерации) распространения рассматриваемой рекламы.
5.7. Пояснения причин распространения указанной в пункте 5.1 настоящего Определения рекламы без учета требований ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
5.8. Копию устава ООО «Новый канал» со всеми изменениями, дополнениями и приложениями на дату настоящего Определения.
5.9. Копии действующих договоров (соглашений и т.д.) на пользование эфирным временем.
5.10. Копию лицензии на осуществление телевизионного вещания.
5.11. Сведения о редакции средства массовой информации - телепрограммы «День» (если редакция зарегистрирована в качестве юридического лица – укажите его полное наименование, юридический и почтовый адреса, тел./факс, Ф.И.О. руководителя, с приложением копий устава и (или) иных правоустанавливающих документов со всеми изменениями и дополнениями на дату Определения; если не зарегистрирована – представьте соответствующую поясняющую информацию).
5.12. Копии договоров, заключенных учредителем средства массовой информации - телепрограммы «День» с редакцией (главным редактором) средства массовой информации - телепрограммы «День» со всеми изменениями и дополнениями по каждому документу на дату Определения.
5.13. Эфирную справку о прохождении 30.11.2016 в эфире телеканалов СТС и ГСП телепрограммы «День» (с указанием сведений обо всех транслируемых телепрограммах «День», в том числе рекламы) с указанием времени начала и окончания телепрограмм.
5.14. Видеозапись телепередачи «День», транслируемой 30.11.2016 телеканалами СТС (в 18 часов 45 минут) и ГСП ( в 19 часов 00 минут), на оптическом носителе.
5.15. Видеозапись рекламы спа-салона «Багира», транслируемой 30.11.2016 в телепрограмме «День» (на оптическом носителе).
5.16. Пояснения, предоставлялись ли рекламодателем при заказе рассматриваемой рекламы, документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям п. 7 ст. 7 Закона о рекламе, в том числе сведения о наличии лицензий на осуществление медицинской деятельности, в том числе на осуществление медицинских услуг (с приложением подтверждающих документов).
5.17. Пояснения, требовало ли ООО «Новый канал» у рекламодателя при заказе рассматриваемой рекламы предоставления документов, указанных в п. 5.16 настоящего Определения, в порядке ст. 13 Закона о рекламе. Если требовало – укажите, были ли предоставлены рекламодателем соответствующие документы. Если не требовало – укажите причину.
5.18. О должностном лице ООО «Новый канал», по вине которого произошло нарушение рекламного законодательства (с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления документов и указанием сведений о фактическом месте жительства должностного лица).
5.19 Письменные объяснения должностного лица, указанного в пункте 5.18 настоящего определения, поясняющие обстоятельства размещения рассматриваемой рекламы в нарушение ч. 7 ст. 7, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, в том числе входил ли в должностные обязанности указанного должностного лица контроль за соответствием размещаемых рекламных материалов требованиям рекламного законодательства в период распространения рассматриваемой рекламы, со ссылкой на должностную инструкцию.
6. Заявителю явиться лично (с паспортом) и (или) обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.
7. ООО «Новый канал» обеспечить явку законного представителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела.
О возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, сообщить не позднее 04 апреля 2017 года, предварительно по факсу (8212) 21-41-29 или на электронный адрес: to11@fas.gov.ru и направить такое обращение по почте.
Примечание:
При ответе на настоящее определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту определения они прилагаются, с указанием номера пункта.
В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего определения, укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия и указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.
Представленное на определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота. Кроме того, документы объемом более 1 печатного листа должны быть представлены в прошитом виде и пронумерованы.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа.
Председатель Комиссии <…>