Решение №03-01/6809 Решение по делу № Р 22-07/18 от 28 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

28 сентября 2018 года

(изготовление решения в полном объеме)

26 сентября 2018 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

03-01/6809

 

г. Сыктывкар

 

Ассоциация наружной рекламы Республики Коми

 

Интернациональная ул.,

д. 119, офис 424,

г. Сыктывкар, 167000

 

ООО «Натали»

 

50 лет ВЛКСМ ул., д. 14,

с. Визинга, Сысольский р-н,

Республика Коми, 168100

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

рассмотрев дело № Р 22-07/18, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Натали» (далее – ООО «Натали», Общество) по факту распространения на рекламной конструкции по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 16/1 рекламы следующего содержания: «Н» компания НАТАЛИ от Эконом до Элит класса МЕБЕЛЬ www.mebel-natali.com тел. <...>, <...> ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕБЕЛИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ РАЗМЕРАМ ВЫЕЗД ДИЗАЙНЕРА ДОСТАВКА УСТАНОВКА БЕСПЛАТНО ДИВАНЫ от 9500руб. ГОСТИНЫЕ от 5900руб. Беспроцентная рассрочка до 6 месяцев. Выгодный кредит до 36 месяцев» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

в присутствии представителей ООО «Натали»: <…> Общества <...>., действующей на основании приказа № <...> от <...>; <...>, действующего на основании доверенности от <...>;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение Ассоциации наружной рекламы Республики Коми № 62/18 от 29.06.2018 (вх. № 3147 от 29.06.2018).

В результате рассмотрения материалов обращения установлено размещение на рекламной конструкции по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 16/1 рекламы следующего содержания: «Н» компания НАТАЛИ от Эконом до Элит класса МЕБЕЛЬ www.mebel-natali.com тел. <...>, <...> ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕБЕЛИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ РАЗМЕРАМ ВЫЕЗД ДИЗАЙНЕРА ДОСТАВКА УСТАНОВКА БЕСПЛАТНО ДИВАНЫ от 9500руб. ГОСТИНЫЕ от 5900руб. Беспроцентная рассрочка до 6 месяцев. Выгодный кредит до 36 месяцев».

По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № Р 22-07/18 в отношении ООО «Натали» по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-05/5185 от 27.07.2018.

Из материалов дела № Р 22-07/18 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на рекламной конструкции по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 16/1;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: услугам компании НАТАЛИ по изготовлению мебели, беспроцентной рассрочке до 6 месяцев, кредиту до 36 месяцев, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством размещения на рекламной конструкции по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 16/1, является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг, следовательно, на нее распространяются требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама содержит указание, в том числе на беспроцентную рассрочку до 6 месяцев.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Натали» в материалы рекламного дела, предоставляемая Обществом потребителям рассрочка платежа является условием договора купли-продажи согласно статье 489 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и не является ни самостоятельной услугой по смыслу главы 39 ГК РФ, ни финансовой услугой, исходя из пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подпункта «д» пункта 3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

В силу ч. 1 ст. 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку.

Таким образом, оплата товара в рассрочку – это дополнительное условие, вводимое в договор купли-продажи и фактически устанавливающее режим коммерческого кредита.

В силу п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» положения статьи 28 Закона о рекламе не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и (или) коммерческого кредита.

Учитывая изложенное, на рекламу реализации товара в рассрочку, предоставляемую продавцом товара, положения статьи 28 Закона о рекламе не распространяются.

Вместе с тем, рассматриваемая реклама содержит также указание на предоставление кредита.

Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Из представленных ООО «Натали» в материалы рекламного дела документов и письменных пояснений следует, что услуги по кредиту, указанные в рассматриваемой рекламе, оказывает ООО «Русфинанс Банк». Между ООО «Натали» и ООО «Русфинанс Банк» 15.05.2015 заключено соглашение № 06/05-15 Ск, регулирующее взаимоотношения сторон в связи с предоставлением банком кредитов клиентам Общества для приобретения товаров у ООО «Натали».

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование организации, предоставляющей услуги по кредиту.

Указание наименования организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовые услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена на рекламной конструкции, установленной по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 16/1. По указанному адресу находится, в том числе мебельный магазин «Натали». Лицом, осуществляющим деятельность в указанном магазине, является ООО «Натали».

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Натали» в материалы рекламного дела, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Натали», рекламопроизводителем является ИП <...>.

Как пояснило ООО «Натали», Общество осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с розничной и оптовой торговлей мебелью, изготовлением мебели. В целях осуществления указанной деятельности Обществом используются помещения торгового центра по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 16/1 на основании договора аренды с собственником помещений – ИП <…>. Рекламный баннер по заказу Общества был изготовлен и установлен ИП <…> в соответствии с договором от 06.04.2016 № 494. Макет баннера изготовлен и предоставлен заказчиком (Обществом). Размещение баннера по указанному адресу согласовано Обществом устно с ИП <…>. Содержание рассматриваемой рекламы определено Обществом, решение об определении содержания рекламы принято <…> Общества <...>, документально данное решение не оформлялось.

В материалы рекламного дела представлены копии: договора № 49, заключенного 06.04.2016 между ИП <…> и ООО «Натали» на изготовление и установку рекламы, счета на оплату № 281 от 06.04.2018, платежного поручения № 415 от 12.04.2016, акта № 647 от 11.05.2016.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Натали».

Из пояснений ООО «Натали» следует, что размещение рассматриваемой рекламы без учета требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе вызвано ошибкой при подготовке макета баннера; при подготовке аналогичных макетов Обществом всегда указывается наименование банка, предоставляющего кредит потребителям при заключении договоров с Обществом.

ООО «Натали» указало, что должностным лицом, ответственным за содержание рассматриваемой рекламы и ее размещение, является <…> Общества <…> (далее – <...>).

В материалы рекламного дела представлены копии приказа № <…> от <…> о вступлении <…> в должность, трудового договора от <…>, и дополнительных соглашений к нему, заключенных с <...>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что должностным лицом ООО «Натали», ответственным за соблюдение Обществом законодательства о рекламе, в рассматриваемом случае является <…> Общества <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, произошло по вине ООО «Натали» и должностного лица Общества – <...>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ООО «Натали» и его должностным лицом <...> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Таким образом, ООО «Натали» и <…> Общества <...> нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела 26.09.2018 представитель ООО «Натали» <...> указал, что Общество не оспаривает вменяемое нарушение, однако полагает, что ответственность в данном случае должен нести <...> ООО «Натали», а не само Общество.

Комиссия отклонила указанный довод на том основании, что в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно акту осмотра наружной рекламы, составленному сотрудниками Коми УФАС России, распространение рассматриваемой рекламы имело место по состоянию на 27.08.2018.

В ходе рассмотрения рекламного дела 26.09.2018 <…> ООО «Натали» <...> пояснила, что реклама была демонтирована в начале сентября 2018 г., точную дату демонтажа назвать затруднилась.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 11 мая 2016 г. по август 2018 г. на территории г. Сыктывкара Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается фотографиями от 25.09.2018, представленными ООО «Натали» в материалы рекламного дела.

В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Натали» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Н» компания НАТАЛИ от Эконом до Элит класса МЕБЕЛЬ www.mebel-natali.com тел. <...>, <...> ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕБЕЛИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ РАЗМЕРАМ ВЫЕЗД ДИЗАЙНЕРА ДОСТАВКА УСТАНОВКА БЕСПЛАТНО ДИВАНЫ от 9500руб. ГОСТИНЫЕ от 5900руб. Беспроцентная рассрочка до 6 месяцев. Выгодный кредит до 36 месяцев», распространенную на рекламной конструкции, установленной по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 16/1, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО «Натали» не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Натали» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> ООО «Натали» <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

_______________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

_______________ <…>

 

 

 

 

 

________________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны