Решение №03-01/9272 Решение по делу № Р 38-08/12 в отношении ЗАО «Газета «Красно... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

 

 

 

 

 

№ 03-01/9272                       

24 октября 2012 года

(изготовление решения в полном объеме)

15 октября 2012 года

(оглашение резолютивной части)

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе: <…>, рассмотрев материалы дела № Р 38-08/12, возбужденного в отношении закрытого акционерного общества «Газета «Красное знамя» (далее - ЗАО «Газета «Красное знамя») и индивидуального предпринимателя <...>а (далее - ИП <...> Д.О.), по факту распространения рекламы, размещенной на странице 24 газеты «Красное знамя» № 4 (25722) от 19.01.2012, следующего содержания: «Вятские меха Приглашают Вас на выставку-продажу меховых изделий фабрик города Кирова. В ассортименте: - Шубы - Головные уборы - Дубленки - Воротники  - Пуховики 25 января в Центр досуга и кино Октябрь. По адресу: Сыктывкар, Советская, 53. Действуют скидки!!! Предоставляется кредит. Время работы с 10 до 19 часов. Новогодняя акция купи шубу-шапка в подарок!!!», с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- ЗАО «Газета «Красное знамя», надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела Определением № 03-01/8325 от 17.09.2012, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16700063958027 от 24.09.2012;

- ИП <...>а Д.О., надлежащим образом извещённого о месте и времени рассмотрения настоящего дела Определением № 03-01/8325 от 17.09.2012, что подтверждается телефонограммой от 10.10.2012; отчётом об отправке факсограммы от 10.10.2012; письмом ИП <...>а Д.О. (вх. № 1122 от 15.10.2012),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлен факт распространения рекламы, размещенной в газете «Красное знамя» на странице 24 № 4 (25722) от 19.01.2012, следующего содержания: «Вятские меха Приглашают Вас на выставку-продажу меховых изделий фабрик города Кирова. В ассортименте: - Шубы - Головные уборы - Дубленки - Воротники  - Пуховики 25 января в Центр досуга и кино Октябрь. По адресу: Сыктывкар, Советская, 53. Действуют скидки!!! Предоставляется кредит. Время работы с 10 до 19 часов. Новогодняя акция купи шубу-шапка в подарок!!!» (далее - рассматриваемая  реклама).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, рекламой признается  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена в печатном издании посредством размещения ее на странице 24 № 4 (25722) от 19.01.2012 газеты «Красное знамя»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: вятским мехам, выставке-продаже меховых изделий фабрик города Кирова, шубам, головным уборам, дубленкам, воротникам, пуховикам, услугам по предоставлению кредита, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, информация, размещенная в газете «Красное знамя» на странице 24 № 4 (25722) от 19.01.2012, является рекламой.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

Из положений части 1 статьи 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация. Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно разъяснениям ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126, в случае размещения в рекламе какого – либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Закона о рекламе, в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

В силу положений, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Из материалов рекламного дела следует, что кредит, указанный в тексте рассматриваемой рекламы, предоставляется банками, следовательно, является финансовой услугой, на которую распространяются требования с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Указание реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуге), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование организации, оказывающей услуги по кредиту.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 1 ст. 28 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ЗАО «Газета «Красное знамя», юридический адрес: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 229, ОГРН 1021100522717, ИНН 1101203979, КПП 110101001; рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> Д.О., адрес места регистрации: <…>, ИНН 434547087725, ОГРН 304434506900334.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Красное знамя», учредителем которой, согласно копии свидетельства о регистрации средства массовой информации № Ф0083 от 14.03.1997, является ЗАО «Газета «Красное знамя».

В соответствии с Уставом ЗАО «Газета «Красное знамя», общество является коммерческой организацией. Основным видом деятельности общества является выпуск средства массовой информации - газеты «Красное знамя» и связанные с этим виды деятельности, в том числе рекламная и информационная. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его балансе.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 29.08.2012, ЗАО «Газета «Красное знамя» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1021100522717.

В материалы рекламного дела лицами, участвующими в деле, представлены копии: акта на выполнение работ – услуг № 000024 от 19.01.2012, счета № 24 от 18.01.2012 за размещение рекламного модуля в газете «Красное знамя», счет – фактуры № 00024 от 19.01.2012 за размещение рекламно-информационного модуля в газете «Красное знамя», платежного поручения № 7 от 20.01.2012.

Согласно письменным пояснениям ЗАО «Газета «Красное знамя» б/н от 13.09.2012 (вх. № 5181 от 13.09.2012), рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> Д.О., адрес места регистрации: <…>. 18.01.2012 посредством факсимильной связи в редакцию газеты поступила заявка ИП <...>а Д.О. из г. Кирова на платное размещение рекламно-информационного материала площадью 110,7 кв. см., в цвете на сумму 5 800 (пять тысяч восемьсот) рублей. Текст (содержание и наполнение) было определено рекламодателем в заявке. Согласно этой заявке была изготовлена реклама. Готовая реклама была отправлена по факсу рекламодателю ИП <...>у Д.О на согласование и одобрена им в тот же день. Указанная реклама была размещена на странице 24 газеты «Красное знамя» 19.01.2012. Территория распространения указанной рекламы – Республика Коми.

Согласно письменным пояснениям ИП <...>а Д.О., представленным в материалы рекламного дела  (вх. № 1122 от 15.10.2012), указанная реклама выходила 19.01.2012 в г. Сыктывкаре. Текст рекламы был определен ИП <...>ым Д.О.

В письменных пояснениях, представленных ЗАО «Газета «Красное знамя» в материалы рекламного дела, общество указывает на то, что объектом рекламирования выступала выставка-продажа меховых изделий фабрик города Кирова, а не какие-либо финансовые услуги. ЗАО «Газета «Красное знамя» считает, что нарушений законодательства о рекламе не допустило.

Как следует из письменных пояснений, представленных ИП <...>ым Д.О. в материалы рекламного дела (вх. № 1122 от 15.10.2012), ИП <...> Д.О. реализует меховые изделия: шубы, головные уборы, дубленки, воротники, пуховики, и рассматриваемая реклама направлена на их продвижение на рынке. По мнению ИП <...>а Д.О., фраза «предоставляется кредит» - это не реклама, а информация для покупателей, которые могут воспользоваться потребительским кредитом в любых банках.

Указанные доводы ЗАО «Газета «Красное знамя» и ИП <...>а Д.О. Комиссией отклоняются в силу нижеследующего.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг (кредиту) и поэтому должна распространяться с учетом требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что реклама, размещенная в газете «Красное знамя» на 24 странице № 4 (25722) от 19.01.2012, содержит предложение, обращенное к потенциальным покупателям меховых изделий, таких как: шубы, головные уборы, дубленки, воротники, пуховики, воспользоваться кредитом, то есть, направлена, в том числе на привлечение внимания к услуге по оформлению меховых изделий в кредит. В рассматриваемом случае указание на предоставление кредита создает впечатление, что можно приобрести меховые изделия в кредит. При этом рекламная информация не содержит сведения о том, какая именно организация предоставляет кредит, то есть сведения, которые в силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе являются обязательными.

Коми УФАС России Определением о возбуждении дела № Р 38-08/12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 24.08.2012 № 03-01/7496 запрашивало у ЗАО «Газета «Красное знамя» письменную информацию, в том числе о должностном лице ЗАО «Газета «Красное знамя», ответственном за соблюдение законодательства о рекламе применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела (с приложением подтверждающих документов).

ЗАО «Газета «Красное знамя» в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела (вх. № 5181 от 13.09.2012), определило в качестве виновного лица заместителя главного редактора по коммерции Фролову Елену Юрьевну (далее – Фролова Е.Ю.), указав, что контроль за соблюдением рекламного законодательства при подготовке газеты «Красное знамя» возложен на заместителя главного редактора по коммерции ЗАО «Газета «Красное знамя», которым на основании приказа № 59-ЛС от 18.10.2011, является Фролова Е.Ю.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела № Р 38-08/12 установлено, что по вине ЗАО «Газета «Красное знамя» произошло нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе; по вине ИП <...>а Д.О. произошло нарушение требований ч. 1 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела № Р 38-08/12 усматривается, что со стороны ЗАО «Газета «Красное знамя» и ИП <...>а Д.О. должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ЗАО «Газета «Красное знамя» нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе; ИП <...>ым Д.О. нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из пояснений, представленных ЗАО «Газета «Красное знамя» и ИП <...>ым Д.О. в материалы рекламного дела, следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории Республики Коми 19.01.2012.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается имеющимся в материалах рекламного дела оригиналом газеты «Красное знамя» № 67 (25785) от 06.09.2012.

В связи с добровольным устранением совершённого нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 № 453,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Вятские меха Приглашают Вас на выставку-продажу меховых изделий фабрик города Кирова. В ассортименте: - Шубы - Головные уборы - Дубленки - Воротники  - Пуховики 25 января в Центр досуга и кино Октябрь. По адресу: Сыктывкар, Советская, 53. Действуют скидки!!! Предоставляется кредит. Время работы с 10 до 19 часов. Новогодняя акция купи шубу-шапка в подарок!!!», размещённую в газете «Красное знамя» на странице 24 № 4 (25722) от 19.01.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ЗАО «Газета «Красное знамя» и ИП <...>у Д.О. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ЗАО «Газета «Красное знамя» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении заместителя главного редактора по коммерции ЗАО «Газета «Красное знамя» Фроловой Е.Ю. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>а Д.О. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2012 года.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны