Решение №03-01/3789 Решение и предписание по делу № Р 10-03/15 от 13 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

08 мая 2015 года

(изготовление решения в полном объеме)

22 апреля 2015 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/3789

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе: <…>;

рассмотрев материалы дела № Р 10-03/15, возбужденного в отношении <…>, по факту распространения в газете «Столичный экспресс» № 3 от 22.12.2014 на странице 5 рекламы следующего содержания: «БИОРЕЗОНАНСНАЯ ДИАГНОСТИКА Метод биорезонансной диагностики по своей информативности превосходит все другие методы медицинского обследования вместе взятые, т.к. предоставляет врачу конечную информацию – функциональное состояние органа, или системы. Это экономит время и деньги пациента, и позволяет ему за 1,5-2 часа узнать истинные причины заболеваний и недомоганий. В результате исследования на аппарате Сенситив ИМАГО обнаруживаются не только заболевания на разных стадиях, но и малейшие отклонения от нормы, что недоступно другими методами. УЗИ, рентген, компьютерная томография, ЯМР и прочее, регистрируют геометрические изменения размеров органов, когда заболевание уже сформировалось. Выявляются все классы паразитов: вирусы, микробы, бактерии, грибки, простейшие, глисты. Причем, точно определяется их вид, степень заражения и местоположение в органах. И все это за считанные минуты. Большинство систем компьютерной биорезонансной диагностики позволяют определить, как будет действовать препарат еще до его приема. И врач вам это скажет прямо на диагностике. После обследования вы получаете на руки полный отчет о состоянии вашего организма в целом с цветной распечаткой о всех отклонениях, описание диагнозов, видам паразитарного заражения, рекомендации врача по питанию и расписанный курс восстановления организма. Все специалисты, проводящие диагностику, сертифицированы. Г. Сыктывкар ул. Гаражная д. 5 офис 31 Тел. 556-502 296-446 570-538 569-816» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 24 и п. 5 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 11.04.2015 почтового отправления № 16799184653201;

-  <…>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается его подписью на письме Коми УФАС России № 03-01/2715 от 31.03.2015,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение гражданина от 23.12.2014 (вх. № Ю-293 от 23.12.2014) о распространении в газете «Столичный экспресс» № 3 от 22.12.2014 на странице 5 рекламы следующего содержания: «БИОРЕЗОНАНСНАЯ ДИАГНОСТИКА Метод биорезонансной диагностики по своей информативности превосходит все другие методы медицинского обследования вместе взятые, т.к. предоставляет врачу конечную информацию – функциональное состояние органа, или системы. Это экономит время и деньги пациента, и позволяет ему за 1,5-2 часа узнать истинные причины заболеваний и недомоганий. В результате исследования на аппарате Сенситив ИМАГО обнаруживаются не только заболевания на разных стадиях, но и малейшие отклонения от нормы, что недоступно другими методами. УЗИ, рентген, компьютерная томография, ЯМР и прочее, регистрируют геометрические изменения размеров органов, когда заболевание уже сформировалось. Выявляются все классы паразитов: вирусы, микробы, бактерии, грибки, простейшие, глисты. Причем, точно определяется их вид, степень заражения и местоположение в органах. И все это за считанные минуты. Большинство систем компьютерной биорезонансной диагностики позволяют определить, как будет действовать препарат еще до его приема. И врач вам это скажет прямо на диагностике. После обследования вы получаете на руки полный отчет о состоянии вашего организма в целом с цветной распечаткой о всех отклонениях, описание диагнозов, видам паразитарного заражения, рекомендации врача по питанию и расписанный курс восстановления организма. Все специалисты, проводящие диагностику, сертифицированы. Г. Сыктывкар ул. Гаражная д. 5 офис 31 Тел. 556-502 296-446 570-538 569-816» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту определением № 03-01/1849 от 02.03.2015 возбуждено дело № Р 10-03/15 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 и п. 5 ст. 7 Закона о рекламе в отношении <…>.

Из материалов дела № Р 10-03/15 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена в периодическом печатном издании посредством размещения ее в газете «Столичный экспресс» № 3 от 22.12.2014 на странице 5;

-  адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: методу биорезонансной диагностики, аппарату Сенситив ИМАГО, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная в газете «Столичный экспресс» № 3 от 22.12.2014 на странице 5, является рекламой.

Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации  отдельного товара, его изготовителя или продавца явно  не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим  Федеральным законом установлены специальные  требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе медицинских изделий.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под диагностикой понимается комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что аппарат Сенситив ИМАГО применяется для биорезонансной диагностики организма.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми (далее – Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми) по запросу Коми УФАС России письмом № 01-46/6 от 27.01.2015 (вх. № 532 от 28.01.2015) пояснил, что «Биорезонансная диагностика» – один из методов компьютерной диагностики, основанный на съеме потенциалов с определенных точек организма и обработке специальной компьютерной программой. На территории Российской Федерации имеются зарегистрированные медицинские изделия для проведения биорезонансной диагностики, которые могут применяться для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, физиологических функций организма.

В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации.

В силу ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 и п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416, государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми в письме № 01-46/6 от 27.01.2015 (вх. № 532 от 28.01.2015) указано, что сведения о регистрации медицинского изделия «Сенситив ИМАГО» в Государственном реестре медицинских изделий отсутствуют, и письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 01.04.2014 № 02и-423/14 данное изделие признано незарегистрированным медицинским изделием.

Таким образом, изделие «Сенситив ИМАГО» относится к медицинскому изделию и подлежит обязательной государственной регистрации.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Столичный экспресс», которая, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации серии ПИ № ТУ 11-00264 от 30.06.2014, является рекламным изданием (реклама более 40 %).

Из материалов рекламного дела усматривается, что газета «Столичный экспресс» не является специализированным печатным изданием, предназначенным для медицинских и фармацевтических работников.

С учетом изложенного, рассматриваемая реклама должна распространяться с соблюдением требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 7  ст. 24 Закона о рекламе.

Из имеющихся материалов усматривается, что в рассматриваемой рекламе имеет место реклама медицинского изделия в отсутствие государственной регистрации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 и п. 5 ст. 7 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Учредителем газеты «Столичный экспресс», согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации серии ПИ № ТУ11-00264 от 30.06.2014, а также выходным данным газеты «Столичный экспресс» № 3 от 22.12.2014 является <…>.

Комиссия в ходе рассмотрения рекламного дела неоднократно запрашивала у <…> необходимые для рассмотрения дела копии документов и письменную информацию, в том числе о рекламораспространителе рассматриваемой рекламы и поясняющие о причинах распространения рассматриваемой рекламы без учета требований ч. 7 ст. 24 и п. 5 ст. 7  Закона о рекламе.  

На дату рассмотрения Комиссией рекламного дела (22.04.2015) истребованные материалы <…> не представлены.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является <…>.

          Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела не установлено обстоятельств, указывающих на то, что нарушение ч. 7 ст. 24 и п. 5 ст. 7 Закона о рекламе произошло не по вине рекламораспространителя – <…>.         

Из материалов рекламного дела усматривается, что <…> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к нарушению ч. 7 ст. 24 и п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.

Таким образом, <…> нарушены требования ч. 7 ст. 24 и п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась 22.12.2014 на территории г. Сыктывкара Республики Коми.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.  

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «БИОРЕЗОНАНСНАЯ ДИАГНОСТИКА Метод биорезонансной диагностики по своей информативности превосходит все другие методы медицинского обследования вместе взятые, т.к. предоставляет врачу конечную информацию – функциональное состояние органа, или системы. Это экономит время и деньги пациента, и позволяет ему за 1,5-2 часа узнать истинные причины заболеваний и недомоганий. В результате исследования на аппарате Сенситив ИМАГО обнаруживаются не только заболевания на разных стадиях, но и малейшие отклонения от нормы, что недоступно другими методами. УЗИ, рентген, компьютерная томография, ЯМР и прочее, регистрируют геометрические изменения размеров органов, когда заболевание уже сформировалось. Выявляются все классы паразитов: вирусы, микробы, бактерии, грибки, простейшие, глисты. Причем, точно определяется их вид, степень заражения и местоположение в органах. И все это за считанные минуты. Большинство систем компьютерной биорезонансной диагностики позволяют определить, как будет действовать препарат еще до его приема. И врач вам это скажет прямо на диагностике. После обследования вы получаете на руки полный отчет о состоянии вашего организма в целом с цветной распечаткой о всех отклонениях, описание диагнозов, видам паразитарного заражения, рекомендации врача по питанию и расписанный курс восстановления организма. Все специалисты, проводящие диагностику, сертифицированы. Г. Сыктывкар ул. Гаражная д. 5 офис 31 Тел. 556-502 296-446 570-538 569-816», размещенную в газете «Столичный экспресс» № 3 от 22.12.2014 на странице 5, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 и п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.

2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в пункте 1 Решения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 08 мая 2015 года. Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

                       

О  ПРЕКРАЩЕНИИ  НАРУШЕНИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  О  РЕКЛАМЕ

 

 

08 мая 2015 года

 

 

 

 

 

 № 03-01/3789

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе: <…>;

на основании своего Решения от 08.05.2015 по делу № Р 10-03/15 о признании рекламы следующего содержания: «БИОРЕЗОНАНСНАЯ ДИАГНОСТИКА Метод биорезонансной диагностики по своей информативности превосходит все другие методы медицинского обследования вместе взятые, т.к. предоставляет врачу конечную информацию – функциональное состояние органа, или системы. Это экономит время и деньги пациента, и позволяет ему за 1,5-2 часа узнать истинные причины заболеваний и недомоганий. В результате исследования на аппарате Сенситив ИМАГО обнаруживаются не только заболевания на разных стадиях, но и малейшие отклонения от нормы, что недоступно другими методами. УЗИ, рентген, компьютерная томография, ЯМР и прочее, регистрируют геометрические изменения размеров органов, когда заболевание уже сформировалось. Выявляются все классы паразитов: вирусы, микробы, бактерии, грибки, простейшие, глисты. Причем, точно определяется их вид, степень заражения и местоположение в органах. И все это за считанные минуты. Большинство систем компьютерной биорезонансной диагностики позволяют определить, как будет действовать препарат еще до его приема. И врач вам это скажет прямо на диагностике. После обследования вы получаете на руки полный отчет о состоянии вашего организма в целом с цветной распечаткой о всех отклонениях, описание диагнозов, видам паразитарного заражения, рекомендации врача по питанию и расписанный курс восстановления организма. Все специалисты, проводящие диагностику, сертифицированы. Г. Сыктывкар ул. Гаражная д. 5 офис 31 Тел. 556-502 296-446 570-538 569-816» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 и п. 5 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. <…>, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение рекламы следующего содержания: «БИОРЕЗОНАНСНАЯ ДИАГНОСТИКА Метод биорезонансной диагностики по своей информативности превосходит все другие методы медицинского обследования вместе взятые, т.к. предоставляет врачу конечную информацию – функциональное состояние органа, или системы. Это экономит время и деньги пациента, и позволяет ему за 1,5-2 часа узнать истинные причины заболеваний и недомоганий. В результате исследования на аппарате Сенситив ИМАГО обнаруживаются не только заболевания на разных стадиях, но и малейшие отклонения от нормы, что недоступно другими методами. УЗИ, рентген, компьютерная томография, ЯМР и прочее, регистрируют геометрические изменения размеров органов, когда заболевание уже сформировалось. Выявляются все классы паразитов: вирусы, микробы, бактерии, грибки, простейшие, глисты. Причем, точно определяется их вид, степень заражения и местоположение в органах. И все это за считанные минуты. Большинство систем компьютерной биорезонансной диагностики позволяют определить, как будет действовать препарат еще до его приема. И врач вам это скажет прямо на диагностике. После обследования вы получаете на руки полный отчет о состоянии вашего организма в целом с цветной распечаткой о всех отклонениях, описание диагнозов, видам паразитарного заражения, рекомендации врача по питанию и расписанный курс восстановления организма. Все специалисты, проводящие диагностику, сертифицированы. Г. Сыктывкар ул. Гаражная д. 5 офис 31 Тел. 556-502 296-446 570-538 569-816» в нарушение требований ч. 7 ст. 24 и п. 5 ст. 7 Закона о рекламе.

2. <…>, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01 июня 2015 года.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Председатель Комиссии

 

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны