Решение №03-01/9028 Решение и предписание по делу № Р 10-02/16 от 28 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

28 сентября 2016 года

(изготовление решения

в полном  объеме)

26 сентября 2016 года

(оглашение  резолютивной части)

 

 

 

                            № 03-01/9028

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…> - врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела Управления; <…> – специалист-эксперт отдела Управления;

рассмотрев материалы дела № Р 10-02/16, возбужденного в отношении закрытого акционерного общества «СеверТелеКом» (далее – ЗАО «СеверТелеКом») по факту распространения 12 декабря 2015 года на радиостанции «Хит-ФМ» (вещание на частоте 104.4 МГц (FM) г. Ухта) рекламы свадебного салона «Дом свадьбы» с признаками нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 в отсутствие заявителя, ЗАО «СеверТелеКом», ИП <…>. (указанные лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения настоящего дела, соответствующие доказательства  в материалах рассматриваемого дела имеются),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение физического лица от 13.12.2015 (вход. № П-309 (эл) от 14.12.2015).

Из заявления следует, что на радиостанции «Хит-ФМ» (вещание на частоте 104.4 МГц (FM) г. Ухта) 12 декабря 2015 года распространялась реклама свадебного салона «Дом свадьбы», которая, по мнению заявителя, содержит признаки нарушения п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.

По указанному факту Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 20.02.2016 № 03-01/1473 возбуждено производство по делу № Р 10-02/16 в отношении ЗАО №СеверТелеКом».

Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № Р 10-02/16 от 16.03.2016 № 03-01/2406 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена индивидуальный предприниматель <…>.

В результате рассмотрения материалов по рекламному делу № Р 10-02/16 (далее – рекламное дело) установлено следующее.

Из материалов рекламного дела следует, что 12 декабря 2015 года на радиостанции «Хит-ФМ» (вещание на частоте 104.4 МГц (FM) г. Ухта) имело место распространение информации следующего содержания: «Покори всех своей элегантностью и неповторимым шиком. Салон «Дом свадьбы» лучший выбор свадебных платьев ул. Юбилейная, 14/1, телефон 76-20-04» (далее – рассматриваемая реклама).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в рекламном ролике на радиостанции «Хит-ФМ» (вещание на частоте 104.4 FM г. Ухта);

- адресована неопределенному  кругу  лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: свадебному салону «Дом свадьбы», лучшему выбору свадебных платьев в нём, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, распространенная посредством размещения в рекламном ролике на радиостанции «Хит-ФМ» (вещание на частоте 104.4 FM г. Ухта), является рекламой.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно разъяснениям ФАС России, при использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара над товарами иных производителей («лучший», «№ 1» и пр.), должны быть указаны те конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, то есть в рекламе обязательно должно содержаться обоснование данного утверждения. Отсутствие в рекламе такого обоснования рассматривается как приведение сравнения с приведенной в рекламе характеристикой товара по любому критерию. Использование в рекламе конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, должны быть достоверными.

В рассматриваемой рекламе указано: «лучший выбор свадебных платьев».   Вместе с тем, в содержании рассматриваемой рекламы отсутствует указание на конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение. Отсутствие таких указаний приводит к искажению представления о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Доказательств обратного материалы рекламного дела не содержат.

При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе, несёт  рекламодатель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена на радиостанции «Хит-ФМ» (вещание на частоте 104.4 МГц (FM) г. Ухта). Как следует из имеющихся данных в материалах рекламного дела, на указанной частоте вещает радиоканал «Радиокомпания СеверТелеКом-Медиа (Радиокомпания СТК-Медиа)» (лицензия на осуществление радиовещания серия РВ № 23061 от 13 марта 2013 года), согласно свидетельству о регистрации СМИ серии ЭЛ № ТУ 11-0156 от 10.07.2012 г., учредителем  (соучредителем) является ЗАО «СеверТелеКом».

Согласно письменным пояснениям, представленным в материалы рекламного дела ЗАО «СеверТелеКом» письмом № 64 от 14.03.2016 (вх. № 1240 от 15.03.2016), рекламораспространителями рассматриваемой рекламы являются  ЗАО «СеверТелеКом» и ООО «Магазин рекламы», рекламопроизводителем – ИП <…> (фамилия данного лица Обществом не указана), рекламодателем – ИП <…>.

Из указанных пояснений Общества на п. 5.5 Определения о возбуждения настоящего дела о каждом последовательном совершённом действии, направленном на распространение рекламы, следует, что рекламодатель обращается к рекламопроизводителю и рекламораспространителю с заявкой на изготовление рекламного материала. После окончания работ по производству рекламного ролика, рекламодатель обращается к рекламорасптространителю. После договоренности и утверждения плана выхода рекламного материала, осуществляется его публикация в эфире согласно утверждённому графику. Как правило, наполнение рекламного материала содержанием  - это обоюдный процесс между рекламодателем и рекламораспространитем. В данном случае Общество не имеет возможности представить информацию о том, кто, когда и каким образом одобрял, утверждал, согласовывал рассматриваемую рекламу.

Из материалов рекламного дела следует, что между ЗАО «СеверТелеКом» и ООО «Магазин рекламы» заключён договор от 01.01.2007, в соответствии с которым ЗАО «СеверТелеКом» предоставляет ООО «Магазин рекламы» право за вознаграждение совершать юридические и иные действия, связанные с продажей эфирного времени в радиопрограмме «Радиостанция Хит FM», передаваемой радиокомпанией «СеверТелеком-Медиа» на частоте 104,5 МГц, мощностью 1кВт в городе Ухта (далее – Эфир). Согласно п. 3.1.1 указанного договора ООО «Магазин рекламы» обязуется осуществлять продажу заказчикам – организациям и частным лицам, являющихся рекламодателями – эфирного времени в Эфире от своего имени и за свой счёт.

В соответствии с имеющейся в материалах рассматриваемого дела пояснительной запиской  директора ООО «Магазин рекламы» <…>, 01.12.2015 Обществом от ИП <…>. была принята заявка на размещение рекламного ролика в период с 02.12.2015 по 25.12.2015 на радиостанции «Хит-Фм» в городе Ухте. Ролик был предоставлен заказчиком. Рассматриваемая реклама размещалась  одновременно в телевизионном, наружном, печатном  формате и в группе в социальной сети «Вконтакте». Сама фраза была взята из телевизионного ролика, где на экране были показаны лучшие коллекции платьев известных фирм «Gabbiano», «Ledy white» с которыми подписаны эксклюзивные права на продажу в г. Ухте.

В материалах рекламного дела имеются копии: счёта № 509 от 01.12.2015, выставленного ООО «Магазин рекламы» в адрес ИП <…> за демонстрацию ролика на «Радио ХИТ FM», акта выполненных работ-услуг № 000524 от 25.12.2015, выставленного ООО «Магазин рекламы» в адрес ИП <…> за демонстрацию ролика на «Радио ХИТ FM», согласно которому вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок, заказчик – ИП <…> претензий по объёму, качеству и срокам оказания услуг претензий к исполнителю – ООО «Магазин рекламы» не имеет.

Из имеющихся  материалов рекламного дела следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <…>, рекламопроизводителем – ООО «Магазин рекламы», рекламораспространителем – ЗАО «СеверТелеКом».

Коми УФАС России Определениями неоднократно запрашивало у ИП <…> документы и письменную информацию, в том числе о рекламодателе, рекламопроизводителе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы,  обстоятельствах производства и размещения рассматриваемой рекламы, причинах размещения рекламы в нарушение требований Закона о рекламе.

Письмом вх. № 4493 от 02.09.2016 ИП <…> отказалась от представления запрашиваемого Коми УФАС России.

Таким образом, <…> при рассмотрении дела № Р 10-02/16 уклонилась от содействия Коми УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по рекламному делу, и от своей защиты.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела не установлено обстоятельств, указывающих на то, что нарушение п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе произошло не по вине рекламодателя – ИП <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодатель – ИП <…>, на которого в силу  в силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе, не предпринял достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности по контролю за содержанием рекламы, что является исключительной зоной ответственности рекламодателя.

Кроме того, из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодатель, несмотря на то, что реклама была размещена в нарушение требований рекламного законодательства, подписал акт выполненных работ-услуг № 000524 от 25.12.2015 без дополнений и замечаний, в период распространения рассматриваемой рекламы претензий к рекламопроизводителю и рекламораспространителю не предъявлял, следовательно, содержание рекламы соответствовало требованиям заказчика.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе произошло именно по вине рекламодателя – ИП <…>.

Таким образом, <…> нарушены требования п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.

 Согласно выписке из ЕГРИП в отношении ИП <…> от 27.09.2016, основным видом её деятельности является торговля розничной одеждой в специализированных магазинах.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ИП <…> для получения прибыли от осуществления её экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения дела № Р 10-02/16 установлено, что рассматриваемая реклама размещалась в период с 02.12.2015 по 25.12.2015 на территории г. Ухты Республики Коми.

           На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей  рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

Поскольку вина ЗАО «СеверТелеКом» в нарушении требований Закона о рекламе Комиссией не установлена, производство по делу № Р 10-02/16 в отношении указанного лица подлежит прекращению.

 На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, п. 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать рекламу следующего содержания: «Покори всех своей элегантностью и неповторимым шиком. Салон «Дом свадьбы» лучший выбор свадебных платьев ул. Юбилейная, 14/1, телефон 76-20-04»,  размещенную 12 декабря 2015 года на радиостанции «Хит-ФМ» (вещание на частоте 104.4 МГц (FM) г. Ухта), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

 2. Прекратить производство по делу № Р 10-02/16 в отношении ЗАО «СеверТелеКом»

 3. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения рекламы.

 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

______________  <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________      <…>

 

 

 

 

 

______________  <…>

 

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

                       О  ПРЕКРАЩЕНИИ  НАРУШЕНИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  О  РЕКЛАМЕ

 

 

28 сентября 2016 года

 

 

 

 

 

  № 03-01/9028

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии – <…> – врио заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии: <…> – ведущий  специалист-эксперт отдела Управления;  <…> – специалист-эксперт отдела Управления,

           на основании своего Решения от 28.09.2016 по делу № Р 10-02/16 о признании рекламы следующего содержания: «Покори всех своей элегантностью и неповторимым шиком. Салон «Дом свадьбы» лучший выбор свадебных платьев ул. Юбилейная, 14/1, телефон 76-20-04»,  размещенной 12 декабря 2015 года на радиостанции «Хит-ФМ» (вещание на частоте 104.4 МГц (FM) г. Ухта), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Индивидуальному предпринимателю <…>, зарегистрированной по адресу: <…>, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение на радиостанции «Хит-ФМ» (вещание на частоте 104.4 МГц (FM) г. Ухта) рекламы следующего содержания: «Покори всех своей элегантностью и неповторимым шиком. Салон «Дом свадьбы» лучший выбор свадебных платьев ул. Юбилейная, 14/1, телефон 76-20-04» в нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Индивидуальному предпринимателю <…>, зарегистрированной по адресу: <…>, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 07 ноября  2016 года.

Невыполнение в установленный срок предписания о прекращении  нарушения законодательства о рекламе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня выдачи предписания в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________    <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________      <…>

 

 

 

 

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны