Определение №03-01/9958 Определение о прекращении производства по делу Р 18-07/17 от 20 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
|
||
Определение
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № Р 18-07/17
|
||
18 октября 2017 года |
|
№ 03-01/9958 |
Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
<…>;
рассмотрев дело № Р 18-07/17, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «О'КЕЙ» (далее - ООО «О'КЕЙ») по факту распространения 11.05.2017 в 16 часов 37 минут на абонентский номер <...> рекламы с признаками нарушения требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
в присутствии представителя ООО «О'КЕЙ» – <…>, действующей на основании доверенности № ОК/17-7553 от 20.12.2016,
в отсутствие:
- заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела),
- <...>, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела),
- ООО «СМС Трафик», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела),
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступили обращения гражданина (вх. № Ш-86 от 24.05.2017; вх № Ш-87 от 25.05.2017), указывающие на признаки нарушения требований Закона о рекламе.
По результатам рассмотрения обращений принято решение о возбуждении дела № Р 18-07/17 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе в отношении ООО «О'КЕЙ», о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/7226 от 27.07.2017.
Определением № 03-01/9464 от 26.09.2017 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен <...>, поскольку абонентский номер <...> на который поступила рассматриваемая реклама, зарегистрирован на него, кроме того, сахар-песок 13.05.2017 он приобретал совместно с заявителем.
Из материалов дела № Р 18-07/17 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.
Заявитель указывает, что на абонентский номер <...>11.05.2017 в 16 часов 37 минут поступило рекламное сообщение гипермаркета О'КЕЙ с предложением покупки сахара 5 кг. за 149 руб.
Заявителем представлен скриншот рекламного сообщения, в котором указано: «Сахар-песок 5кг за 149р по карте О'КЕЙ 12-14.05.17 во всех О'КЕЙ».
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством SMS-сообщения;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: О'КЕЙ, сахару-песку, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация, распространенная посредством SMS-сообщения, является рекламой.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Пленум ВАС РФ в постановлении от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в п. 29 указал, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Согласно пояснениям <…>, данным ей в ходе рассмотрения рекламного дела 25.08.2017, рассматриваемая реклама является недостоверной, поскольку цена приобретенного товара - сахара (5 кг.) составила 184 рубля 07 копеек, тогда как рекламе указано: «Сахар-песок 5 кг. за 149 р. по карте О'КЕЙ во всех О'КЕЙ». В итоге, цена сахара за 5 кг. оказалась больше, чем заявлена в рассматриваемой рекламе.
Заявителем в материалы рекламного дела представлена копия платежного документа (чека) от 13.05.2017, в котором указано: «Сахар-песок Русски 49.90 * 5 = 249.50 скидка = 65.43 с учетом скидки = 184.07».
Согласно письменным пояснениям ООО «О'КЕЙ» № 01 от 10.08.2017 (вх. № 2904э от 15.08.2017), представленным в материалы рекламного дела № Р 18-07/17, и пояснениям представителей ООО «О'КЕЙ», данным в ходе рассмотрения рекламного дела, в рассматриваемом случае реклама размещена с учетом требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, реклама достоверна, содержит верную информацию о цене рекламируемого товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Реклама «Сахар-песок 5-кг. за 149 р. по карте О'КЕЙ 12-14.05.17 во всех О'КЕЙ» является достоверной: в указанный период во всех торговых точках О'КЕЙ стоимость 5-килограммовой упаковки сахара-песка составляла 149 рублей, что подтверждается копиями кассовых чеков, представленными в материалы дела. В каждой торговой точке О'КЕЙ в отделе вкладки акционного товара «Сахар-песок» были дополнительно размещены баннеры, информирующие о реализации 5-килограммой упаковки сахара-песка по сниженной цене (макет баннера, фото размещения баннера в торговой точке представлены в материалы дела). Заявитель не воспользовался акционным предложением о приобретении 5-килограммовой упаковки сахара-песка по цене 149 рублей, вместо этого заявитель приобрел 5 отдельных упаковок сахара «Русский сахар», не являющегося предметом рассматриваемой рекламы.
ООО «О'КЕЙ» представило в материалы рекламного дела копии кассовых чеков, подтверждающих, что рекламируемый товар реализовывался потребителям по заявленной в рекламе цене (149 руб.) в указанный в рекламе период.
Из материалов рекламного дела усматривается, что указанный в рекламе товар («Сахар-песок 5 кг») реализовывался в указанный период (12-14.05.2017) по карте «О'КЕЙ» в торговых точках «О'КЕЙ» за 149 рублей, а заявителем приобретён другой товар – сахар-песок «Русский сахар», не являющийся объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе.
В связи с чем, достаточных оснований полагать, что рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, не имеется.
Следовательно, нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе не установлено.
В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указанная норма запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.
Заявитель в ходе рассмотрения рекламного дела 25.08.2017 указал, что рассматриваемая реклама ввела его в заблуждение, поскольку в ней отсутствовала информация о том, что рекламируемый товар - сахар 5 кг. за 149 р., реализовывается в одной таре (упаковке). В связи с чем, Комиссия в ходе рассмотрения рекламного дела усмотрела в рассматриваемой рекламе также признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, что нашло отражение в определении № 03-01/8222 от 25.08.2017.
ООО «О'КЕЙ» представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, согласно которым ООО «О'КЕЙ» донесло до потребителей информацию о реализации 5 килограмм сахара-песка по цене 149 рублей, не умалчивало какой-либо информации и не давало какой-либо информации, вводящей потребителя в заблуждение: в сообщении не фигурирует бренд или производитель сахара-песка, однако фигурирует вес сахара-песка. ООО «О'КЕЙ» также не указывало какой-либо информации, которая привела бы к искажению смысла рекламы: в торговой точке реально реализовывался сахар-песок заявленного веса (5 кг) по заявленной цене (149 руб.), что подтверждается кассовыми чеками.
ООО «О'КЕЙ» указывает, что наименование товара в рекламном сообщении соответствует наименованию товара, отражённому в кассовых чеках. Общество полагает, что в рекламе содержалась существенная информация о рекламируемом товаре и условиях его приобретения:
- вид товара – сахар-песок 5 кг,
- стоимость – 149 руб.,
- условия приобретения – по карте ООО «О'КЕЙ».
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми представило в материалы рекламного дела определение об отказе в возбуждении административного дела от 06.10.2017 по обстоятельствам, указанным в обращении заявителя. Нарушения прав потребителей при продаже сахара-песка, указанного в рассматриваемой рекламе, в гипермаркете «О'КЕЙ», расположенном по адресу: г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 131/3, Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми не выявлено. В частности, Управление Роспотребнадзора по Республике Коми указало следующее.
Существенными условиями для договоров купли-продажи являются условие о наименовании товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ), условие о количестве товара (ст. 465 ГК РФ), условие о цене товара (п. 2 ст. 494, п. 1 ст. 500 ГК РФ).
Под товаром, в силу п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует понимать вещь (вещи), определенную либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенную для продажи или иного введения в гражданский оборот.
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, изучив представленные ООО «О'КЕЙ» в материалы рекламного дела фотографии торгового зала и рекламного баннера, размещенного в торговом зале, а также кассовые чеки, пришло к выводу о том, что фактически в магазине «О'КЕЙ» покупателям была предоставлена необходимая и достоверная информация (существенные условия договора) о товаре и его стоимости, в том числе поступившая по SMS-рассылке.
В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела 13.10.2017 (вх. № 5542 от 16.10.2017), заявитель и <...> указали, что их возмутило поведение сотрудников ООО «О'КЕЙ», сообщивших об отсутствии сахара, этот факт послужил основанием для обращения в антимонопольный орган; в настоящее время они получили исчерпывающие комментарии от сотрудников ООО «О'КЕЙ» и не имеют претензий к содержанию рекламы.
При таких обстоятельствах, факт введения в заблуждение потребителей рекламы в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования не усматривается.
Таким образом, в ходе рассмотрения рекламного дела факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не подтвердился.
В соответствии с пунктом 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее – Регламент), Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела, если в процессе рассмотрения дела будет установлено, в том числе отсутствие фактов нарушения законодательства о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, пунктами 3.56, 3.57 Регламента, Комиссия сочла возможным удовлетворить ходатайство ООО «О'КЕЙ», изложенное в письме № 01 от 13.10.2017 (вх. № 3690э от 16.10.2017), и
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу № Р 18-07/17 в отношении ООО «О'КЕЙ» прекратить.
Председатель Комиссии |
|
______________ <…> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
______________ <…>
______________<…> |
|
|
|
|
|
|