Решение №03-01/7690 Решение по делу № Р 39-09/16 от 10 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
|
||
РЕШЕНИЕ
|
||
10 августа 2017 года (изготовление решения в полном объеме) 03 августа 2017 года (оглашение резолютивной части)
|
|
№ 03-01/7690 |
Сыктывкар |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:
председатель Комиссии: <…> – врио заместителя руководителя Управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
члены Комиссии: <…> – ведущий специалист – эксперт отдела Управления; <…> - специалист-эксперт отдела Управления,
рассмотрев дело № Р 39-09/16, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «СТ-плюс» (далее – ООО «СТ-плюс») по факту выявления в ходе проведенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (далее – Управление Роскомнадзора по Республике Коми) планового систематического наблюдения средства массовой информации – радиоканала «Радио Шансон в Коми», объем вещания рекламных сообщений которого составил более 20% от общего вещания в сутки, по результатам которого выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
в присутствии:
- представителя ООО «СТ-плюс» – <…>, действующей на основании доверенности от 10.10.2016;
- представителя Управления Роскомнадзора по Республике Коми – <…>, действующей на основании доверенности от 10.02.2017 № 8,
УСТАНОВИЛА:
- Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступили письменная информация и документы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом от 30.08.2016 № 3967-01/11 (вход. № 3940 от 31.08.2016).
Из представленных материалов следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Коми проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО «СТ-плюс», по результатам которого выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, а именно: на радиоканале «Радио Шансон в Коми» 01.08.2016 объем рекламных сообщений составил более 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки.
По результатам рассмотрения обращения принято решение о возбуждении дела № Р 39-09/16 по признакам нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в отношении ООО «СТ-плюс».
Из материалов рекламного дела № Р 39-09/16 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.
Управлением Роскомнадзора по Республике Коми представлена копия акта систематического наблюдения ООО «СТ-плюс» от 19.08.2016 № А-11/3/92-нд/121, согласно Приложению 2 к которому (Справка о результатах систематического наблюдения по лицензии № 20873) в ходе проведения наблюдения выявлено, в том числе нарушение требований ст. 36 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
В соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.
В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» радиоканал является средством массовой информации, а отдельный выпуск радиоканала составляет продукцию средства массовой информации.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ 11-0141 от 12.03.2012 учредителем радиоканала «Радио Шансон в Коми» является ООО «СТ-плюс», примерная тематика и (или) специализация: информационная, музыкальная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе не более 20%; территория распространения: Республика Коми.
В соответствии с лицензией на осуществление радиовещания серии РВ № 20873 от 24.05.2012 ООО «СТ-плюс» осуществляет распространение средства массовой информации «Радио Шансон в Коми»; территория вещания – г. Печора, Усинск Республики Коми, общий объем вещания в неделю – 168 часов, время вещания – ежедневно, круглосуточно; направления вещания радиоканала «Радио Шансон в Коми» - музыкальное, информационное; соотношение вещания продукции СМИ «Радио Шансон в Коми» к общему объему вещания – 9 часов в неделю.
Согласно письменным пояснениям ООО «СТ-плюс», представленным в материалы рассматриваемого дела, определение сотрудником Управления Роскомнадзора по Республике Коми момента выхода в эфир и разделение выхода в эфир радиоканалов на слух является нарушением положений Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
По условиям договора № 38/13П от 10.06.2013, заключенного между ООО «СТ-плюс» (Вещатель) и ЗАО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАДИОКАНАЛ» (Редакция), ООО «СТ-плюс» осуществляло ретрансляцию радиоканала «Радио Шансон» в городе Печора на частоте 101.7 FM. Для указанной цели сетевым партнером посылался через единый канал спутника сигнал, который принимал спутниковый приемник, установленный ООО «СТ-плюс» в городе Печора. Затем спутниковый приемник направлял сигнал на студийное оборудование ООО «СТ-плюс», которое распределяло сигнал на частоту 101.7 FM, являющейся местом ретрансляции радиоканала «Радио Шансон».
По условиям вышеуказанного договора ООО «СТ-плюс» также было предоставлено право на замещение в установленные в приложении № 1 к Договору периоды времени, ретранслируемых программ и передач радиоканала «Радио Шансон» собственной информацией радиоканала «Радио Шансон в Коми». Для указанной цели сетевым партнером на спутниковый приемник ООО «СТ-плюс» направлялось два сигнала – сигнал на открытие, позволяющий радиоканалу «Радио Шансон в Коми» выйти в эфир, и сигнал на закрытие, прекращающий вещание радиоканала «Радио Шансон в Коми» принудительно.
На указанные сигналы ООО «СТ-плюс» не могло никаким образом повлиять.
Исходя из вышеизложенного, при осуществлении записи контента измерительным прибором, производится фиксация данных о дате и времени осуществления ретрансляции радиоканала «Радио Шансон», а также о времени приема сигналов на открытие и закрытие, в которое радиоканал «Радио Шансон в Коми» выходил в эфир и прекращал свое вещание.
Кроме того, как указывает ООО «СТ-плюс», запись контента осуществлена Радиочастотным центром с помощью прибора AVerMedia, тип AVerTV Hibrid+FM, в комплекте с ноутбуком.
По мнению Общества, прибор AVerMedia, тип AVerTV Hibrid+FM, в комплекте с ноутбуком не является измерительным прибором, соответствующим требованиям Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», поэтому он не мог быть использован Радиочастотным центром для получения записи контента.
При осуществлении записи эфира указанный прибор не осуществил выдачу отчета с зафиксированными данными о дате и времени, частоте и месторасположении произведенной записи, о времени сигнала на открытие и закрытие, в период которого осуществлено вещание радиоканал «Радио Шансон в Коми», а также не обеспечил защиту полученных при его использовании аудиофайлов, в которые можно внести изменения.
Комиссия, оценив заявленные ООО «СТ-плюс» доводы, заслушав мнение представителя Управления Роскомнадзора по Республике Коми, изучив письменную информацию и документы, представленные в материалы дела, пришла к нижеследующим выводам.
Согласно письму Управления Роскомнадзора по Республике Коми № 4119-01/11 от 20.07.2017 (вх. № 4032 от 21.07.2017), представленному в материалы рекламного дела, подсчет объемов вещания проводится путем изучения записи вещания лицензиата, а также документов, содержащих сведения о времени и дате выхода передач в эфир. Ввиду того, что актами, регламентирующими организацию и проведение систематического наблюдения при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензиатом лицензионных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания, не предусмотрено применение при изучении записи вещания лицензиата специальных технических средств (измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку), изучение записи эфира и разделение выхода в эфир радиоканалов «Радио Шансон» и «Радио Шансон в Коми» осуществлялось посредством прослушивания записи сотрудниками Управления Роскомнадзора по Республике Коми, уполномоченными на проведение систематического наблюдения.
Кроме того, вопрос нарушения порядка получения доказательств Управлением Роскомнадзора по Республике Коми был рассмотрен в судебном порядке. Так, в решении Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09.12.2016 по делу № 12-1611/2016 указано, что вина ООО «СТ-плюс» подтверждается, в том числе, актом систематического наблюдения № А-1/3/92-нд/121. Систематическое наблюдение производилось уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по Республике Коми, при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных и обязательных требований в сфере телевизионного вещания и радиовещания. К акту приложено заключение по итогам проверки лицензионных и обязательных требований в сфере телерадиовещания, проведенной в ходе планового систематического наблюдения в отношении ООО «СТ-плюс», составленное Управлением по Республике Коми филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в СЗФО, с приложением соответствующей записи эфира радиоканала. В акте мероприятия по радиоконтролю, утвержденного Начальником управления, указан период осуществления мероприятия по радиоконтролю: с 01.08.2016 00 час. 01 мин. до 08.08.2016 23 час. 59 мин., а также указано «Осуществлена техническая запись программы продолжительностью 168 часов». Запись контента осуществлялась следующим оборудованием: тюнером AVerMedia, тип AVerTV Hibrid+FM, модель E506, зав. № 1300092600503 в комплекте с ноутбуком ACER, тип Aspire 5680 series, модель BL50, зав. LXAV60J00463917C4E1601.
Требований к обязательной сертификации указанного оборудования законодательством не предусмотрено.
Таким образом, результаты проверки, полученные с помощью вышеуказанного оборудования являются надлежащим доказательством нарушения, выявленного Управлением Роскомнадзора по Республике Коми в ходе планового систематического наблюдения.
В ходе рассмотрения рекламного дела № Р 39-09/16 представителем ООО «СТ-плюс» <…> заявлен довод о том, что время трансляции рекламы в радиопрограмме в течение суток определяется отдельно, то есть соотношение времени трансляции рекламы и времени трансляции радиопередач и иных материалов в радиопрограмме в течение суток должно быть как 20 % и 100 %. По мнению ООО «СТ-плюс», данный довод подтверждается рекомендациями Роскомнадзора «О методике подсчета вещания телеканалов (радиоканалов)», где указано, что если в эфире сетевого партнера размещается региональная реклама, которая не сопровождается наименованием, логотипом и (или) выходными данными регионального СМИ, такая реклама в общий объем регионального СМИ не включается, и относится к объему вещания СМИ сетевого партнера.
Комиссия отклоняет заявленный довод в связи с нижеизложенным.
Согласно письму ФАС № АК/54867/2015 от 08.10.2015, в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.
Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).
При этом в объем рекламы, транслирующейся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).
Из материалов рекламного дела следует, что 01.08.2016 объем рекламных сообщений на радиоканале «Радио Шансон в Коми» превысил 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки, а именно: общий объём вещания в сутки радиоканала «Радио Шансон в Коми» в указанную дату составил 1:31:43 (100%), при этом реклама составила 0:28:42 или 30,76%.
Из представленных материалов следует, что СМИ «Радио Шансон в Коми» не зарегистрировано в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Следовательно, продолжительность рекламы, размещаемой в указанном СМИ, должна соответствовать требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах рекламы, размещенные 01.08.2016 в средстве массовой информации – радиоканале «Радио Шансон в Коми», распространены в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Распространение продукции средства массовой информации «Радио Шансон в Коми» (эфирное вещание) осуществляется ООО «СТ-плюс» на основании лицензии на осуществление радиовещания серии РВ № 20873 от 24.05.2012 (срок действия продлен до 05 ноября 2023 года).
Таким образом, рекламораспространителем реклам, размещенных 01.08.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Шансон в Коми», является ООО «СТ-плюс».
Согласно Уставу ООО «СТ-плюс», копия которого представлена в материалы рассматриваемого дела, одной из основных целей деятельности Общества является извлечение прибыли путем оказания рекламных и иных платных услуг (п. 3.1. Устава). Пунктом 3.3. Устава определено, что направлениями деятельности Редакции являются производство и выпуск программ на «Радио Шансон в Коми», а также рекламная и информационная деятельность.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «СТ-плюс», основным видом деятельности Общества является деятельность в области радиовещания.
Из вышеизложенного следует, что рекламы, вышедшие в эфир 01.08.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Шансон в Коми», размещены ООО «СТ-плюс» с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности, и целям уставной деятельности Общества.
Из материалов рекламного дела следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «СТ-плюс» законодательства о рекламе в рассматриваемый период, являлась <…>.
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «СТ-плюс» и должностного лица Общества – <…>.
Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ООО «СТ-плюс» и должностного лица Общества – <…> должных мер по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.
Таким образом, ООО «СТ-плюс» и должностным лицом Общества – <…> нарушены требования ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории г. Печоры Республики Коми 01.08.2016.
Письмом (вх. № 4248 от 03.08.2017) ООО «СТ-плюс» представило Выписку из приказа Роскомнадзора от 07.12.2016 № 643-рчс о принятии решения № 643-рчс-16-(124-13-0016)-07/172060-рч о принятии решения о прекращении действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 12.02.2013 № 124-13-0016, а также Выписку из приказа Роскомнадзора от 07.12.2016 № 643-рчс о принятии решения № 643-рчс-16-(65-09-0437)-07/172056-рч о принятии решения о прекращении действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 07.05.2009 № 65-09-0437.
В связи с изложенным, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «СТ-плюс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать рекламы, размещённые 01.08.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Шансон в Коми», ненадлежащими, поскольку они распространены в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Резолютивной части Решения ненадлежащей рекламы ООО «СТ-плюс» не выдавать.
3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «СТ-плюс», <…> дел об административном правонарушении, предусмотренным ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ не передавать за истечением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
______________ <….> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
_____________ <…> |
|
|
|
|
|
______________ <…>
|