Решение №03-01/2540 Решение по делу № Р 69-12/14 от 2 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

16 марта 2015 года

(изготовление  решения  в полном  объеме)

27 февраля 2015 года

(оглашение  резолютивной части)

 

 

 

№ 03-01/2540

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе: <…>;

рассмотрев дело № Р 69-12/14, возбужденное в отношении ЗАО «Тандер» по факту распространения в рекламно-информационном журнале сети универсамов «МАГНИТ» № 20 (142) рекламы с признаками нарушения требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя ЗАО «Тандер» – <…>, действующей на основании доверенности от 17.01.2015 № 2-4/38,

в отсутствие <…>, письмом Коми УФАС России от 12.02.2015 № 03-01/12401 надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции от 21.02.2015 с идентификационным №16799183563969,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение гражданина о распространении  в универсаме «МАГНИТ» посредством размещения в рекламно-информационном журнале сети универсамов «МАГНИТ» № 20 (142) недостоверной информации о продаже молочного шоколада Альпен Гольд с орехом 90 г., поскольку при покупке товара скидка, указанная в рекламе, ему не была предоставлена. 

По указанному факту определением № 03-01/11250 от 03.12.2014 возбуждено дело № Р 69-12/14 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе в отношении ЗАО «Тандер».

Из материалов дела № Р 69-12/14 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

К обращению приложены копии страниц рекламно-информационного журнала сети универсамов «МАГНИТ» № 20 (142), на станице 3 которого размещена информация об акциях в сети магазинов «МАГНИТ», в том числе акции, касающейся  Шолочного шоколада  Альпен Гольд с орехом 90 г. с  фотоизображением товара, указанием срока – с 24.09.2014 по 30.09.2014 и существа акции – 2 по цене 1 (далее - рассматриваемая  реклама).

Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена  в универсаме «МАГНИТ», расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 33, посредством размещения в рекламно-информационном журнале сети универсамов «МАГНИТ» № 20 (142);

- адресована неопределенному  кругу  лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – Шолочному шоколаду  Alpen Gold с орехом 90 г., реализуемому в период акции 2 по цене 1, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством  размещения в рекламно-информационном журнале сети универсамов «МАГНИТ» № 20 (142), является рекламой.

Кроме того ФАС России указала, что поскольку в рекламно-информационном журнале «МАГНИТ», приложенном к обращению, содержатся сведения о части товаров, реализуемых универсамом «Магнит», то указанная информация является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания потребителей к определенным товарам, и на такую информацию распространяются требования Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 33, используется ЗАО «МАГНИТ» под продовольственный магазин в соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 20.12.2012 № СктФ/419/12.

Из материалов рекламного дела усматривается, что в универсаме «МАГНИТ», расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 33, осуществляется розничная продажа, в том числе шоколада  Alpen Gold с орехом 90 г.

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что в сети магазинов «МАГНИТ» в период с 24.09.2014 по 30.09.2014 потребителю предоставляется возможность приобрести молочный шоколад Alpen Gold с орехом 90 г. в количестве двух штук по цене одного.

Согласно товарному чеку № 8922-24566 от 26.09.2014, заверенному печатью ЗАО «Тандер» и подписью продавца, копия которого имеется в материалах рекламного дела, в 14:56 26.09.2014 осуществлена продажа, в том числе молочного шоколада Alpen Gold с орехом 90 г. в количестве двух штук по цене 42 рубля 90 копеек каждый, на общую сумму 85 рублей 80 копеек.

Заявитель указывает, что в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 33, при покупке молочного шоколада Alpen Gold с орехом 90 г. в количестве двух штук 26.09.2014 скидка по акционной цене ему не была предоставлена; на его требование о причинах непредоставления указанной в рассматриваемой рекламе скидки, продавец магазина пояснила, что данный товар в акции не участвует.

ЗАО «Тандер» в письменных пояснениях, имеющихся  в материалах рекламного дела, подтверждает, что факт отказа заявителю в предоставлении заявленной скидки имел место.

Таким образом, из материалов рекламного дела следует, что возможность приобрести товар, реализуемый в магазине «МАГНИТ», расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 33, а именно: молочный шоколад Alpen Gold с орехом 90 г. на указанных в рассматриваемой рекламе условиях – две штуки по цене одной – не была предоставлена.

В соответствии с копией Приказа ЗАО «Тандер» № 1358-П от 21.08.2014 «о проведении акции в сети универсамов «Магнит», в соответствии с приложением № 1 к указанному Приказу, в том числе и в магазине «МАГНИТ», расположенном по адресу:  г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 33, в период с 24.09.14 по 30.09.14 имело место проведение рекламной акции, в соответствии с которой, потребителям указанной сети магазинов предоставлялась возможность приобрести товар, участвующий в акции, в количестве двух штук по цене одного. В соответствии с приложением № 2 к указанному Приказу молочный шоколад Alpen Gold с орехом 90 г. являлся товаром, участвующим в данной акции.

При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости товара, реализуемого в магазине «МАГНИТ» по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 33,а именно: молочный шоколад Alpen Gold с орехом 90 г.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из письменной информации, представленной ЗАО «Тандер» в материалы рекламного дела, следует, что размещение рекламы проходило следующие стадии: 21.08.2014 – согласование условий проведения акции и издание приказа о проведении акции (приказ о проведении акции «2 по цене 1» в сети универсамов «Магнит» от 21.08.2014 № 1358-П (с приложением № 1 и 2); 01.09.2014 – согласование макета каталога; 02.09.14 – одобрение каталога, направление ООО «МДМ-Пачать» заявки на печать каталога и файлов с каталогами (договор № 09-09 выполнения работ по изготовлению непериодической печатной продукции от 11.01.2009). Рекламодатель и рекламораспространитель рассматриваемой рекламы является ЗАО «Тандер», рекламопроизводителем – ООО «МДМ-Печать». Содержание рекламы и её наполнение определялось службой маркетинга ЗАО «Тандер», готовый рекламный материал был одобрен 02.09.2014 и направлен в печать. Готовые рекламно-информационные журналы сети универсамов «МАГНИТ» были направлены в регионы и впоследствии распространены в магазинах «МАГНИТ», в том числе в г. Сыктывкаре Республики Коми.

Из имеющихся материалов усматривается, что ЗАО «Тандер» определило объект рекламирования и содержание рекламы,  ООО «МДМ-Печать» привело информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, а затем ЗАО «Тандер», распространило её посредством размещёния на странице 3 рекламно-информационного журнала сети универсамов «МАГНИТ» № 20 (142).

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ЗАО «ТАНДЕР», рекламопроизводителем – ООО «МДМ-Печать»

Согласно Уставу ЗАО «Тандер» основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли (п. 3.1.); предметом деятельности Общества является, в том числе оптовая торговля сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад (п. 3.4.).

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ЗАО «ТАНДЕР» с целью получения прибыли от экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Согласно письменным пояснениям ЗАО «ТАНДЕР», имеющимся в материалах рекламного дела, а также пояснениям, данным представителем Общества <…> в ходе рассмотрения рекламного дела,  следует, что условная акция, указанная в рассматриваемой рекламе, распространялась на товар шолочный шоколад Alpen Gold с орехом 90 г. Однако при направлении цен в магазин «Магнит», произошел сбой, и цена на указанный товар в ценовой базе данного магазина не изменилась. В связи с чем, при проведении товара через сканер стоимость товара осталась прежней, и покупатель приобрел товар по неизменной цене. Фактически, акция по снижению на указанный товар, обозначенная в рекламном каталоге, действовала. Однако из-за технического сбоя в отдельно взятом магазине товар реализован по старой цене, т.е. с нарушением Закона о рекламе.

Согласно имеющимся  в материалах рекламного дела письменным пояснениям специалиста сектора каталогов Сервисной службы департамента маркетинга <…> следует, что при спуске каталога ММ 24.09-07.10 в печать допустил ошибку в наименовании позиции «Альпен Гольд», ошибка «Шолочный шоколад», верное наименование: «Молочный шоколад». Ошибка была допущена, так как спуск каталога был позднее 01:00 ночи. На поздний спуск каталога повлияли корректировки после рабочего времени от смежных отделов и отсутствие штатного корректора.

Согласно письменным пояснениям ЗАО «ТАНДЕР», имеющимся  в материалах рекламного дела, лицом ответственным за соблюдение в рассматриваемом случае законодательства о рекламе, является  директор магазина «МАГНИТ», расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 33, <…>.

Согласно письменным пояснениям директора магазина «Магнит» <…> следует, что 26.09.2014 на кассе стала возникать проблема с акционным товаром шоколад Альпен Гольд, в связи с чем, <…> обратилась в службу технической поддержки филиала ЗАО «Тандер» в городе Сыктывкар с описанием выявленной проблемы. Технический сбой был оперативно устранен, и с 27 сентября 2014 года цена пробивалась в соответствии с установленной.

В соответствии с п. 4.16 должностной инструкцией директора магазина, директор обязан вести кассовую дисциплину в магазине «МАГНИТ», контролировать процесс ценообразования в магазине, размещения, распространения и реализации рекламных акций на магазине, контролировать соответствие цен и ценников на товар, выставленный на реализацию, и на акционный товар, ценам и ценникам, пробиваемых на кассе.

Однако из представленных в материалы рекламного дела документов не следует, что на указанное должностное лицо возложена обязанность по обеспечению соответствия размещаемых рекламных материалов требованиям Закона о рекламе и корреспондирующая этой обязанности ответственность.

В соответствии с п. 15.1 Устава ЗАО «Тандер» руководство текущей деятельности Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества (генеральным директором). На основании решения единственного акционера ЗАО «Тандер», избран на должность генерального директора ЗАО «Тандер» - <…>.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Обществом законодательства о рекламе, является генеральный директор ЗАО «Тандер» - <…>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя и рекламораспространителя рассматриваемой рекламы – ЗАО «Тандер» и его должностного лица - генерального директора <…>.

ЗАО «Тандер» и генеральный директор Общества <…> на стадии производства и распространении рекламы не осуществили надлежащего контроля за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе, следствием чего и стало несоответствие рекламы установленным требованиям.

Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ЗАО «Тандер» и генерального директора Общества <…> не принято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ЗАО «Тандер» и генеральным директором Общества <…> нарушены требования п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Комиссией в ходе рассмотрения дела № Р 69-12/14 установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в период 24.09.2014 – 30.09.2014 в рекламно-информационном журнале сети универсамов «МАГНИТ» № 20 (142) на   территории Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, поскольку реклама размещалась в период 24.09.2014 – 30.09.2014 в рекламно-информационном журнале сети универсамов «МАГНИТ» № 20 (142) и носила разовый характер.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ЗАО «Тандер» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать рекламу молочного шоколада  Альпен Гольд с орехом 90 г., размещённую на странице 3 рекламно-информационного журнала сети универсамов «МАГНИТ» № 20 (142), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ЗАО «Тандер» не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ЗАО «Тандер» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении генерального директора ЗАО «Тандер» – <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  Решение в полном объеме изготовлено 16 марта 2015 года.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

Председатель Комиссии

 

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны