Решение №03-01/335 Решение и предписание по делу № Р 64-10/15 от 21 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

19 января 2016 года

(изготовление решения в полном объеме)

11 января 2016 года

(оглашение резолютивной части)

№ 03-01/335

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе: <…>; рассмотрев материалы дела № Р 64-10/15, возбужденное в отношении ООО «Город 11» по факту распространения в газете «PRO ГОРОД Сыктывкар» от 27.06.2015 № 25 (354) на странице 31 рекламы следующего содержания: «Врач-нарколог <…> Иван Егорович • лечение от алкогольной зависимости, табакокурения • выведение из похмелья, запоя на дому • противоалкогольное кодирование г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 149-225, тел. 8 (8212) 24-99-54, 89128672076 Эффективность, анонимность гарантируются Лицензия № ЛО-11-01-000996 от 11 июня 2013г.» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя – Коми Региональной общественной организации по защите прав потребителей «Потребительский надзор» (далее – КРОО «Потребительский надзор»), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения,

- Индивидуального предпринимателя <…>а Ивана Егоровича, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается уведомление о вручении 08.10.2015 почтового отправления № 16799192834203;

в присутствии:

- представителя ООО «Город 11» - <…>ой А.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2016;

- представителя ИП <…>ой О.А. - <…>ой А.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2016,

УСТАНОВИЛА:

В Коми УФАС России поступило заявление КРОО «Потребительский надзор» от 03.08.2015 (вх. № 4349 от 03.08.2015) по факту  распространения в газете «PRO ГОРОД Сыктывкар» от 27.06.2015 № 25 (354) на странице 31 (далее – Газета) информации следующего содержания: «Врач-нарколог <…> Иван Егорович • лечение от алкогольной зависимости, табакокурения • выведение из похмелья, запоя на дому • противоалкогольное кодирование г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 149-225, тел. 8 (8212) 24-99-54, 89128672076 Эффективность, анонимность гарантируются Лицензия № ЛО-11-01-000996 от 11 июня 2013г.» с признаками нарушения ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

В результате рассмотрения материалов по указанному заявлению установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в периодическом печатном средстве массовой информации, а именно, в газете «PRO ГОРОД Сыктывкар» от 27.06.2015 № 25 (354) на странице 31;

-  адресована неопределенному кругу лиц;

-  направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: врачу-наркологу <…>у Ивану Егоровичу и оказываемым им услугам, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на тридцать первой странице газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар» от 27.06.2015 № 25 (354), является рекламой.

В силу ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Перечень медицинских услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделенных на два класса: «A» и «В».

Класс «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Разделы класса «A» обозначают определенный тип медицинской услуги.

Класс «B» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Разделы класса «B» обозначают определенный тип медицинской услуги. В класс «В» включен, в том числе раздел 01 – врачебная лечебно-диагностическая.

В разделе 01 класса «В» зарегистрированы, в том числе медицинские услуги: «Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный» (код B01.036.001), «Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога повторный» (B01.036.002), «Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога (код В04.036.001) и «Профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога» (код В04.036.002).

Таким образом, рассматриваемая реклама не является явно не относящейся к медицинским услугам и должна распространяться с учётом требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Как следует из п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

В результате анализа содержания рекламы установлено наличие в нижнем левом углу рекламы, площадью 5,4 процентов от общей площади рекламы, нечитаемой (еле заметной) информации, выполненной в бледном цвете в отличие от иной четко обозначенной и читаемой информации, содержание которой потребитель рекламы не имеет возможности воспринять. Предположительно это необходимое в силу закона предупреждение, однако, при вышеперечисленных обстоятельствах есть все основания считать его отсутствующим.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «PRO ГОРОД Сыктывкар», которая, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации серия ПИ № ТУ 11-0046 от 01.10.2009, является рекламным изданием (реклама более 40 %).

Из материалов рекламного дела усматривается, что газета «PRO ГОРОД Сыктывкар» не является специализированным печатным изданием, предназначенным для медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с признаками нарушения ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Учредителем газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар», согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации серии ПИ № ТУ 11-0046 от 01.10.2009, является ООО «Город 11».

ООО «Город 11» в материалы рекламного дела представлены копии следующих документов: Устава редакции средства массовой информации газеты «PRO ГОРОД Сыктывкар», утвержденного учредителем – ООО «Город 11» 01.09.2014 (далее – Устав редакции СМИ), согласно пункту 1.3 которого редакцией средства массовой информации является ИП <…>а О.А.; заявки на печатные площади (полосы) от 22.06.2015 (приложение № 2 к Договору от 01.09.2014 № 2); акта приема-передачи печатных площадей (полос) от 27.06.2015, акт от 27.06.2015.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ИП <…>а О.А.

Согласно письменной информации, представленной ИП <…>ой О.А. и ИП <…>ым И.Е. в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <…> И.Е. Содержание рассматриваемой рекламы и ее наполнение определено рекламодателем. ИП <…> И.Е. заключил договор, подал заявку на производство и размещение рекламы. Реклама была изготовлена по его просьбе сотрудниками редакции газеты и согласована ИП <…>ым И.Е. устно.

ИП <…>ой О.А. в материалы рекламного дела представлены копии следующих документов: договора № 113 от 01.09.2014; акта сверки взаимных расчетов за период 2015 года между ИП <…>ой О.А. и ИП <…>ым И.Е. по договору № 113 от 01.09.2014.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <…>ой О.А. в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителем ИП <…>ой О.А. – <…>ой А.В. в ходе рассмотрения рекламного дела, размещение рекламы в нарушение требований Закона о рекламе произошло в связи со слабым контролем за выпуском номера и ненадлежащим выполнением должностных обязанностей главного редактора.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, ИП <…> И.Е. указал, что рассматриваемая реклама распространялась без учета требований Закона о рекламе в связи с тем, что понадеялся на компетентность редакции газеты.

При таких обстоятельствах достаточных оснований полагать о наличии вины рекламодателя – ИП <…>а И.Е. в нарушении требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе не имеется.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя ИП <…>ой О.А.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <…>ой О.А. не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ИП <…>ой О.А. нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Поскольку вина ООО «Город 11» и ИП <…>а И.Е. в нарушении требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе Комиссией не установлена, дело № Р 64-10/15 в отношении указанных лиц подлежит прекращению.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории г. Сыктывкар Республики Коми 27.06.2015.

В ходе рассмотрения рекламного дела представитель ИП <…>ой О.А. – <…>а А.В. пояснила, что рассматриваемая реклама в настоящее время распространяется с учетом требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, в доказательство представлен новый макет рекламы. Однако на дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы, представленный макет не подтверждает устранения нарушения, так не позволяет оценить рекламы в исходном варианте, в газете.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <…>ой О.А. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Врач-нарколог <…> Иван Егорович • лечение от алкогольной зависимости, табакокурения • выведение из похмелья, запоя на дому • противоалкогольное кодирование г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 149-225, тел. 8 (8212) 24-99-54, 89128672076 Эффективность, анонимность гарантируются Лицензия № ЛО-11-01-000996 от 11 июня 2013г.», распространенную газете «PRO ГОРОД Сыктывкар» от 27.06.2015 № 25 (354) на странице 31, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП <…>ой О.А. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения рекламы.

3. Производство по делу № Р 64-10/15 в отношении ИП <…>а И.Е. прекратить.

4. Производство по делу № Р 64-10/15 в отношении ООО «Город 11» прекратить.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <…>ой О.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

 

______________<…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 

ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

19 января 2016 года

№ 03-01/335

Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе: <…>;

на основании своего Решения от 19.01.2016 по делу № Р 64-10/15 о признании рекламы следующего содержания: «Врач-нарколог <…> Иван Егорович • лечение от алкогольной зависимости, табакокурения • выведение из похмелья, запоя на дому • противоалкогольное кодирование г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 149-225, тел. 8 (8212) 24-99-54, 89128672076 Эффективность, анонимность гарантируются Лицензия № ЛО-11-01-000996 от 11 июня 2013г.», размещенной в газете «PRO ГОРОД Сыктывкар» от 27.06.2015 № 25 (354) на странице 31, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч . 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП <…>ой О.А., адрес регистрации: <…>, почтовый адрес: <…>, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение в газете «PRO ГОРОД Сыктывкар» рекламы следующего содержания: «Врач-нарколог <…> Иван Егорович • лечение от алкогольной зависимости, табакокурения • выведение из похмелья, запоя на дому • противоалкогольное кодирование г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 149-225, тел. 8 (8212) 24-99-54, 89128672076 Эффективность, анонимность гарантируются Лицензия № ЛО-11-01-000996 от 11 июня 2013г.» в нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

2. ИП <…>ой О.А., адрес регистрации: <…>, почтовый адрес: <…>, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 19 февраля 2016 года.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

Председатель Комиссии

 

______________<…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________   <…>

 

 

 

 

 

______________   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны