Решение №03-01/2266 Решение по делу № Р 07-02/12 в отношении ООО «Грант-Плюс», О... от 4 сентября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
 
РЕШЕНИЕ
 
16 марта 2012 года
(дата оглашения резолютивной части  решения)
 29 марта 2012 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
№ 03-01/2266
Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе: <…>, рассмотрев  материалы дела № Р 07-02/12, возбужденного  в отношении Общества с ограниченной отвественностью «Грант-Плюс» (далее – ООО «Грант-Плюс») и Общества с ограниченной ответственностью «Комиинформ-Пресс» (далее – ООО «Комиинформ-Пресс») по факту распространения рекламы следующего содержания: «Клиника «Грант-Плюс» Лицензия № 11-01-000152 от 18.10.2007 г. Выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Ваше здоровье – наша забота Стоматология -терапия -ортопедия -ортодонтия -хирургия -имплантология -терапия -гинекология -кардиология -УЗИ -неврология -психотерапия -гомеопатия Выбирайте сами, где и как лечиться, а мы будем рады Вас видеть по адресу: Ул. Интернациональная, 32, тел.: 202-330, 247-727», размещенной на странице 5 № 38 от 22.12.2011  газеты «Комсомольская правда» - Здоровье», с признаками нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
 в присутствии:
 - директора ООО «Грант-Плюс» <…>, действующей на основании  решения единственного учредителя ООО «Грант-Плюс» от 30.08.2011;
 -   представителя ООО «Комиинформ-Пресс» - <…>, действующего на основании доверенности № 1 от 15.03.2012, 
в отсутствие: 
-  <…>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения рекламного дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16700052955518 от 25.02.2012,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило сообщение <...>а (далее – <...> Э.А.) об административном правонарушении (вх. № 147 от 17.01.2012).
В результате рассмотрения материалов по указанному сообщению установлено следующее.
На странице 5 № 38 от 22.12.2011  газеты «Комсомольская правда» - Здоровье» размещена информация следующего содержания: «Клиника «Грант-Плюс» Лицензия № 11-01-000152 от 18.10.2007 г. Выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Ваше здоровье – наша забота Стоматология -терапия -ортопедия -ортодонтия -хирургия -имплантология -терапия -гинекология -кардиология -УЗИ -неврология -психотерапия -гомеопатия Выбирайте сами, где и как лечиться, а мы будем рады Вас видеть по адресу: Ул. Интернациональная, 32, тел.: 202-330, 247-727» (далее – рассматриваемая реклама).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена в периодическом печатном издании посредством размещения ее в газете «Комсомольская правда» - Здоровье» №38 от 22.12.2011 на странице 5;
-  адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – клинике «Грант-Плюс», оказываемым в ней услугам, в том числе по: стоматологии (терапии, ортопедии, ортодонтии, хирургии, имплантологии), терапии, гинекологии, кардиологии, УЗИ, неврологии, психотерапии, гомеопатии, формирование и поддержание интереса к ним, их продвижение на рынке.
Таким образом, информация, размещенная  на странице 5 № 38 от 22.12.2011  газеты «Комсомольская правда» - Здоровье», является рекламой.   
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации  отдельного товара, его изготовителя или  продавца явно  не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим  Федеральным законом установлены специальные  требования и ограничения.
Рассматриваемая реклама не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. 
В отраслевом классификаторе "Сложные и комплексные медицинские услуги", утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 268 указаны следующие термины и определения:
-  сложная  медицинская услуга - набор простых медицинских услуг, которые требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле «пациент» + «комплекс простых услуг» = «этап профилактики,                     диагностики или лечения»;
- комплексная  медицинская услуга - набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения по формуле «пациент» + «простые + сложные услуги» = «проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения»;
- прием (осмотр, консультация) - производимые по определенному плану действия врача при возникновении у пациента потребности в медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания, синдрома.
 В соответствии с отраслевым классификатором "Сложные и комплексные медицинские услуги", каждая сложная или комплексная медицинская услуга относится к типовому разделу. ОК СКМУ содержит 5 типовых разделов. В раздел 01 «Услуги врача лечебно-диагностические» входят, в том числе, услуги:
     - 01.001    Акушерство и гинекология;
     -  01.015    Кардиология;
     -  01.023    Неврология;
     -  01.034    Психотерапия;    
     -   01.047    Терапия;       
     -   01.065    Стоматология терапевтическая;
     -   01.066    Стоматология ортопедическая;
     -   01.067    Стоматология хирургическая.
     Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности,   утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  22.01.2007  № 30 (далее – Положение) медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно приложению к Положению. В названный Перечень включены, в том числе работы (услуги) по:
 - акушерству и гинекологии;
 - кардиологии;
 - неврологии;
 - ортодонтии;
 - психотерапии;
 - стоматологии;
 - стоматологии профилактической;
 - стоматологии ортопедической;
 - стоматологии терапевтической;
 - стоматологии хирургической;
 - ультразвуковой диагностике. 
В соответствии с указанным Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности подлежат лицензированию работы (услуги) по гинекологии,  кардиологии, неврологии, ортодонтии,  психотерапии,  стоматологии, УЗИ.
УЗИ (ультразвуковое исследование) относится и к сложным, и к простым медицинским услугам (приказ Минздрава РФ от 10.04.2011 № 113: коды 04.01.001 Ультразвуковое исследование мягких тканей, 04.01.002 Ультразвуковое исследование кожи; приказ Минздрава РФ от 16.07.2011 № 268: коды 03.052 Ультразвуковая диагностика, 03.052.01 Комплексное ультразвуковое исследование внутренних органов).
Согласно письму № 01-09/2324 от 28.07.2011 РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», УЗИ (Ультразвуковое исследование) – ультразвуковая диагностика входит в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, но не относится к методам лечения. 
В материалах рекламного дела имеются копии лицензий № 11.РЦ.09.002.Л.000025.05.07 от 11.05.2007, выдана Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, № ЛО-11-01-000149 от 29.12.2008, выдана Министерством здравоохранения Республики Коми, № ЛО-11-01-000152 от 18.10.2007, выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, № ЛО-11-01-000468 от 08.11.2010, выдана Министерством здравоохранения Республики Коми, на осуществление ООО «Грант-Плюс» медицинской деятельности.
Из вышеизложенного следует, что услуги по  гинекологии,  кардиологии, неврологии, ортодонтии,  психотерапии, терапии, стоматологии, УЗИ относятся к медицинским услугам. 
Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.
В соответствии с п. 4 ст. 3  Закона о рекламе ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Частью 6 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п.  5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
На основании свидетельства о регистрации  средства массовой информации «Комсомольская правда - Здоровье» ПИ № ФС77 – 25623 от 18 августа  2006 г., копия которого имеется в материалах рекламного дела, учредителем газеты «Комсомольская правда - Здоровье» является ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда».
В материалах рекламного дела имеется копия лицензионного договора № 14-11 от 01 января 2010 г. о передаче исключительных прав на использование периодического печатного издания, согласно которому, Правообладатель – ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» передает Издательству – ООО «Комиинформ-Пресс» исключительные права  на использование Издания, а именно, газет, являющихся объектом исключительных авторских прав Правообладателя, в числе, согласно Приложению № 1 от 01.03.2010 к лицензионному договору от 01 января 2010 г. № 14-11, газеты «Комсомольская правда – Здоровье».
В соответствии с частью 9 статьи 7 указанного лицензионного договора ответственность за нарушение действующего законодательства при размещении Издательством в Издании информационных, рекламных и других материалов, а также при переработке Издательством полос Издания, несет Издательство. 
В материалах рекламного дела имеется копия заявки на размещение рекламно-информационных материалов от 15.12.2011 (далее – Заявка), в которой заказчик – ООО «Грант-Плюс» просит изготовить и/или разместить свои информационно-рекламные материалы в газете «Комсомольская правда – Здоровье» за 22.12.11. Указанная заявка подписана директором ООО «Грант-Плюс» <...> Е.А. и заверена печатью ООО «Грант-Плюс».
Из представленных ООО «Комиинформ-Пресс» в Коми УФАС России материалов усматривается, что реклама была распространена на основании Заявки. Рекламный модуль был изготовлен специалистом ООО «Комиинформ-Пресс» и направлен в электронном виде для согласования ООО «Грант-Плюс». Содержание рекламы определено рекламодателем, а наполнение рекламы – дизайнером ООО «Комиинформ-Пресс». Информация о согласовании рекламы не сохранилась.
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Грант-Плюс», рекламораспространителем и рекламопроизводителем – ООО «Комиинформ-Пресс». 
В письменных пояснениях, представленных в Коми УФАС России ООО «Комиинформ-Пресс», Общество указывает на то, что объектом рассматриваемой рекламы является клиника «Грант-Плюс», а не оказываемые в ней услуги. Перечисленные в рассматриваемой рекламе медицинские термины в именительном падеже являются, согласно сведений из медицинского словаря, областями, направлениями и разделами медицины, а не перечнем оказываемых учреждением услуг.
На рассмотрении рекламного дела представители ООО «Комиинформ-Пресс» и ООО «Грант-Плюс» поддержали вышеизложенные доводы.
Данные доводы Комиссией отклоняются по следующим основаниям.
Из содержания ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе не следует, что требования данной нормы закона распространяются только на рекламу конкретной медицинской услуги. Из текста ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе следует, что любая реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.
Кроме того, как следует из сложившейся судебной практики, информация,  очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна  рассматриваться как реклама этого товара (п. 16 информационного письма  Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998  №  37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением  законодательства о рекламе»).
Таким образом, объектом рассматриваемой рекламы являются, в том числе медицинские услуги, оказываемые в клинике «Грант-Плюс».
В соответствии с отраслевым классификатором "Сложные и комплексные медицинские услуги", к медицинским услугам отнесены, в том числе услуги,  перечисленные в рассматриваемой рекламе. Таким образом, довод  о том, что в рассматриваемой рекламе указаны области, направления и разделы медицины, а не перечень оказываемых учреждением услуг, является несостоятельным. 
Кроме того, согласно  копиям приложений к  лицензиям, выданным ООО «Грант-Плюс» на осуществление медицинской деятельности, имеющимся в материалах рекламного дела, в числе работ и услуг указаны - ультразвуковая диагностика, ортодонтия, гинекология, психотерапия, стоматология, стоматология ортопедическая, стоматология хирургическая, кардиология, неврология, терапия.
Из пояснений, представленных ООО «Комиинформ-Пресс» в Коми УФАС России, следует, что лицом, ответственным за соблюдение Обществом рекламного законодательства применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела, является руководитель службы рекламы «Комсомольская правда» приложение Коми <...> (далее – <...> А.А.), действующий на основании приказа директора ООО «Комиинформ-Пресс» А.А. <...>а № 44/к от 02.05.2011 о переводе работника на другую работу, копия которого имеется в материалах дела.
Должностное лицо, ответственное за соблюдение ООО «Грант-Плюс» рекламного законодательства – директор ООО «Грант-Плюс» <...> (далее – <...> Е.А.), действующая на основании решения единственного учредителя ООО «Грант-Плюс» от 30.08.2011.
Из материалов рекламного дела № Р 07-02/12 усматривается, что со стороны рекламораспространителя и рекламопроизводителя ООО «Комиинформ-Пресс», должностного лица ООО «Комиинформ-Пресс» – руководителя службы рекламы «Комсомольская правда» приложение Коми <...>а А.А.,  рекламодателя – ООО «Грант-Плюс» и должностного лица ООО «Грант-Плюс» – директора <...> Е.А. должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.
Комиссией в ходе рассмотрения дела № Р 07-02/12 установлено, что нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя и рекламопроизводителя ООО «Комиинформ-Пресс», должностного лица ООО «Комиинформ-Пресс» – руководителя службы рекламы «Комсомольская правда» приложение Коми <...>а А.А.,  рекламодателя – ООО «Грант-Плюс» и должностного лица ООО «Грант-Плюс» – директора <...> Е.А.
Таким образом, ООО «Комиинформ-Пресс», должностным лицом ООО «Комиинформ-Пресс» – руководителем службы рекламы «Комсомольская правда» приложение Коми <...>ом А.А.,  ООО «Грант-Плюс» и должностным лицом ООО «Грант-Плюс» – директором <...> Е.А. нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Из материалов рекламного дела следует, что территория распространения рассматриваемой рекламы – Республика Коми.  
Период распространения рассматриваемой рекламы – 22.12.2011.
Из письменных пояснений, представленных ООО «Комиинформ-Пресс» и ООО «Грант-Плюс» в Коми УФАС России усматривается, что рассматриваемая реклама распространялась один раз - 22.12.2011, однако доказательств, подтверждающих прекращение распространения рассматриваемой рекламы, в материалы рекламного дела не представлено. 
В  связи  с  изложенным,  Комиссия  пришла  к  выводу  о  необходимости  выдачи рекламодателю ООО «Грант-Плюс», рекламораспространителю и  рекламопроизводителю  ООО «Комиинформ-Пресс» предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п.п. 1, 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 № 453, Комиссия
                                       
РЕШИЛА:
 
1.  Признать рекламу следующего содержания: «Клиника «Грант-Плюс» Лицензия № 11-01-000152 от 18.10.2007 г. Выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Ваше здоровье – наша забота Стоматология -терапия -ортопедия -ортодонтия -хирургия -имплантология -терапия -гинекология -кардиология -УЗИ -неврология -психотерапия -гомеопатия Выбирайте сами, где и как лечиться, а мы будем рады Вас видеть по адресу: Ул. Интернациональная, 32, тел.: 202-330, 247-727», размещенную на странице 5 № 38 от 22.12.2011  газеты «Комсомольская правда» - Здоровье», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО «Грант-Плюс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения  указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы. 
3.  Выдать ООО «Комиинформ-Пресс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения  указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы. 
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Комиинформ-Пресс» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении должностного лица ООО «Комиинформ-Пресс» - руководителя службы рекламы «Комсомольская правда» приложение Коми <...>а А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Грант-Плюс» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении должностного лица ООО «Грант-Плюс» - директора <...> Е.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2012 года.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны