Решение №03-01/2775 Решение по делу № Р 06-02/12 в отношении ООО «Фарма Ко» и ИП... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

30 марта 2012 года (дата оглашения резолютивной части  решения)

12 апреля 2012 года (дата изготовления решения в полном объеме)

№ 03-01/2775

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе: <…>, рассмотрев материалы дела № Р 06-02/12, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фарма Ко» (далее – ООО «Фарма Ко») и Индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) по факту распространения рекламы рецептурных лекарственных средств в номерах № 42(163) от 22.10.2011, № 43 (164) от 29.10.2011, № 44(165) от 05.11.2011 газеты «ПРО ГОРОД Сыктывкар», с признаками нарушения требований ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии: <…>,

в отсутствие: <…>;

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России)  поступило обращение прокуратуры г. Сыктывкара о проверке рекламы аптеки «Фарма Ко», размещенной в газете «ПРО ГОРОД Сыктывкар», на предмет нарушений рекламного законодательства, в связи с поступившим заявлением <…> (далее – <…>).

По результатам рассмотрения заявления и поступивших из прокуратуры г. Сыктывкара материалов 15.02.2012 возбуждено рекламное дело № 06-02/12 в отношении ООО «Город 11» и ООО «Фарма Ко».

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлена необходимость замены ненадлежащего лица – ООО «Город 11», надлежащим – ИП <…>, в связи с чем рекламное дело № Р 06-02/12 Определением № 03-01/1739 от 12.03.2012 о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 06-02/12, замене ненадлежащего лица надлежащим отложено.

Определением № 03-01/1739 от 12.03.2012 о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 06-02/12, замене ненадлежащего лица надлежащим рекламное дело назначено к рассмотрению на 30.03.2012.

В результате рассмотрения материалов рекламного дела № 06-02/12 установлено следующее.           

На странице 22 газеты № 44(165) от 05.11.2011 «ПРО ГОРОД Сыктывкар» размещена информация следующего содержания: «Сэкономить на лекарствах? Запросто! Вероника Морохина В аптеке «Фарма Ко» сверхнизкие цены на самые востребованные отечественные и импортные медикаменты. Аптека ООО «Фарма Ко» продолжает Акцию сверхнизких цен на группу отечественных препаратов. Разница в ценах на препараты, участвующие в Акции, по сравнению с ценами в других аптеках составляет 20-80 процентов. Аптека снижает цены и на группу импортных, то есть дорогостоящих препаратов. На все препараты, включая и участвующие в Акции, дополнительно действует социальная скидка в размере 7 процентов. Куда обращаться? Аптека «Фарма Ко» г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 62 (рядом с общежитием СыктГУ). Тел. 31-14-29. Сообщаем подробности Полный перечень препаратов по сниженным и сверхнизким ценам имеется в свободном доступе в аптеке по ул. Коммунистической, 62. Также информацию можно получить по тел. 31-14-29. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА». Далее изображены следующие лекарственные препараты с указанием цен на них в аптеке «Фарма Ко» и средней цены по городу: Плавикс таб. 75 мг. №28, 3100 рублей (средняя цена по городу 3190 рублей); Предуктал МВ таб. 35 мг. №60, 730 рублей (средняя цена по городу 759 рублей); Омакор таб. №28, 1510 рублей (средняя цена по городу 1560 рублей); Липримар таб. 10 мг. №30, 757 рублей (средняя цена по городу 786 рублей); Крестор таб. 10 мг. №28, 1420 рублей (средняя цена по городу 1460 рублей); Крестор таб. 20 мг. №28, 2340 рублей (средняя цена по городу 2415 рублей); Танакан таб. 0,04. №90, 1375 рублей (средняя цена по городу 1500 рублей). Ниже приведена сравнительная таблица цен в аптеке «Фарма Ко» и у ближайших конкурентов (далее - конкуренты) на следующие лекарственные средства: Актовегин р-р д/ин. 40 мг/мл 10 мл №5 (1082 – аптека «Фарма Ко», 1119 – конкуренты); Актовегин р-р д/ин. 40 мг/мл 5 мл №5 (523 – аптека «Фарма Ко», 540 – конкуренты); Алфлутоп р-р/ин. 1 мл №10 (1400 – аптека «Фарма Ко», 1462 – конкуренты); Арбидол таб. 0,05 №20 (227 – аптека «Фарма Ко», 240 – конкуренты); Арбидол капс. №10 (200 – аптека «Фарма Ко», 213 – конкуренты); Арбидол капс. 100 мг. №40 (720 – аптека «Фарма Ко», 782 – конкуренты); Арифон ретард таб. 1,5 №30 (320 – аптека «Фарма Ко», 329 – конкуренты); Артра таб. 500 мг №100 (1187 – аптека «Фарма Ко», 1226 – конкуренты); Артра таб. №30 (570 – аптека «Фарма Ко», 590 – конкуренты); Артра таб. №60 (870 – аптека «Фарма Ко», 890 – конкуренты); Аторис таб. 10 мг №90 (630 – аптека «Фарма Ко», 656 – конкуренты); Аторис таб. 20 мг №90 (940 – аптека «Фарма Ко», 957 – конкуренты); Аугментин таб. 250/125 №20 (260 – аптека «Фарма Ко», 272 – конкуренты); Аугментин таб. 500/125 №14 (380 – аптека «Фарма Ко», – конкуренты); Аугментин таб. 875/125 №14 (370 – аптека «Фарма Ко», 385 – конкуренты); Афлубин капли 20,0 (190 – аптека «Фарма Ко», 200 – конкуренты); Аэртал таб. 100 мг №60 (660 – аптека «Фарма Ко», 690 – конкуренты); Беродуал Н аэр. (510 – аптека «Фарма Ко», 525 – конкуренты) (далее – реклама № 1).

На странице 26 № 43(164) от 29.10.2011 газеты «ПРО ГОРОД Сыктывкар» размещена информация следующего содержания: «Сэкономить на лекарствах? Запросто! Вероника Морохина В аптеке «Фарма Ко» низкие цены на востребованные отечественные и импортные медикаменты. Недавно в Сыктывкаре открылась аптека «Фарма Ко». Именно здесь горожане стали приобретать необходимые медикаменты по удивительно низким ценам. Почти даром. Цены на отечественные препараты в «Фарма Ко» снижены от 20 до 80 процентов по сравнению с ценами в других аптеках города. Это особенно актуально, поскольку низкая стоимость установлена на 90 самых ходовых отечественных препаратов. Кроме того, без ущерба для кошелька приобрести в аптеке можно целый спектр мочегонных, гипотензивных, сосудистых, противокашлевых, обезболивающих средств, мазей и отечественных витаминов. Дорогостоящее – дешевле! Импортные дорогостоящие препараты также упали в цене в аптеке «Фарма Ко». По минимальным ценам продаются порядка 150 дорогостоящих препаратов. В будущем их список будет пополняться, а стоимость станет еще ниже. Дополнительные скидки. Пенсионерам, ветеранам ВОВ и труженикам тыла, ветеранам труда, инвалидам I, II и III групп, а также многодетным семьям предоставляются скидки. Чтобы получить скидку в 7 процентов и так к низким ценам, достаточно лишь показать соответствующее удостоверение. ВНИМАНИЕ! Полный перечень препаратов, которые продаются по сниженным ценам, можно узнать в торговом зале «Фарма Ко» или по телефону 31-14-29. Куда обращаться? Аптека «Фарма Ко»: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 62 (рядом с общежитием СыктГУ). Тел. 31-14-29. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА». Далее изображены следующие лекарственные препараты с указанием цен на них в аптеке «Фарма Ко» и средней цены по городу: Нимесил, 610 рублей (средняя цена по городу 643 рубля); Актовегин, 523 рубля (средняя цена по городу 540 рублей); Престариум А, 420 рублей (средняя цена по городу 435 рублей); Алфлутоп, 1400 рублей (средняя цена по городу 1462 рубля); Линекс, 500 рублей (средняя цена по городу 533 рубля); Эссенциале форте, 1600 рублей (средняя цена по городу 1644 рубля); Бонвива, 1550 рублей (средняя цена по городу 1620 рублей); Цианокобаламин, 16 рублей 80 копеек (средняя цена по городу 23 рубля); Пентоксифиллин, 28 рублей 50 копеек (средняя цена по городу 34 рубля); Рибоксин, 28 рублей 70 копеек (средняя цена по городу 29 рублей 90 копеек). Также приведена сравнительная таблица под названием «Просто сравните цены!», в которой указаны цены в аптеке «Фарма Ко» и у ближних конкурентов на следующие лекарственные препараты: Урсосан капс. 0,25 №100 (1400 – аптека «Фарма Ко», 1440 – конкуренты); Арбидол капсулы 0,1 №40 (720 – аптека «Фарма Ко», 780 – конкуренты); Бивалос порош. 2 гр. №28 (1550 – аптека «Фарма Ко», 1679 – конкуренты); Плавикс 75 мг №28 (3100 руб. – аптека «Фарма Ко», 3190 – конкуренты); Диабетон МВ 60 мг №30 (280 – аптека «Фарма Ко», 315 – конкуренты); Вобэнзим таб. №200 (1620 – аптека «Фарма Ко», 1670 – конкуренты); Детралекс таб. №60 (1280 – аптека «Фарма Ко», 1315 – конкуренты) (далее – реклама № 2).

На странице 25 № 42(163) от 22.10.2011 газеты «ПРО ГОРОД Сыктывкар» размещена информация следующего содержания: «Экономить на здоровье? Лика Давлетова Аптека «Фарма Ко» предлагает снижение цен на препараты повышенного спроса Аптека ООО «Фарма Ко» уже успела завоевать свой круг клиентов, хотя с момента открытия прошло не так много времени. Чему удивляться, если стоимость группы востребованных отечественных препаратов здесь ниже на 20-80 процентов средней цены по городу. Следующим шагом стало распространение акции по снижению цен на группу дорогостоящих импортных препаратов. Полный перечень на отечественные и импортные препараты, на которые распространяется акция, можно уточнить в аптеке по улице Коммунистической, 62 или по телефону 31-14-29. «Мы твердо намерены расширять перечень лекарственных средств, как отечественных, так и импортных, на которые распространяется акция, - говорит заведующая аптекой «Фарма Ко» Нина Руденко. – Более того, мы считаем важным, чтобы этот перечень соответствовал сезонному спросу. Так что с приближением зимы наши покупатели могут рассчитывать на снижение цен на группу простудных и антивирусных препаратов». Кроме того, социально незащищенным группам населения предлагается дополнительная скидка в размере 7 процентов. Экономить на здоровье – себе же дороже, а вот экономить на лекарствах – вполне реально с аптекой ООО «Фарма Ко»! Куда приходить? Коммунистическая, 62. Телефон 31-14-29. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА». Далее изображены следующие лекарственные препараты с указанием цен на них в аптеке «Фарма Ко» и средней цены по городу: ИНДАПАМИД, 17,50 рубля (средняя цена по городу 26 рублей); ЛИЗИНОПРИЛ, 31,70 рубля (средняя цена по городу 56 рублей); ГЛИЦИН, 23,90 рубля (средняя цена по городу 27,90 рубля). Также приведена сравнительная таблица под названием «Просто сравните цены! (неполный перечень)», в которой указаны цены в аптеке «Фарма Ко» и у ближних конкурентов на следующие лекарственные препараты: амоксициллин 0,25 №20 (21.10 – цена «Фарма Ко», 23.10 – конкуренты); алтей сироп 125 мл (21.90 – цена «Фарма Ко», 25.50. – конкуренты); амлодипин 10 №30 (22.70 – цена «Фарма Ко», 53.00 – конкуренты); ампициллин 0,25 №20 (15.10 – цена «Фарма Ко», 17.10 – конкуренты); анальгин таб. 0,5 №10 (4.10 – цена «Фарма Ко», 4.90 – конкуренты); андипал таб. №10 (5.20 – цена «Фарма Ко», 7.50 – конкуренты); аскорб.кисл. амп. 2 мл №10 (23.40 – цена «Фарма Ко», 25.00 – конкуренты); аскорб.кисл. др. 0,05 №200 (12.50 – цена «Фарма Ко», 15.60 – конкуренты); атенолол таб. 0,05 №30 (7.10 – цена «Фарма Ко», 12.30 – конкуренты); атенолол таб. 0,1 №30 (9.50 – цена «Фарма Ко», 14.00 – конкуренты); ацикловир мазь 5% 10,0 (15.40 – цена «Фарма Ко», 18.00 – конкуренты); валериана экстр. 002 №50 (19.90 – цена «Фарма Ко», 25.40 – конкуренты); валидол таб. 60 мг №10 с глюкозой (3.50 – цена «Фарма Ко», 5.40 – конкуренты); гентамицин амп. 4% 2 мл №10 (22.20 – цена «Фарма Ко», 28.40 – конкуренты); гепариновая мазь 25 гр.  (23.40 – цена «Фарма Ко», 27.50 – конкуренты); гидрокортизон мазь 1% 10 гр. (15.00 – цена «Фарма Ко», 19.00 – конкуренты); глицин таб. 100 мг №50 (23.90 – цена «Фарма Ко», 28.10 – конкуренты); диклофенак мазь 1% 30 гр. (13.00 – цена «Фарма Ко», 16.80 – конкуренты); димексид 100 мл (32.50 – цена «Фарма Ко», 38.60 – конкуренты); женьшень настойка 25 мл (10.50 – цена «Фарма Ко», 12.80 – конкуренты); ибупрофен таб. 0,2 г №50 (13.20 – цена «Фарма Ко», 16.90 – конкуренты); индапамид капс. 2,5 мг  №30 (17.50 – цена «Фарма Ко», 26.20 – конкуренты) (далее – реклама № 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.          

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена в периодическом печатном издании посредством размещения ее в выпусках газеты «ПРО ГОРОД Сыктывкар» № 42(163) от 22.10.2011 на странице 25, № 43 (164) от 29.10.2011 на странице 26 и № 44 (165) от 05.11.2011 на странице 22;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – аптеке «Фарма Ко» и реализуемым в ней лекарственным средствам, формирование и поддержание интереса к ним, их продвижение на рынке.

 Таким образом, информация, размещенная  на странице 25 № 42(163) от 22.10.2011, на странице 26 № 43 (164) от 29.10.2011 и на странице 22 № 44 (165) от 05.11.2011 газеты «ПРО ГОРОД Сыктывкар», является рекламой.  

 Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации  отдельного товара, его изготовителя или  продавца явно  не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим  Федеральным законом установлены специальные  требования и ограничения.

Рассматриваемые рекламы аптеки «Фарма Ко» не являются явно не относящимися к рекламам лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей.

В соответствии с ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.          

Согласно письменной информации, представленной в Коми УФАС России Управлением Росздравнадзора по Республике Коми № 01-30/08 от 24.01.2012  (вх. № 339 от 24.01.2012):

1. Порядок назначения лекарственных препаратов утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации   от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных,  изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». 

2. В связи с вступлением в силу 15.10.2011 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздрав РФ) от 26.08.2011 № 1000ан, который отменил: приказ Минздрава РФ от 13.09.2005 № 578 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача»; Приказ Минздрава от 04.12.2006 № 823 «О внесении изменений в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача»; Приказ Минздрава РФ  от 26.07.2007 № 493 «О внесении изменений в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача» и в связи с отсутствием нового нормативного акта, отпуск лекарственных препаратов аптечными учреждениями осуществляется в соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата, также условия отпуска лекарственных средств должны быть обязательно указаны на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».              

В ходе изучения инструкций по применению (далее – инструкция), прилагаемых к лекарственным препаратам, указанным в рекламах аптеки «Фарма Ко», было установлено, что многие из них, например такие препараты, как Аэртал, Аугментин,  Плавикс, Омакор, Диабетон МВ, Урсосан, Предуктал МВ, Липримар, Крестор, Аторис, Арифон ретард, Актовегин, Беродуал Н, Амлодипин, Ампициллин, Андипал, Атенолол, Индапамид, Танакан, Лизиноприл, Нимесил, Рибоксин, Алфлутоп, отпускаются из аптек по рецепту. 

Согласно информации, размещенной на сайте dic.academic.ru, реце́пт (receptum; лат. recipere получать) - медицинский документ, содержащий письменное обращение врача (фельдшера, акушерки, зубного врача) в аптеку об отпуске лекарственного средства в определенной дозировке и лекарственной форме с указанием способа применения, является основанием для отпуска (продажи) из аптек большинства лекарственных средств.

Согласно инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов (приложение № 12), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации   от 12.02.2007 № 110, назначение лекарственных препаратов при амбулаторном и стационарном лечении в медицинской организации независимо от организационно-правовой формы производится врачом, непосредственно осуществляющим ведение больного, в том числе частнопрактикующим, имеющим лицензию на медицинскую деятельность, выданную в установленном порядке (далее - лечащий врач).

При оказании скорой и неотложной медицинской помощи лекарственные препараты назначаются врачом выездной бригады скорой медицинской помощи или врачом отделения неотложной помощи (помощи на дому) медицинской организации.

В ряде случаев лекарственные препараты могут быть назначены специалистом со средним медицинским образованием (зубным врачом, фельдшером, акушеркой) в соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и в порядке, определенном настоящей Инструкцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального Закона № 61 от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» информация о лекарственных препаратах, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, должна содержаться только в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских, фармацевтических, ветеринарных работников. Информация о лекарственных препаратах для специалистов в области обращения лекарственных средств может содержаться в монографиях, справочниках, научных статьях, в докладах на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также в инструкциях по применению лекарственных препаратов.

Согласно позиции ФАС России, размещенной на официальном сайте Службы (www.fas.gov.ru), реклама рецептурных лекарственных средств, а также методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, может быть осуществлена в специальных местах. Такими местами являются:     

- медицинские или фармацевтические выставки;

- семинары, конференции и иные подобные мероприятия;

- специализированные печатные издания, предназначенные для медицинских и фармацевтических работников.

Законодатель четко разграничил место размещения рекламы в случае с рекламой указанных объектов. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Газета «ПРО ГОРОД Сыктывкар» имеет свидетельство о регистрации средства массовой информации № ПИ № ТУ 11-0046 от 01 октября 2009г. Согласно данному свидетельству, примерная тематика и (или) специализация газеты: рекламное издание; реклама более 40%.

Таким образом, газета «ПРО ГОРОД Сыктывкар» не зарегистрирована в качестве специализированного печатного издания, предназначенного для медицинских и фармацевтических работников, а значит размещение в ней рекламы лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей,  не допускается.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе,  ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, рассматриваемые рекламы № 1, № 2, № 3 аптеки «Фарма Ко» размещены в нарушение требований ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии  с  п.  6  ст.  3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 11 – 0046 от 01.10.2009, копия которого имеется в материалах рекламного дела, примерная тематика (или специализация) газеты «ПРО ГОРОД Сыктывкар» – рекламное издание; реклама более 40 %; территория распространения - Республика Коми; учредитель – ООО «Город 11» (167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70, корпус Б).

Письмом  б/н  от 01.03.2012 (вх. № 983 от 01.03.2012), представленным в материалы рекламного дела, ООО  «Город 11» пояснило, что Общество не является рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам. Договорные отношения по поводу производства и размещения рассматриваемых реклам имели место исключительно между ООО «Фарма Ко» и ИП <…> (далее – ИП <…>), поскольку ИП <…> на основании договора купли-продажи печатных площадей (полос) № 1 от 01.10.2009, копия которого имеется в материалах дела, является покупателем печатных площадей в газете «Про город Сыктывкар».

В материалах рекламного дела имеется копия заявки № 2 от 12.10.2011 на производство и размещение рекламных и/или информационных материалов, подписанной заказчиком в лице директора ООО «Фарма Ко» <…> (далее – <…>) и Исполнителем в лице <…> (далее <…>), действующей от имени ИП <…> на основании доверенности № 43-01/601542 от 29.10.2009 и заверенной печатями ООО «Фарма Ко» и ИП <…>, согласно которой рекламные и/или информационные материалы, подлежащие размещению Исполнителем (ИП <…>), изготавливаются Исполнителем; дата размещения материалов: 22.10.11; 29.10.11; номер издания: № 42, 43.

В материалах рекламного дела имеются  копии следующих документов: Акта оказания услуг № 00003730 от 31.10.2011 по размещению в № 43 газеты «Про город Сыктывкар» рекламы ООО «Фарма Ко», согласно которому услуги по размещению рекламы выполнены ИП <…> полностью и в срок, заказчик (ООО «Фарма Ко») претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет; Акта оказания услуг № 00003791 от 28.11.2011 по размещению в №№ 44, 45, 46, 47 газеты «Про город Сыктывкар» реклам ООО «Фарма Ко», согласно которому услуги по размещению реклам выполнены ИП <…> полностью и в срок, заказчик (ООО «Фарма Ко») претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет; платежного поручения № 239 от 24.10.2011, согласно которому ООО «Фарма Ко» произвело оплату ИП <…> за размещение рекламы в газете «Про город Сыктывкар» № 42; платежного поручения № 272 от 01.11.2011, согласно которому ООО «Фарма Ко» произвело оплату ИП <…> за размещение рекламы в газете «Про город Сыктывкар» № 43; платежного поручения № 275 от 10.11.2011, согласно которому ООО «Фарма Ко» произвело оплату ИП <…> за размещение реклам в газетах «Про город Сыктывкар» №№ 44-47. Указанные акты подписаны ИП <…> и ООО «Фарма Ко» и заверены их печатями. Платежные поручения заверены электронно-цифровыми подписями.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемых реклам является ИП <…>, рекламодателем – ООО «Фарма Ко».

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, ИП <…> признает, что не приняла всех необходимых, зависящих от нее мер по внесению исправлений, удалению из рекламного макета информации, которая не предназначена для рекламирования в общедоступных рекламно-информационных изданиях. Ненадлежащие рекламы вышли в свет по причине недостаточной внимательности и осмотрительности ИП <…> и ее сотрудников в момент производства и выпуска в свет спорных реклам.

На рассмотрении рекламного дела <…> поддержала позицию, изложенную ИП <…> в письменных пояснениях.

В письменных пояснениях, представленных в Коми УФАС России ООО «Фарма Ко», Общество указывает на то, что объектами рекламирования в рассматриваемых рекламах являются цены на реализуемые лекарственные средства, а не лекарственные средства. Размещение в газетах «Про город Сыктывкар» реклам было направлено исключительно на информирование потребителей о стоимости лекарственных средств, а именно, о проводимой аптекой, расположенной по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 62, акции, направленной на снижение стоимости лекарственных средств.

На рассмотрении рекламного дела директор ООО «Фарма Ко» <…> поддержал вышеизложенные доводы.

Данные доводы Комиссией отклоняются по следующим основаниям.

Как следует из сложившейся судебной практики, информация,  очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна  рассматриваться как реклама этого товара (п. 16 информационного письма  Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998  №  37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением  законодательства о рекламе»).

В рассматриваемых рекламах приведены наименования лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача, таких, например, как Амлодипин, Андипал, Атенолол, Индапамид, Актовегин, Алфлутоп, Арифон, Аторис, Аугментин, Аэртал, Беродуал Н, Урсосан, Плавикс, Диабетон МВ. Также в рассматриваемых рекламах имеются изображения упаковок лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача, с отчетливо читающимися наименованиями, таких, как Индапамид, Лизиноприл, Плавикс, Предуктал МВ, Омакор, Липримар, Крестор, Актовегин, Алфлутоп, Нимесил, Рибоксин.

Таким образом, объектами рекламирования в рассматриваемых рекламах являются, в том числе лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача.

По смыслу ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей, в неспециализированных печатных изданиях запрещена.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Фарма Ко», лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Общества является директор – <…>.

В материалах рекламного дела имеется должностная инструкция директора ООО «Фарма Ко», согласно которой ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ несет директор предприятия. <…> ознакомлен с указанной должностной инструкцией 18.08.2009.

Из материалов рекламного дела № Р 06-02/12 усматривается, что со стороны рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ИП <…>,   рекламодателя – ООО «Фарма Ко» и должностного лица ООО «Фарма Ко» - директора <…> должных мер по контролю соответствия рассматриваемых реклам требованиям Закона о рекламе не принято.

Комиссией в ходе рассмотрения дела № Р 06-02/12 установлено, что нарушение требований ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ИП <…>,   рекламодателя – ООО «Фарма Ко» и должностного лица ООО «Фарма Ко» - директора <…>.

Таким образом, ИП <…>, ООО «Фарма Ко» и должностным лицом ООО «Фарма Ко» - директором <…> нарушены требования ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что территория распространения рассматриваемой рекламы – г. Сыктывкар, Республика Коми.

Из письменных пояснений, представленных в материалы рекламного дела ИП <…>, следует, что содержание реклам изменялось от выхода к выходу, реклама в том виде, в каком она выходила в №№ 42, 43, 44 выходила в каждом из этих номеров единоразово.

Данное на заседании Комиссии по рассмотрению рекламного дела <…> и <…> также подтвердили.

Таким образом, из материалов рекламного дела следует, что период распространения рекламы № 1 – 05.11.2011, рекламы № 2 – 29.10.2011, рекламы № 3 – 22.10.2011.

На рассмотрении рекламного дела № 06-02/12 директор ООО «Фарма Ко» <…> и <…> пояснили, что рассматриваемые рекламы не распространяются в газете «Про город Сыктывкар» с декабря 2011 года, однако доказательств, подтверждающих прекращение распространения рассматриваемой рекламы, в материалы рекламного дела не представлено. Таким образом, Комиссия не располагает доказательствами прекращения распространения ненадлежащих реклам.

В  связи  с  изложенным,  Комиссия  пришла  к  выводу  о  необходимости  выдачи рекламодателю ООО «Фарма Ко», рекламораспространителю ИП <…> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащих реклам.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п.п. 1, 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 № 453, Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать рекламу № 1, размещенную на странице 22 газеты № 44(165) от 05.11.2011 «ПРО ГОРОД Сыктывкар», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

2.  Признать рекламу № 2, размещенную на странице 26 № 43(164) от 29.10.2011 газеты «ПРО ГОРОД Сыктывкар», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

3.  Признать рекламу № 3, размещенную на странице 25 № 42(163) от 22.10.2011 газеты «ПРО ГОРОД Сыктывкар», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

4. Выдать ООО «Фарма Ко» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения  указанных в п.п. 1, 2, 3 Решения ненадлежащих реклам.

5.  Выдать ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения  указанных в п.п. 1, 2, 3 Решения ненадлежащих реклам.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Фарма Ко» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении директора ООО «Фарма Ко» - <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2012 года.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны