Решение №03-01/7690 Решение по делу № Р 39-09/16 от 10 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

10 августа 2017 года

(изготовление решения в полном объеме)

03 августа 2017 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/7690

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии: <…> – врио заместителя руководителя Управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист – эксперт отдела Управления; <…> - специалист-эксперт отдела Управления,

рассмотрев дело № Р 39-09/16, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «СТ-плюс» (далее – ООО «СТ-плюс») по факту выявления в ходе проведенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (далее – Управление Роскомнадзора по Республике Коми) планового систематического наблюдения средства массовой информации – радиоканала «Радио Шансон в Коми», объем вещания рекламных сообщений которого составил более 20% от общего вещания в сутки, по результатам которого выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя ООО «СТ-плюс» – <…>, действующей на основании доверенности от 10.10.2016;

- представителя Управления Роскомнадзора по Республике Коми – <…>, действующей на основании доверенности от 10.02.2017 № 8,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  • Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступили письменная информация и документы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом от 30.08.2016 № 3967-01/11 (вход. № 3940 от 31.08.2016).

Из представленных материалов следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Коми проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО «СТ-плюс», по результатам которого выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, а именно: на радиоканале «Радио Шансон в Коми» 01.08.2016 объем рекламных сообщений составил более 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки.

По результатам рассмотрения обращения принято решение о возбуждении дела № Р 39-09/16 по признакам нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в отношении ООО «СТ-плюс».

Из материалов рекламного дела № Р 39-09/16 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

Управлением Роскомнадзора по Республике Коми представлена копия акта систематического наблюдения ООО «СТ-плюс» от 19.08.2016 № А-11/3/92-нд/121, согласно Приложению 2 к которому (Справка о результатах систематического наблюдения по лицензии № 20873) в ходе проведения наблюдения выявлено, в том числе нарушение требований ст. 36 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

В соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» радиоканал является средством массовой информации, а отдельный выпуск радиоканала составляет продукцию средства массовой информации.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ 11-0141 от 12.03.2012 учредителем радиоканала «Радио Шансон в Коми» является ООО «СТ-плюс», примерная тематика и (или) специализация: информационная, музыкальная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе не более 20%; территория распространения: Республика Коми.

В соответствии с лицензией на осуществление радиовещания серии РВ № 20873 от 24.05.2012 ООО «СТ-плюс» осуществляет распространение средства массовой информации «Радио Шансон в Коми»; территория вещания – г. Печора, Усинск Республики Коми, общий объем вещания в неделю – 168 часов, время вещания – ежедневно, круглосуточно; направления вещания радиоканала «Радио Шансон в Коми» - музыкальное, информационное; соотношение вещания продукции СМИ «Радио Шансон в Коми» к общему объему вещания – 9 часов в неделю.

Согласно письменным пояснениям ООО «СТ-плюс», представленным в материалы рассматриваемого дела, определение сотрудником Управления Роскомнадзора по Республике Коми момента выхода в эфир и разделение выхода в эфир радиоканалов на слух является нарушением положений Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

По условиям договора № 38/13П от 10.06.2013, заключенного между ООО «СТ-плюс» (Вещатель) и ЗАО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАДИОКАНАЛ» (Редакция), ООО «СТ-плюс» осуществляло ретрансляцию радиоканала «Радио Шансон» в городе Печора на частоте 101.7 FM. Для указанной цели сетевым партнером посылался через единый канал спутника сигнал, который принимал спутниковый приемник, установленный ООО «СТ-плюс» в городе Печора. Затем спутниковый приемник направлял сигнал на студийное оборудование ООО «СТ-плюс», которое распределяло сигнал на частоту 101.7 FM, являющейся местом ретрансляции радиоканала «Радио Шансон».

По условиям вышеуказанного договора ООО «СТ-плюс» также было предоставлено право на замещение в установленные в приложении № 1 к Договору периоды времени, ретранслируемых программ и передач радиоканала «Радио Шансон» собственной информацией радиоканала «Радио Шансон в Коми». Для указанной цели сетевым партнером на спутниковый приемник ООО «СТ-плюс» направлялось два сигнала – сигнал на открытие, позволяющий радиоканалу «Радио Шансон в Коми» выйти в эфир, и сигнал на закрытие, прекращающий вещание радиоканала «Радио Шансон в Коми» принудительно.

На указанные сигналы ООО «СТ-плюс» не могло никаким образом повлиять.

Исходя из вышеизложенного, при осуществлении записи контента измерительным прибором, производится фиксация данных о дате и времени осуществления ретрансляции радиоканала «Радио Шансон», а также о времени приема сигналов на открытие и закрытие, в которое радиоканал «Радио Шансон в Коми» выходил в эфир и прекращал свое вещание.

Кроме того, как указывает ООО «СТ-плюс», запись контента осуществлена Радиочастотным центром с помощью прибора AVerMedia, тип AVerTV Hibrid+FM, в комплекте с ноутбуком.

По мнению Общества, прибор AVerMedia, тип AVerTV Hibrid+FM, в комплекте с ноутбуком не является измерительным прибором, соответствующим требованиям Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», поэтому он не мог быть использован Радиочастотным центром для получения записи контента.

При осуществлении записи эфира указанный прибор не осуществил выдачу отчета с зафиксированными данными о дате и времени, частоте и месторасположении произведенной записи, о времени сигнала на открытие и закрытие, в период которого осуществлено вещание радиоканал «Радио Шансон в Коми», а также не обеспечил защиту полученных при его использовании аудиофайлов, в которые можно внести изменения.

Комиссия, оценив заявленные ООО «СТ-плюс» доводы, заслушав мнение представителя Управления Роскомнадзора по Республике Коми, изучив письменную информацию и документы, представленные в материалы дела, пришла к нижеследующим выводам.

Согласно письму Управления Роскомнадзора по Республике Коми № 4119-01/11 от 20.07.2017 (вх. № 4032 от 21.07.2017), представленному в материалы рекламного дела, подсчет объемов вещания проводится путем изучения записи вещания лицензиата, а также документов, содержащих сведения о времени и дате выхода передач в эфир. Ввиду того, что актами, регламентирующими организацию и проведение систематического наблюдения при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензиатом лицензионных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания, не предусмотрено применение при изучении записи вещания лицензиата специальных технических средств (измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку), изучение записи эфира и разделение выхода в эфир радиоканалов «Радио Шансон» и «Радио Шансон в Коми» осуществлялось посредством прослушивания записи сотрудниками Управления Роскомнадзора по Республике Коми, уполномоченными на проведение систематического наблюдения.

Кроме того, вопрос нарушения порядка получения доказательств Управлением Роскомнадзора по Республике Коми был рассмотрен в судебном порядке. Так, в решении Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09.12.2016 по делу № 12-1611/2016 указано, что вина ООО «СТ-плюс» подтверждается, в том числе, актом систематического наблюдения № А-1/3/92-нд/121. Систематическое наблюдение производилось уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по Республике Коми, при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания. К акту приложено заключение по итогам проверки лицензионных и обязательных требований в сфере телерадиовещания, проведенной в ходе планового систематического наблюдения в отношении ООО «СТ-плюс», составленное Управлением по Республике Коми филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в СЗФО, с приложением соответствующей записи эфира радиоканала. В акте мероприятия по радиоконтролю, утвержденного Начальником управления, указан период осуществления мероприятия по радиоконтролю: с 01.08.2016 00 час. 01 мин. до 08.08.2016 23 час. 59 мин., а также указано «Осуществлена техническая запись программы продолжительностью 168 часов». Запись контента осуществлялась следующим оборудованием: тюнером AVerMedia, тип AVerTV Hibrid+FM, модель E506, зав. № 1300092600503 в комплекте с ноутбуком ACER, тип Aspire 5680 series, модель BL50, зав. LXAV60J00463917C4E1601.

Требований к обязательной сертификации указанного оборудования законодательством не предусмотрено.

Таким образом, результаты проверки, полученные с помощью вышеуказанного оборудования являются надлежащим доказательством нарушения, выявленного Управлением Роскомнадзора по Республике Коми в ходе планового систематического наблюдения.

В ходе рассмотрения рекламного дела № Р 39-09/16 представителем ООО «СТ-плюс» <…> заявлен довод о том, что время трансляции рекламы в радиопрограмме в течение суток определяется отдельно, то есть соотношение времени трансляции рекламы и времени трансляции радиопередач и иных материалов в радиопрограмме в течение суток должно быть как 20 % и 100 %. По мнению ООО «СТ-плюс», данный довод подтверждается рекомендациями Роскомнадзора «О методике подсчета вещания телеканалов (радиоканалов)», где указано, что если в эфире сетевого партнера размещается региональная реклама, которая не сопровождается наименованием, логотипом и (или) выходными данными регионального СМИ, такая реклама в общий объем регионального СМИ не включается, и относится к объему вещания СМИ сетевого партнера.

Комиссия отклоняет заявленный довод в связи с нижеизложенным.

Согласно письму ФАС № АК/54867/2015 от 08.10.2015, в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

При этом в объем рекламы, транслирующейся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

Из материалов рекламного дела следует, что 01.08.2016 объем рекламных сообщений на радиоканале «Радио Шансон в Коми» превысил 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки, а именно: общий объём вещания в сутки радиоканала «Радио Шансон в Коми» в указанную дату составил 1:31:43 (100%), при этом реклама составила 0:28:42 или 30,76%.

Из представленных материалов следует, что СМИ «Радио Шансон в Коми» не зарегистрировано в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Следовательно, продолжительность рекламы, размещаемой в указанном СМИ, должна соответствовать требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах рекламы, размещенные 01.08.2016 в средстве массовой информации – радиоканале «Радио Шансон в Коми», распространены в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Распространение продукции средства массовой информации «Радио Шансон в Коми» (эфирное вещание) осуществляется ООО «СТ-плюс» на основании лицензии на осуществление радиовещания серии РВ № 20873 от 24.05.2012 (срок действия продлен до 05 ноября 2023 года).

Таким образом, рекламораспространителем реклам, размещенных 01.08.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Шансон в Коми», является ООО «СТ-плюс».

Согласно Уставу ООО «СТ-плюс», копия которого представлена в материалы рассматриваемого дела, одной из основных целей деятельности Общества является извлечение прибыли путем оказания рекламных и иных платных услуг (п. 3.1. Устава). Пунктом 3.3. Устава определено, что направлениями деятельности Редакции являются производство и выпуск программ на «Радио Шансон в Коми», а также рекламная и информационная деятельность.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «СТ-плюс», основным видом деятельности Общества является деятельность в области радиовещания.

Из вышеизложенного следует, что рекламы, вышедшие в эфир 01.08.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Шансон в Коми», размещены ООО «СТ-плюс» с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности, и целям уставной деятельности Общества.

Из материалов рекламного дела следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «СТ-плюс» законодательства о рекламе в рассматриваемый период, являлась <…>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «СТ-плюс» и должностного лица Общества – <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ООО «СТ-плюс» и должностного лица Общества – <…> должных мер по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.

Таким образом, ООО «СТ-плюс» и должностным лицом Общества – <…> нарушены требования ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории г. Печоры Республики Коми 01.08.2016.

Письмом (вх. № 4248 от 03.08.2017) ООО «СТ-плюс» представило Выписку из приказа Роскомнадзора от 07.12.2016 № 643-рчс о принятии решения № 643-рчс-16-(124-13-0016)-07/172060-рч о принятии решения о прекращении действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 12.02.2013 № 124-13-0016, а также Выписку из приказа Роскомнадзора от 07.12.2016 № 643-рчс о принятии решения № 643-рчс-16-(65-09-0437)-07/172056-рч о принятии решения о прекращении действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 07.05.2009 № 65-09-0437.

В связи с изложенным, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «СТ-плюс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламы, размещённые 01.08.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Шансон в Коми», ненадлежащими, поскольку они распространены в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Резолютивной части Решения ненадлежащей рекламы ООО «СТ-плюс» не выдавать.

3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «СТ-плюс», <…> дел об административном правонарушении, предусмотренным ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ не передавать за истечением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

 

Решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

______________ <….>

 

 

 

Члены Комиссии

 

_____________ <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны