Решение №03-01/9069 Решение и предписание по делу № Р 28-07/16 от 29 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

 

29 сентября 2016 года

(изготовление  решения  в полном  объеме)

21 сентября 2016 года

(оглашение  резолютивной части)

 

 

 

 

  

     № 03-01/9069                 

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии: <…>– врио заместителя руководителя Управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

члены Комиссии: <…> – главный  специалист – эксперт отдела Управления; <…> - специалист-эксперт отдела Управления,

рассмотрев дело № Р 28-07/16, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Премьер-фильм» (далее – ООО «Премьер-фильм») о распространении 16.05.2016 в средстве массовой информации – радиоканале «Радио Ди ФМ Воркута» реклам с признаками нарушения требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие ООО «Премьер-фильм», Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (далее – Управление Роскомнадзора по Республике Коми) (указанные лица надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, соответствующие доказательства в материалах дела имеются),

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Коми УФАС России поступили письменная информация и материалы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике письмом № 2631-01/11 от 14.06.2016 (вх. № 3145 от 20.06.2016), из которых следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Коми проведено плановое систематическое наблюдение  в отношении  ООО «Премьер-фильм», по результатам которого выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 15 Закона  о рекламе, а именно:  16.05.2016      объем рекламных сообщений составил более 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки.

По результатам рассмотрения обращения принято решение о возбуждении дела № Р 28-07/16 по признакам нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в отношении ООО «Премьер-фильм».

Из материалов рекламного дела № Р 28-07/16 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

Управлением Роскомнадзора по Республике Коми представлена копия акта систематического наблюдения  ООО  «Премьер-фильм» от 31.05.2016 № А-11/3/48-нд/62, согласно Приложению 2 к которому (Справка о результатах систематического наблюдения по лицензии № 22576 от 21.12.2012) в ходе проведения наблюдения выявлено, в том числе нарушение требований ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

В соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 21.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» радиоканал является средством массовой информации, а отдельный выпуск радиоканала составляет продукцию средства массовой информации.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ 11-00275 от 15.09.2014 учредителем радиоканала «Радио «Ди ФМ Воркута» является ООО «Премьер-фильм», примерная тематика и (или) специализация: музыкальная,  развлекательная, информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе; территория распространения: МО ГО «Воркута» (Республика Коми).

В соответствии с лицензией на осуществление радиовещания серии РВ № 22576 от 21.12.2012 (приложение № 1 и № 2) ООО «Премьер-фильм» осуществляет распространение средства массовой  информации «Радио «Ди ФМ Воркута»; среда вещания радиоканала: наземное эфирное вещание; территория вещания – г. Воркута Республики Коми, общий объем вещания в неделю – 168 часов, время вещания – ежедневно, круглосуточно; направления вещания радиоканала «Радио «Ди ФМ Воркута» - информационное, музыкальное, развлекательное.

Согласно письменным пояснениям ООО «Премьер-фильм», представленным в материалы рассматриваемого дела, 16.05.2016 объём рекламы на радиоканале  «Радио «Ди ФМ Воркута» не превысил 20 %, поскольку продолжительность рекламы в указанный день составляет 151 минуту 52 секунды, что составляет 10,5% общего вещания в течение суток (24 часа).

Комиссия, оценив вышеуказанный довод, приходит к выводу, что данная позиция Общества является ошибочной ввиду нижеследующего.

  Согласно разъяснениям ФАС России № АК/54867/15 от 08.10.2015  в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

  Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

   При этом в объем рекламы, транслирующейся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

 Таким образом, объём рекламы рассчитывается для каждой радиопрограммы в отдельности в зависимости от времени вещания такой радиопрограммы в течение суток, а не исходя из общего вещания канала в сутки (24 часа).

Из материалов рекламного дела следует, что  16.05.2016 объем рекламных сообщений на радиоканале  «Радио «Ди ФМ Воркута» превысил 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки, а именно: общий объём вещания в сутки радиоканала «Радио «Ди ФМ Воркута» в указанную дату составил 4:56:31 (100%), при этом реклама составила 1:30:16 или 30, 41%.

Факт превышения объема рекламных сообщений на радиоканале «Радио «Ди ФМ Воркута» 16.05.2016 подтверждается также представленными ООО «Премьер-фильм» документами, а именно: согласно эфирной справке о размещении аудиосообщений, передач на радиоканале Ди ФМ Воркута за 16.05.2016, представленной Обществом, общий объём вещания радиоканала «Ди ФМ Воркута» 16.05.2016 – 4:58:22 (100%), объём рекламы – 1:25:52 (27%). 

Из представленных материалов следует, что радиоканал «Радио «Ди ФМ Воркута» не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Следовательно, продолжительность рекламы, размещаемой в указанном СМИ, должна соответствовать требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах рекламы, размещенные 16.05.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Ди ФМ Воркута», распространены в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Распространение продукции средства массовой информации «Ди ФМ Воркута» (эфирное вещание) осуществляется ООО «Премьер-фильм» на основании лицензии на осуществление радиовещания серии РВ № 22576 от 21.12.2012.

           При этом, согласно письменным пояснениям ООО «Премьер-фильм» от 09.09.2016 (вх. № 4666 от 13.09.2016), представленным в материалы рассматриваемого дела, Общество считает, что не является в рассматриваемом случае субъектом ответственности за нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, поскольку таковыми являются редакции СМИ «Ди ФМ Воркута» и главный редактор  редакции СМИ «Ди ФМ Воркута».

           Комиссия, оценив заявленный ООО «Премьер-фильм» довод, пришла к нижеследующим выводам.

           Как следует из материалов рекламного дела, ООО «Премьер-фильм» является учредителем СМИ – радио «Ди ФМ Воркута». Согласно п. 3.2 договора между учредителем (ООО «Премьер-фильм») и редакцией СМИ – радиоканалом Радио «Ди ФМ Воркута» от 02.10.2014 (далее – договор), редакция не является юридическим лицом и действует на правах структурного подразделения Учредителя СМИ. Пунктом 4.1.2 установлено, что Учредитель вправе принять решение о прекращении или приостановлении деятельности СМИ на основаниях и в порядке, указанных в договоре.         

           Таким образом, редакция СМИ - радиоканал Радио «Ди ФМ Воркута» не является юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом,  она создана в целях осуществления производства и выпуска средства массовой информации, действует в интересах учредителя СМИ – ООО «Премьер-фильм».

   Пунктом 3.3 договора закреплено, что редакцией СМИ руководит главный редактор СМИ, осуществляющий полномочия на основе законодательства РФ о СМИ и настоящего договора. Главный редактор назначается и освобождается от должности директором Учредителя. Учредителем СМИ - радиоканал Радио «Ди ФМ Воркута» является ООО «Премьер-фильм». Таким образом, главный редактор радиоканала «Ди ФМ Воркута» является должностным лицом ООО «Премьер-фильм».

  Субъекты ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе за нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, установлены в статье 38 Закона о рекламе. В рассматриваемом случае ответственность за данное нарушение в силу части 7 статьи 38 Федерального Закона о рекламе несет рекламораспространитель. По мнению ФАС России, рекламораспространителем выступает владелец лицензии на вещание средства массовой информации, объем трансляции рекламы в котором превысил установленную Законом норму. В рассматриваемом случае из материалов рекламного дела следует, что таковым лицом является ООО «Премьер-фильм».

  Таким образом, рекламораспространителем реклам, размещенных 16.05.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Ди ФМ Воркута», является ООО «Премьер фильм».

  Согласно Уставу ООО «Премьер-фильм», копия которого представлена в материалы рассматриваемого дела, основной целью создания Общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли (п. 3.1. Устава). Пунктом 3.3 Устава определено, что одним из основных видов деятельности Общества является рекламная деятельность.

  Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Премьер-фильм», одним из видов деятельности Общества является рекламная деятельность.

          Из вышеизложенного следует, что рекламы, вышедшие в эфир 16.05.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Ди ФМ Воркута», размещены ООО «Премьер-фильм» с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности, и целям уставной деятельности Общества.

          В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, ООО «Премьер-фильм» просит прекратить рассмотрение административного дела либо при установлении вины в содеянном применить административное наказание виде предупреждения.

Вместе с тем, в рамках производства по рекламному делу вышеуказанные вопросы Комиссией не разрешаются. Процесс рассмотрения рекламного дела осуществляется  в соответствии с Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого приказом ФАС России № 711/12 от 23.11.2012, в результате которого Комиссией принимается, в том числе мотивированное решение о признании рекламы ненадлежащей и об установлении лиц, виновных в распространении ненадлежащей рекламы.

Вопросы возбуждения и рассмотрения административных дел, равно как и вопросы о применении мер наказания за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе решаются в рамках дел об административных правонарушениях в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов рекламного дела следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «Премьер-фильм» законодательства о рекламе в рассматриваемый период, являлся и.о. главного редактора СМИ – радиоканала «Ди ФМ Воркута» <….>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «Премьер-фильм» и должностного лица Общества – и.о. главного редактора СМИ – радиоканала «Ди ФМ Воркута» <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ООО «Премьер-фильм» и должностного лица Общества - главного редактора СМИ – радиоканала «Ди ФМ Воркута» <…> должных мер по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.

Таким образом, ООО «Премьер-фильм» и должностным лицом Общества - главным редактором СМИ – радиоканала «Ди ФМ Воркута» <…> нарушены требования ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории г. Воркуты Республики Коми 16.05.2016.

           На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей  рекламы.

           В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Премьер-фильм» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.  

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать рекламы, размещённые 16.05.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Ди ФМ Воркута», ненадлежащими, поскольку они распространены в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
  2. Выдать ООО «Премьер-фильм» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Премьер-фильм» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________    <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________     <…>

 

 

 

 

 

______________  <…>

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

                       О  ПРЕКРАЩЕНИИ  НАРУШЕНИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                 РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  О  РЕКЛАМЕ

 

 

29 сентября 2016 года

 

 

 

 

 

  № 03-01/9069

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

председателя Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

членов Комиссии: <…> - главного специалиста-эксперта отдела Управления; <…> –специалиста-эксперта отдела Управления;            

на основании своего Решения от 29.09.2016 по делу № Р 28-07/16 о признании реклам, размещённых 16.05.2016 в средстве массовой информации - радиоканале «Ди ФМ Воркута», ненадлежащими, поскольку они распространены в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Премьер-фильм», адрес места нахождения: 169900, Республика Коми, г. Воркута, площадь Центральная, д. 1, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение реклам в средстве массовой информации - радиоканале «Ди ФМ Воркута» в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

2. Обществу с ограниченной ответственностью «Премьер-фильм», адрес места нахождения: 169900, Республика Коми, г. Воркута, площадь Центральная, д. 1, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 14 ноября 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении  нарушения законодательства о рекламе, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо административный штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня выдачи предписания в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

______________    <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________     <…>

 

 

 

 

 

______________  <…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны