Решение №03-01/8549 Решение и предписание по делу № Р 23-05/16 от 13 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 РЕШЕНИЕ

 

13 сентября 2016 года

(изготовление решения

в полном  объеме)

05 сентября 2016 года

(оглашение  резолютивной части)

 

 

 

                            № 03-01/8549

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии – <..> – врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии: <..> – ведущий специалист-эксперт отдела Управления; <..> – специалист-эксперт отдела Управления;

рассмотрев материалы дела № Р 23-05/16, возбужденного в отношении ИП <..> (далее – ИП <..>) по факту распространения на странице (полосе) 8 газеты «Городские Ведомости» (г. Ухта) от 31.03.2016 №01 (001) статьи следующего содержания: «На приеме у доктора», с признаками нарушения требований ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие заявителя – <..>, ИП <..> (лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, соответствующие доказательства имеются  в материалах рекламного дела № Р 23-05/16),

 

УСТАНОВИЛА:

 

           В  Управление Федеральной  антимонопольной службы  по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) поступили заявления <..> от 03.04.2016 (вход. № 988 (эл.) от 04.04.2016), от 07.04.2016 (вход. № 1049 (эл.) от 08.04.2016) о размещении статьи «На приеме у доктора» в газете «Городские Ведомости» г. Ухта в нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

По вышеуказанному факту Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 03-01/4793 от 27.05.2016 возбуждено рекламное дело № Р 23-05/16 (далее – рекламное дело) в отношении ИП <..>

Определением № 03-01/6753 от 21.07.2016 рассмотрение дела № Р 23-05/16 было приостановлено в связи с необходимостью получения заключения ФАС России.

Определением № 03-01/7357 от 10.08.2016  рассмотрение дела № Р 23-05/16 возобновлено.

В результате рассмотрения материалов дела № Р 23-05/16 установлено следующее.

На странице (полосе) 8 газеты «Городские Ведомости» (г. Ухта) от 31.03.2016 №01 (001) размещена статья следующего содержания: «На приеме у доктора…».

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Таким образом, в случае размещения в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, текста рекламы, такое размещение должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

          Согласно пояснениям представителя ИП <..>, представленным в материалы рассматриваемого дела, спорная статья не является рекламной, следовательно, указание в тексте данной статьи пометок «реклама» или «на правах рекламы» не требуется.

Коми УФАС России, оценив заявленный довод и имеющиеся материалы, пришло к нижеследующим выводам.

Из диспозиции п. 1 ст. 3 следует, что для признания информации рекламой, она должна обладать всеми её признаками, установленным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

В силу п. 2 ст. 3 Закона о рекламе, объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

          Согласно позиции ФАС России, реклама должна формировать или поддерживать интерес к объекту рекламирования. Чтобы информация могла считаться рекламой, она должна целенаправленно представлять вниманию потребителей объект рекламы. Признаками рекламы является её способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формирование к нему положительного отношения и закреплении его образа в памяти потребителя.

           Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

          Таким образом, не являются рекламой и не подпадают под запреты, установленные Федеральным законом «О рекламе», размещенные в печатных изданиях, теле- и радиопрограммах, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» различные статьи, теле-, радио-, видео- и аудиопередачи, аудиовизуальные произведения и иные информационные материалы, не формирующие интереса к какому-либо товару.

          Следовательно, на такие информационные материалы требования Закона о рекламе не распространяются, если указание таких сведений не направлено на выпуск под видом информационной продукции рекламного материала.

          Вместе с тем, статья «На приеме у доктора», размещенная в газете «Городские Ведомости» № 1 (001) от 31.03.2016, направлена на привлечение внимания к деятельности медицинской клиники «Персона Мед».

          В том числе использование в данной статье выражений «Андрей Питлев – ухтинский врач-дерматокосметолог, специалист по лазерной терапии медицинской клиники «Персона Мед», «В медицинских кругах он давно известен как «скульптор женской красоты», «Сегодня ухтинец является одним из лучших специалистов эстетической медицины в Республике Коми», «Андрей Питлев один из немногих специалистов региона, которые в совершенстве владеют искусством лазерной косметологии», что в совокупности с размещенными на странице газеты, содержащей статью  «На приеме у доктора», средствами индивидуализации медицинской клиники «Персона Мед», позволяет квалифицировать указанную статью в качестве рекламы.

          С учетом изложенного, статья «На приеме у доктора», размещенная в газете «Городские Ведомости» № 1 (001) от 31.03.2016, и указанная информация должна соответствовать требованиям, установленным Законом о рекламе.

В соответствии со ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Как следует из свидетельства  о регистрации средства массовой информации серии ПИ № ТУ 11-00312 от 11.03.2016, выданного  Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Республики Коми, газета не зарегистрирована в качестве специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, примерная тематика и/или специализация: информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, на обложке и в выходных данных указанной газеты отсутствует информация о специализации данного периодического печатного издания.

Текст рассматриваемой рекламы не содержит ни одной из предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.

При данных обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с  нарушением требований ст. 16 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

          Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

           В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

           Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

           Рассматриваемая реклама размещена в газете «Городские Ведомости», учредителем (соучредителем) которой, согласно свидетельству о регистрации СМИ серии ПИ № ТУ 11-00312 от 11.03.2016 г., является ИП <…>

           Согласно имеющимся в материалах настоящего дела пояснениям представителя ИП <..>, в целях освещения проблем и успехов в области медицины в г. Ухта Республики Коми 20.03.2016 у врача-дерматолога <..>, осуществляющим деятельность в клинике «Персона Мед»,  журналистом газеты «Городские ведомости» было взято интервью. Содержание вышеуказанного интервью журналистом газеты «Городские ведомости» <..> было устно согласовано с главным редактором и интервьюируемым <...> на предмет правильности изложения ответов. 

            Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <..>И.

  ИП <..> на стадии размещения рекламной статьи в газете «Городские Ведомости» не осуществила надлежащего контроля за соответствием её требованиям Закона о рекламе, следствием чего и стало несоответствие рекламы установленным требованиям.

Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ИП <..> не принято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ИП <..> нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.

Комиссией в ходе рассмотрения дела № Р 23-05/16 установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в газете «Городские Ведомости» 31.03.2016, территория распространения  -  г. Ухта, Республика Коми.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <..> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать рассматриваемую рекламу – статью под названием: «На приеме у доктора», размещённую на странице 8 газеты «Городские Ведомости» г. Ухта, № 01 (001) от 31.03.2016, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.

   2. Выдать ИП <..> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения рекламы.

             3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <..> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  Решение в полном объеме изготовлено 13 сентября 2016 года.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

______________  <..>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________  <..>

 

 

 

 

 

______________  <..>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

                       

                       О  ПРЕКРАЩЕНИИ  НАРУШЕНИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  О  РЕКЛАМЕ

 

 

13 сентября 2016 года

 

 

 

 

 

 № 03-01/8549

Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии: <..> – врио заместителя руководителя Управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии: <..> - ведущий специалист – эксперт отдела Управления; <..> - специалист-эксперт отдела Управления,

          на основании своего Решения от 13.09.2016 по делу № Р 23-05/16 о признании рекламы под названием: «На приеме у доктора», размещённой на странице 8 газеты «Городские Ведомости» г. Ухта, № 01 (001) от 31.03.2016, ненадлежащей,  поскольку в ней нарушены требования ст. 16  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП <..>, адрес места жительства: <..>, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение в газете «Городские ведомости» рекламы под названием «На приеме у доктора» в нарушение требований ст. 16 Закона о рекламе.

2. ИП <..>, адрес места жительства: <..>, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 28 октября 2016 года.

   В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении  нарушения законодательства о рекламе, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностное лицо административный штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________   <..>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________     <..>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны