Решение №03-01/2745 Решение и предписание по делу № Р 47-12/16 от 29 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

 

27 марта 2017 года

(изготовление  решения  в полном  объеме)

20 марта 2017 года

(оглашение  резолютивной части)

 

 

 

 

  

     №  03-01/2745                

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев дело № Р 47-12/16, возбужденное в отношении  ООО «Новый канал», по факту размещения в средстве массовой информации – телепрограмме «День» рекламного сюжета о спа-салоне «Багира» (далее – рассматриваемая информация), с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 7, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя; лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Новый канал» (указанные лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения настоящего дела, соответствующие доказательства в материалах дела имеются),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) поступило обращение гражданина о нарушении Закона о рекламе при размещении рекламного сюжета о спа-салоне «Багира» в средстве массовой информации – телепрограмме «День».

По результатам рассмотрения заявления принято решение о возбуждении дела № Р 47-12/16 по признакам нарушения ч. 7 ст. 7, ч. 1 ст. 14  Закона о рекламе в отношении ООО «Новый канал».

Из материалов рекламного дела № Р 47-12/17 (далее – рекламное дело) установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 В соответствии с п. 2  ст. 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

По смыслу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в средстве массовой информации – телепрограмме «День»;

-  адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: услугам спа-салона «Багира», в том числе по чистке лица, пилингу, лечению угревой сыпи, дезинкрустации, а также косметическим средствам «Ла биостатик», реализуемым в указанном салоне, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, рассматриваемая информация, распространенная посредством размещения в эфире Информационной программы «День», является рекламой.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В рассматриваемом случае сообщение о последующей трансляции рекламы отсутствует, пометка «на правах рекламы» размещена в середине сюжета о спа-салоне «Багира».

На основании изложенного, в том числе с учетом мнения ФАС России, изложенного  в письме № РП/81267/16 от 24.11.2016, распространение рассматриваемой рекламы в программе «День» без сообщения о последующей трансляции рекламы нарушает требования  ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе.

В силу п. 7 ст. 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми письмом № 01-46/227 от 21.11.2016  пояснил, что согласно ст. 2 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Номенклатура медицинских услуг  утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделенных на два класса: «A» и «В».

Класс «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Класс «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Номенклатура включает в себя, в том числе следующие виды медицинских услуг: «дермабразия» (код А 16.01.022), «дерматологический пилинг» (код А 16.01.024), «ультразвуковой пилинг» (код А 22.01.001.002), очищение кожи лица и шеи» (код А 14.01.005), «вапоризация кожи лица» (код А 14.01.006), удаление кожного сала» (код – А  14.01.011), очищение кожи с помощью ложки Уны» (код А 14.01.008).

Вопросы оказания медицинской помощи по профилю «косметология» в организациях государственной и иных форм собственности регулирует «Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», утвержденный приказом  Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н. В соответствии с данным Порядком проводятся неинвазивные процедуры (депиляция; дарсонвализация; косметологическая чистка лица,; криомассаж; криоорошение; медицинский массаж лица, шеи и области декольте ручной;  пилинг аппаратный кожи; пилинг поверхностный) и инвазивные процедуры (введение инъекционных тканевых наполнителей; инъекции препаратов токсина ботулизма; инъекционная коррекция рубцовой ткани; мезотерапия; биоревитализация; пилинг срединный; инъекционное введение лекарственных препаратов).

Согласно «ОК 002-93. Общероссийский классификаторуслуг населению» (далее – ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта России  от 28.06.1993 № 163 к бытовым услугам относятся, в частности, парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения (код вида услуг 019300).

Вместе с тем, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» ряд услуг, которые ранее ОКУН классифицировались как бытовые услуги, были отнесены к медицинским услугам. Поэтому приказом Росстандарта  от 12.12.2012 № 1880-ст в ОКУН внесены Изменения № 13/2012 ОКУН, согласно которым к бытовым услугам с 01.01.2013 по коду услуги 019338 не относится такая услуга как «пилинг», ранее классифицированная по данному виду услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. В соответствии с данным приложением медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по косметологии.

Как указано выше, Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» утвержден   приказом  Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н.

Согласно письму № 01-46/227 от 21.11.2016 территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми, лицензия на осуществление  медицинской деятельности юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), осуществляющему деятельность в спа-салоне «Багира» по адресу: г. Ухта, пр. Ленина, д. 35, не выдавалась.

Согласно письму Министерства здравоохранения Республики Коми № 23058/01-33 от 31.11.2016, перечень медицинских услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг». В названном нормативно-правовом акте не содержатся услуги: «чистка лица», «ручная чистка лица», «распаривание лица», «лечение угревой сыпи», «дезинкрустация». Указанный приказ содержит следующие виды пилинга: «Дерматологический пилинг», «Пилинг-массаж», «Ультразвуковой пилинг», следовательно пилинг является медицинской услугой.

Министерство здравоохранения также указало, что в соответствии с действующим  законодательством, юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) для осуществления медицинской деятельности требуется получение лицензии (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Из вышеизложенного следует, что услуга по проведению пилинга является медицинской и её оказание требует наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности.

При таких обстоятельствах реклама, размещенная в средстве массовой информации – телепрограмме «День», распространена в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

  В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

  В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рассматриваемая реклама размещена в средстве массовой информации – телепрограмме «День», учредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации серии ЭЛ № ТУ 11-0064 от 25.03.2010 г., копия которого имеется в материалах рекламного дела, является ООО «Новый канал».

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении  ООО «Новый канал», Общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1091102000824, дата присвоения номера 20.01.2002,  видами экономической деятельности Общества являются, в том числе деятельность в области телевизионного вещания, деятельность информационных агентств.

Определением о возбуждении дела № Р 47-12/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 29.12.2016, а также Определением о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 47-12/16 от 27.01.2017 (далее – Определения) у ООО «Новый канал» запрашивались копии документов и письменная информация, поясняющие, в том числе о рекламодателе и рекламопроизводителе рассматриваемой рекламы.

Указанные определения были направлены в адрес ООО «Новый канал», в том числе адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Дзержинского, д. 28, кв. 26.

Как следует из материалов рекламного дела, от получения почтовых отправлений Коми УФАС России, направленных, в том числе по юридическому адресу ООО «Новый канал», Общество уклонилось, сведения, запрашиваемые Комиссией для рассмотрения дела по существу Определениями, в Коми УФАС России не представило. Поскольку срок рассмотрения рекламного дела истекает 29.03.2017, дальнейшее отложение рассмотрения дела № Р 47-12/16 не представляется возможным. При таких обстоятельствах, Комиссия сочла возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам.

На основании всей совокупности собранных доказательств, с учетом положений ч. 7 ст. 3 Закона о рекламе, Комиссия приходит к выводу, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Новый канал». При этом, материалы рекламного дела не содержат информацию о том, кто является рекламодателем и рассматриваемой рекламы.

 

 

Из материалов рекламного дела следует, что лицом, ответственным за соблюдение ООО «Новый канал» требований рекламного законодательства является <…>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 7 ст. 7, ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя – ООО «Новый канал» и его должностного лица – <…>.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что ООО «Новый канал» и его <…> не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ООО «Новый канал», <…> нарушены требования ч. 7 ст. 7, ч. 1 ст. 14   Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории г. Ухты в период с 10.10.2016.

           На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей  рекламы.

           В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Новый канал» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.  

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

           1. Признать рекламу, размещенную в средстве массовой информации – телепрограмме «День» в виде рекламного сюжета о спа-салоне «Багира», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 7, ч. 1 ст. 14  Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Новый канал» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Новый канал» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 2 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> ООО «Новый канал» <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 2 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 27 марта 2017 года. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия  в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

______________    <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________    <…>

 

 

 

 

 

______________  <…>

 

 

 

 

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

                       О  ПРЕКРАЩЕНИИ  НАРУШЕНИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  О  РЕКЛАМЕ

 

 

27 марта 2017 года

 

 

 

 

 

  № 03-01/2745

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

на основании своего Решения от 23.03.2017 по делу № Р 47-12/16 о признании рекламы,  размещенной в средстве массовой информации – телепрограмме «День» в виде рекламного сюжета о спа-салоне «Багира», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 7, ч. 1 ст. 14  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Новый канал»,  адрес (место нахождения): 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Дзержинского, д. 28, кв. 26, ОГРН 1091102000824, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:  распространение в средстве массовой информации – телепрограмме «День» в виде рекламного сюжета о спа-салоне «Багира» в нарушение требований ч. 7 ст. 7, ч. 1 ст. 14  Закона о рекламе.

2. ООО «Новый канал»,  адрес (место нахождения): 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Дзержинского, д. 28, кв. 26, ОГРН 1091102000824, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 03 мая 2017 года.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня выдачи предписания в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

______________    <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________    <…>

 

 

 

 

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны