Решение №03-01/3168 Решение по делу № Р 12-03/12 в отношении ИП <...> от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

23 апреля 2012 года (изготовление решения в полном  объеме)

17 апреля 2012 года (оглашение резолютивной части)

№ 03-01/3168

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе: <…>, рассмотрев материалы дела № Р 12-03/12, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <…> по факту распространения на странице 31 газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 43 (164) от 29.10.2011 рекламы под заголовком «Внимание! Берегите кошельки!» с признаками нарушения требований п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии:

- заявителя ИП <…>;

в отсутствие:

- ООО «Город 11», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16700053960146;

- ООО «Новые технологии – 2», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений № 16700053960122, № 16700053960139;

- ИП <…>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений № 16700053950115, № 16700053950108,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) и ООО «Новые технологии – 2», направленное письмом от 16.11.2011 (вх. № 6157 от 05.12.2011) за подписью ИП <…>ой И.Э. и собственника, арендодателя, арендатора торговых площадей «Эжвинский Гостиный Двор» <…> о распространении на странице 31 газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 43 (164) от 29.10.2011 рекламы следующего содержания:

«Внимание! Берегите кошельки! ПЕТР ГОРОДЕЦКИЙ Не все магазины, заманивающие низкими ценами, оправдывают надежды В мире широко распространен такой формат продажи товаров, как дискаунтеры. Дискаунтер – это магазин, предлагающий продукты питания и некоторые другие товары первой необходимости с минимальными торговыми наценками. Минимум удобств. От супермаркетов дискаунтер отличается более скромным интерьером, более узким ассортиментом и низкими ценами. В дискаунтерах товар зачастую выложен просто в коробках, в основном прямо на поддонах на полу. Дискаунтеры не тратятся на дорогую отделку торговых залов, эти магазины больше похожи на склад, нежели на магазин. За счет большого оборота. Смысл работы дискаунтера - в получении прибыли не за счет наценки, а за счет оптимизации товарооборота и расходов. Бизнес-модель дискаунтера требует управления, направленного на снижение издержек за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощенной выкладки  товаров и др. Низкий уровень цен в классическом дискаунтере достигается за счет мгновенной закупки у производителя большой партии товара за наличные деньги и получения скидок, а крупные покупки потребителей обеспечивают быстрый товарооборот. Не держат слово. На Западе есть слоган: «Хочешь быть богатым – работай для бедных». В российских реалиях эта простая истина оказалась неоднозначной. Отечественные дискаунтеры постепенно меняют свое позиционирование. Как показала практика, дешевые магазины в нашей стране не приживаются, многие устанавливают низкие цены только при открытии и, пройдя старт-ап, возвращают ранее запланированную наценку. Скидки-капканы. Российские реалии соответствуют сыктывкарским. Сегодня один-два магазина держат относительно низкие цены на все товары, остальные предпочитают «заманить» низкими ценами на отдельные позиции, отыгравшись позже на остальных товарах. Какая ситуация с ценами в Сыктывкаре, читатели отлично знают. Контрольная закупка проанализировала уровень цен на популярные товары в магазинах нашего города. Δ

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

 

Контрольная закупка производится в интересах покупателей

Сахар-песок, 1 кг

Чай «Принцесса Нури», 100 пакетиков без ярлычка

Зеленый горошек «Бондюэль», 400 гр.

Сок «Любимый сад мультифрукт нектар», 0,95 л

Минеральная вода «Сыктывкарская», 1,5 л

Говядина тушеная «ОВА» высш. сорт, 325 гр.

Масло подсолнечное «Злато», 1 л

«БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА», ул. Гаражная, 9/2,

павильон «ПРОДУКТЫ»

27,80

56,20

45,50

35,00

19,20

52,80

65,60

«Слобода»,

ул. Коммунистическая, 47 

39,77

***

64,10

47,10

22,40

***

***

«Торговый Двор»,

ул. Первомайская, 62

50,40

72,50

61,70

48,80

23,60

67,30

89,20

«Эконом»,

ул. Морозова, 115

36,30

73,00

61,00

44,50

22,50

55,00

83,00

«Магнит», Давпон,

ул. Морозова, 133

30,00

***

52,90

***

21,40

***

66,60

ТСК «СПУТНИК», ул. Огородная, 8,

магазин «Продукты»

29,00

59,30

42,20

39,00

19,90

54,80

65,60

Эжва

ТЦ «Триумф»,

пр-т Бумажников, 37А, место № 13

27,90

59,30

49,00

39,00

19,80

59,00

69,50

«Эжвинский Гостиный Двор», пр-т Бумажников, 36/1, ИП <…>а

35,00

***

56,00

45,00

***

65,00

***

Редакция готова предоставить документы, подтверждающие указанную цену в соответствующих торговых точках

Контрольная закупка производилась 24-25 октября 2011 года.

***Не было в наличии или не предложено продавцом. Для чистоты Контрольной закупки покупались совершенно одинаковые товары (фасовка, аромат и т.п.)» (далее – рассматриваемая реклама).

В заявлении указывается, что в опубликованной статье приводится сравнение таких товаров, как сок «Любимый сад мультифрукт нектар», 0,95 л, а также зеленый горошек «Бондюэль», 400 г, наименований которых в торговой точке ИП <…>ой И.Э. в продаже нет и не было. По остальным позициям сравниваемых товаров, как указывают заявители, в цене сошлись только сахарный песок, 1 кг, а также говядина тушеная «ОВА», высший сорт 325 г.

В результате рассмотрения заявления и представленных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая статья, размещенная на странице 31 газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 43 (164) от 29.10.2011, содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в периодическом печатном средстве массовой информации – газете «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 43 (164) от 29.10.2011;

-  адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: «БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА» (ул. Гаражная, 9/2, павильон «ПРОДУКТЫ»), «Слобода» (ул. Коммунистическая, 47),  «Торговый Двор» (ул. Первомайская, 62), «Эконом» (ул. Морозова, 115), «Магнит» (Давпон, ул. Морозова, 133), ТСК «СПУТНИК» (ул. Огородная, 8, магазин «Продукты»), ТЦ «Триумф» (пр-т Бумажников, 37А, место № 13), «Эжвинский Гостиный Двор» (пр-т Бумажников, 36/1, ИП <…>а), реализуемым ими продуктам, ценам, формирование или поддержание интереса к ним и продвижение их на рынке.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В подтверждение отсутствия по состоянию на 24-25 октября 2011 года в торговой точке ИП <…>ой И.Э., расположенной в торговом центре «Эжвинский Гостиный Двор» (пр-т Бумажников, 36/1), сока «Любимый сад мультифрукт нектар», 0,95 л, и зеленого горошка «Бондюэль», 400 г, ИП <…>ой И.Э. в материалы рекламного дела представлены фотографии товаров и цен в торговом помещении ИП <…>ой И.Э., копии товарных накладных от 06.06.2011, от 01.07.2011, от 22.07.2011, от 30.09.2011, от 21.10.2011.

В подтверждение наличия  по состоянию на 24-25 октября 2011 года в торговой точке ИП <…>ой И.Э., расположенной в торговом центре «Эжвинский Гостиный Двор», минеральной воды «Сыктывкарская», 1,5 л, указанной в рассматриваемой рекламе, ИП <…>ой И.Э. в материалы рекламного дела представлена копия расходной накладной от 23.10.2011.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Город 11» в материалы рекламного дела, Общество является учредителем газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар», редакция газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» не является самостоятельным юридическим лицом.

В подтверждение указанных в рассматриваемой рекламе цен в соответствующих торговых точках ООО «Город 11» и ИП <…>ым С.И. в материалы рекламного дела представлены копии товарных и кассовых чеков, в том числе выданных 25.10.2011 от имени ИП <…> С.Е.

Таблица под заголовком «Контрольная закупка», размещенная в рассматриваемой рекламе, не содержит информацию об ИП <…> С.Е.

Наименования и стоимость товаров, содержащихся в товарном и кассовом чеках, выданных ИП <…> С.Е., соответствуют наименованиям и стоимости товаров, указанных в таблице под заголовком «Контрольная закупка» в строке, относящейся к ИП <…>ой И.Э.

Кроме того, в кассовом чеке, выданном 24.10.2011 ИП <…> (магазин № 176 «Слобода»), копия которого имеется в материалах рекламного дела, под пунктом 4 указано «Злато 1л Масло подс.» и стоимость – 79,50. В рассматриваемой таблице «Контрольная закупка» в строке, относящейся к магазину «Слобода», в столбце с наименованием «Масло подсолнечное «Злато», 1 л» проставлены знаки «***» (не было в наличии или не предложено продавцом). В связи с чем, усматривается, что данная информация не соответствует действительности.

Таким образом, рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <…>ым С.И. в материалы рекламного дела, заказчиком, автором и изготовителем рассматриваемой рекламы является ИП <…> С.И., содержание рекламы определено ИП <…>ым С.И.

ООО «Город 11» представило в материалы рекламного дела копии документов и письменные пояснения, из которых следует, что рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ИП <…> С.И.

ООО «Город 11» представлены в материалы рекламного дела: копия рассматриваемой рекламы, согласованной ИП <…>ым С.И.; копия заявки ИП <…>а С.И. на производство и размещение рекламных и/или информационных материалов; копия договора № 248 от 01.04.2010, заключенного между ИП <…>ым С.И и ИП <…> на размещение рекламных и/или информационных материалов; копия счета № 4223 от 07.10.2011, выписанного ИП <…> А.В. за размещение рекламы в газете «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 43; копия акта № 00003733 от 31.10.2011, согласно которому услуги ИП <…> А.В. выполнены полностью и в срок, заказчик (ИП <…> С.И.) претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет; копия платежного поручения № 683 от 31.10.2011.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ИП <…> С.И.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <…>ым С.И. в материалы рекламного дела, в рассматриваемую рекламу включена информация о ценах на закупленные товары, при этом товары реально закупались и от продавцов были получены товарные и кассовые чеки; при формировании статьи и таблицы произошла ошибка и была указана информация о продавце ИП <…>ой И.Э., хотя фактически на кассовом и товарном чеках был указан продавец – ИП <…> С.Е.; в связи с указанной ошибкой в газету «PRO ГОРОД Сыктывкар» ИП <…>ым С.И. направлено письмо с просьбой разместить опровержение и принести извинения.

В материалах рекламного дела имеется оригинал газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 9 (182) от 03.03.2012, на странице 12 которой размещена следующая информация: «Опровержение В газете «Pro ГОРОД Сыктывкар» № 43 (164) от 29 октября 2011 года на 31 полосе в статье «Внимание! Берегите кошельки!» в таблице «Контрольная закупка» указание юридического лица «Эжвинский Гостиный Двор», пр-т Бумажников, 36/1, ИП <…>а – читать как: «Эжвинский Гостиный Двор», пр-т Бумажников, 36/1, ИП <…> С.Е. Автор статьи приносит свои извинения.».

Комиссия в ходе рассмотрения рекламного дела № Р 09-03/12 установила, что нарушение требований п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя и рекламопроизводителя рассматриваемой рекламы - ИП <…>а С.И.

Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ИП <…>а С.И. должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ИП <…>ым С.И. нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается имеющимся в материалах рекламного дела оригиналом газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 9 (182) от 03.03.2012.

В связи с добровольным устранением лицом совершённого нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <…>у С.И. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 № 453,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу под наименованием «Внимание! Берегите кошельки!», размещенную на странице 31 газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» № 43 (164) от 29.10.2011, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ИП <…>у С.И. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <…>а С.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны