Решение №03-05/5241 Решение и предписание по делу № Р 19-06/18 от 2 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

31 июля 2018 года

(изготовление решения

в полном объеме)

26 июля 2018 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

№ 03-05/5241

г. Сыктывкар

 

 

Управление Роскомнадзора

по Республике Коми

 

Коммунистическая ул.,

д. 17, г. Сыктывкар, 167000

 

 

ГАУ РК «Редакция газеты

«Княжпогостские вести»

 

Октябрьская ул., д. 25,

г. Емва, Княжпогостский р-н, Республика Коми, 169200

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев материалы дела № Р 19-06/18, возбужденного в отношении ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести», адрес места нахождения: 169200, Республика Коми, Княжпогостский р-н, г. Емва, ул. Октябрьская, д. 25, по факту размещения текста рекламы в периодическом печатном издании – газете «Княжпогостские вести», не специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, с признаками нарушения требований ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии <…> (далее – <...>) – <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести»,

в отсутствие Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступили материалы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом № 4634-01/11 от 15.06.2018 (вх. № 2949 от 19.06.2018) по факту размещения в газете «Княжпогостские вести» рекламы с признаками нарушения требований ст. 16 Закона о рекламе в части отсутствия пометки «реклама» или «на правах рекламы».

В результате рассмотрения материалов установлено следующее.

Управлением Роскомнадзора по Республике Коми при проведении 23.01.2018 мониторинга в отношении газеты «Княжпогостские вести» выявлено нарушение ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в связи с публикацией в выпуске № 3 (9898) от 16.01.2018 газеты «Княжпогостские вести» на 4 полосе объявления о проведении зрелищного мероприятия в отсутствие знака информационной продукции.

Так, на 4 полосе газеты «Княжпогостские вести» № 3 (9898) от 16.01.2018 размещена информация следующего содержания: «30 января нач. 19-00 РДК г. Емва ц.300-400р. т. <…> проект Вячеслава Добрынина (г. Москва) группа ДОКТОР ШЛЯГЕР в программе Ах, какая женщина! Не сыпь мне соль на рану, Синий туман и другие шлягеры».

По указанному факту Управлением Роскомнадзора по Республике Коми в отношении должностного лица – <…> СМИ газеты «Княжпогостские вести» <...> 28.02.2018 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, и направлен на рассмотрение мировому судье Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми.

Мировой судья Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми постановлением от 04.05.2018 по делу № 5-384/2018 производство по делу об административном правонарушении в отношении <...> прекратил в связи с отсутствием состава нарушения.

В обоснование своих доводов мировой судья указал, что рассматриваемое объявление является рекламой, в связи с чем, Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» на данную информацию не распространяется.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе:

- реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

- объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в периодическом печатном средстве массовой информации – газете «Княжпогостские вести»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – мероприятию группы ДОКТОР ШЛЯГЕР - программе «Ах, какая женщина!», формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, информация, распространенная посредством размещения на 4 полосе газеты «Княжпогостские вести» № 3 (9898) от 16.01.2018, является рекламой.

В силу ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ от 05.04.2017 серия ПИ № ТУ 11-00352 примерная тематика и (или) специализация газеты «Княжпогостские вести»: социальная, общественная, информационная, культурная, политическая, реклама в соответствии с законодательском Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, газета «Княжпогостские вести» не является периодическим печатным изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, следовательно, размещение текста рекламы в данной газете должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Текст рассматриваемой рекламы не содержит ни одной из предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Княжпогостские вести», соучредителем которой, согласно свидетельству о регистрации СМИ, является ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести».

Согласно п.п. 1.4., 1.13., 2.3., 2.4., 2.5., 2.6., 2.7., 8.1. Устава ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» (утвержден <…>. 26.12.2016) учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет печать, угловой штамп, бланки и другие реквизиты.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об автономных учреждениях».

Предметом деятельности Учреждения является выпуск средства массовой информации – газеты «Княжпогостские вести», приложений к ней и связанная с этим информационная и рекламная деятельность. Основными видами деятельности являются, в том числе издательская деятельность; издание газет.

Целью деятельности Учреждения является, в том числе издание средства массовой информации и его приложений.

Для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

1) подготовка, выпуск и распространение средства массовой информации и его приложений;

2) рекламная, информационная, издательская деятельность;

3) журналистская деятельность;

4) оказание услуг гражданам и юридическим лицам.

Учреждение оказывает следующие виды приносящей доход деятельности: рекламная деятельность.

Кроме государственного задания и обязательств Учредителя, Учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе доходы от выполнения работ, оказания услуг, относящихся к основной деятельности Учреждения, для граждан и юридических лиц за плату.

Как следует из письменных пояснений ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести», рекламодателем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ИП <…>; рекламораспространителем - ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести».

ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» сообщило, что 11.01.2018 на электронный адрес газеты «Княжпогостские вести» поступила заявка от <…> группы «Доктор Шлягер» <…> на размещение рекламного модуля. Даты публикаций и сумма были указаны в заявке. К письму был прикреплен готовый макет, который не требовал согласования. 12.01.2018 был отправлен скан счета для оплаты на имя <…>. В этот же день оплата была произведена. Впоследствии газета в формате PDF была отправлена на электронный адрес <…> для подтверждения публикации согласно заявке. Данный рекламный модуль размещался в газете «Княжпогостские вести» 16, 23 и 26 января 2018 года, территория распространения – Княжпогостский район. Нарушение Закона о рекламе, а именно отсутствие пометки «реклама», допущено только в первом случае – 16 января - по технической ошибке <…>. Изначально пометка была подписана на модуле, но модуль не был сгруппирован, и при перемещении на полосе пометка «реклама» не переместилась вместе с модулем. С <…> проведена разъяснительная работа, и впредь данные правонарушения не будут допускаться. В соответствии с Уставом учреждения должностным лицом, отвечающим за соблюдение законодательства Российской Федерации о СМИ, о защите конкуренции, о рекламе, является <…>.

ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» представлены: копия заявки по рекламе гр. «Доктор Шлягер» от 11.01.2018 с макетом, копия свидетельства о государственной регистрации <…> в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о постановке на учет <…> в налоговом органе, копия счета № 2/2018 от 12.01.2018 на сумму 8 500 рублей, копия чека об оплате услуг на сумму 8 500 рублей, копия письма от 16.01.2018 об отправке газеты «Княжпогостские вести» в формате PDF, копия письма от 19.01.2018 об отправке газеты «Княжпогостские вести», копия письма от 23.01.2018 об отправке газеты «Княжпогостские вести», копия письма от 26.01.2018 об отправке газеты «Княжпогостские вести».

В постановлении мирового судьи указано, что ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» выставлен счёт покупателю в качестве предоплаты за объявление в газете «Княжпогостские вести» от 16, 19, 23, 26 января 2018 г.; представлены выписки из газеты «Княжпогостские вести» от 23 и 26 января 2018 г., где указано, что данное объявление является рекламой; в судебном заседании <...> пояснила, что неопытный верстальщик не указал слово «реклама».

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести».

В соответствии с п.п. 4.1., 6.1., 6.5. Устава ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» органом управления Учреждением является, в том числе Руководитель Учреждения. Руководителем Учреждения является руководитель – главный редактор Учреждения. Руководитель Учреждения несет персональную ответственность за состояние дел в Учреждении, в том числе за соблюдение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, о защите конкуренции, о рекламе.

ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» представлены копия приказа Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям № <…> от <…> о назначении <...> ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести», копия трудового договора № <…> от <…>, заключенного с <...>, копии дополнительных соглашений к трудовому договору № <…> от <…>, № <…> от <…>, № <…> от <…>, № <…> от <…>, № <…> от <…>, заключенных с <...>

В материалы дела представлены письменные объяснения должностного лица – <...>.

Как следует из письменных объяснений <...>, в период распространения рассматриваемой рекламы <...> находилась при исполнении своих служебных обязанностей. Нарушение законодательства о рекламе было допущено в результате технической ошибки <…>, осуществляющего верстку газеты. Изначально пометка была помещена на модуль, однако модуль не был сгруппирован, и при перемещении на полосе пометка была утеряна. С <…> проведена разъяснительная работа, <...> аналогично сделаны соответствующие выводы, и впредь подобных правонарушений обязуются не допускать.

Из материалов рекламного дела усматривается, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине рекламораспространителя – ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» и должностного лица учреждения - <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» <...>.

ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» и должностное лицо учреждения - <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» <...> на стадиях размещения и распространения рекламы не осуществили надлежащего контроля за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе, вследствие чего рассматриваемая реклама была размещена в нарушение требований рекламного законодательства.

Таким образом, ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» и должностным лицом учреждения - <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» <...> нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.

<...> в письменных объяснениях просит учесть тот факт, что в ходе распространения данной рекламы нарушение было допущено только в одном случае, при двух других выходах данного модуля пометка «Реклама» была в наличии. В штатном расписании учреждения нет должности менеджера по рекламе, который бы занимался исключительно рекламой и, ввиду финансового состояния учреждения, нет возможности трудоустройства дополнительной штатной единицы. При рассмотрении дела ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» просило учесть, что ранее учреждение не привлекалось Коми УФАС России за нарушение законодательства о рекламе.

Комиссия оценила заявленные доводы и пришла к выводу, что отсутствие в штатном расписании учреждения должности менеджера по рекламе, отсутствие пометки «Реклама» только в одном случае, а также отсутствие фактов привлечения учреждения к ответственности за нарушение законодательства о рекламе не свидетельствует об отсутствии нарушения требований ст. 16 Закона о рекламе со стороны ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» и его должностного лица и не исключает производство по рекламному делу в отношении учреждения.

Комиссией установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в газете «Княжпогостские вести» 16 января 2018 года, территория распространения – Княжпогостский район, Республика Коми.

На дату принятия Комиссией решения доказательств, подтверждающих прекращение распространения ненадлежащей рекламы, в материалы рекламного дела не представлено.

  • связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58., 3.59. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу, размещенную в газете «Княжпогостские вести» на 4 полосе в выпуске № 3 (9898) от 16.01.2018 следующего содержания: «30 января нач. 19-00 РДК г. Емва ц.300-400р. т. <…> проект Вячеслава Добрынина (г. Москва) группа ДОКТОР ШЛЯГЕР в программе Ах, какая женщина! Не сыпь мне соль на рану, Синий туман и другие шлягеры», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.

2. Выдать ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести» <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

31 июля 2018 года

 

 

 

 

 

№ 03-05/5242

г. Сыктывкар

 

 

 

ГАУ РК «Редакция газеты

«Княжпогостские вести»

 

Октябрьская ул., д. 25,

г. Емва, Княжпогостский р-н, Республика Коми, 169200

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>,

на основании своего Решения от 31.07.2018 по делу № Р 19-06/18 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной посредством размещения на 4 полосе газеты «Княжпогостские вести» № 3 (9898) от 16.01.2018 следующего содержания: «30 января нач. 19-00 РДК г. Емва ц.300-400р. т. <…> проект Вячеслава Добрынина (г. Москва) группа ДОКТОР ШЛЯГЕР в программе Ах, какая женщина! Не сыпь мне соль на рану, Синий туман и другие шлягеры», поскольку она распространена с нарушением требований статьи 16 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе»,

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести», адрес места нахождения: 169200, Республика Коми, Княжпогостский р-н, г. Емва, ул. Октябрьская, д. 25, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение в газете «Княжпогостские вести» рекламы следующего содержания: «30 января нач. 19-00 РДК г. Емва ц.300-400р. т. <…> проект Вячеслава Добрынина (г. Москва) группа ДОКТОР ШЛЯГЕР в программе Ах, какая женщина! Не сыпь мне соль на рану, Синий туман и другие шлягеры», в нарушение требований статьи 16 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе».

2. ГАУ РК «Редакция газеты «Княжпогостские вести», адрес места нахождения: 169200, Республика Коми, Княжпогостский р-н, г. Емва, ул. Октябрьская, д. 25, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 27 августа 2018 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо административный штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня выдачи предписания в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

_______________<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны