Решение №03-01/8299 Определение о прекращении производства по делу № Р 23-08/18 от 28 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № Р 23-08/18

 

 

16 ноября 2018 года

 

 

 

 

№ 03-01/8299

 

г. Сыктывкар

 

 

ПАО «Банк ВТБ»

 

Большая Морская ул., д. 29,

г. Санкт-Петербург, 190000

 

<…>

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

рассмотрев дело № Р 23-08/18, возбужденное в отношении ПАО «Банк ВТБ» по факту распространения 20.06.2018 в 18 часов 36 минут посредством использования подвижной радиотелефонной связи в виде SMS-сообщения на абонентский номер <...> рекламы следующего содержания: «<…>! Оформите вклад «Выгодный Онлайн» в интернет-банке с повышенной ставкой 6,69% годовых на срок 180 дней с капитализацией процентов. Подробнее: vtb.ru/vv ВТБ (ПАО)» с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя ПАО «Банк ВТБ» по доверенности № <…> от <…> – <...>,

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <…> (далее – <...>, заявитель) от 20.06.2018 (вх. К-102 от 21.06.2018) о распространении 20.06.2018 в 18 часов 36 минут посредством использования подвижной радиотелефонной связи в виде SMS-сообщения на абонентский номер <...> рекламы следующего содержания: «<…>! Оформите вклад «Выгодный Онлайн» в интернет-банке с повышенной ставкой 6,69% годовых на срок 180 дней с капитализацией процентов. Подробнее: vtb.ru/vv ВТБ (ПАО)» в отсутствие предварительного согласия абонента на получение указанной рекламы.

По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № Р 23-08/18 в отношении ПАО «Банк ВТБ» по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/5733 от 17.08.2018.

Из материалов дела № Р 23-08/18 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством SMS-сообщения;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: вкладу «Выгодный Онлайн» в интернет-банке ВТБ, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная в сети сотового оператора «ВымпелКом» посредством SMS-сообщения на абонентский номер <…>, является рекламой.

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В соответствии с Разъяснениями ФАС России от 14.06.2012 «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе» реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

<...> указывает, что согласия на получение рассматриваемой рекламы им не давалось.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, несет ответственность рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Как следует из представленных письмом ПАО «Банк ВТБ» № 237/458000 от 12.10.2018 (вх. № 4831 от 15.10.2018) документов и письменной информации, а также пояснений представителя ПАО «Банк ВТБ», данных в ходе рассмотрения дела № Р 23-08/18, при помощи СМС-сообщений Банк осуществляет информирование конкретных клиентов о продуктах и услугах Банка для повышения уровня сервиса. При данном способе информирования коммуникации осуществляются только по получению от клиентов соответствующего согласия.

Предварительное согласие клиента на получение СМС-сообщений, содержащих информацию о продуктах и услугах может быть предоставлено при заключении договора, оформлении любого банковского продукта путем указания на это в анкете/заявлении/договоре.

Между Клиентом и Банком ВТБ 24 (ПАО) <...> заключен договор на обслуживание карты в рамках зарплатного проекта.

Клиент предоставил согласие на обработку его персональных данных в целях получения информации о продуктах и услугах Банка, а также поручил Банку осуществлять передачу его персональных данных в объеме, необходимом для указанной цели, компаниям, осуществляющим рассылку (в том числе почтовую, электронную и sms-оповещение), на основании заключенных с ними договоров.

Между Клиентом и ОАО «Банк Москвы» <...> был заключен кредитный договор. Указанные Клиентом при заключении кредитного договора персональные данные, в том числе номер телефона <…>, были предоставлены в целях:

- заключения и исполнения кредитного договора;

- информирования о продуктах и услугах.

Клиенты Банка вправе отозвать согласие на обработку их персональных данных в целях получения информации о продуктах и услугах Банка любым способом, позволяющим однозначно идентифицировать клиента.

Как следует из пояснений ПАО «Банк ВТБ», направленных письмом № 253/458000 от 08.11.2018 (вх. № 5297 от 12.11.2018), вышеуказанный договор, заключенный <...> между Банком ВТБ 24 (ПАО) и <...>, представляющий собой анкету-заявление, подписан <...>, Клиент предоставил согласие на обработку его персональных данных, в том числе в целях получения информации о продуктах и услугах Банка.

Таким образом, Клиент согласился на обработку Банком его персональных данных, указанных им в анкете-заявлении, а также полученных в течение срока действия Договора. По состоянию на 30.10.2018 Договор с Клиентом является действующим.

Между Клиентом и ОАО «Банк Москвы» <...> был заключен кредитный договор.

В связи с реорганизацией ОАО «Банк Москвы» 10.05.2016 номер телефона <…>, принадлежащий Клиенту и зафиксированный в программном комплексе ОАО «Банк Москвы» как основной контактный, мигрировал в систему Банка-правопреемника. Информация об обращениях Клиента с целью актуализации контактных данных в Банке отсутствует.

Таким образом, располагая действующим согласием на коммуникации маркетингового характера, Банк направил персональное предложение конкретному клиенту по правомерно полученному номеру телефона.

В настоящее время персональные данные Клиента исключены из списка возможных рассылок информационного и рекламного характера, в том числе специальных предложений от Банка в рамках целевых и маркетинговых программ.

В пункте 9 Анкеты-Заявления на выпуск и получение международной банковской карты ВТБ 24 (ЗАО) для физических лиц – сотрудников предприятий – участников «зарплатных проектов», подписанной <...>, указано следующее: «Я выражаю свое согласие на осуществление Банком обработки (сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), использования, распространения (в том числе передачи), обезличивания (блокирования и уничтожения), в том числе автоматизированной, а также на трансграничную передачу моих персональных данных, указанных в настоящей Анкете-Заявлении и полученных в течение срока действия Договора, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мной персональные данные предоставляются в целях получения и дальнейшего использования Расчетной карты/Карты, указанной в п.1 (2) настоящей Анкеты-Заявления, и исполнения Договора; в целях страхования не противоречащих законодательству Российской Федерации имущественных интересов Банка, связанных с возможными убытками в процессе выдачи им Расчетных карт /Карт, указанных в пункте 1(2) настоящей Анкеты-Заявления, а также совершения операций с использованием указанных Расчетных карт /Карт, а равно в целях страхования имущественных интересов Банка, связанных с риском его убытков в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) мной договорных обязательств; в целях урегулирования простроченной задолженности перед Банком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заемщиком (мной) обязательств по Договору; а также в целях получения информации о других продуктах и услугах Банка и о Договоре. В указанных целях Банк может осуществлять передачу моих персональных данных, указанных в настоящей Анкете-Заявлении и полученных в течение срока действия Договора, в том числе сведений о моих фамилии, имени, отчестве, адресах и номерах телефонов, сведений об имущественном положении, доходах, задолженности, а также сведений о Договоре и его исполнении по своему усмотрению в страховые компании (страховщику), в компании, осуществляющие рассылку (в том числе почтовую, электронную и SMS-оповещений), в иные организации связи, юридическим лицам, предоставляющим Банку услуги по урегулированию просроченной задолженности, и иным лицам по заявке Банка на основании заключенных с ними договоров. Право выбора указанных компаний/лиц предоставляется мной Банку, и дополнительного согласования со мной не требуется. Настоящее согласие предоставляется с момента подписания мной настоящей Анкеты-Заявления на весь срок моей жизни и может быть отозвано мной при предоставлении в Банк заявления в простой письменной форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации».

Таким образом, предварительное согласие <...> на получение на его абонентский номер <...> рекламы вклада «Выгодный Онлайн» в интернет-банке ВТБ было получено ПАО «Банк ВТБ».

В связи с вышеизложенным, из материалов рекламного дела № Р 23-08/18 усматривается, что распространение рассматриваемой рекламы осуществлено на абонентский номер <...> с его предварительного согласия.

С учетом изложенного, оснований полагать, что рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, у Комиссии не имеется.

В соответствии с пунктом 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее – Регламент), Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела, если в процессе рассмотрения дела будет установлено, в том числе отсутствие фактов нарушения законодательства о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, пунктами 3.56, 3.57 Регламента, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № Р 23-08/18 в отношении ПАО «Банк ВТБ» прекратить.

 

Председатель Комиссии

 

___________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

___________ <…>

 

 

 

 

 

___________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны